Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


От сложного к более сложному




Бог никогда не совершал чудес, чтобы обратить атеиста, ибо дел Божьих, явленных в природе, вполне достаточно, чтобы привести такого человека к исповеданию веры во Всевышнего

Фрэнсис Бэкон1

Клетка представляет собой чрезвычайно сложную структуру, в ко­торой десятки тысяч различных ферментов направляют взаимоза­висимые химические превращения. Большинство людей, мало зна­комых с клеткой, с легкостью сбрасывают ее со счетов, не осознавая, что эпитет «мельчайшая» вовсе не обязательно означает «простейшая». Да и в самом деле, рассуждать о происхождении более знакомых органов и орга­низмов во многих отношениях проще, чем иметь дело с какими-то непо­нятными клетками. Среди загадок жизни есть такие чудеса, как эхолока-торная система летучей мыши (сонар), развитие взрослого слона из од-ной-единственной микроскопической клетки или превращение гусеницы в бабочку. Нельзя не восторгаться алмазным сверканием звезд на ясном ночном небе или переливающимися красками и замысловатыми узорами на крыльях бразильской бабочки. Человечество давно задумывалось над подобными вопросами, люди размышляют не только о том, как все это воз­никло, но и почему. Есть ли какой-то замысел в природных явлениях? Мог­ли ли все эти природные свойства и биологические специализации воз­никнуть без постороннего вмешательства?

В предлагаемой главе мы попробуем выяснить, имеет ли место замысел в природе, а также связанные с этим вопросом темы. Они близки по со­держанию к «затянувшемуся вопросу», упомянутому в первой главе, и осо­бенно к вопросу о том, есть ли у Вселенной Творец.

 

 

АРГУМЕНТ ОТ ЗАМЫСЛА

Степень упорядоченности и специализации, которую мы находим в при­роде, похоже, не соответствует тому беспорядку, который можно было ожидать, если бы за всем этим не стоял определенный замысел. Филосо­фы называют данную посылку «аргументом от замысла». Вселенная, и осо­бенно Земля, особым образом упорядочены для поддержания жизни2, а сама жизнь по сути своей предполагает существование замысла.

Не так давно аргумент от замысла получил мощную поддержку со сто­роны целого ряда физиков-космологов, которые считают, что Вселенная не смогла бы приютить жизнь, если бы не стечение совершенно случай­ных обстоятельств. Вселенная, по всей видимости, настолько точно отре­гулирована, что имеет чрезвычайно узкую шкалу допустимых отклонений. Стивен Хоукинг, лукасовский профессор математики в Кембридже (дол­жность, которую когда-то занимал сэр Исаак Ньютон), замечает: «Шансы против возникновения Вселенной вроде нашей в результате Большого Взрыва просто огромны. Я думаю, здесь есть отчетливая'религиозная по­доплека»3. По его мнению, проблема заключается в том, что если бы энер­гия гипотетичного взрыва была слишком большой, то в таком случае не произошло бы формирования звезд и планет4. С другой стороны, если бы она была слишком малой, то Вселенная отправилась бы в небытие. Хоу­кинг продолжает: «Если бы скорость расширения через одну секунду пос­ле взрыва была меньше хотя бы на 1/1000000000000000 долю процента, то Вселенная вновь сжалась бы, не достигнув современных размеров»5. Эти слова иллюстрируют неправдоподобность даже столь широко при­знанной концепции без наличия какого-либо разумного замысла, стояв­шего за Большим Взрывом. С подобной же точностью должна быть рас­считана и сила, скрепляющая атомное ядро в одно целое, чтобы произош­ло образование химических элементов6. Исследования показывают также необходимость чрезвычайно точной выверки целого ряда других факто­ров, таких, как гравитация и электромагнетизм. Изменение электромагнит­ной силы в пределах всего лишь 1/1038 процента могло повлечь за собой катастрофу7. Об этом хорошо сказал Ян Барбоур: «Космос, похоже, ба­лансирует на лезвии ножа»8. Все это предполагает замысел, а не случай­ную, ненаправленную активность. Более того, многие задаются вопросом, не стоит ли за возникновением живых организмов какая-то особая, разум­ная, руководящая сила, которая делает их столь отличными от неживой материи.

Ряд эволюционистов учитывают необходимость в направляющей сущно­сти, которая дала начало многообразию как простых, так и сложных орга­низмов. В течение многих лет ученые выдвигают самые разные концепции, касающиеся особых, неизвестных факторов, отвечающих за сложное строение, целенаправленность или замысел, которые кажутся столь очевидны­ми в разного рода живых существах9. Они используют множество терминов для обозначения своих концепций. В этой связи можно упомянуть следую­щие названия: энтелехия, эмерджентная эволюция, типострофизм, аристо-генез, жизненная сила, телеология, витализм, гомогенез, номогенез, преадап-тация, сальтация, ортогенез10 — все что угодно, кроме Бога-Творца. Обилие названий отражает наличие загадки, а также нужду в особом объясняющем факторе. К сожалению, различные авторы и дисциплины определяют и ис­пользуют эти термины по-разному, иногда даже в противоположном значе­нии. Вдаваться в детали нам нет необходимости, да и подобное занятие было бы довольно скучным. Однако важно отметить, что как богословы, так и уче­ные с философами — все обсуждают данные вопросы, но при этом общий подход найти очень трудно. Для одних наличие замысла не подразумевает наличие Мыслителя, а для других предполагаемый Творец — вовсе не обя­зательно Бог иудео-христианской традиции. Для третьих вопрос заключа­ется не в замысле, а в том, как и почему замысел возник. Я упрощу содержа­ние этой главы, рассмотрев только один вопрос: отражает ли природа су­ществование разумного замысла?

Люди дискутируют по поводу наличия замысла в природе11 вот уже не­сколько тысячелетий. Эта идея пустила прочные корни в мифологии и ран­них библейских рукописях. Сократ (469 — 394 гг. до Р. X.) проявлял боль­шой интерес к концепции наличия цели в природе, а Аристотель (384 — 322 гг. до Р. X.) поддерживал аргумент от замысла. По его мнению Вселен­ная стремится к совершенной форме, которая есть Бог. В западном мире самым влиятельным средневековым философом, разрабатывавшим данную тему, был Фома Аквинский (1225 — 1274). Среди доводов в пользу суще­ствования Бога он приводил и такой — свидетельства замысла в природе подразумевают наличие разумного Создателя. Спустя несколько столетий большинство ученых воспринимали замысел в природе как само собой ра­зумеющееся. Некоторые, подобно сэру Исааку Ньютону (1642— 1727), активно продвигали данную концепцию. А вот шотландский философ-скеп­тик Дэвид Юм12 (1711 — 1776) сделал все возможное, чтобы разрушить этот аргумент, намекая на то, что свидетельства в пользу замысла не обяза­тельно указывают на Бога иудео-христианской (т.е. библейской) традиции. Он не предложил механизма в противовес аргументу от замысла13, если не считать его идею об организующей силе внутри самой природы.

Тем не менее к началу XIX в. мыслители стали рассматривать концепции самопроизвольного возникновения организмов. Это побудило14 английско­го философа и специалиста в области этики Уильяма Пейли (1743 — 1805) опубликовать в 1802 году свою знаменитую книгу Естественное богосло­вие, выдержавшую много переизданий. Пейли получил известность в дискуссии по поводу замысла благодаря своему примеру с часами. Он рассуж­дал так: если вы случайно найдете часы, у которых работают все составные части, каждая на своем месте, то сделаете вывод, что у часов должен быть изготовитель. Затем Пейли указывал, что и сложные структуры в природе также должны иметь создателя, поскольку они не могли возникнуть сами по себе. Далее его доводы звучали следующим образом: поскольку у такого инструмента, как телескоп, есть изготовитель, то и у глаза тоже должен быть создатель. Более того, небольших, постепенных изменений недостаточно, чтобы получить подобную структуру. В качестве примера, указывающего на невозможность постепенного развития, он приводил надгортанник, не­заменимый орган, закрывающий дыхательное горло, когда мы глотаем, и пре­пятствующий попаданию пищи в легкие. Пейли заявил, что надгортанник был бы бесполезен на промежуточных стадиях эволюционного развития на про­тяжении многих поколений, потому что он не смог бы закрывать дыхатель­ное горло, не сформировавшись окончательно15.

Примерно полвека спустя Чарльз Дарвин издал Происхождение видов. В этой книге утверждалось, что незначительные, случайные изменения вку­пе с естественным отбором за определенное время способны путем эволю­ции превратить простые организмы в более совершенные формы жизни, включая человека. Будучи хорошо знакомым с аргументом от замысла, Дар­вин в самом первом издании Происхождения видов обратился к вопросу об «органах, отличающихся крайним совершенством и сложностью». Он при­знал: «Предположение о том, что глаз со всеми его неповторимыми приспо­соблениями, позволяющими настраивать фокус на разные расстояния, про­пускать разное количество света и корректировать сферическую и хрома­тическую аберрацию, мог сформироваться в результате естественного от­бора, представляется мне в наивысшей степени абсурдным»16. Позднее Дар­вин все-таки предложил естественный отбор для решения этой дилеммы, но, как мы увидим ниже, открытых вопросов осталось много.

Целый ряд последователей Дарвина использовали его методологию в качестве механизма решения проблемы замысла. Историк Гертруда Хим-мельфарб так описывает образ его действий: «Дарвин успешно выявлял проблему, но не был столь успешен в ее решении. Его прием в данном слу­чае, как впрочем и во всех остальных, заключался в следующем: сначала, признав наличие затруднения, он делал вид, будто так или иначе освобо­дился от него, а затем, если данное признание не имело успеха в умирот­ворении его критиков, обрушивал на это затруднение весь авторитет той самой теории, которая была поставлена под сомнение»17.

Хоть Дарвин и говорил изредка о возможности некоего замысла и даже в последнем абзаце со 2-го по 6-е издание Происхождения видов упомя­нул Творца18 в качестве источника жизни, предшествовавшего ее эволюции, его частная переписка свидетельствует, что он испытывал «большие сомнения по этому поводу». Для него решением всех проблем, связанных с эволюцией, был именно естественный отбор19.

Богословы до сих пор дискутируют с учеными по поводу происхождения сложных структур, однако большинство богословов склоняются к тому, что­бы оставить исследование природы ученым, а самим сконцентрироваться на социальных или религиозных вопросах20. Основная проблема такова: каким образом нецеленаправленные, случайные мутации21, сопровождае­мые естественным отбором, не обладающим даром предвидения, могли со­здать органы, отличающиеся чрезвычайно сложным строением? Некоторые эволюционисты умаляют важность естественного отбора или вовсе низво­дят ее до нуля, оставляя эволюцию на совести одной лишь случайности. К тому же, как мы говорили в предыдущей главе, лишь очень немногие мута­ции считаются полезными. По достаточно щедрым для эволюции оценкам, на тысячу мутаций приходится лишь одна благотворная. Мутации в подав­ляющем большинстве вредны и, как правило, рецессивны, т.е. они не про­являют себя в организме, если не присутствуют у обоих родителей. Каким образом процесс, имеющий массу ограничений, мог привести к образова­нию таких сложнейших органов, как ухо или мозг? Многие ученые провозг­лашают естественный отбор, предполагающий выживание наиболее при­способленных, как решение этой проблемы, но он действует только ввиду сиюминутных преимуществ. У него нет способности заглядывать в будущее, в то время как сложные органы или системы потребовали бы долговремен­ного планирования. Здравый смысл подсказывает нам искать другие реше­ния. Большинство эволюционистов с этим не согласны.

Ричард Доукинс из Оксфордского университета, говоря о часах Пейли, отмечает, что «единственным часовщиком в природе являются слепые фи­зические силы» и что «Дарвин дал человеку возможность быть интеллекту­ально состоятельным атеистом»22. Какая-то часть эволюционистов не со­глашается с Доукинсом, но таких меньшинство. Немецкий зоолог Берн-хард Ренш приводит перечень из десятка ученых, в их числе такие веду­щие авторитеты, как Е. Хеннинг, Генри Фэйрфилд Озборн и Отто Шинде-вольф, которые не удовлетворены концепцией мутаций и/или естествен­ного отбора и считают, как упоминалось выше, что в нашем уравнении не хватает какого-то особого, загадочного фактора. Ренш убежден, что ему «совершенно ясно, о какого рода факторах и силах может идти речь»23. Эрнст Майр, активный сторонник современного синтеза, говорит о других ученых24, придерживающихся того мнения, что нам необходимо больше знаний для объяснения развития сложных структур и организмов. Разде­ляя ту же тревогу, видный французский зоолог Пьер Грассе утверждает: «Одно-единственное растение, одно-единственное животное потребовало бы тысячи и тысячи удачных совпадений. Таким образом, чудеса стали бы в порядке вещей». Кроме того, он подчеркивает: «Какой игрок осмелил­ся бы сыграть в рулетку с хаотичной эволюцией? Скорее пыль, переноси­мая ветром, воспроизведет на холсте Меланхолию Дюрера, чем произой­дет ошибка репликации в молекуле ДНК, которая приведет к образованию глаза; кроме того, эти ошибки не имели бы ничего общего с функцией, ко­торую должен был или начал осуществлять глаз. Нет такого закона, кото­рый запрещал бы фантазировать, но науке это не к лицу»25.

Отсутствие связи между случайными мутациями и сложными биологи­ческими структурами представляет собой серьезную проблему для эво­люционной теории.

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ

Концепция замысла особенно значима для биологических систем, со­стоящих из функционально взаимозависимых частей. Такие системы про­сто не могут действовать, пока не будет в наличии всех необходимых час­тей. Например, для домашней охранной сигнализации необходимы: 1) двер­ные и оконные сенсоры, 2) провода, соединяющие их с пультом управле­ния, 3) пульт управления, 4) источник питания, 5) провода, соединяющие сирену с пультом управления, и 6) сама сирена. Если хотя бы один из этих основных компонентов отсутствует или находится в нерабочем состоянии, система не будет действовать. Предположение, будто подобная система может возникать постепенно, функционируя на каждой стадии развития, противоречит здравому смыслу. Мы можем задать такого же рода вопро­сы по поводу работы часового механизма или взаимозависимых компонен­тов сложных биологических систем. Могут ли чисто случайные мутации и естественный отбор, не наделенный какой-либо прозорливостью, произ­вести на свет сложные структуры вроде легкого или даже вкусового со­сочка на языке, если данные структуры не имеют никакой ценности для выживания, пока не будет в наличии всех необходимых составляющих? Вкусовой сосочек бесполезен без нервных клеток, соединяющих его с мозгом, а нервные клетки ничего не могут сделать без функции мозга, ко­торая интерпретирует импульсы от нервных клеток как вкусовые ощуще­ния. Подобные взаимозависимые системы не будут работать до тех пор, пока не заработает каждая их составляющая.

Для получения функциональной системы требуется множество одно­временных изменений, а это представляется неправдоподобным с точки зрения эволюции. Когда мы рассматриваем концепцию постепенного раз­вития системы со взаимозависимыми компонентами, нам необходимо при­нимать во внимание присутствие бесполезных составляющих, ожидаю­щих того момента, когда они наконец станут полезными в результате некоей окончательной случайной мутации. Согласно эволюционной теории мы вроде бы должны находить много развивающихся органов или сис­тем, однако, когда мы смотрим на многочисленные виды живых организ­мов, населяющих мир, мы не видим по большому счету ни одного такого органа. Взаимозависимые составляющие ставят проблемы и перед эво­люционистами, верящими в значительные, внезапные и случайные пре­образования, и перед теми, кто отстаивает малые, постепенные измене­ния. Для первых эти проблемы заключаются в следующем: 1) наличие ряда совершенно случайных, но сложных и внезапных изменений, необ­ходимых для возникновения новой, жизнеспособной системы или орга­на; 2) отсутствие каких-либо экспериментальных свидетельств в пользу возможности такого процесса. Для тех, кто верит в небольшие измене­ния, проблемы можно сформулировать так: 1) выживание многочислен­ных нефункциональных или бесполезных органов на промежуточных стадиях развития системы перед лицом естественного отбора, стремя­щегося уничтожить их; 2) очевидное отсутствие подобных промежуточ­ных стадий в ныне живущих организмах.

Эволюционисты порой заявляют, что промежуточные формы, возмож­но, обладали полезными функциями. Например, животное могло исполь­зовать недоразвитые крылья для планирования на сильном ветру. Не так уж трудно придумать какое-нибудь назначение почти для любого такого органа. Французский сатирик Вольтер в своем всегда оптимистичном Кан­диде остроумно замечает, что «носы были придуманы для ношения очков, а посему у нас есть очки»26. (Я приношу свои извинения Вольтеру за ис­пользование его колкого замечания не в том смысле, который он, вероят­но, в него вкладывал!) Здесь уместно будет привести и реальный случай, произошедший с Джоном К. Фентрессом, когда он работал в Кембридже. Изучая полевых мышей, ученый обратил внимание на защитные модели поведения. Особь, живущая на открытом пространстве, как правило, стре­мительно убегает, пытаясь спрятаться от движущегося в поле ее зрения объекта, а вот особь, живущая в лесу, замирает, чтобы ее не увидели. Фен-тресс посоветовался с несколькими друзьями-зоологами по поводу своих наблюдений. Вот только в разговоре с ними он, в качестве эксперимента изменил исходные данные, сказав, что полевые мыши якобы замирали, а лесные — убегали. «Жаль, что я не записал их объяснений, потому что они были весьма и весьма занимательными», — сообщает Фентресс27. Та­ким образом, проблема заключается не в том, можем ли мы найти какое-то объяснение, а в том, можем ли мы найти правильное объяснение. В кон­тексте нашей книги вопрос стоит так: что лучше объясняет сложнейшие природные структуры — разумный замысел или сочетание, как правило, вредных, случайных мутаций и недальновидного естественного отбора.

 

 

ВАЖНОСТЬ ПОДОБИЯ

Во время публичного дискуссионного форума в одном из крупных уни­верситетов мне довелось услышать, как некий студент сетовал, что эво­люционисты дают название определенной мышце какого-нибудь живот­ного, затем точно так же называют схожую мышцу другого вида, и все это представляют как эволюцию. Подобие в терминологии не может служить иллюстрацией эволюционного процесса, и студент, похоже, жаловался не безосновательно. С другой стороны, множество живых существ обнару­живают поразительно сходные черты, и эволюционисты нередко исполь­зуют их для подкрепления своей аргументации. За неимением лучшего они выдвигают их в качестве довода против замысла.

Большинство учебников биологии и прочие издания, отстаивающие эво­люционную теорию28, используют подобие костной структуры передних конечностей позвоночных животных как свидетельство в пользу эволюции. По мнению авторов-эволюционистов, раз существует базовый образец, зна­чит, животные эволюционировали от общего предка, либо друг от друга, тем самым увековечив именно данную модель. У целого рада различных живот­ных, таких, как саламандры, крокодилы, птицы, киты, кроты и люди, мы на­ходим одну длинную кость, поддерживающую ближнюю к туловищу часть конечности (от плечевого сустава до локтя у людей), и две длинные кости в следующем, более отдаленном участке скелета (от локтя до кисти у людей). Эволюционисты предлагают и ряд других сходных черт в качестве доказа­тельства общего происхождения, включая универсальный характер клеток живых организмов и наследственную информацию, почти всегда основыва­ющуюся на одном и том же генетическом коде29. Есть еще близкое сходство между сопоставимыми последовательностями ДНК, вроде тех, что мы нахо­дим у человекообразных обезьян и людей. Однако мы должны помнить, что с точки зрения разумности между людьми и обезьянами существует огром­ная разница. Не так давно биологи обнаружили удивительное подобие у осо­бых генов, называемых гомеотическими. Все эти гены содержат последова­тельность ДНК, называемую гомеотическим боксом. Гомеобоксы состоят из 180 нуклеотидных пар и связаны с различными генами, контролирующими некоторые главные процессы развития организма, например, формирова­ние частей тела. У плодовой мухи мутация в гомеотическом гене может выз­вать образование лишней пары крыльев, но видоизмененная муха едва ли сможет выжить. Нуклеотидная последовательность гомеобоксов весьма схожа у широкого ряда организмов, например, у многоножек, земляных чер­вей, плодовых мушек, лягушек, мышей и людей30. В список схожих биохи­мических черт можно добавить еще немалое число пунктов.

«Аргумент от подобия» обеспечивает весьма спорную поддержку эво­люционной модели, поскольку мы с тем же успехом можем заявить, что подобие означает общую проектную модель. Почему не использовать одну и ту же базовую модель, такую, как костная структура передних конечно­стей, которая позволяет конечностям вращаться, да к тому же и хорошо работает? Клетка представляет собой отличную функциональную биохи­мическую единицу, подобно тому как комната служит отличной функцио­нальной единицей для разного рода структур, от небольших домов до не­боскребов. Если система гомеобоксов хорошо работает в одном организ­ме, почему не использовать ее в других? Нет таких законов, которые зап­рещали бы запрограммированные модели творения. Творцу ни к чему было использовать разные системы для сходных функций. Подобие вовсе не обя­зательно указывает на общее эволюционное происхождение, точно так же как и наличие четырехцилиндрового двигателя у разных автомобилей не говорит о том, что все они сошли с конвейера одного завода. Схожие черты могут с одинаковым успехом свидетельствовать о разумном замыс­ле, использующем хорошие, работоспособные системы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 484 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2351 - | 2153 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.