Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕостроение навыка. Ѕ. ¬ы€вление и роспись коррекций




 

ќднако, как известно каждому, видеть хоть тыс€чи раз, как что‑либо делаетс€, и сделать это самому Ч совсем не одно и то же. „асто, гл€д€ на искусную, быструю работу опытного мастера, не можешь отделатьс€ от €ркого ощущени€, что и сам с первого же раза сделал бы то же самое ничуть не хуже его. Ќо если мастер, прочитав эту немую мысль в наших глазах, уступит нам свое место и мы отважимс€ сделать пробу своих сил, то столкнемс€ с таким своеобразным ощущением обескураживающего недоумени€, которого не забудет каждый, хоть раз испытавший его. Ќаша права€ рука, которую мы привыкли знать послушно исполнительной и безукоризненно скоординированной в ее движени€х, вдруг окажетс€ такой неловкой и непокорной, точно она отсижена или отморожена. ” нас, взрослых, уже сильно развиты Ђзадерживающие центрыї, предостерегающие нас от неловких положений. Ќо дети особенно часто попадают впросак именно в случа€х этого рода, когда то, что делаетс€ перед их глазами, кажетс€ им до очевидности простым и доступным дл€ повторени€. ќтсюда идут и порезанные носы и уши у мальчишек, подстерегших, когда отец, кончив бритьс€, уйдет на работу, и искромсанна€ матери€ у девочек, с не меньшею самоуверенностью принимающихс€ за кройку плать€ в отсутствие матери. ≈сли вы хотите тут же, не сход€ с места еще раз испытать это знакомое переживание недоумени€ и сделать свою руку растер€нной, как жук, брошенный на спину, то поставьте перед собой зеркальце и, заслонив правую руку от глаз листом бумаги так, чтобы видеть ее только в зеркале, попробуйте нарисовать квадрат и крест диагоналей внутри его (Ђконвертї) или еще что‑нибудь в этом же роде.

ѕричина этой неожиданной непослушности совершенно €сна. Ќами уже с самого детства накоплены огромные запасы вс€ческих двигательных навыков и умений по уровню действий и особенно по уровню пространства, кажда€ дос€гаема€ точка которого нами давно и точно освоена. » действовать нам посто€нно приходитс€ в кругу этих привычных и выработанных движений.  ак мы уже подчеркнули выше, при упражнении тренируетс€ не сам по себе рабочий орган Ч его суставы, кости и мышцы, а определенный круг де€тельности этого органа, управл€емой мозгом в том или ином уровне.  аждое выработанное умение создает, правда, в центральной нервной системе некоторые Ђраспространительные толковани€ї, известную возможность переноса на другие, сходные виды навыков, но отнюдь не дает какого бы то ни было всеобщего развити€. ѕослушна€ в исполнении бесчисленных привычных, выработанных умений и навыков, наша рука начинает обманчиво казатьс€ нам послушной безотносительно и вообще. ј этого‑то и нет.

ѕосле всего рассказанного в предыдущих очерках нас не поставит в тупик вопрос о том, почему нам вначале так трудно управитьс€ с движением, хот€ его двигательный состав нам вполне €сен. ≈сли бы взаимоотношени€ между напр€жени€ми мышц 'и движени€ми были так же просты, как, например, отношени€ между (жесткими) шатунами у паровоза и его колесами, тогда, действительно, воспроизвести своими руками движение, которое мы мысленно €сно видим перед собою, было бы не труднее, чем обвести карандашом нарисованный на бумаге квадрат. Ќа самом деле, хот€ перед нами и стоит отчетливый образ движени€, мы не имеем вначале никакого пон€ти€ ни о тех коррекци€х, которые нужны дл€ его выполнени€, но о тех перешифровках, с помощью которых можно втолковать мышцам, как им следует себ€ вести. ћы видим, как мастер выполн€ет на наших глазах эти пон€тные и €сные нам движени€, но снаружи не видно тех скрытых перешифровок и коррекций, которые управл€ют ими в его мозгу. –азница между второй фазой (определение двигательного состава) и третьей (прощупывание коррекций) заключаетс€ именно в том, что там учащийс€ устанавливал, как будут выгл€деть (снаружи) те движени€, из которых слагаетс€ изучаемый им навык, здесь же он доходит до того, как будут ощущатьс€ (изнутри) и эти движени€, и управл€ющие ими сенсорные коррекции. »менно в этой третьей фазе упражнени€ необходимо повтор€ть много раз решение данной двигательной задачи, чтобы Ђнаощущатьс€ї досыта и всем разнообразием переменчивой внешней обстановки, и всевозможными приспособительными откликами на нее со стороны самого движени€. ѕроф. —. √еллерштейн очень метко называет эту де€тельность Ђобыгрываниемї навыка во всех мыслимых изменени€х задачи и обстановки.

 

 

 акой навык ни вз€ть в качестве примера, везде эта фаза вы€влени€ сенсорных коррекций проступает как необходима€, и при этом обычно как сама€ трудоемка€ из всех первоначальных, так сказать планировочных, фаз построени€ навыка. ѕрименительно, например, к велосипеду: ноги обучающегос€ начинают чувствовать правильную круговую форму движений стоп[48]и характерное переменное сопротивление, оказываемое педал€ми. –уки осваивают поворотливость рулевой вилки и приспосабливаютс€ сочетать ее произвольные повороты с опиранием на нее. √ораздо дольше воспитываетс€ и постепенно обостр€етс€ чувство боковых наклонов машины и ощущение того, как вли€ют на них повороты рул€. —тарый инстинкт, св€занный с прежним опытом по пространству, может вначале побуждать при крене машины влево поворачивать руль вправо. ћало‑помалу инстинкт этот преодолеваетс€, и новичок сам или по указанию учител€ прилаживаетс€ откликатьс€ на эти крены влево поворотами рул€ влево же, так как благодар€ им точки опоры велосипеда подбегают под уклонившийс€ в сторону общий центр т€жести и восстанавливают нарушившеес€ равновесие. ¬се это и еще многое другое совершенно невидимо снаружи и накапливаетс€ учащимс€ только путем личного, не всегда безболезненного опыта. ѕусть по ходу этой фазы новичок успеет раз п€тнадцать взобратьс€ на свой самокат и свалитьс€ с него; кажда€ набита€ им шишка есть болевой след начавшегос€ копитьс€ у него опыта сенсорных коррекций. — каждой новой минутой он получает все новые потоки как раз тех ощущений, которых не могло быть видно ни на ком постороннем, и его центральна€ нервна€ система начинает мало‑помалу разбиратьс€ в вопросе о том, на какого сорта коррекции здесь имеетс€ спрос.

Ќечего и говорить, что вс€ эта работа течет иной раз на три четверти бессознательно, но разумным вниканием можно очень ускорить ее.

ѕопутно с этим накапливанием опыта по части коррекций совершаетс€ их внутренн€€ сортировка. ”чащемус€ уже стало €сным, что именно нужно корректировать, но еще не видно, чем, с помощью какого рода ощущений всего удобнее выполн€ть эти коррекции. ÷ентральна€ нервна€ система де€тельно ищет: где, как, какой вид чувствительности способен наиболее быстро и чутко откликнутьс€ на ту или другую заминку, дать в том или другом случае самую строгую и точную коррекцию. » дальше: в распор€жении какого из фоновых, низовых уровней имеетс€ тот инструмент, которым можно в данном случае всего ловче подцепить движение и провести его через трудное место.

¬ начале осваивани€ навыка могут встретитьс€ два разных случа€.  огда основные, самые нужные коррекции определились, то ведущий уровень данного навыка либо может, хорошо или худо, обеспечить своими средствами эти коррекции, либо не может. ¬ первом случае движение поначалу выполн€етс€ кое‑как, Ђна костыл€хї: те виды чувствительности, какие имеютс€ в инвентаре ведущего уровн€, могут обеспечить эти коррекции, хоть временно, приблизительно выполн€€ роль дерев€нных лесов, с помощью которых в дальнейшем возводитс€ каменный дом. » действительно, пока движение, хот€ и с трудом, выполн€етс€ на этих суррогатных подпорках, успевают выработатьс€ в низовых уровн€х насто€щие подход€щие фоны, или автоматизмы, о которых речь будет дальше. “ак, например, в навыках опиловки или косьбы, а из области тонких пальцевых движений Ч в навыках игры на фортепиано правильные движени€ напильника, косы или собственных пальцев вначале вывер€ютс€ зрением, пристальной слежкой за ними Ђво все глазаї. » уже благодар€ тому, что движени€ все же удаетс€ более или менее правильно выполн€ть под их надзором, направл€етс€ и убыстр€етс€ выработка окончательных коррекций всех этих движений с помощью мышечно‑суставной, проприоцептивной чувствительности, по которой таким мастером €вл€етс€ фоновый уровень мышечно‑суставных ув€зок (¬).

¬ других случа€х ведущий уровень оказываетс€ банкротом в отношении хоть и фоновых, вспомогательных, но нужнейших коррекций, без которых движение идти не может. ≈сли речь идет, например, о локомоции, то ведущий уровень всех локомоций (CI) вполне обеспечен всеми смысловыми коррекци€ми, которые нужны ему, как водителю или Ђпилотуї движени€, но ему может не хватить таких необходимых синергий, отсутствие которых все равно срывает движение, хот€ они и не относ€тс€ ни к пилотажу, ни к конечной цели и смыслу. “ак именно обстоит дело с локомоци€ми плавани€ или езды на двухколесном велосипеде. ¬ этих случа€х бывает всегда, что движение первоначально просто никак не выходит: учащийс€ упорно погружаетс€ в воду или падает на бок вместе со своей машиной. ¬ обоих этих навыках (а также в р€де других, подобных им: беге на коньках, планерном навыке, умении ходить по канату и т. п.) имеет место один абсолютно всеобщий закон: во‑первых, в какой‑то момент эти умени€ постигаютс€ сразу, как будто каким‑то озарением, и, во‑вторых, раз уловленное умение этого рода не утрачиваетс€ больше никогда, пожизненно, какой бы долгий перерыв ни был у человека в практике этого движени€ и как бы далеко ни зашла его обща€ растренированность в нем. ќсновного умени€ держатьс€ на поверхности воды, на велосипеде, на канате и т. п. также нельз€ забыть, как невозможно забыть, например, облика мор€, виденного хот€ бы однажды в жизни, или вкуса какого‑нибудь раз испробованного кушань€.

ќписанный внезапный постигающий скачок, характерный дл€ этой группы навыков, означает, что в этот момент вступает в строй выработавша€с€ в соответственном уровне фонова€ коррекци€, обеспечивающа€ успех этого движени€. ƒвижение не получалось до этого переломного момента именно потому, что дл€ этого рода движений в распор€жении их ведущего уровн€ не было никаких подход€щих коррекций нужного качества, хот€ бы суррогатных, какие спасают дело при многих других видах движений. “о, что Ђсекретыї навыков плавани€ или велоезды и т. п. заключаютс€ не в каких‑нибудь особенных телодвижени€х, а в особого рода ощущени€х и коррекци€х, объ€сн€ет нам, почему эти секреты не удаетс€ растолковать никаким показом (а любое движение всегда можно показать) и почему они совершенно и пожизненно незабываемы.

ƒаже помимо этих особенных ощущений и коррекций, составл€ющих монополию уровн€ ¬, ни уровень пространства (—) с его обоими подуровн€ми, ни верховный уровень сложных навыков (D) не имеют подход€щих средств дл€ полноценного покрыти€ всех коррекций, нужных дл€ данного двигательного навыка. “аким образом, встает во весь рост вопрос о привлечении фоновых уровней как специалистов по тем или иным видам коррекций. ¬полне уместным будет сравнение построени€ нового навыка со строительством здани€. ¬ начальных стади€х работы архитектору не нужно бывает ничего, кроме готовальни и листа бумаги.  огда же строительство разворачиваетс€, то ему, конечно, не только потому приходитс€ привлекать себе помощников, что у него самого только по одной паре рук и ног. Ѕолее важна€ причина в том, что его руки, очень искусные в производстве чертежей и расчетов, гораздо медленнее и хуже умеют класть кирпичи или делать оконные рамы, нежели руки каменщиков и плотников. ѕодобным образом за фазой прощупывани€ и определени€х нужных коррекций наступает фаза их росписи по фоновым уровн€м. ” велосипедиста, у обучающихс€ прыжку с шестом, фигурному катанию на коньках, гимнастическим упражнени€м на снар€дах и т. п. постепенно вы€вл€ютс€ те проприоцептивные сигналы, которые с наибольшим мастерством умеет схватывать и использовать уровень мышечно‑суставных ув€зок (¬), те ощущени€ от органов равновеси€, на которые всего тоньше и правильнее откликаетс€ уровень тонуса (ј), и т. д. Ёта фаза пока все еще внутренн€€ планировка по сооружаемому навыку, но дело уже вплотную приблизилось и к реализации этих планов.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 396 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

2035 - | 1890 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.