Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Трактовка бытия как субстанции в средневековой философии




В первые века первого тысячелетия н. э. античная философия начинает отступать под натиском усиливающихся монотеистических (единобожных) религий: иудаизма, христианства и мусульманства. Идеологи названных религий хотели привлечь на свою сторону как можно больше сторонников, убедить как можно больше людей в том, что они должны жить в соответствии с заповедями веры. С этой целью они использовали авторитет античной философии, наработанные ею средства объяснения мира: понятийный аппарат и мировоззренческие концепции. Заимствованные у античности средства в средневековой философии получили совсем иное применение. Если целью античной философии был свободный поиск истины, то целью всех средневековых мыслителей было истолкование истины, которая полагалась в уже готовом, законченном виде содержащейся в Священном Писании.

Что же говорит Священное Писание о мире? При том, что священные книги иудаизма, христианства и ислама называются по-разному («Тáнах», «Библия» и «Коран»), догматическая основа в них одна и та же. Это обусловлено тем, что «Танах» - Священное писание иудеев, был положен в основу Ветхого завета (наиболее древней из двух частей Библии) - священного писания христиан, а в «Коране» библейские догматы и сюжеты популярно пересказываются. Исходя из такого положения дел, мы, с полным правом, можем обобщить характерные для всего средневековья представления о мире. Таким образом, мы не только проследим, как исторически изменялись представления о мире, но и познакомимся с основами религиозного мировоззрения, которого придерживаются многие верующие, наши современники. Религия является важной составляющей духовной жизни современного общества, и каждый образованный человек должен быть знаком со священными книгами хотя бы тех религий, которые широко распространены на территории России - христианства и ислама.

Средневековая философия просуществовала около 12 столетий, в течение которых претерпевала существенные изменения. В раннесредневековой философии, в частности у представителей патристики (патристика - букв. «учение отцов церкви», живших в III-VI вв.) бóльшим авторитетом пользовалось учение Платона, дошедшее через его последователей-неоплатоников, которые придали ему более стройный и законченный вид.

В позднесредневековой философии, называвшейся схоластика (букв. «школьная философия», разрабатывавшаяся в религиозных учебных заведениях в ХII-ХIV вв.), бóльшим авторитетом пользовалось учение Аристотеля. Влияние платонизма к этому времени сохраняется только в православной философской традиции.

В целом средневековому философствованию присущи следующие особенности:

1) теоцентризм; 2) универсализм; 3) символизм; 4) статичность; 5) персонализм; 6) традиционализм, 7) назидательность.

В онтологии теоцентризм (представление бога центром мироздания) выразился в догмате[1] о творении мира богом из ничего за шесть дней (этот догмат излагается в 1-й главе книги «Бытия»). Идея творения мира из ничего называется креационизмом. Мир понимается как бытие, причем бытие неоднородное, а иерархизированное - то есть разделенное на высшие и низшие уровни. Какое место в этой картине мира занимает Бог? Этот вопрос для всего средневековья оставался очень сложным. Поставить ли Бога выше бытия мира или на высший уровень бытия? Как объяснить утверждаемое христианством триединство Бога: существование его как Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа?

У Августина Блаженного (354-430 гг.) в известных его сочинениях «Исповедь» и «О троице» Бог толкуется как бытие, причем обладающее такой полнотой бытия, какой нет ни у одной вещи. Кроме того, вполне в духе платонизма, Бог провозглашается Благом и Истиной. Это толкование Бога основано на тексте «Библии», где Создатель говорит о себе: «Аз есмь сущий» (2-я книга Пятикнижия, «Исход», 3,14), где сотворенный космос отождествляется с Благом и утверждается, что Бог творит мир посредством слова. В «Евангелии от Иоанна», входящем в «Новый завет», начало этого процесса описано так: «Вначале было Слово. И слово было у Бога. И слово было Бог». Далее рассказывается, что именно и как Творец делал: «И сказал Бог: Да будет Свет. И стал Свет» и т.д.

Отталкиваясь от этих положений, Августин говорит, что только Бог существует в абсолютном смысле, так как неизменен и целостен. Следовательно, Бог есть субстанция. Субстанция - новый философский термин, который появляется у средневековых мыслителей и, благодаря им, входит в категориальный аппарат философского познания.

Субстанция - латинский эквивалент «первой сущности» аристотелевской философии, то есть формы. Это первопричина и первооснова вещи, то, что обладает самостоятельным существованием и лежит в основе единичных вещей. О субстанции начинают говорить как об обладающей свойствами, или признаками. Признаки разделяются на существенные и несущественные. Существенные признаки называются атрибуты. Они входят в состав субстанциальной формы, определяющей, что субстанция собой представляет. На их основании индивидуальная субстанция, например Сократ, может быть отнесена к определенному виду («человек») или роду («животное») Для обозначения несущественного признака в схоластике используют термин акциденция. Акциденции без субстанций не существуют.

Бог провозглашается высшей субстанцией (вспомните «форму форм» Аристотеля), нематериальной. Поскольку в нем совсем нет материи, он бестелесен и непространственен, а поэтому вездесущ и чувственно не воспринимаем. Бога можно постичь только умственно. Таким образом, Августин объясняет, почему мы не видим и не слышим Бога, который есть центр, сущность и первооснова мира.

Хотя мир средневекового человека «сделан» целиком из божественного мышления, излившегося в слове, нашлось в нем место и материи. Августин, в частности, утверждал, что Бог начинает процесс творения с создания материи и формы. Этих терминов мы в Священном писании, конечно, не найдем, но в качестве формы выступает слово божье, а материя имеется в виду под «землей» и «небом», возникающими в результате произнесения слова. Августин поясняет, что материя творится богом в двух видах: 1) как телесная, воспринимаемая чувствами материя, и 2) как духовная, умопостигаемая материя, - возникающие на одном из этапов творения, по книге «Бытия», «земля» - это телесная материя, и «небо» - это духовная материя. Поскольку материя без Бога не существовала, она называется «небытием».

Бог творит мир по модели своей премудрости. Эту премудрость Августин отождествлял с Логосом-Словом, также заимствованным из античной философии. Творя мир Словом своим, Бог заранее знает и предопределяет не только общие принципы его устройства, но и судьбу каждой отдельной вещи, каждого индивида. Все свои творения, - будь то человек или вещь, - Бог заранее созерцает в идеях своего разума. Создавая мир, Бог сразу же и упорядочивает его с помощью числа, меры и веса. Законченное мироздание оказывается упорядоченной иерархией существ, распределенных по своим «естественным местам» и имеющих различную относительную ценность, определяемую количеством присущего им бытия (божественной разумности) и небытия (материи). То, что в средневековой философии мир воспринимается как законченный, неизменный определяет черту данного способа философствования, названную нами выше его статичностью.

Все вещи мира, включая и человека, приобретают в этой картине мира второй смысл - священный (сакральный), определяемый их ролью в борьбе мирового добра (Бог) с мировым злом (Дьявол), в истории спасения человечества. Такое отношение к миру порождает упоминавшуюся выше характерную черту средневековой философии, как символизм. Символизм - это истолкование чего-либо в иносказательном смысле. Средневековые мыслители истолковывали иносказательно тексты Священного Писания, разнообразные события из жизни человека и мира - в соответствии с религиозными заповедями или как символы священной истории, в частности, моменты земной жизни Христа, или сопоставляли их с образами горнего (небесного) мира, представлениями о Троице, ангелах, архангелах и т.д.

Сотворенность мира божественным мышлением обусловливает егоединство, законченность, неизменность, понятность и полную познаваемость. Такое понимание мира как единого, всеохватывающего и понятного называется универсализмом. Оно выросло из античной философии и, через средневековую философию, было унаследовано философией Нового времени.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3056 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2355 - | 2037 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.