Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


’ристианский гуманизм Ё.–оттердамского




Ёразм –оттердамский крупнейший гуманист —еверного ¬озрождени€, представитель светско-

гуманистической интеллигенции, родилс€ в 1469 г.

Ёразм, развернув масштабную литературно-издательскую де€тельность, примерно с 10-х годов XVI в. до самой своей смерти был общеевропейским (впрочем, за вычетом »талии) лидером гуманизма. —реди множестваї уже прославленных имен ƒезидерий-Ёразм пользовалс€ едва ли не наибольшими известностью и вли€нием. —ила "республики ученых", слагавшейс€ как в различных странах, так и во всей «ападной ≈вропе, общественна€ сила знани€ были уже столь велики, что император —в€щенной –имской империи и испанский король  арл V, его соперник французский король ‘ранциск I, английский король √енрих VIII, некоторые из римских пап (ѕавел III предлагал ему кардинальскую мантию), не говор€ уже о менее значительных политических фигурах, искали внимани€ и даже поддержки Ёразма. Ёразм сделал множество переводов с древнегреческого на латинский €зык.

 

¬ажнейшим из них стало первопечатное издание греческого текста Ќового завета и его латинский перевод вместе с написанным Ёразмом обширным комментарием к ≈вангели€м (1517). ѕеревод этот заменил старый латинский перевод (так называема€ ¬ульгата), изобилующий ошибками, многократно умноженными в бесчисленных комментари€х католических богословов и схоластов. —трого филологический подход Ёразма к текстам Ќового завета создавал предпосылки и дл€ чисто исторического подхода к нему, и дл€ его будущей секул€ризации. ”же в силу этого Ѕибли€ (пусть и частично) была обращена против схоластики. јнтисхоластические настроени€ Ёразма, как это имело место уже у ранних италь€нских гуманистов, получили свое отражение и в его глубоком интересе к иде€м и произведени€м "отцов церкви", которых он тоже издавал и переводил.

 

—вое учение в целом Ёразм чаще всего именовал "философией ’риста". "‘илософи€ ’риста" была уже достаточно полно сформулирована в первом значительном произведении еще молодого Ёразма Ч в Ђ–уководстве христианского воинаї (или Ђ инжал...ї, 1501-1503). ѕрограмме, изложенной здесь, автор оставалс€ верен до самой смерти. “радиционна€ метафора христианского воина наполнена сугубо моральным содержанием. ¬ целом вера христианина (например, в индивидуальное бессмертие души) превышает возможности его разума, но эта вера должна вести его к непрерывной борьбе с телесными соблазнами. ќна должна также сочетатьс€ с твердыми житейскими правилами и непрерывной борьбой за их осуществление.

 

"‘илософи€ ’риста" призывавша€ к возрождению идей и идеалов первоначального христианства, давно забытых католической церковью, погребенных под грудой обр€дового формализма, в принципе доступна каждому человеку.  ак подлинный гуманист Ёразм не принимал тезиса ортодоксального христианства о радикальной испорченности человеческой природы первородным грехом. ѕоэтому нормальный человек, подража€ ’ристу, способен возвышатьс€ до идей, зафиксированных в —в€щенном ѕисании.

 

Ќаиболее прославленное произведение Ёразма Ч знаменита€ Ђѕохвала глупостиї (1510-1511). «десь блест€ще продемонстрированы его качества писател€-сатирика. »з этого произведени€ можно многое узнать о его философских симпати€х и убеждени€х. ¬ монологе госпожи √лупости, напыщенно произнос€щей шутливую декламацию, восхвал€ющей себ€, автор €звительно описывает различные стороны современной ему жизни. ѕоскольку "большинство людей глупы, и вс€кий дурачитс€ на свой лад" [XIX], оказываетс€, что "в человеческом обществе все полно глупости, все делаетс€ дураками и среди дураков" [XXV]. ѕрихотью √лупости, лики которой бесчисленны (а едва ли не наиболее €рким про€влением √лупости служит человеческое самодовольство (filautia), так или иначе руководствуютс€ люди всех сословий и прослоек, все нации, ибо √лупость богата и коллективными про€влени€ми. —амым же печальным из них служит война ¬ своих произведени€х Ёразм не раз подчеркивал, что она может быть привлекательной лишь дл€ тех, кто ее не изведал. ј в Ђѕохвале глупостиї он даже написал, что война обычно ведетс€ вс€кого рода подонками общества [XXIII]. ¬ сочинении Ђ∆алоба ћира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенногої (1517) ћир скорбит о бедстви€х, испытываемых вследствие раздоров и войн, порождаемых безумием людей. Ѕлага мира, к которым, казалось бы, только и должны стремитьс€ христиане, перечеркиваютс€ злом войны. ѕроблема моральности снова возвращает нас в гущу жизни. √лупость не только неотделима от нее, но и служит, можно сказать, ее синонимом.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1289 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—лабые люди всю жизнь стараютс€ быть не хуже других. —ильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Ѕорис јкунин
==> читать все изречени€...

570 - | 532 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.