Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕолитическа€ власть. ¬ любом обществе на определенном этапе его развити€ неизбеж≠но возникают политические отношени€, складываютс€ и функцио≠нируют политические организации




¬ любом обществе на определенном этапе его развити€ неизбеж≠но возникают политические отношени€, складываютс€ и функцио≠нируют политические организации, партии, формируютс€ поли≠тические идеи и теории. ѕолитика Ч это особа€ сфера де€тельнос≠ти. —мысл слова Ђполитикаї лучше всего выражает его этимоло≠ги€: греч. politike Ч искусство управлени€ государством. ѕолитика, таким образом, представл€ет собой участие в делах государства, в опре≠делении направлени€ его функционировани€, в определении форм, задач и содержани€ де€тельности государства. ÷елью политики €вл€етс€ сохранение или создание наиболее приемлемых дл€ определенных социальных слоев или классов, а также страны в целом условий и способов осуществлени€ власти. ѕолитическа€ власть Ч это тонкое искусство государст≠венного управлени€. —убъектами этой системы €вл€ютс€ государственный аппарат, политические партии и движени€, профсоюзы, различные общественные организации (церковь в нашем обществе отделена от государства и поэтому не входит в политическую орга≠низацию). ¬се это суть не что иное, как главные составные элемен≠ты разветвленного и крепко спа€нного системного целого, механизм, с помощью которого осуществл€етс€ политическа€ власть в обществе.

ѕоскольку политика Ч это искусство управлени€, постольку, чтобы быть искусством в высшем смысле этого слова, она должна опиратьс€ на достижени€ наук и соответствовать высшим критери≠€м нравственности.

¬ структуре политической де€тельности в самом общем виде просматриваютс€ три основных момента. ¬ о - п е р в ы х, умение ставить ближайшие (тактические) и перспективные (стратегические) реаль≠ные цели и решать задачи, учитыва€ соотношение социальных сил, все возможности общества на конкретном этапе его развити€. ¬ о Ц в т о р ы х, выработка эффективных методов, средств, форм органи≠зации социальных сил дл€ достижени€ поставленных целей. Ќако≠нец, в Ц т р е т ь и х, соответствующий подбор и расстановка кадров, способных решать поставленные перед ними задачи.

«адача вс€кой государственной власти заключаетс€ в том, чтобы на пут€х убеждени€ и стратегической целеустремленности обеспе≠чить воспитание в народе законопослушани€. ¬ласть, подчин€€сь принципам правопор€дка, должна уметь усматривать стратегичес≠кие политические и социально-экономические цели и компетентно творить право и пор€док, св€зу€ себ€ с правосознанием народа, с возвышением мотивации деловитости и духовности своего народа.

¬ласть Ч это всегда организованна€ вол€ и сила каких-либо субъектов, направленна€ на людей, независимо от их установок относительно такого вли€ни€. —ама иде€ власти носит чрезвычайно сложный и многопла≠новый характер: она уходит своими корн€ми в природу межличност≠ных отношений и сокровенные глубины человеческой природы, в саму суть характера человека вплоть до его психобиологического начала, не говор€ уже об изначальных стади€х становлени€ челове≠ческого общества, когда господство и подчинение, власть одного человека над другим составл€ли неотъемлемое начало жизни древ≠нейшего социума. ≈стественно, власть нельз€ обеспечить одной лишь демагогией. ѕоследн€€ может продлить существование власти, но не сохранить ее. ‘ундамент власти Ч насилие, понимаемое как подчинение одних воле других. ѕодчинение может зиждитьс€ на грубой силе Ч это Ђуважениеї к власти, добытое из-под палки. ”ва≠жение насто€щее, без кавычек, достигаетс€ в том случае, если власт≠на€ структура базируетс€ на интеллектуальной мощи, помноженной на право и нравственность.

 

ѕолитика и нравственность

 ак объединить политику с моралью? ≈сть, видимо, две принципиальные возможности: либо приспособить мораль к интересам поли≠тики (что чаще всего и делаетс€, особенно в автократических и тоталитарных государствах), либо подчинить политику морали. ѕри нынешнем состо€нии человеческого общества подлинное единство морали и политики возможно только на основе права, а гарантией этому служит высока€ мера демократизма и либерализма общест≠венной жизни.

”становить при безусловном нравственном начале внутреннюю и всестороннюю св€зь между истинной нравственностью и умной политикой Ч вот главное прит€зание нравственной философии к честной политике.

ƒуховно возвыша€ человека, нравственность, по словам ¬. ¬индельбанда, может в известных обсто€тельствах и разоружать его, став€ житейски в невыгодное положение. Ёто особенно сказываетс€ при столкновении с наглостью: Ђ—овесть не позволит нравственному человеку пустить в ход такие средства, применение которых может дать решающий перевес над ним его противнику, обладающему менее чуткой совестью... Ёто относитс€ также и к жизни народов, и это надо прин€ть в соображение, когда вопрос идет об отношении политики и моралиї[62]. Ќо если политик будет руководствоватьс€ тем соображением, что так называемые высшие цели дают ему мораль≠ное право не сообразовыватьс€ с нравственными нормами, ограни≠чивающими его произвол, то он может довести общество до самых печальных результатов. ћудрый политик считает своей об€занностью согласовывать все свои политические и социальные решени€ и действи€ с нормами морали.

ќднако и в истории политических учений, и в современных представлени€х можно встретить утверждение, что политика Ч дело гр€зное: она находитс€ по ту сторону добра и зла и с моралью не≠совместима. ѕо словам Ќ. ћакиавелли, государственна€ мораль от≠личаетс€ от морали отдельного человека, и государь, желающий удержатьс€ в своем кресле, может и не быть добродетельным, но непременно должен приобрести умение казатьс€ или не казатьс€ таковым, смотр€ по обсто€тельствам. Ёто он оправдывал тем, что во всех действи€х людей кроме трудностей успеха есть еще всегда р€дом с добром и зло, так тесно с ним св€занное, что невозможно пользоватьс€ одним, не подверга€сь другому. Ёто доказывают все поступки людей. “аким образом, добро достигаетс€ с трудом, разве только если счастие настолько благопри€тствует вам, что превоз≠могает это обыкновенное и естественное неудобство[63].

—оциальные мыслители давно научились четко отличать поли≠тические критерии от моральных. ќднако необходимо понимание и их единства. “ак, ∆.∆. –уссо осуждал тех государственных де€те≠лей, которые считают, что при конкретной ситуации, когда все ре≠шает формула Ђцель оправдывает средстваї, щепетильность в эти≠ческих вопросах будто бы излишн€. »мператив всегда быть на вы≠соте нравственных санкций: быть справедливым, честным и не пере≠оценивать себ€, свои возможности Ч верный признак мудрости го≠сударственного де€тел€.

Ќо что бы ни говорили, политика допускает хитрость, если она сочетаетс€ с представлением о большом уме или о великих делах: уловки в политике не оскорбл€ют ее, если это не вероломство, вле≠кущее за собой несчасть€ народа. Ќикака€ реальна€ политика, ви≠димо, невозможна без хот€ бы элементов лукавства. “акова ее суть.

“от, кто вступил на стезю политического де€тел€, об€зан пон€ть, что к этому служению необходимо и интеллектуально, и нравствен≠но подготовитьс€: политика Ч это одна из самых тонких, глубоких, сложных и, что самое главное, самых ответственных видов де€тель≠ности. ¬едь известно, что вс€кой профессии учатс€ (сапожному, сле≠сарному делу и т.д.), при этом учатс€ старательно и долго. Ќо со≠здалось ложное впечатление, будто дл€ такого тонкого дела, как по≠литика, нужны лишь предприимчивость, напористость, ловкость рук и хорошо подвешенный €зык. ј если, говорит ».ј. »льин, най≠детс€ много доверчивых глупцов, так на то им и глупость дана, чтобы довер€ть и плестись в хвосте более бойких болтунов. » вот послед≠стви€ этого: множество полуобразованных дилетантов занимаетс€ безответственной политикой. ќни став€т неверные вопросы, реша≠ют их вкривь и вкось, пишут, печатают и фразерствуют... фразерст≠вуют без конца.

‘альшивые решени€ на базе возможностей власти внедр€ютс€ в сознание, станов€тс€ привычными и распространенными воззре≠ни€ми, незаметно создава€ атмосферу безответственного фразерст≠ва и лжи. яркий пример тому доктрина марксизма-ленинизма и ее окаменевшие (Ђтвердокаменныеї) последователи Ч счастливые Ђоб≠ладатели истиныї, впавшие в тоталитарное безумие с его трагичес≠кими последстви€ми.

¬ заключение стоит привести слова ».  анта: Ђ»стинна€ поли≠тика не может сделать шага, не прис€гнув заранее морали... так как мораль разрубает узел, который политика не могла разв€зать, пока они были в спореї[64]. ѕравда бывает лучшей политикой! Ќе может пользоватьс€ уважением и доверием народа политик, равнодушный к моральным соображени€м.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1429 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќеосмысленна€ жизнь не стоит того, чтобы жить. © —ократ
==> читать все изречени€...

2085 - | 1828 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.