Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ћичность в обществе




“ема 9

 

ќбщество как едино-цельна€ система

определенного множества народа

ќбщество €вл€ет собой некое единое целое, состо€щее из людей, св€занных различной степенью общности. ќбществу исторически предшествовало Ђсообществої, характерное дл€ первобытных форм единени€ людей. ƒанна€ форма общности уходит в глубь тыс€челе≠тий, во времена стадного существовани€ наших предков. —егодн€ термин Ђсообществої употребл€етс€ применительно и к человечес≠ким объединени€м Ч группам разной величины и принципов объ≠единени€. ћы говорим, например, о научном сообществе, о журна≠листском сообществе. ƒа и в обыденном сознании пон€тие общества нередко фигурирует в смысле объединени€ какого-то числа людей дл€ определенных целей: спортивное общество, общество художни≠ков и т.п. Ќо эти общества или сообщества €вл€ют собой составные части общества как множества, образующего целое государство. јк≠тивно входит в жизнь пон€тие сообщества как современного меж≠государственного объединени€ людей Ч на базе интегративных глобальных тенденций. ћы будем рассматривать данное пон€тие и отражаемую им реальность в виде современных государственных образований.

„еловеческое общество Ч это высша€ ступень развити€ живых систем, главные элементы общества Ч люди, формы их совместной де€тельности, прежде всего труд и его продукты, сферы человеческого духа, различные формы собственности, политика и государство и т.д. ќбщество можно определить и как самоорганизованную систему по≠ведени€ людей и их взаимоотношений друг с другом и с природой.

 огда же мы говорим о человеческом обществе в целом (мир, все общество), то имеем в виду такое объединение, которое включает в себ€ всех людей. Ѕез этого общество было бы лишь известным количеством отдельных, разрозненных лиц, порознь живущих на данной территории и не св€занных нит€ми общности интересов, целей, де€ний, трудовой активности, традиций, экономики, культу≠ры и т.п.

ѕон€тие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколени€, т.е. все человечество в его истории и перспективе. ќбъединение людей в целостную сис≠тему происходит и воспроизводитс€ независимо от воли ее членов. ¬ человеческое общество никто не зачисл€етс€ по за€влению: есте≠ственный факт рождени€ с неизбежностью включает человека в об≠щественную жизнь.

„еловеческое общество Ч это внутри себ€ расчлененна€ целост≠на€ система, котора€ исторически возникла и непрерывно разви≠ваетс€, проход€ последовательные стадии качественных превраще≠ний. ќбщие закономерности этой системы определ€ют характер любого элемента, вход€щего в систему, направл€ют его развитие. —ледовательно, вс€кий элемент этой системы может быть пон€т не только в своей единичности, но и в св€зи с другими элементами. ќбщество Ч это единый социальный организм, внутренн€€ организаци€ которого представл€ет собой совокупность определенных, характерных дл€ данного стро€ многообразных св€зей. —труктуру человеческого обще≠ства образуют: производство и складывающиес€ на его основе про≠изводственные, экономические, социальные отношени€, вклю≠чающие в себ€ социально-групповые, национальные, семейные отношени€; политические отношени€ и, наконец, духовна€ сфера жизни общества Ч наука, философи€, искусство, нравственность, религи€ и т.д.

»менно общество €вл€ет собой основное условие более или менее нормального быти€ и развити€ людей, ибо одинокий человек, предоставленный самому себе, бессилен против стихий природы; против хищных зверей и Ђбесчеловечных людейї. ќбщество, ограж≠да€ личные свободы человека, вместе с тем ограничивает эту свободу определенными нормами, обыча€ми, правами и об€занност€ми. Ќо эти ограничени€ вытекают из существа дела, т.е. из интересов чле≠нов общества.

√ражданское общество Ч единство различных лиц, которое живет в системе правового государства, где действует принцип за≠щищенности прав человека. ¬ истинно гражданском обществе каж≠дый человек есть самоцель и высша€ ценность. —огласно √егелю, гражданское общество Ч это объединение чле≠нов как самосто€тельных субъектов общности на основе их потреб≠ностей и через правовое устройство в качестве средства обеспече≠ни€ безопасности лиц и собственности, и через жизненный пор€док дл€ их особенных и общих интересов.

ќсновополагающим принципом гражданского общества €вл€ет≠с€ обеспечение жизни, благополучи€ и достоинства личности как полноправного гражданина данного общества. »ндивидуальные цели и интересы, обусловленные интересами целого, определ€ют систему всесторонней зависимости, так что средства их осуществле≠ни€ и благо каждого человека и его правовое бытие переплетены со средствами существовани€, благом и правом всех людей. ќни ос≠нованы на этом и только в этой св€зи действительны и обеспечены. Ёта система социума и есть гражданское общество.

 огда гражданское общество получило некоторое развитие, люди отказались (в определенной мере) от своей естественной свободы и подчинились власти гражданского государства. Ёто дало им верное и ценное преимущество, на которое они могли наде€тьс€ только с по€влением именно гражданского начала. »менно ради него они предоставили государству силу всех членов общества, что позвол€ет обеспечить исполнение законов. Ёто верное и ценное преимущест≠во, ради которого люди объединились, состоит во взаимной охране от возможного ущерба со стороны других людей, равно как и в со≠противлении их насилию при помощи еще большей силы, способной наказать за совершенные преступлени€.

ƒавно было замечено, что в обществе существуют различные по своему положению, интересам и стремлени€м социальные группы. »менно эти группы и составл€ют основу социальной структуры об≠щества.

—оциальна€ структура есть исторически сложивша€с€, упор€доченна€, относительно устойчива€ система св€зей и отношений между различными элементами общества как целого: отдельными индивидами и социаль≠ными общност€ми людей (род, плем€, народность, наци€, семь€), социальными группами.

–ожда€сь на свет, проход€ последовательно усложн€ющиес€ сту≠пени обучени€ и воспитани€, члены общества далеко не однородны по своим интеллектуальным, моральным и иным данным и, что очень существенно, по своим наклонност€м, интересам, характеру, жизненным, бытовым возможност€м. » каждый юный гражданин закономерно или случайно попадает в определенную социальную группу. ¬ разумно организованном экономически и духовно разви≠том обществе в той или иной степени осуществл€етс€ мудрый хрис≠тианский принцип, метко сформулированный ј. —ен-—имоном: Ђќт каждого по способност€м, каждому по его деламї. Ќо, к сожалению, этот принцип можно реализовать лишь в идеальном обществе.

¬ самом разумном обществе равенство может быть только перед законом, а в остальном существует неравенство: люди не равны уже по рождению, уму и характеру. ќдни более пригодны к одному роду де€тельности, другие Ч к другому. ƒа и обществу нужны Ч дл€ ин≠тересов целого и каждой из его составл€ющих Ч все виды де€тель≠ности. ¬о многом вследствие этого границы между классами, со≠циальными группами всегда относительны, подвижны. Ёто значит, что дл€ каждого отдельного представител€ той или иной социаль≠ной группы существует реальна€ возможность социальной мигра≠ции.

„еловечество как едино-цельна€

социально-планетарна€ система

Ќикакое общество реально не существует как нечто вполне самодостаточное, пребыва€ в гордом одиночестве. » чем дальше развиваетс€ то или иное общество, тем больше оно вступает во всевозможные контакты с другими государствами, образу€ все более сложные св€зи и отношени€. Ёто имело место уже у первобытных племен. — тех пор взаимные св€зи сообществ и обществ все более усилива≠лись и усложн€лись. Ћюди как по своей биологической природе, так и по вселенским законам, в которые они вписаны изначально, и по своей социальной сущности Ч члены единой Ђпланетарной семьиї.  аждый из нас, €вл€€сь гражданином того или иного госу≠дарства, одновременно в широком смысле Ч и гражданин всего че≠ловечества. ¬едь в какой-то мере он несет на своих плечах груз мо≠ральной ответственности за все, что происходит в мировом сооб≠ществе.

Ѕогатства человечества всегда выше и обширнее богатства от≠дельного общества. ѕо самой своей сути народы призваны Ђустро≠итьс€ї на «емле всемирно. ¬ своем росте, подчин€€сь общечелове≠ческому принципу развити€, каждое общество и кажда€ наци€ при≠званы самосто€тельно пройти свои особые пути культуры, при этом в той или иной мере вступа€ во всеобщую мировую взаимосв€зь.

»стори€ в определенном смысле €вл€ет собой св€щенную книгу народов, своего рода зеркало их быти€ и де€тельности, скрижаль откровений и принципов поведени€, завет предков потомству, до≠полнение, осмысление насто€щего и пример будущему. √уманисти≠чески мысл€щие умы убеждены, что ни один народ не одарен какой-то особой способностью по сравнению с другими. ¬ мире нет наро≠да, вошедшего в историю, который можно считать недостойным исторической значимости, как нет и такого, который можно было бы считать особо избранным. ћожно сказать так: человечество в нас, а мы Ч во всем человечестве.

¬ –оссии были времена, когда мы широко пользовались мировым опытом дл€ блага ќтечества. “ак, ѕетр I Ђпрорубил окно в ≈вропуї! его мысли и де€ни€ не знали национальной ограниченности. ћногий Ђрусские путешественникиї (например, Ќ.ћ.  арамзин) обнаружи≠ли, что ≈вропа не была ни спасением, ни гибелью –оссии, она не отождествл€лась ни с разумом, ни с модой, ни с идеалами, она стала обыкновенной и пон€тной.  осмополитами можно назвать Ёразма –оттердамского, французских философов-просветителей, √ √ейне, ».¬. √ете, ѕ.я. „аадаева, ј.». √ерцена, Ќ.ћ.  арамзина и многих других.

ЂЋюбовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру. Ќарод, приобрета€ свет знани€, не наносит тем ущерба своим сосед€м. Ќа≠против, чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше увеличиваетс€ сила и де€тельность всемирного умаї[84].

Ќыне благодар€ новейшим средствам св€зи, массовой информа≠ции общение народов небывало возросло, стало все более ощутимо дл€ всех, что человечество €вл€ет собой единое целое. “еперь можно смело сказать: ЂЌет «апада без ¬остока, нет ¬остока без «а≠падаї. ƒостижени€ науки и техники помогают нам почувствовать не только многоликость, но и целостность мира, что открывает новые возможности дл€ обмена материальными и духовными цен≠ност€ми.

„еловечество, будучи многоликим, в то же врем€ целостно. » оно было таковым еще задолго до XX в.  огда цивилизаци€ ока≠залась в опасности, мы особенно остро почувствовали, как тесно переплетены ее корни[85]. „еловечество кровно заинтересовано в мир≠ном, деловом и доброжелательном диалоге, в предотвращении войн, в научно-техническом и культурном прогрессе, в любовно-бережном отношении к природе, в нормальных услови€х своей жизни. ¬сем народам есть место на нашей планете, и мы должны жить в мире и красоте и неустанно улучшать услови€ нашего быти€, а не ухудшать его. ¬се, что способствует единению наций и народов, сли€нию их в неразрывный союз, составл€ет величайшее благо дл€ человечест≠ва. ¬спомним слова ј.—. ѕушкина о ј. ћицкевиче:

 

ќн говорил о временах гр€дущих,

 огда народы, распри позабыв,

¬ единую семью соедин€тс€[86].

 

¬се мы дети ¬селенной, все мы плывем по волнам социального быти€ в одном ковчеге, им€ которого Ч «емл€.

—ущность нации

Ќаци€ Ч это исторически сложивша€с€ преход€ща€ форма общности людей, обладающих, как правило, общностью территории и экономической жизни, €зыка и духовного склада, а в какой-то степени и биологического своеобрази€ (что сказываетс€ зачастую и во внешности), а также особен≠ност€ми характера, темперамента и обычаев. » все это про€вл€етс€ в своеобразии культуры.

¬ этой общности духовна€ жизнь нации, ее культура укрепл€ютс€ всеми личными силами субъектов нации, а каждый ее субъект полу≠чает источник творческой энергии во всенациональном духовном подъеме. Ќа этом пути любовь к своей нации соедин€етс€ с верой в нее, в ее призвание, в творческую силу ее духа, в ее процветание.

 аковы истоки такого социального феномена, как наци€? ѕервой специфически человеческой формой общности, пришедшей на смену первобытному стаду, €вл€етс€ род Ч кровнородственное объедине≠ние людей, основна€ €чейка общества. –од составл€ла группа людей, объединенных узами кровного родства, коллективным трудом и со≠вместной защитой общих интересов, а также общностью €зыка, нра≠вов, традиций.

ќбъединение нескольких родов составл€ло плем€ Ч тип этничес≠кой общности и социальной организации людей. ≈го характерные черты: обща€ территори€, обычно отграниченна€ от соседних племен ес≠тественными рубежами; экономическа€ общность и взаимопомощь членов данного племени, выражавшиес€, например, в коллективной охоте; общность €зыка, сознани€; общность происхождени€ и кров≠нородственные св€зи. ¬следствие образовани€ союзов племен, со≠провождавшегос€ усилением межплеменных хоз€йственных и куль≠турных св€зей, военных столкновений, миграции населени€, вы≠званных увеличением численности людей, возникновени€ частной собственности происходили постепенное смешение племен, замена прежних кровнородственных св€зей территориальными и по€вле≠ние новой формы исторической общности Ч народности.

Ќародности обычно складывались из нескольких племен, близ≠ких по своему происхождению и €зыку или смешавшихс€ в резуль≠тате завоевани€ одних племен другими. ¬ процессе складывани€ на≠родности формировалась территориальна€, культурна€ и в извест≠ной степени экономическа€ общность, не имевша€ зачастую устой≠чивого характера. Ќародность Ч это €зыкова€, территориальна€, эконо≠мическа€ и культурна€ общность людей. —тановление государства спо≠собствовало упрочению народности. Ќо в процессе исторического развити€ мести естественного проживани€ народности могли не со≠впадать с границами государства ни территориально, ни по €зыку.

— развитием капиталистических отношений усиливались экономические и культурные св€зи, возникал национальный рынок, ликвидировалась хоз€йственна€ раздробленность данной народности и различные ее части сплачивались в национальное целое: народ≠ности превращались в нации. ¬ отличие от народности наци€ Ч более устойчива€ общность людей.

Ќации отличаютс€ друг от друга главным образом по их всемир≠но-исторической роли: кажда€ наци€ внесла и вносит свой посиль≠ный вклад в сокровищницу мировой цивилизации и культуры. ” нации есть не только особенное Ч то, что отличает ее от других наций, но и общее Ч то, что объедин€ет некоторые из них: есть различные нации, говор€щие на одном €зыке, или живущие на общей территории, или имеющие много общего в своей истории, культуре, быту, психологии (например, англичане и североамери≠канцы).

–азум истории создал великое многообразие наций, и все они вкупе €вл€ют своего рода особый букет цветов в саду социального быти€, где кажда€ наци€ обладает своим уникальным ароматом, как бы светитс€ своей особой аурой. ¬ этом отношении наци€ в каком-то смысле сравнима с личностью. » сколько бы выиграло человечест≠во, если бы люди и народы научились ценить чужие национальные особенности, как свои собственные.

ќбщий климат национальных отношений в огромной мере зави≠сит от гражданской зрелости каждого человека и глубины понима≠ни€ коренных интересов своего народа, общества и человечества в целом. Ёто основа национального самосознани€. Ќациональное само≠сознание есть чувство и самоосознание духовного единства своего народа и его культурного своеобрази€ Ч обычаев, традиций, верований.

Ќациональное самосознание обладает огромной регул€тивной и жизнеутверждающей силой: оно способствует сплочению людей данной национальности, выступа€ в роли своего рода защитного механизма, позвол€ющего преемственно сохран€ть целостность нации и социокультурную определенность в общении с другими на≠ци€ми и народност€ми, противодействующего размывающим нацию факторам, скажем, ущемлению интересов, ассимил€ции и т.п. Ќациональное самосознание способствует общекультурному возвышению нации, ее историческому развитию в соцветии других наций.

»так, кажда€ наци€ в целом как общественный субъект социаль≠но-исторической жизни поднимаетс€, особенно в лице наиболее передовых представителей, до осознани€ своих общественных ин≠тересов, особенностей своей культуры, традиций, наличного поло≠жени€ в потоке быти€ и перспектив развити€. ќна обладает своим Ђособым складом психики, формой про€влени€ чувств, в частности своим чувством собственного достоинства и разумной гордости. Ќо все должно иметь свою меру. ѕодобно тому как гипертрофированна€ ориентированность сознани€ субъекта на самого себ€ ведет к эго≠изму, чрезмерна€ обращенность национального сознани€ только на особенное в национальной жизни и гипертрофирование ее значи≠мости может привести к национализму. ≈сли национальность Ђесть факт, который никем не игнорируетс€, то национализм тоже факт Ч на манер чумы или сифилиса. —мертоносность сего факта особенно стала чувствительна в насто€щее врем€...ї[87].

Ќационализм Ч форма про€влени€ национального эгоизма. ќснову национализма составл€ют идеи национального превосходства и национальной исключительности, что порождает национальное высокомерие.

ЂЋюбовь к –одине, Ч писал ѕ.я. „аадаев Ч вещь прекрасна€, но есть кое-что и повыше Ч любовь к истине. Ётого мы не должны за≠бывать никогда, потому, что слепа€ любовь к отечеству роднит нас с инстинктивным патриотизмом и приводит народы иногда к чванству, самомнению, самопревозношению, тому трескучему, тупому, наносно-болтливому национальному тщеславию, которое часто €вл€≠етс€ досто€нием людей не только малокультурных, но и образован≠ныхї[88].

ќдним из соблазнов национализма, по словам ».ј. »льина, €в≠л€етс€ стремление оправдывать свой народ во всем и всегда, пре≠увеличива€ его достоинства и свалива€ всю ответственность за со≠вершенное им на иные, Ђвечно-злыеї, Ђпредательски-враждебныеї силы. Ќо никакое воздействие враждебных сил не может и не долж≠но гасить в народе чувство ответственности и вины или освобождать его от трезво-критического самопознани€: путь к обновлению ведет через пока€ние, очищение и самовоспитание.

ќбщенациональный гуманизм восстает против начала нацио≠нальной исключительности: ни одна наци€ в мире не имеет права на такую самооценку.  ак бы велики ни были ее экономические и культурные достижени€, она не может претендовать на какую-то из≠бранность и привилегированность.  аждый народ в силу своего оп≠ределенного исторического положени€ имеет конкретные истори≠ческие об€занности перед самим собой и перед человечеством.

“от или иной народ, если он хочет жить полнокровной нацио≠нальной жизнью, не может оставатьс€ лишь одной из наций в море других наций Ч ему необходимо перерасти самого себ€, почувство≠вать себ€ больше, чем данна€ национальность: он должен погрузить≠с€ в сверхнациональные интересы, во всемирно-историческую жизнь человечества. ƒл€ любого народа, имеющего великие при≠родные и исторические данные, совсем не естественно замыкатьс€ в самом себе и жить только дл€ себ€, посто€нно подчеркива€ свое национальное я, а хуже того Ч нав€зывать его другим. Ёто значило бы отказатьс€ от истинного величи€ и личностно-национального достоинства, по существу, отречьс€ от себ€ и от своего призвани€ и роли во всемирно-историческом прогрессе человечества.

≈сть проста€ истина: чем выше национальное самосознание на≠рода, чем сильнее чувство национального достоинства, с тем боль≠шим уважением и любовью он относитс€ к другим народам. Ћюбой народ становитс€ духовно богаче и краше, когда сердце его согрето уважением других народов: без подлинной любви к человечеству нет и не может быть насто€щей любви к родине.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1151 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

2021 - | 2000 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.022 с.