Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Другой путь




 

1. Глупое не может быть трагическим. Оно бывает только смешным, какие бы гекатомбы трупов оно ни воздвигало у своего постамента. Да, тупое хочет быть ужасным. Но оно остаётся ужасным лишь в момент убийства. На любой исторической дистанции глупость уморительна. И только хохот зас­тавляет её с урчанием скрываться от глаз людских.

2. Я неоднократно начинал писать о себе. О том, как я жил до за­нятий литературой. Как постепенно литература вытеснила во мне прежние представления о том, что такое «жить». Как я научился счастью, не зах­ватывая в качестве топлива для него не только ничего чужого, но и ни­чего ничейного. Ведь на самом-то деле даже ты сам не принадлежишь се­бе, не имеешь права, например, на самоубийство. И это прекрасно. Есть возможность, не владея ничем, стать счастливым. Более того – чем мень­ше, чем ничтожнее в тебе часть собственности, тем выше счастье. И, видимо, вся безмерность счастья ожидает человека уже там.

3. Странно на фоне нынешних разговоров о частной собственности и о рынке слышать такое. Но я и сам сторонник разделения общества. Я нена­вижу социализм как догму, как нечто завершённое лентяем и тупицей на начальной фразе «Ну, и так далее». Я вообще презираю науку, если она лезет обобщать и советовать. Её дело – изготавливать безвредные удобства – и то до определённого безопасного предела. Я не верю в первоначальное стремление учёного принести пользу, радость для человека. Первая мысль всегда – мстительная, жестокая. Это было в алхимии, во всех магиях, даже в физике с химией – разбить этот мир на составляющие! Доказать, что он хуже, грязнее, низменней! Для искусства же побудительными явля­ются любовь к матери, к семье, к первой посторонней – и затем уже, изре­завшись и обуглившись, начинают желать отмщения целому человечеству. Но не отдельному человеку.

4. Публика всегда права. И тогда, когда она требует запрещённой, диссидентской литературы. И когда хочет смеяться. И когда хочет с кровью. Небольшое гибкое движение – и ты не лакей, не меняла, не ла­бух, а старший брат, бывалый человек, тихий пророк – все слушают со слезами, всем существом.

Небольшое гибкое движение.

 

Читатель прав. Он пока отвернулся от литературы. Его уже не привлекают к ней ни Солженицын, ни Бродский, ни Пелевин. Слишком долго читателя заставляли смотреть через чужие очки критиков, публицистов, революционеров, де­мократов, просто спекулянтов. И теперь писатели (временно?) стали интересны только операторам РС – в смысле оплаты по знакам, и тёщам – в смысле способ­ности к воспроизводству рода.

5. Но пока существует хотя бы один ликующий, полнозвучный голос – язык жив. Пусть все остальные отрекутся и оплюют друг друга, предков и потомков. Язык жив, пока светится хоть один уголёк.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 515 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

3822 - | 3688 -


© 2015-2026 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.