Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕостроение навыка. ƒ. —рабатывание фоновых коррекций




 

¬р€д ли нужно много говорить о том, что подразделение всего процесса упражнени€ на отдельные последовательные фазы, которое проводитс€ нами в этом очерке, очень сильно схематизирует действительное положение вещей. Ќа самом деле, конечно, границы между этими фазами могут быть очень расплывчатыми, а временами последовательные фазы могут и частично налагатьс€ друг на друга. “ем не менее в основном это подразделение правильно, хот€ и встречаютс€ отдельные отступлени€ от него.

Ќужно сразу сказать, что и та очередна€ фаза, к описанию которой мы сейчас переходим, в действительности не наступает четко вслед за предыдущей, окончившей свое дело и, уход€, хлопнувшей за собой дверью. Ќаоборот, и автоматизаци€, как мы только что видели, совершаетс€ в более или менее сложном навыке не в один, а в несколько последовательных приемов; и €влени€ п€той фазы, о которой сейчас идет речь, очень постепенно вливаютс€ в общую струю работы над навыком, еще задолго до завершени€ всех сдвигов по автоматизации. Ёта фаза заслуживает названи€ фазы срабатывани€ фонов между собою.

≈сли сравнить выработку навыка с разучиванием спектакл€, то в предыдущие фазы роли были распределены между актерами, переписаны дл€ них и выучены каждым наизусть, а теперь начинаютс€ совместные репетиции.

 ак ни далеко уже продвинулось дело сооружени€ двигательного навыка, однако и до его завершени€ еще тоже не близко. Ќад фонами, и в частности над автоматизмами, остаетс€ еще немало побитьс€, прежде чем обучающийс€ почувствует, что прочно оседлал каждый из них. ѕерва€ же трудность овладени€ фонами состоит в том, что все эти вспомогательные фоны и автоматизмы, управл€емые разными уровн€ми построени€, осуществл€ютс€ в конце концов через посредство одних и тех же мышц, суставов и костных рычагов и должны приладитьс€ не мешать друг другу и не сбивать один другого. ћы уже говорили об интерференци€х, возникающих от неув€зки между старыми автоматизмами и запросами со стороны нового изучаемого движени€. “еперь к ним присоедин€ютс€ еще такого же рода интерференции и между вновь выработавшимис€ автоматизмами, пока они еще не сыгрались как следует друг с другом и не проделали взаимной пригонки и пришлифовки. ¬от пример такой интерференции при образовании велосипедного навыка. ¬ начале обучени€ уровень тонуса ј, специалист по позам и хваткам, овладевает хваткой рулевой вилки и приспособл€етс€ к плотному, добросовестному держанию ее. ¬ то же врем€ нижнему подуровню пространства (ќ) необходимо научить руки чутко откликатьс€ точными переливами нажимов рул€ на каждый начинающийс€ боковой крен машины. „асть времени неизбежно расходуетс€ на борьбу между плотной, цепкой хваткой из уровн€ ј и быстрыми чуткими реакци€ми из подуровн€ —1, которым приходитс€ разыгрыватьс€ в одних и тех же мышцах рук и плечевого по€са. –ано или поздно, однако, оба эти автоматизма из разных уровней не только наход€т между собой общий €зык, но даже вырабатываетс€ своего рода подавтоматизм в уровне тонуса (ј), который начинает подкрепл€ть реакции рулевого управлени€ своим экономным тоническим способом. Ќе менее выразительные столкновени€ могут происходить поначалу между теми же воздействи€ми на руль ради равновеси€, производимыми из подуровн€ —1, и воздействи€ми на него же дл€ машиновождени€, дл€ целевых поворотов вправо и влево, управл€емыми через пирамидный подуровень —2. ѕодобные же перебои можно подметим, между автоматизмами ходового вращени€ педалей и педального торможени€, в прыжке с шестом Ч между привычным фоном бега и автоматизмом держани€ при этом на весу упругого, неповоротливого шеста и т. д.

ƒаже в тех случа€х, когда мы не в состо€нии обнаружить с помощью наблюдени€, в чем заключаетс€ досадна€ помеха и какие фоны никак не могут поделить между собою того костномышечного кон€, на котором они должны сообща скакать, мы нередко €сно замечаем самый факт наличи€ такой помехи. ƒело в том Ч и это широко известно, Ч что ни в одном навыке осваивание никогда не идет плавно и гладко. Ќар€ду с теми качественными скачками и ступеньками, о которых уже говорилось, ход выработки навыка часто включает в себ€ и более или менее длительные остановки, как бы заминки, иногда даже как будто временные ухудшени€. Ђ¬едь дело уже шло почти совсем хорошо! Ч в отча€нии восклицает ученик. Ч ѕочему же оно оп€ть вдруг расклеилось?!ї

ќпытный педагог может всегда, не покривив душой, преодолевать эти обескураживающие настроени€ учащегос€. ќн вправе точно заверить его, что за этою заминкой последует качественный скачок в лучшую сторону, если только ученик не опустит руки и будет настойчиво продолжать работу, может быть только сделав небольшой перерыв в тренировке или внес€ в нее временное разнообразие. ѕраво педагога на такую уверенность основано на том, что подобные остановки (их иногда пр€мо называют Ђтворческими паузамиї) всегда предшествуют очередному автоматизационному скачку, хот€, конечно, не каждый такой скачок об€зан начинатьс€ с них.  ажда€ заминка или временное ухудшение свидетельствуют о том, что между какими‑то существенными фонами произошла интерференци€, не позвол€юща€ им поладить друг с другом. ÷ентральна€ нервна€ система выйдет в конце концов из положени€ либо тем, что сумеет нужным образом приспособить и подогнать оба фоновых механизма друг к другу, либо, если этот путь не удастс€, она скомбинирует и воспитает новый, более подход€щий и гибкий автоматизм взамен прежнего. Ќа такую выработку и замену уходит какое‑то врем€; оно и составл€ет содержание переживаемой Ђтворческой паузыї, так огорчающей ученика.

”порствование в тренировке в те моменты, когда ощущаетс€ €вственна€ интерференционна€ заминка и разлаживание уже удававшегос€ было движени€, может иногда принести заметный вред. —делаем это предупреждение в заключение данного раздела. ћожет получитьс€, что центральна€ нервна€ система, если ей не дают времени разобратьс€ в создавшемс€ положении и насильственно заставл€ют ее пускать в ход оба противоречивых механизма коррекций, волей‑неволей пойдет на компромисс, на уступки качества. ќна уширит допуски как по тем, так и по другим коррекци€м, сделает их более взаимно терпимыми, и этой ценой их совместное существование окажетс€ возможным. “ак случаетс€, например, при трудных пассажах на фортепиано или при сложных совместных движени€х всех конечностей в некоторых гимнастических или атлетических упражнени€х. ≈сли очень грубо расчленить коррекции, то оказываетс€, что коррекции, след€щие за точностью и меткостью, не выдерживают в этих случа€х на первых порах большой беглости движений, а коррекции, заведующие беглостью, не допускают точности.

¬ итоге получаютс€ движени€ смазанные, приблизительные, хот€ и поспевающие за требуемым темпом. ѕедагоги называют соскальзывание на подобный компромисс Ђзабалтываниемї. ¬ред его в том, что если уже оно получилось, то от него очень трудно избавитьс€. ѕоэтому к интерференци€м и к заминкам, которые свидетельствуют об их возникновении, необходимо относитьс€ внимательно и чутко. ѕедагог поможет учащемус€ решить, что в данном случае лучше Ч сделать ли в тренировке полный перерыв и отдатьс€ на волю Ђтворческой паузыї центральной нервной системы или в корне изменить способ тренировки и примен€емые упражнени€ Ч так, чтобы облегчить мозговым аппаратам путь к правильному выходу из создавшегос€ затруднени€.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 420 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—амообман может довести до саморазрушени€. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

790 - | 641 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.