Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘лорентийский платонизм




Ч направление философской мысли эпохи –енессанса, св€занное с возрождением интереса к философии ѕлатона и ориен≠тированное в этом контексте против схоластики и осо≠бенно схоластизированного јристотел€.

ѕантеизм (греч. pan Ц все, theos Ц бог) Ц бог не персона, не Ђстаричокї аскетичного вида с нимбом, сид€щий на троне, а некое Ђрациої (рассудок) мира, душа природы. “аким образом, природа Ц это тело, а разум природы Ц это √осподь бог.

ћарсилио ‘иччино:

-единство религии и философии(ѕо мысли ‘ичино, философи€ есть Ђозарение умаї, а смысл философствовани€ Ч в предуготовлении души и интеллекта к воспри€тию света божественного откровени€. — этой точки зрени€ философи€ и религи€ совпадают, а их истоком оказываютс€ св€щенные мистерии древности. ѕолагал, что они равноправные сестры и выдвинул концепцию Ђвсеобщей религииї. –елигию он представл€л в качестве необходимой формы, в которой выражаетс€ духовна€ жизнь народов. ≈го концепци€ всеобщей религии это одна из первых форм выражени€ веротерпимости.)

 

-пантеизм(‘ичино сто€л на позици€х пантеизма, рассматрива€ Ѕога как некое первоединство, которое пребывает вне мира. ≈го пантеизм не натуралистический, отождествл€ющий целиком природу и Ѕога, его Ѕог, хот€ и существует вне природы, но не может существовать без природы и человека.)

 

-3 рода красоты(тел,душ и голосов)-  расота Ч тро€ка: красота душ, тел и голосов.  расота душ постигаетс€ умом; тел Ч воспринимаетс€ зрением; голосов Ч только слухом.

-высша€ красота-Ѕог.

 

ƒе€тельность ‘.ѕ. носила крайне противоречивый характер: борьба с цер≠ковной схоластикой уживалась с поисками новой рели≠гии будущего, открывающей путь к подлинной истине. ќснователем јкадемии ‘.ѕ. стал грек-византиец ѕлетон (ѕлифон), активно пропагандировавший идеи ѕла≠тона дл€ создани€ новой универсальной религии. ћ.‘ичино (1433Ч1499) начинает свою де€тельность как переводчик текстов ѕлатона, ѕлотина и ѕрокла на латинский €зык. ¬ собственном сочинении "ѕлатон. “еологи€ о бессмертии души" (1469Ч1474) и др. раз≠работал учение, представл€ющее собой творческое пе≠реосмысление идей неоплатонизма с добавлением мис≠тических учений поздней античности. Ѕог рассматри≠валс€ как бесконечное высшее существо, де€тельность которого порождает мир вещей в процессе поспепенного творени€. ћир состоит из р€да ступеней, среди кото≠рых ниже всего располагаетс€ безжизненна€ пассивна€ матери€, затем идет разумна€ душа, ангелы и Ѕог. »н≠тересны рассуждени€ ‘ичино о человеке и его особом месте в мире, о срединном положении души между бо≠жественным и материальным. »менно душа, по мне≠нию ‘ичино, олицетвор€ет св€зь между телами в при≠роде, помога€ им подн€тьс€ до ангелов и даже высше≠го божественного существа. ƒуша наделена способно≠стью к познанию, благодар€ чему все ступени быти€ вновь возвращаютс€ в божественное единство. „ело≠век Ч это микрокосмос, познающий макрокосмос, а способность к познанию представл€ет собой главное достоинство человека, сливающегос€ с Ѕогом на выс≠шей ступени познани€. »деи ‘ичино об историческом характере всех существующих религий и религиозно-философских учений, представл€ющих собой лишь этапы развити€ некоей всеобщей, естественной рели≠гии, сыграли определенную роль в развитии филосо≠фии Ќового времени.  рупным представителем ‘.ѕ. €вл€етс€ ѕ. делла ћирандола (1463Ч1494), просла≠вившийс€ главным образом своей речью "ќ достоинст≠ве человека", в которой он развил и придал новые чер≠ты учению о срединном положении человека. „ело≠век Ч микрокосмос, он соедин€ет в себе земное, жи≠вотное и небесное начала, из которых первое состоит из воздуха, воды, земли и огн€; животное Ч тело и пи≠ща человека; небесное Ч его способность к познанию и разум. √лубоко гуманистично звучит иде€ ћирандолы о человеке как кузнеце своего счасть€ и будущего ("мы рождены с тем условием, что мы становимс€ тем, чем мы желаем быть"): он может уподобитьс€ и живот≠ному, и стать наисовершеннейшим существом; только от него зависит, опуститс€ ли он до животного или воз≠несетс€ до божественного. Ёти идеи ћирандолы стали своеобразным гимном человеку, в котором слились воедино многие особенности ренессансного воспри€ти€ гуманистической идеи, перекрещивающейс€ в его творчестве с мистикой и теологией. “ак, изуча€ евро≠пейские и арабский €зыки, он увлекс€ каббалой и "на≠туральной магией", верил в действие в природе сверхъ≠естественных сил и в то, что путем манипул€ций с бук≠вами и цифрами можно оказать вли€ние на сверхъесте≠ственное, лежащее в основе всех вещей и предметов.

 

—одержание философских идей Ќ. узанского.

Ќиколай  узанский:

-пантеизм - ѕантеизм  узанский рассматривал с точки зрени€ математики.  ак и его предшественник (‘ома јквинский), он оперировал пон€тием Ђбесконечностьї, но его бесконечность была не Ђдурнойї, а Ђактуальнойї. ¬ актуальной бесконечности противоположности совпадают, они тождественны. Ќапример, если увеличивать радиус окружности до бесконечности, то абсолютно крива€ лини€ становитс€ пр€мой. ќдновременно при увеличении радиуса окружность тер€ет смысл пон€тие Ђцентраї, поскольку центром в бесконечности может быть люба€ точка. “ак же и Ѕог Ц если мир бесконечен, то центром мира и богом может быть любой объект.

ќн сто€л на пантеистических позици€х, сближа€ Ѕога как бесконечное существо с конечным миром и понима€ его как актуальную бесконечность, котора€ про€вл€етс€ в мире - потенциальной бесконечности. Ќиколай  узанский использует неоплатоновский принцип эманации дл€ формулировани€ про€влени€ Ѕога в мире и его свертывани€ обратно, принима€ его как одушевленный мировой душой организм.

- рационализм - (от лат. ratio Ч разум) Ч метод, согласно которому основой познани€ и действи€ людей €вл€етс€ разум.

√овор€ о любви Ѕога к человеку и человека к Ѕогу, Ќиколай отмечает, что божественна€ любовь превосходит человеческую. Ћюбовь Ѕога опережает человеческую Ц так же, как отеческа€ любовь опережает сыновнюю. Ѕог настолько великодушен, что дает свободу люд€м не любить ≈го (а любить кого-то или что-то вместо Ќего), тогда как ќн всегда любовно св€зан со всем и каждым.

 узанец пишет, что божий взор никогда не оставл€ет его, а "где глаз, там и любовь". Ћюбовь Ѕога Ц это люб€щий взгл€д, который "всегда со мной". Ѕог Ц око. » "€ существую постольку, поскольку “ы на мен€ смотришь"; мое существование прекратитс€, если “ы отвернешьс€ от мен€; но “ы не оставишь мен€, пока € сам могу “еб€ принимать. ¬згл€д Ѕога Ц животвор€щий подарок "сладостной любви"" и "€ бесконечно люблю свою жизнь, потому что “ы сладость моей жизни".

Ќа первый взгл€д может показатьс€, будто суждени€ Ќикола€  узанского по существу повтор€ют уже знакомые нам христианские представлени€. ќднако следует заметить, что любовь в его трактовке вновь становитс€ природной, космической сущностью (как и у античных мыслителей). ƒа и сам Ѕог ( оторый и есть Ћюбовь) у  узанца един с ¬селенной. “акое понимание Ѕога (и любви) Ц характерна€ черта философии эпохи ¬озрождени€. “акое представление о совпадении Ѕога с миром называют "пантеизмом" (от греч. pan Ц "все" и teos Ц "бог"). ѕантеизм негативно воспринимаетс€ ортодоксальным христианством, поскольку подрывает краеугольный камень вероучени€ Ц идею креационизма (т.е. учени€ о том, что мир сотворен Ѕогом из ничего), ведь творение, по логике, не должно совпадать с “ворцом. »деи Ќикола€  узанского оказали значительное вли€ние на европейскую философию, причем не только "давнюю", но и современную.

√лавные проблемы его философии Ч отношение Ѕога к миру, место и роль человека в мире, а также природа познани€. Ќиколай  узанский сблизил бесконечного Ѕога и конечный мир, преодолева€ присущий теизму разрыв между творцом и его творением и фактически принима€ позицию пантеизма. Ѕог Ч Ђабсолютныйї или Ђбесконечный максимумї, актуальна€ бесконечность, мир Ч про€вление Ѕога, Ђограниченный максимумї, Ђабсолютный минимумї или потенциальна€ бесконечность. Ѕог, вмеща€ в себ€ все сущее, присутствует в любой, самой ничтожной вещи. —огласно Ќиколаю  узанскому, Ѕог есть одновременно центр и окружность, он пребывает везде и нигде. ћир также имеет свой центр повсюду и нигде. ‘илософ, выдвинув в качестве основного принципа своей философии положение о Ђсовпадении противоположностейї, поставил под сомнение незыблемость закона непротиворечи€, установленного јристотелем, и тем самым расшатал устои средневековой схоластики. ¬место монотеистического принципа творени€ из ничего он выдвинул принцип ограничени€ Ђабсолютного максимумаї, в силу чего возникает неисчерпаемое многообразие единичных вещей. »ной конкретизацией той же мысли Ќикола€  узанского, восход€щей к неоплатонической идее эманации, был принцип развертывани€ Ѕога в мир и свертывани€ мира в лоно божественного абсолюта. Ќиколай  узанский возродил античный взгл€д на человека как на микрокосм, подобный макрокосму. „еловек Ц существо, соедин€ющее в себе божественное и земное.

ќсобенно примечательны гносеологические принципы Ќикола€  узанского, которые предвосхитили многие идеи немецкой классической философии. ѕознание осуществл€етс€, по Ќиколаю  узанскому, благодар€ взаимодействию чувств, воображени€, рассудка и разума. „увственное познание, которым обладают и животные, €вл€етс€ ограниченной способностью ума. –ассудок, опира€сь на материал, поставленный чувствами, образует общие, абстрактные пон€ти€. ќн самоуверенно и догматически исходит из нерушимости своих установлений. Ќа самой высокой ступени познани€ расположен разум, который, мысл€ во всем сущем совпадение противоположностей, преодолевает ограниченность чувственного познани€ и рассудка.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1226 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

315 - | 330 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.