Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ема 10




 

ќбщественное сознание Ч субъект и объект

духовна€ культура

¬ этой теме мы переходим к рассмотрению достижений духовной культуры человечества, входим в богатое царство духа. ¬се много≠образие этих достижений Ч суть продукты общественного и личного сознани€. ћы проанализируем различные аспекты и уровни этого сознани€ и их значимость в жизни общества и в бытии личности. ƒумаетс€, что наиболее логичным €вл€етс€ системный анализ всех элементов духовной жизни по различным основани€м ее делени€ и в конце, как итог Ч ее целостности Ч через наиболее интегральный ее элемент Ч культуру.

ѕрежде чем та или ина€ иде€ станет предметом общественного спроса, она, разумеетс€, должна найти отражение в духовном запро≠се мысл€щих людей. ќбщественное сознание Ч это воззрени€ людей в их совокупности на €влени€ природы и социальную реальность.

ќбщественное сознание обладает сложной структурой и различ≠ными уровн€ми, начина€ от житейского, обыденного, от социаль≠ной психологии и конча€ самыми сложными, строго научными фор≠мами. —труктурными элементами общественного сознани€ €вл€ютс€ различные его формы: политическое, правовое, нравственное, ре≠лигиозное, эстетическое, научное и философское сознание, кото≠рые различаютс€ между собой по предмету и форме отражени€, по социальной функции, по характеру закономерности развити€, а также по степени своей зависимости от общественного быти€.

¬опрос о сущности общественного сознани€ не так прост, как может показатьс€. ѕерва€ сложность заключаетс€ в том, что при≠менительно к отношению общественного быти€ и общественного сознани€ нельз€ просто говорить о Ђпервичности и вторичностиї в общефилософском плане. Ќельз€ потому, что этого недостаточно. ¬ самом деле, общественное сознание возникло не спуст€ какое-то врем€ после возникновени€ общественного быти€, а одновременно и в единстве с ним. » если мирозданию в целом Ђбезразличної су≠ществование человеческого разума, то общество не могло бы без него не только возникнуть и развиватьс€, но и просуществовать ни одного дн€ и даже часа. ¬ силу того что общество есть субъектно-объектна€ реальность, общественное бытие и общественное созна≠ние как бы Ђнагруженыї друг другом: без энергии сознани€ общест≠венное бытие статично и даже мертво. » сам процесс материаль≠ного производства обладает лишь относительной свободой от влас≠ти сознани€.

—ущность сознани€ состоит в том, что оно может осмыслить общественное бытие только при условии одновременного актив≠но-творческого преобразовани€ его. ‘ункци€ Ђопережающего от≠ражени€ї сознани€ наиболее четко реализуетс€ в отношении об≠щественного быти€. „еловека всегда повергает в смущение несо≠ответствие между стремительным полетом духа в будущее и отно≠сительной медлительностью развити€ общественного быти€. Ћюбое будущее рисуетс€ как некий социальный идеал, и не при≠ходитс€ удивл€тьс€, что возникающее несоответствие не удовле≠твор€ет интерес творчески ищущего духа к наличной действитель≠ности. Ёто обусловливает острое противоречие между устремле≠ни€ми творческого духа и соответствующими реали€ми. ¬ истории есть множество примеров, когда идеи, в частности социально-по≠литические, опережают наличное состо€ние общества и даже пре≠образовывают его.

ќбщество есть материально-идеальна€ реальность. —овокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, тради≠ций и т.п., другими словами, того, что составл€ет содержание об≠щественного сознани€ и образует духовную реальность, выступает как составна€ часть общественного быти€. Ќо подчеркива€ единст≠во общественного быти€ и общественного сознани€, нельз€ забы≠вать об их различии, специфической разъединенности, относитель≠ной самосто€тельности. »сторически взаимосв€зь общественного быти€ и общественного сознани€ в их относительной самосто€тель≠ности реализовалась таким образом: на ранних этапах развити€ об≠щества общественное сознание формировалось под непосредствен≠ным воздействием быти€, в дальнейшем это воздействие приобре≠тало все более опосредованный характер Ч через государство, политические, правовые, нравственные, религиозные отношени€ и др., а обратное воздействие общественного сознани€ на бытие приобретает, напротив, все более непосредственный характер. —ама возможность такого непосредственного воздействи€ общественно≠го сознани€ на общественное бытие заключаетс€ в способности со≠знани€ правильно отражать бытие.

»так, сознание как отражение и как активно-творческа€ де€тель≠ность представл€ет собой единство этих двух нераздельных сторон одного и того же процесса; в своем вли€нии на бытие оно может как оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозиро≠вать, так и преобразовывать его через практическую де€тельность людей. ѕоэтому общественное сознание эпохи может не только от≠ражать бытие, но активно способствовать его перестройке. (—озна≠ние может и искажать бытие, и задерживать его развитие, но это уже особый вопрос.) ¬ этом и заключаетс€ та исторически сложив≠ша€с€ функци€ общественного сознани€, котора€ делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства.

¬ силу специфики социально-исторической реальности, т.е. в силу того, что и само сознание выступает как неотъемлемый ком≠понент этого быти€, нельз€ преобразовывать бытие, не затрагива€ в то же врем€ сознание, не мобилизу€ духовную энергию общества, мотивационную сферу каждого человека. ќбщественное сознание ныне отмечено критичностью подхода к действительности и каж≠дого человека к собственным поступкам. Ёто целительна€ направ≠ленность дл€ всех сфер жизни общества. —пособность народа к само≠критике Ч свидетельство его духовной зрелости и свободы. —трем≠ление Ђпереродить жизнь изнутриї Ч выражение благороднейшей задачи вс€кого человеческого творчества. ¬ противном случае мы обречены делать ставку лишь на внешние детерминанты и на волю случа€. Ћюбые реформы, не подкрепл€емые общественным осозна≠нием их смысла и необходимости, а внедренные сугубо экономичес≠ки, без мобилизации энергии духа, не могут привести к ожидаемым результатам. ”пование на Ђголуюї экономику и вообще на чистое общественное бытие само по себе Ч это поставленный с ног на го≠лову идеализм, а точнее говор€, дуализм, который в социальной сфере противопоставл€ет Ђтелої общественного быти€ Ђдушеї со≠циума Ч общественному сознанию.

“от факт, что общественное сознание включает в себ€ разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психо≠логию, идеологию и т.д.), и то, что на каждом уровне сознани€ общественное бытие отражаетс€ по-разному, обусловливает реальную сложность понимани€ феномена общественного сознани€.

 аково же соотношение между индивидуальным и общественным сознанием? Ќекоторые полагают, что реальной сферой обществен≠ного сознани€, его единственным носителем €вл€етс€ конкретный »ндивид. ƒругие, напротив, считают, что общественное сознание есть нечто надличностное и потому в его трактовке нет необходи≠мости обращатьс€ к отдельному индивиду. ƒл€ того чтобы разобрать≠с€ в этом, вернемс€ немного назад и повторим: общественное со≠знание Ч это атрибут общества.  ак особый вид реальности, обще≠ственное сознание сопоставимо с бытием общества, наход€сь с ним в одном и том же Ђполе пространстваї. √овор€ об общественном сознании, мы имеем в виду не сознание отдельного индивида, а ду≠ховную жизнь вообще, всеобщее духовное досто€ние, зафиксиро≠ванное в €зыке и других формах культуры. Ќо жизнь надличностного духа вышла из ума и души индивидов; вс€кий индивид участвует в нем, правда лишь опосредованно. Ѕольшие и менее заметные усили€ человеческой мысли способствуют образованию великой реки об≠щественного сознани€, хот€ в названии этой реки нет уже и помину о маленьких ручейках. „то было бы с ¬олгой, если бы маленькие речки и ручьи лишили ее своих вод? “очно так же и с соотношением индивидуального и общественного сознани€.

–азумеетс€, не каждое индивидуальное сознание в своей объективированной форме входит в общий массив общественного созна≠ни€. Ёто зависит от глубины и социальной значимости духовной де€тельности данной личности, от потребности духа времени в ее творчестве. ќдно дело Ч сознание, мысли великой исторической личности (гениальных государственных де€телей, мыслителей, пи≠сателей и т.д.), участвующей в созидании духовной жизни эпохи, а другое Ч мысли жалкого эпигона. ќни никого или мало кого трога≠ют, а поэтому и не остаютс€ в запасниках социальной пам€ти. ј к трудам гени€ нередко обращаютс€ всю жизнь, посто€нно пита€сь живительными соками его творчества. “руды значимых умов вход€т в сферу сверхличного сознани€ и живут долго, в веках.  ак сказал мой кумир ».¬. √ете:

 

ћеста, где жил великий человек,

—в€щенны: через сотни лет звучат

≈го слова, его де€нь€ Ч внукам[91].

 

≈сли теперь вновь поставить вопрос о том, где же пребывает общественное сознание, то ответ должен быть таким: общественное сознание пребывает в системе Ђчеловек Ч де€тельность Ч общение Ч общест≠во Ч истори€ Ч €зык Ч культураї. » все это функционирует и развива≠етс€, находитс€ в процессе посто€нного приобщени€ вновь и вновь по€вл€ющихс€ на свет индивидов к сокровищам истории.  огда люди в услови€х уже общественной жизни научаютс€ осознавать мир, они научаютс€ вместе с тем и высказывать в процессе комму≠никации свои идеи, фиксиру€ их в €зыке, вывод€щем индивидуаль≠ное сознание на арену социального быти€. »ндивид конечен и ог≠раничен. ≈го сознание Ђживет и умираетї вместе с ним. ¬ системе общества оно обретает своего рода бессмертие (в рамках жизни че≠ловечества). ќбщественное сознание оказывает свое могучее вли€≠ние на индивида, причем в течение всей его жизни. ќбщие услови€ социальной среды, в которой живут люди, определ€ют возможность объективного единени€ их взгл€дов, ценностных ориентации, ин≠тересов. ¬ то же врем€ каждый человек обладает неповторимыми чертами своего личного сознани€, которое обусловлено природны≠ми задатками каждого отдельного человека, его наследственностью, личными вкусами, характером и пр.

ћеханизмом, реализующим превращение индивидуального со≠знани€ в общественное, а общественного в индивидуальное, €вл€≠етс€ процесс общени€.  оммуникаци€ играет гигантскую роль во взаимодействии личного и сверхличного, общественного сознани€. ќбщественное сознание не существует наподобие платоновского за≠предельного царства чистой мысли и красоты. ќно не витает где-то совсем независимо от сознани€ отдельных людей. Ёта независи≠мость относительна€: только в отношении к отдельным люд€м книж≠ные богатства библиотек мира имеют смысл духовного богатства. ¬не живого оценивающего воспри€ти€ объективированна€ иде€ мертва.

 аждый из нас, приход€ в этот мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человечес≠кую сущность и быть способными мыслить по-человечески. –еальное бытие индивидуального сознани€ посто€нно соотноситс€ с миром духовной культуры. Ћичное сознание Ч духовный мир отдельного человека, а общественное Ч духовна€ жизнь общества, идеальна€ сторона исторического развити€ народа, человечества. »сторичес≠ки выработанные обществом нормы сознани€ духовно питают лич≠ность, станов€тс€ предметом ее убеждений, источником нравствен≠ных предписаний, эстетических чувств и представлений.  аждый человек создает сам себ€ и в то же врем€ он Ч дит€ своей эпохи, своего народа.

 огда рассматривают общественное сознание, то отвлекаютс€ от всего индивидуального, личного и исследуют взгл€ды, идеи, харак≠терные дл€ данного общества в целом или дл€ определенной соци≠альной группы. ѕодобно тому как общество не есть проста€ сумма составл€ющих его людей, так и общественное сознание не есть сумма Ђсознанийї отдельных личностей. ќно есть особа€ система, котора€ живет своей относительно самосто€тельной жизнью.

Ћичные идеи и убеждени€ приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они выход€т за пределы личного существовани€ и станов€тс€ не только общим досто€нием, но и общим правилом или убеждением, вход€т в общее сознание, в нравы, в право, в нормы поведени€. Ёти идеи завоевывают арену организованной социальной реальности, где индивидуальна€ био≠графи€ уже не играет главной роли. ћы вступаем в диалог с обще≠ственным сознанием, и это противосто€щее нам сознание есть ре≠альность, така€ же, как, например, государство или закон (разуме≠етс€, обладающа€ своей спецификой). ћы можем взбунтоватьс€ про≠тив этой духовной силы, но так же, как и в случае с государством, наш бунт может оказатьс€ не только бессмысленным, но и трагич≠ным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни, которые нам объективно противосто€т. „тобы преобразо≠вать исторически сложившуюс€ систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.

“акое овладение включает субъективный момент. ќбщественное сознание не существует вне личного. ѕри этом оно избирательно относитс€ к результатам де€тельности индивидуального сознани€: что-то оно берет, а что-то отбрасывает. јналогичным образом по≠ступает и индивидуальное сознание.   витающим в атмосфере об≠щественного сознани€ иде€м оно относитс€ избирательно: что-то приемлет и делает своим, а что-то отвергает и осуждает.

ќбщественное сознание не есть некое безличностное царство абстрактных идей, свободных от человека и дав€щих на него своей всемирно-исторической глобальностью. ќно надличностно, но это не то же, что внеличностно. ќбщественное сознание внутренне соприродно человеку: в нем все создано и кристаллизовано именно человеком, а не какой-либо внечеловеческой силой. јвторска€ ин≠дивидуальность идеи может быть Ђсн€таї обществом, и тогда она поступает в распор€жение индивида в надличностной форме, но само содержание идеи остаетс€ Ђчеловеческимї. Ђ¬сеобщее сознание, дух определенного народа есть субстанци€, акциденцию (от лат. acsidentia Ч случайность; здесь Ч преход€щее состо€ние) которой представл€ет собою сознание отдельного человекаї[92].

Ќеразличение индивидуального и общественного сознани€ чре≠вато дл€ культуры такими опасными Ђзаболевани€миї, как догма≠тизм и волюнтаризм. ¬ самом деле, ведь догматик обожествл€ет не≠когда восприн€тую им систему идей, счита€ ее раз и навсегда данной истиной именно потому, что внутренне отождествл€ет ее с общест≠венным воззрением, понимаемым как истина в последней и неиз≠менной инстанции. ƒогматик отказываетс€ от своего личного взгл€≠да в пользу, с его точки зрени€, общеприн€того. ¬олюнтарист же, напротив, игнорирует общественное сознание в пользу индивиду≠ального: если € действую, считает он, исход€ из стремлени€ к луч≠шему, значит, мои побуждени€ совпадают с объективными требова≠ни€ми истории.

ќблада€ объективной природой и имманентными (внутренне присущими) законами развити€, общественное сознание может как отставать от быти€, так и опережать его в рамках закономерного дл€ данного общества эволюционного процесса. ¬ этом плане об≠щественное сознание может играть роль активного стимул€тора об≠щественного прогресса либо механизма его торможени€. ћощна€ преобразующа€ сила общественного сознани€ способна воздейство≠вать на все бытие в целом, вскрыва€ смысл его эволюции и пред≠сказыва€ перспективы. ¬ этом плане оно отличаетс€ от субъектив≠ного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограничен≠ного отдельным человеком индивидуального сознани€.

ћы посто€нно подчеркиваем зависимость личного и надличностного сознани€ от быти€, в том числе общественного. Ќо в жизни часто бывает так, что общественное сознание испытывает на себе крайне отрицательное воздействие идеологии, котора€ уродует ра≠зумную логику быти€, превраща€ ее в нечто патологическое, в своего рода аберрацию разумного начала.

ќбщественное сознание формируетс€ на основе мыслительной де€тельности отдельных личностей, причем, естественно, в боль≠шей степени интеллектуально активных, одаренных; между лич≠ностным и общественным сознанием существуют чрезвычайно сложные отношени€, характеризуемые различной остроты проти≠воречи€ми. ¬ этом контексте показательна судьба —ократа. “о, что он поклон€лс€ другому божеству, противоречило духу обществен≠ного сознани€, было разрушительно дл€ него. √овор€ современным €зыком, —ократ находилс€ в противоречии с государственной ре≠лигией, за что подвергс€ суду и был приговорен к смертной казни. —удьбы ƒж. Ѕруно, √. √алиле€, –. Ѕэкона, ∆анны д'јрк, судьбы наших современников, например ј.ƒ. —ахарова, свидетельствуют о наличии противоречи€ между личным и общественным сознани≠ем, между государственной (или прин€той в обществе) системой духовных принципов и иде€ми отдельных граждан того или иного общества.

 ак и вс€кое €вление, общественное сознание поддаетс€ изуче≠нию, хот€, конечно, это изучение ведетс€ изнутри самого общест≠венного сознани€ и потому не может быть абсолютным: ведь невоз≠можно подн€ть самого себ€ без внешней точки опоры. ќбществен≠ное сознание прин€то делить в условно Ђвертикальномї ракурсе Ч на уровни, а в Ђгоризонтальномї Ч на формы.

–азделение на обыденно-практический и теоретический уровни основано, как это пон€тно из самих терминов, на противопостав≠лении, с одной стороны, жизненно-практического, несистематизи≠рованного (хот€ и не полностью стихийного) и вместе с тем целост≠ного жизнепонимани€, а с другой Ч того состава идей, которые под≠верглись творческой разработке и рациональной систематизации, но сознательно абстрагированы от полноты жизни.

“акого рода разделение имеет место во всех формах обществен≠ного сознани€, причем отношени€ между этими уровн€ми далеко не однозначны и совсем не могут быть сведены к тому иногда бы≠тующему мнению, что обыденное сознание есть €кобы нечто Ђне≠полноценноеї, Ђварварскиї стихийное, не имеющее никаких других объективных причин дл€ своего существовани€ и развити€, кроме низкой культуры масс. Ќисколько не принижа€ возможные высоты человеческого духа, можно сказать, что подавл€ющее большинство народа любого государства, а следовательно, человечества, пожалуй, больше интересует то, что может быть полезным и надежным имен≠но в обыденной жизни: ведь делами науки, философии, искусства, политики занимаетс€ относительно небольшой процент людей в любом обществе.  роме того, и они большую часть своего времени так или иначе живут в стихии обыденной жизни, опериру€ житей≠скими пон€ти€ми и представлени€ми, опира€сь на логику здравого смысла. Ђќбыденныйї вовсе не значит Ђобывательскийї или Ђне≠полноценныйї; в этом пон€тии отражен объективно существующий и необходимый, наполненный большим жизненным содержанием уровень общественного сознани€, который, безусловно, имеет свои определенные Ђминусыї, но в нем есть и свои Ђплюсыї. “ак, в про≠тивовес систематичности, рациональности, четкой осознанности теоретического уровн€ обыденное сознание обладает таким не свой≠ственным теоретическим формам сознани€ качеством, как полнота и цельность жизнеощущени€.

÷ельность сознани€ Ч это один из главных показателей его жизнестойкости. ћожно не владеть ни одной теоретической системой, не быть знакомым с философскими построени€ми и не испытывать тем не менее серьезных психологических неудобств, если обыден≠ное сознание внутренне бесконфликтно и гармонично (хот€, конеч≠но, с объективной точки зрени€ такой человек правомерно будет представл€тьс€ необразованным). Ќо нельз€, будучи даже высоко≠квалифицированным специалистом в своей области, не обладать при этом и каким-либо синтетически-цельным, пусть даже обыден≠ным, воззрением на мир. ¬ противном случае сознание неизбежно будет испытывать дискомфорт. Ќа теоретическом уровне в его со≠временном развитии синтетическа€ цельность может быть обеспе≠чена лишь философским мировоззрением.

 роме того, обыденное сознание ближе, чем теоретические формы, к непосредственной действительности, к пестрому поток) жизни, поэтому в нем полнее отражена специфика ситуации со всеми ее конкретными детал€ми и смысловыми нюансами. ќпыт обыденного сознани€ Ч это то богатство, из которого черпают свое содержание частные науки, философи€ и искусство. “аким образом, обыденное сознание есть первична€ форма понимани€ обществом социаль≠ного и природного мира, форма, котора€ имеет объективную обусловлен≠ность в самой природе человека. —овременное обыденно-практическое сознание общества уже не €вл€етс€ наивным отражением мира, оно, напротив, пропитано научными знани€ми, но вместе с тем обобщает их в некое единство с помощью своих собственных средств, не сво≠димых к научным.

ќбщественное мнение

ќбщественное мнение Ч субъективна€ предпосылка социальных действий масс, одно из средств социального контрол€. Ёто €вное или скрытое отношение людей к событи€м общественной жизни, выражающее их мысли и чувства, осуждение или одобрение каких-либо €влений, вход€щих в компетенцию общественности. ѕо утверждению Ќаполеона, последнее слово всегда остаетс€ за общественным мнением. ѕриговор об≠щественного мнени€ страшнее судебного: ни обжаловать, ни отку≠питьс€, ни отмахнутьс€ от него нельз€.

ќтношение масс к известной идее Ч вот единственное мерило, по которому можно судить о степени ее жизненности. Ќа общена≠циональном уровне общественное мнение выражаетс€ в референ≠думах.

–еферендум Ч фундаментальный (при условии его цивилизованного проведени€) способ волеизъ€влени€ народа. ¬се судьбоносные проблемы государства должны решатьс€ с использованием этого демократи≠ческого инструмента. ѕри этом никто не должен быть обделен пра≠вом участи€ в референдуме: это право должно распростран€тьс€ на всех граждан.

ќбщественное мнение может принадлежать как обществу в целом, так и отдельным социальным группам и находитьс€ на раз≠личных уровн€х Ч на уровне житейского или научного сознани€, быть верным или ошибочным. ‘актом общественного мнени€ может быть лишь то индивидуальное мнение, которое становитс€ фактом общественного сознани€. ¬ общественном мнении не об€≠зательно единство, фактически всегда имеютс€ разнообразие мне≠ний, расхождение взгл€дов и оценок.

»сточниками общественного мнени€ могут служить различные каналы массовой коммуникации, прежде всего пресса, радио, теле≠видение, а также слухи, разные формы коллективного и индивиду≠ального опыта, выраженные в тех или иных видах социальной ин≠формации.

—оциальна€ психологи€ и идеологи€

—оотношение между обыденным и теоретическим уровн€ми созна≠ни€ по-особому трансформируетс€ в соотношении между общест≠венной психологией и идеологией. ќбщественна€ психологи€ есть час≠тичный аналог обыденного уровн€ сознани€, в котором представлены разнообразные научные и ненаучные взгл€ды и оценки, эстетичес≠кие вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, при≠чудливые образы фантазии и логика здравого смысла.

»деологи€ Ч это неполный ценностный аналог теоретического уровн€ сознани€, в котором с позиций определенного класса, партии (в теории Ч объективно) даетс€ систематизированна€ оценка социальной действительности и осуществл€етс€ ее жизнеустроение. ¬опреки распространенному мнению, что идеологи€ возникла в эпоху поли≠тических движений XVIII в., думаетс€, что она по€вилась одновре≠менно с государством и политическими парти€ми. ќтстаива€ свои интересы, они генерировали соответственно им социальные идеи. ¬ идеологии аккумулируетс€ социальный опыт общественных групп, классов, формулируютс€ их социально-политические задачи и цели, выстраиваетс€ система авторитетных идеалов. —уществен≠ным свойством идеологии как специфической формы сознани€ вы≠ступает то, что она отражает действительность не так целостно-не≠посредственно, как общественна€ психологи€, а опосредствованно, вырабатыва€ свой категориальный инструментарий, который в силу присущей ему абстрактности как бы дальше отходит от действитель≠ности, вследствие чего возникает опасность самозамыкани€ идео≠логии, впадени€ в схоластическое теоретизирование.

»деологи€ может быть иллюзорной и лживой, прогрессивной и реакционной, гуманной и человеконенавистнической. ¬се зависит от ее конкретного содержани€ и социально-исторического контекс≠та, ее породившего, питающего и внедр€ющего в сознание народных масс. Ќо идеологи€ Ч это всегда диктат группы в отношении лич≠ности и общества, в отношении его групп и личностей. Ётот диктат может превращатьс€ в сознательную жизненную позицию тех, на кого он распростран€етс€, но изначально это всегда воздействие Ђсверхуї. ќсобенно сильным оружием идеологи€ €вл€етс€ в руках власти. Ќапример, коммунистическа€ идеологи€, утвержда€ высо≠кие принципы социальной справедливости, в конечном счете вы≠родилась (особенно в период жестоких, антигуманных форм быти€) в пагубную дл€ общества и личности форму мифологии, резко отрицательно сказавшись на всех формах общественного сознани€, прежде всего на общественных науках, литературе и искусстве, на философии, превратившихс€ в апологетику уродливых форм соци≠ального быти€.

ѕриведем такой аналог с наукой: там, где наука строит гипотезы, идеологи€ в некоторых ее про€влени€х может строить произволь≠ные конструкции, выдава€ их за реальное отражение действитель≠ности. ¬от почему общественна€ психологи€ и идеологи€ могут одни и те же €влени€ действительности отражать по-разному. ‘акт про≠тивосто€ни€ идеологии и общественной психологии приводит к де≠стабилизации общественной психологии, к ее дисгармонии и рас≠шатыванию.

“ермин Ђидеологи€ї употребл€етс€ в двух сущностно разных смыслах. ѕервый смысл определ€етс€ этимологией самого слова Ђидеологи€ї. ≈го корнем €вл€етс€ Ђиде€ї. ќтсюда и употребление термина Ђидеологи€ї в значении руковод€щей идеи, своего рода стержн€, замысла того, что мы хотим осуществить.

ѕрименительно к политике слово Ђидеологи€ї имеет смысл сис≠темы политических верований и убеждений, ориентированных на определенные пути завоевани€ власти. “ут имеют место и предвз€≠тые ходы мысли, и ложные идеи, как, например, в идеологии фа≠шистских и вс€кого рода экстремистских партий и движений. ¬ этом смысле идеологи€ выступает как совокупность всех мысли≠мых средств дл€ достижени€ какой-либо цели. —вое фиксированное выражение политическа€ идеологи€ получает прежде всего в про≠граммах и уставах политических партий, в конституци€х государств, теоретических трудах политических и государственных де€телей. «десь идеологи€ тесно св€зана с таким феноменом, как политическое сознание.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1055 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

2002 - | 1935 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.031 с.