Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕостроение двигательного навыка. ј. ¬едущий уровень и двигательный состав




 

ћы займемс€ сейчас историей жизни двигательного навыка. —реди всего их разнообрази€ невозможно подобрать ни одного такого, который мог бы служить их представителем Ђза всехї, по всем сторонам и моментам их развити€ и быти€. Ќам придетс€ вз€ть в качестве основного примера пару навыков, которые будут все врем€ оставатьс€ в нашем поле зрени€, а попутно мы будем привлекать к делу и всевозможные другие навыки, которые помогут более €рко осветить ту или другую сторону вопроса.

—тарые взгл€ды на навык содержали, как мы уже видели, две капитальные ошибки. ¬о‑первых, они считали, что навык влезает, или внедр€етс€, в центральную нервную систему снаружи, все равно, хочет она этого или не хочет. ћы теперь знаем, что, наоборот, нервна€ система не подвергаетс€ прин€тию навыка, а сама сооружает его в себе: упражнение Ч это де€тельное строительство. ¬о‑вторых, считалось, что навык проникает в нервную систему постепенно и равномерно, как гвоздь входит в стену или краска впитываетс€ в материю: сперва на одну дес€тую, потом на четверть, на три четверти и т. д. Ќечто торилось, торилось и проторилось. —ейчас нам известно, что сооружение навыка, как и вс€кое строительство, как вс€кое развитие, слагаетс€ из р€да этапов, глубоко качественно различающихс€ друг от друга. ѕостроение навыка Ч это смысловое цепное действие, в котором нельз€ ни пропускать, ни перепутывать отдельных звеньев, как нельз€, например, сперва застегнуть пальто, а потом надеть его или сперва потушить свечку, а затем поднести ее к папиросе. —ам навык совсем не однороден: он содержит в себе ведущий уровень и его фоны, ведущие и вспомогательные звень€, разнообразные автоматизмы, коррекции, перешифровки Ч словом, все, что мы уже перечисл€ли выше. “очно так же неоднородна истори€ его зарождени€, развити€ и жизни. ћы и попытаемс€ теперь рассмотреть ее по пор€дку. ¬ качестве главных представителей дл€ этой обобщенной биографии изберем два спортивных навыка разной трудности Ч навык велоезды и навык прыжка с шестом. —опутствующие примеры мы будем заимствовать из области спорта и из круга трудовых и бытовых навыков.

 ак только перед нами возникает нова€ двигательна€ задача, первый вопрос Ч это, конечно, вопрос о ее опекуне, о ведущем уровне, на ответственное попечение которого она достанетс€. ќднако у нормального взрослого человека этот вопрос можно считать уже предрешенным дл€ вс€кой новой задачи. ћожно без колебаний сказать, что нет такой двигательной задачи, с которой человек впервые встретилс€ бы уже взрослым и котора€ не потребовала бы от него ведущего управлени€ уровн€ действий (¬), по крайней мере на первое врем€. ќпыт почти по всему тому, что способен самосто€тельно вести у человека уровень пространства (—), хоть в какой‑то мере приобретаетс€ уже в детстве и отрочестве. Ѕлагодар€ этому и еще потому, что у взрослого вообще наибольша€ часть его движений совершаетс€ на уровне действий (D), этот последний уровень уже прочно привык к тому, чтобы брать на себ€ строительство новых навыков какого бы то ни было рода. Ёто, конечно, налагает заметные отличи€ на осваивание навыков взрослым от того, как оно происходит у маленького ребенка или животного, у которых в распор€жении нет ничего выше верхнего подуровн€ пространства (—2).

«десь стоит особо отметить, что уровень действий (D) в силу этой вкоренившейс€ привычки впр€гаетс€ в оглобли ведущего коренника в начале осваивани€ даже таких навыков, которым об€зательно придетс€ в дальнейшем переключитьс€ в ведение уровн€ пространства (—). “ак происходит, например, с навыком типичной локомоции Ч плавани€, если человек впервые начинает обучатьс€ ему уже взрослым. ‘акты говор€т, что такое переключение ведущего уровн€ Ч всегда трудна€ и болезненна€ вещь, в резком отличии от легко и быстро совершающихс€ переключений фонов. ќтсюда именно и происходит то, что навыки такого типа, как плавание, намного труднее и дольше осваиваютс€ и автоматизируютс€ у взрослого, чем у ребенка или подростка, которые сразу став€т их на управление уровн€ пространства (—). Ёти пространственные навыки следует прививать с самого детства, уже просто с точки зрени€ разумной экономии сил.

¬торую фазу построени€ нового навыка мы обозначаем как определение его двигательного состава. “ак как перва€ фаза Ч вопрос о ведущем уровне Ч не отнимает много времени, то, в сущности, с этой фазы обычно пр€мо и начинаетс€ дело.

ѕрименительно к простым движени€м, таким, какими ведает уровень пространства, двигательный состав Ч это все, что относитс€ к форме и характеру движений, как иногда выражаютс€ Ч к его конструкции. ¬ спортивно‑гимнастических навыках двигательный состав в основном совпадает с тем, что называют стилем или способом движени€. “ак, например, в прыжках в длину с разбега различают восточно Ч и западноамериканский способы (стили), в плавании Ч способы брасс, кроль, баттерфл€й с их разновидност€ми и т. д. Ёто и есть то, что физиолог обозначил бы как различные двигательные составы этих локомоции.

¬ цепных сложных действи€х уровн€ D в двигательный состав вход€т и строени€ отдельных движений‑звеньев и самые перечни этих звеньев. Ќапример, в двигательный состав ввинчивани€ шурупа в стену вход€т движени€‑звень€ вз€ти€ и хватки буравчика, насверливани€ отверсти€, вз€ти€ шурупа и отвертки, самой процедуры ввинчивани€ и т. д.

— определением двигательного состава у большой части навыков дело тоже обстоит просто. ќчень многие из движений и действий нам приходилось сотни раз видеть с самого детства. Ќачинающий обучатьс€ езде на двухколесном велосипеде сам в детстве ездил на трехколесном, где примен€етс€ много сходных движений ƒл€ спортивно‑гимнастических и трудовых движений мы очень часто имеем к нашим услугам показ со стороны педагога или тренера, сопровождаемый вдобавок по€снени€ми и разбором сложного движени€ по элементам. » все же в отношении двигательного состава нам непременно приходитс€ де€тельно преодолевать целый р€д затруднений.

ѕрежде всего так бывает при осваивании нового умени€ самоучкой. «десь иногда много труда уходит на пр€мое изобретательство по части двигательного состава. –обинзон на своем острове, горько сожалевший о том, что в молодости пренебрегал пригл€дыванием к простым, ремеслам, тратил массу времени и сил на постижение основных двигательных премудростей горшечного, портн€жного или стол€рного дела. ќднако затруднений немало и не дл€ одних самоучек. ¬ прыжке с шестом, например, есть много таких молниеносных и неуловимых глазом подробностей движени€, что их не разгл€деть и на дес€тках показов. ћногое из того, что и удаетс€ подметить, не легко отнести к своему собственному телу: придать, например, руке или туловищу именно ту позу и поворот, которые сумел увидеть у педагога. «атем телосложение каждого, его мускулатура, а тем более строение и степени развити€ его мозговых уровней так разнообразны и неповторимы, что уже тогда, когда навык в общих чертах освоен, каждый учащийс€ очень многое приписывает в двигательном составе навыка к своим личным особенност€м. “о ли он находит какой‑нибудь подход€щий поворот руки, который помогает ему переходить через планку при прыжке в высоту, то ли наиболее удобные приемы хватки инструмента или придерживани€ материала и т. п. «десь открываетс€ широкий простор и дл€ насто€щего изобретательства и рационализации, что с таким блеском доказали на трудовом фронте наши стахановцы.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 398 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

2223 - | 1985 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.