С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения:
§ мифологическое;
§ религиозное;
§ философское.
Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.
Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы.Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.
Философское мировоззрение определяется как систем но-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии это невозможно.
Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.
Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.
Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.
Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.
Исторические типы мировоззрения. Предпосылками философского мышления были мифологическое и религиозное объяснения мира.
Миф — это мировоззрение древнего общества, которое соединяет реальность и фантазию. Многие мифы заключают в себе поиски ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии и человеческой судьбе. Это была первая попытка обобщить все многообразие явлений и дать им универсальное объяснение.
Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественной силы, которая управляет миром. Религия «удваивает мир», разделяя его на божественный и земной (сотворенный) и ставит в основу своих объяснений не разум, а чувство веры. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. В отличие от мифа и религии в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Философская мысль заявила о себе как поиск мудрости.
25. Общество в широком смысле — форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями[1]. Человеческие общества характеризуютсямоделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами. В социальных науках, общество в целом часто демонстрирует стратификацию.
Общество нередко отождествляется с социальностью вообще и сводится к формам общения и совместной деятельности индивидов, хотя сами по себе индивиды, находящиеся в общении и занятые совместной деятельностью, включая распределение совместно произведённого продукта, ещё не составляют в специальном, социологическом понимании общества, а остаются всё теми же индивидами, включёнными в групповые (коллективные) формы жизнедеятельности[ источник не указан 675 дней ]. Однако в широком значении — они могут представлять собой различные виды обществ, например, добровольноеспортивное общество, общество с ограниченной ответственностью, хозяйственные товарищества и общества (социальные организации и объединения)[2].
Общество — это надындивидуальное объединение людей, которому присущи социальная дифференциация и разделение труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, русское, немецкое; государственному и культурному; по территориальному и временно́му; по способу производства и т. д.[3]
Общество, в широком смысле, это обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, объединенных исторически сложившимися формами взаимодействия.[ источник не указан 674 дня ]
Всё же это общество не сводится ни к своим материальным носителям, что характерно для натурализма (вульгарно-социологической трактовки общества), ни к ментальностям и формам общения («социумам»), что свойственно для феноменологических его интерпретаций.
Общество в феноменологическом понимании — это mens intensas (разум, мысль как бы в себе) — множество социальных миров наших ментальностей, миров, запечатлённых в нашем сознании. Общество при натуралистическом подходе — это res extensas (вещи протяжённые) — совокупность тел, физических и биологических, находящихся в реальных объективных отношениях друг к другу. Социологический реляционизм рассматривает общество через взаимоотнесённость всех элементов и их взаимно обосновывающую значимость внутри определённой системы, существенные только для определённого исторического типа бытия, при изменении которого меняется и сама система[4]. Такое определение реляционизма даёт К. Маннгейм в «Идеологии и утопии» (1929). Общество в реляционистской трактовке — это relationibus inter res (отношения между вещами).
Под научно-техническим прогрессом (НТП) понимают непрерывный процесс количественного и качественного роста всех элементов общественного производства как объективных (средств труда и предметов труда), так и субъективных (работников производства), а также совершенствование методов их соединения в процессе производства на базе новейших достижений науки и техники.
Этот процесс находит своё выражение в создании новой и совершенствовании действующей техники и технологии; росте механизации и автоматизации производства; создании и использовании новых видов сырья, топлива, энергии и материалов; освоение новой и совершенствовании ранее выпускаемой продукции, повышении её качества; научной организации труда и управления производством и т.д.
Основу НТП составляют научные знания – фундаментальные и прикладные исследования и разработки, направленные на познание законов природы и общества и лежащие в основе создания новой и совершенствования уже применяемой техники. Нынешний этап НТП получил название научно-технической революции (НТР). Её отличительными особенностями являются
1. НТР базируется на качественно новом уровне развития науки. В ее основе лежат фундаментальные открытия современного естествознания, связанные с физикой, химией, биологией, кибернетикой, космологией, которые открывают новые горизонты в познании материи и форм ее движения, они определяют развитие атомной энергетики, лазерной техники, микробиологии и кибернетического управления.
2. Превращение в непосредственную производительную силу, а самого производительного производства – в техническое применение научных достижений. В период НТР резко сократился срок реализации научных достижений, а само производство стало непосредственно опираться на достижения науки. НТР активно внедряется в техническую, экономическую и социальную жизнь общества.
3. Коренным образом изменилась роль техники. Она стала вторгаться в сферу умственной деятельности человека. Символом НТР стали кибернетические электронные машины, освобождающие производство от ограничений, порождаемых идеологическими и физическими способностями человека. Они позволяют ряд мыслительно – логических функций переложить на машину.
НТР как революция вообще характеризуется коренными изменениями, скачкообразными переходами от одного качественного состояния к другому. НТР свойственно и поступательное развитие, т.е. любое изменение к лучшему, передовому, более современному. Таким образом, НТП по содержанию протекающих процессов следует трактовать как более широкое понятие, чем НТР. Он включает и эволюционные, и революционные преобразования в технике.
НТП является основой интенсификации производства.
Он показывает определяющее воздействие на все факторы развития экономики, позволяет более рационально использовать трудовые ресурсы, добиваться выпуска продукции высокого качества.
Прогресс науки и техники обеспечивает решение такой важнейшей социально – экономической задачи, как облегчение труда, обогащение его творческим содержанием.
Реальная экономия труда определяется использованием в общественном производстве научно – технических достижений, воплощающихся в новых средствах производства, новы формах соединения личных и вещественных его факторов.
Ускоренное развитие общественного производства определяется тем, что:
· темпы развития техники повышают темпы роста производства.
· развитие науки опережает развитие техники.
Развитие науки должно существенно превышать темпы роста всего народного хозяйства в целом. Это обусловлено тем, что:
1) эффективность общественного производства непосредственно зависит от научно- технического прогресса, а научно – технический прогресс, в первую очередь, - от развития науки;
2) динамика производительности труда, совокупного общественного продукта все в большей степени зависит от воздействия науки на производство через новую технику, технологию организации производства;
3) расширенное воспроизводство в современных условиях обеспечивается только при условии, если наука опережает развитие техники, а техника развивается с опережением развития всего производства в целом.
Однако новые знания, научные идеи и открытия сами по себе не обеспечивают роста производительных сил, даже если они воплощены в созданных и основанных нововведениях.
Вклад науки и техники в возрастание национального дохода зависит от того, насколько удалось овладеть циклом «наука – техника – производство - сбыт». Наука должна стать непосредственной производительной силой общества.
Однако в годы, предшествующие перестройке, наметилась тенденция замедления темпов НТП. В настоящее время технический прогресс «дорожает», т.к. требует создания и применения всё более дорогостоящих станков, линий, роботов, средств компьютерного управления. Всё это отражается в увеличении доли затрат на амортизацию и обслуживание применяемых основных фондов в себестоимости продукции.
Развитие различных форм собственности, особенно частной, свобода предпринимательства и конкуренции ограничивают вмешательство государства в хозяйственную деятельность предприятий, а новые методы воздействия на ускорение НТП не найдены, что отразилось на снижении интеллектуального потенциала.
К началу 2002 г. в России насчитывалось 4134 научных организаций. В целом за период с 1990 г. их число уменьшилось на 9%, прежде всего за счёт резкого сокращения конструкторских и проектных организаций, выполняющих исследования и разработки. Расходы на исследования и разработки за 1990 – 2000 гг. сократились почти в четыре раза в постоянных ценах. В итоге в 2000 г. они составили лишь 27% от уровня 1990 г.
В соответствии с классификацией, принятой в развитых индустриальных странах, в структуре научного потенциала России выделяются четыре основных сектора: государственный, предпринимательский, высшего образования и частный бесприбыльный.
26. Слово «норма» имеет латинское происхождение и означает «правило, образец, стандарт, руководящее начало». В Древнем Риме «нормой» называли инструмент каменщиков — отвес, при помощи которого проверялась вертикальность стен. Позднее это слово стало обозначать любое средство, которое применялось для проверки соответствия какого-либо реального объекта установленным стандартам. Нормы представлены в различных предписаниях, приказах, установлениях, рекомендациях и т.д.
Норма (лат. norma — правило, образец, стандарт) указывает границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой.
Нормы могут быть техническими (например, нормы техники безопасности), естественными (экологические, медицинские нормы) и социальными.