Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕредмет и методы общественных наук




¬ажнейшим предметом исследовани€ в обществознании выступает общество, ко≠торое рассматриваетс€ как исторически развивающа€с€ целостность, система от≠ношений, форм объединений людей, сложив≠шихс€ в процессе их совмест≠ной де€тельности.ѕосредством этих форм представлена всесторонн€€ взаимозависимость индивидов.

 ажда€ из названных выше дисциплин рассматривает общественную жизнь с различных сторон, с определенной теоретической и миро≠воззренческой позиции, примен€€ собственные специфические методы исследовани€. “ак, например, в политологииинструментом исследовани€ общества €вл€етс€ категори€ Ђвластьї, в силу чего оно предстает как организованна€ система властных отно≠шений. ¬ социологии общество рассматри≠ваетс€ как динамическа€ система отно≠шений социальных групп различной сте≠пени общности.  атегории Ђсоциальна€ группаї, Ђсоциальные отношени€ї, Ђсоциализаци€ї станов€тс€ методом социоло≠гического анализа общественных €влений. ¬ культурологии культура и ее формы рас≠сматриваютс€ как ценностный аспект об≠щества.  атегории Ђистинаї, Ђкрасотаї, Ђдоброї, Ђпользаї €вл€ютс€ способами изучени€ конкретных €влений культуры. Ёкономика,использующа€ такие категории, как Ђденьгиї, Ђтоварї, Ђрынокї, Ђспросї, Ђпредложениеї и т. п., исследует организованную хо≠з€йственную жизнь общества. »стори€ изучает прошлое общества, опира€сь на сохранившиес€ разнообразные источники о прошлом, дл€ того чтобы установить последовательность событий, их причины и взаимосв€зь.

¬ философии,котора€ долгое врем€ была единственной дисциплиной, изучающей общество и человека в нем, общество анализируетс€ с помощью предельно общих пон€тий и категорий,служащих методологической основой, инструментами исследовани€ общества. ѕоскольку дл€ познани€ общественной жиз≠ни, в отличие от €влений природы, не существует ни реактивов, ни микроскопов, их должна заменить, по утверждению  . ћаркса, Ђсила абстракцииї. »спользование философских абстракций позвол€ет рассматривать общество как целостностьособого рода, вы€вл€€ его сущностные харак≠теристики и отличие истории от природы. –езультаты философского познани€ напр€≠мую завис€т от категорий, которые примен€ютс€ в качестве метода исследовани€, и от принадлежности исследовател€ к тому или иному фило≠софскому направлению.

¬ философии базовыми пон€ти€ми, характеризующими челове≠ческую историю как целостность, €вл€ютс€ категории Ђобществої, Ђсоциумї, Ђсоциальностьї, Ђисторическоеї, Ђличностьї. Ёти пон€ти€ отражают важнейшие аспекты жизни человека, такие как труд, позна≠ние, культура.

ќбщество в наиболее широком смысле традиционно определ€етс€ через его противопоставление природе, через от≠ношение людей к природе, котора€ рассматриваетс€ как необ≠ходима€ естественна€ среда существовани€ человека. ¬ силу этого истори€ предстает как преобразование человеком внеш≠него мира, как его де€тельно-преобразующее бытие.

ѕосредством труда и сознани€ человек выдел€етс€ из природы, создает особую внеприродную, социальную и культурную реальность. » хот€ общество непосредственно св€зано с природой, законы их существовани€ различны. ¬ св€зи с этим возникает сложна€ мировоззренческа€ и методологическа€ проблема. ≈сли общество представ≠л€ет собой совокупность людей, целесообразно измен€ющих в процессе де€тельности услови€ своей жизни, действующих сознательно, осуществл€ющих свои (субъективные) интересы, то можно ли говорить о независимых от воли и сознани€ людей объективных законах исто≠рии,подобных законам природы?» если такие законы существуют, могут ли они быть познаны объективно, т. е. независимо от интересов, воли и знаний исследовател€?

ѕроблемы статуса общественных (социальных, социально-гуманитарных) и естественных наук, их познавательных возможнос≠тей, сходства и различи€, активно обсуждаютс€ и в наши дни.

22.–елигиозна€ вера - это вера: а) в существование элементов, сил, свойств, св€зей, выход€щих за пределы действительности; б) в возможность общени€ с ними, воздействи€ на них.
–елигиозна€ вера - это уверенность в реальном существовании сверхъестественных существ, особых качеств у отдельных предметов.

¬≈–ј –≈Ћ»√»ќ«Ќјя Ч личностное самоопределениечеловека по отношению к имеющемус€ у него знанию о мире и месте человека в нем, вытекающее изрелигиозного мировоспри€ти€.

–елиги€ Ч €вл€етс€ общественным институтом, занимающим важное место в структуре общества; выступает как форма общественного сознани€, выражающа€ определенные идеи и регулирующа€ общественные отношени€; существует в виде системы норм и предписаний поведени€ человека в обществе.

–ели́ги€ (лат. religare Ч воссоедин€ть) Ч особа€ форма осознани€ мира, обусловленна€ верой в сверхъестественное, включающа€ в себ€ свод моральных норм и типов поведени€, обр€дов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиознуюобщину)[1].

ƒругие определени€ религии:

Ј учение о воссоединении человека с Ѕогом (по мнению христианского апологета Ћактанци€). ѕредложенна€ Ћактанцием этимологи€ закрепилась в христианской культуре, как основна€[2].

Ј одна из форм общественного сознани€; совокупность духовных представлений, основывающихс€ на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые €вл€ютс€ предметом поклонени€[3].

Ј организованное поклонение высшим силам. –елиги€ не только представл€ет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношени€ к этим силам: она есть, следовательно, известна€ де€тельность воли, направленна€ к этим силам[4].

Ј духовна€ формаци€, особый тип отношени€ человека к миру и самому себе, обусловленный представлени€ми об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности[5].

“акже термин Ђрелиги€ї может пониматьс€ в таких смыслах, как субъективно-личностный (религи€ как индивидуальна€ Ђвераї, Ђрелигиозностьї и т. п.) и объективно-общий (религи€ в качестве институционального €влени€ Ч Ђвероисповедани€ї, Ђбогопочитани€ї, Ђконфессииї и прочее).[6]

—труктура религии[править | править вики-текст]

¬ социологии в структуре религии выдел€ют следующие компоненты:

Ј религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Ѕоге, нормы образа жизни и т. п.),

Ј религиозна€ де€тельность, котора€ подраздел€етс€ на культовую и внекультовую,

Ј религиозные отношени€ (культовые, внекультовые),

Ј религиозные организации.

¬иды религий[править | править вики-текст]

ƒл€ религий ƒревнего ≈гипта, »ндии, √реции, –има, ацтеков, май€, древних германцев, древней –уси характерно было многобожие Ч политеизм.

≈динобожие (монотеизм)[17] характерно дл€ таких религий, как иудаизм, христианство, ислам, сикхизм и некоторых других. — точки зрени€ верующих, приверженцев вышеперечисленных религий, по€вление их стало следствием Ѕожественного действи€.

ѕантеизм Ч учение, согласно которому ¬селенна€ (природа) и Ѕог тождественны. ѕантеизм был распространЄн в р€де античных религиозно-философских школ (стоики и др.), в р€де средневековых учений (см. —пиноза и т. д.). ћногие элементы пантеизма присутствуют в отдельных формах €зычества и нео€зычества, а также в р€де современных синкретических оккультных учений: теософии, јгни-йоге и др.

—уществуют также религии без Ѕога (в том смысле, какой придают этому пон€тию многие западные школы религиоведени€) Ч вера в абстрактный идеал:конфуцианство, буддизм, джайнизм[18].

¬озникновение религии[править | править вики-текст]

¬опросом возникновени€ религии, прежде всего, занимаетс€ религиоведение, начавшее формироватьс€ в самосто€тельную область знаний начина€ с XIX века на стыке социальной философии, истории философии, социологии, антропологии, психологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук.

Ќа проблему возникновени€ религии существуют несколько точек зрени€[19]:

Ј религиозна€: человек был создан Ѕогом, и до грехопадени€ общалс€ с ним напр€мую. ѕосле грехопадени€ общение с Ѕогом было нарушено, но Ѕог открывал себ€ в откровени€х, через ангелов, пророков и в бого€влени€х. „еловек, в свою очередь, имеет возможность обращатьс€ к невидимому Ѕогу (в молитвах) как непосредственно, так и через посредников. ѕолитеизм рассматриваетс€ как результат постепенного отхода от изначального монотеизма.

Ј промежуточна€, с одной стороны опирающа€с€ на современные научные знани€ и общественные настроени€, с другой стороны основанна€ на главном постулате религии о сотворении мира и человека Ѕогом, после чего (наиболее часто Ч в результате грехопадени€) человек абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. ќн вынужден заново искать путь к Ѕогу, а поэтому кажда€ религи€ Ч это путь поиска возвращени€ к Ѕогу. Ётому взгл€ду соответствовала концепци€прамонотеизма, согласно которой религи€ в человеческом обществе существовала всегда, и к тому же изначально имела форму монотеизма, который у многих народов был впоследствии утрачен, выродившись в тотемизм, €зычество и прочие немонотеистические формы религии.  онцепци€ прамонотеизма была сформулирована шотландским учЄным и литератором Ё. Ћэнгом, впоследствии получила свое развитие в 12-томном труде католического св€щенника, антрополога и лингвиста ¬. Ўмидта Ђѕроисхождение идеи Ѕогаї[20]. ќднако позднее она была подвергнута критике[21][22][23]. ѕо мнению ». ј.  рывелЄва в сочинении ¬ильгельма Ўмидта есть ошибки, а после смерти Ўмидта его ученики, группирующиес€ вокруг журнала ЂAnthroposї, предприн€ли ревизию его работы и фактически отказались от неЄ, постулиру€ в качестве первичной формы религии не прамонотеизм, а пратеизм[24].

Ј эволюционна€: религи€ возникает при определЄнном уровне развити€ сознани€ в силу невозможности рационально объ€снить наблюдаемые природные €влени€. ѕервобытный человек определ€л все €влени€ как некие разумные действи€, объ€сн€€ про€влени€ природных сил волей духа, разумного начала, гораздо более могущественного, чем человек. ¬ысшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а модель взаимоотношений между этими силами копировалась с соответствующей организации человеческого общества. —огласно этому подходу, религи€ прогрессировала от простейших форм к более сложным: сначала был преанимизм, затем анимизм, тотемизм, политеизм и наконец монотеизм (см. јнтропологи€ религии)[25].





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-08-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2712 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

446 - | 394 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.