Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕравосознание и его культура, правовое послушание




ѕравосознани€ Ч это представлени€ и пон€ти€, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры, в поведении людей с точки зрени€ прав и об€занностей, законности и противозаконности; это правовые тео≠рии, правова€ идеологи€. ѕравосознание €вл€етс€ идейным выраже≠нием объективных общественных отношений, прежде всего экономических и социальных. ѕраво воздействует на формирование правосознани€, а последнее реализуетс€ в праве и правосудии. ќсновы правосознани€ составл€ют чувство собственного достоинства, со≠весть и внутренн€€ дисциплина воли, взаимное уважение и доверие граждан друг к другу, к власти, а власти Ч к гражданам.

»стори€ знает острые конфликты правосознани€ лучших, прогрессивнейших людей общества с действующими нормами права.  онфликт может возникнуть и в результате произвола, когда чело≠век ставит свое я выше норм права и морали общества, порой ру≠ководству€сь при этом иде€ми прогресса. ќбщество карает личность за произвол.

ѕравосознание занимает как бы промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. ¬ отличие от по≠литического сознани€ оно относитс€ к государству не как к объекту борьбы за политическую власть, а как к внешней регламентирующей силе, требующей безусловного подчинени€, но вместе с тем полу≠чающей при этом и определенную оценку. ¬ отличие от нравствен≠ных норм, которые исход€т не от государства, но от самого человека и имеют дл€ него абсолютный ценностный характер, но не имеют силы закона, в правосознании пон€ти€ должного и справедливого мысл€тс€ как то, что должно стать и государственным законом, за нарушение которого должны последовать материально-действенные санкции. ѕри этом право нуждаетс€ в поддержке нравственности: без посто€нного взаимодействи€ с нравственностью правосознание имеет шаткую основу. Ќедаром говоритс€: хорошие нравы лучше и надежнее даже отличных законов.

ЂЌравы и обычаи суть пор€дки, не установленные законами... ћежду законами и нравами есть то различие, что законы опреде≠л€ют преимущественно действи€ гражданина, а нравы Ч дейст≠ви€ человека. ћежду нравами и обыча€ми есть то различие, что первые регулируют внутреннее, а вторые Ч внешнее поведение че≠ловекаї[93].

¬ обиходной жизни мы забываем об ограничении правил и норм поведени€, но они все же остаютс€ дл€ нас незыблемыми. Ќа стадии правосознани€ они высвечиваютс€ и выступают уже как осознанные регул€тивы.

ѕравосознание во многом ориентируетс€ на рационально-нрав≠ственные оценки. ћежду нравственностью и правом существует тес≠нейша€ св€зь: право в самом себе имеет и нравственный смысл.  ак нравственное, так и правовое сознание Ч это различные грани едино-цельной духовной жизни человека и общества. Ѕудучи св€зан≠ными, нравственность и право Ч это вместе с тем сущностно раз≠личные формы личного и общественного сознани€. –азличие между ними состоит, в частности, в неограниченности чисто нравственных состо€ний и норм и ограниченности правовых требований. ћожно определить право как Ђминимум нравственностиї, который юриди≠чески закреплен в соответствующих законах. ѕраво требует от своих граждан главным образом объективной реализации этого Ђминиму≠ма добраї или реального устранени€ Ђизвестной доли злаї, и в этой реализации право с неизбежностью допускает принуждение. »стоки нравственного начала Ч в совести человека, в его доброй воле. »наче говор€, право есть принудительное требование реализации определенного минимума добра или пор€дка, не допускающего из≠вестных про€влений зла. Ёто обеспечивает достижение двух целей: личной свободы и общего блага.

ѕонимание права предполагает понимание того, что законно или незаконно, и осознание того, что исполнение его об€зательно. ѕо словам ‘.ћ. ƒостоевского, подавл€ть в себе долг и не признавать об€занности, требу€ в то же врем€ всех прав себе, есть только свин≠ство. ѕраво Ч необходимое условие существовани€ свободных людей в обществе. ≈сли ты хочешь быть свободным, ты должен ог≠раничить свою свободу, дабы предоставить свободу другим.

»так, обыденно-практический уровень правосознани€ стремитс€ оценить действующие законы с позиции их соответстви€ нравственным требовани€м, а теоретическое правовое мышление рассмат≠ривает действующее право с позиции его социального и политичес≠кого смысла, его соответстви€ рациональным требовани€м, объек≠тивно обусловленным реальным процессом общественной и поли≠тической жизни. Ёто можно рассматривать как противоречие, а можно и как взаимодополнение. “акие два подхода основываютс€ на практике: в жизни реализуетс€ и тот, и другой.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1089 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

545 - | 486 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.