Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 оммуникаци€ как процесс




 

ѕод коммуникацией мы будем понимать процессы пе≠рекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. »сторически коммуникацией было именно это: принуждение другого к выполнению того или иного действи€. “о есть дл€ коммуникации сущес≠твенен переход от говорени€ ќдного к действи€м ƒруго≠го. »менно ради этого реализуетс€ передача значений между двум€ разными автономными системами, которы≠ми €вл€ютс€ два человека. ћожно еще отметить, что речь идет о характерном дл€ коммуникативных систем несов≠падении входа и выхода. » именно этот аспект коммуни≠кации важен и дл€ рекламы, и дл€ паблик рилейшнз. ¬ стандартном коммуникативном акте также важны имен≠но невербальные реакции на сообщение, поскольку наи≠более значимые про€влени€ восхищени€, удивлени€, не≠нависти и т.д. имеют подчеркнуто редуцированный вер≠бальный компонент в виде разнообразных междометий.

ѕоскольку коммуникаци€ осуществл€етс€ в физичес≠ком пространстве, на нее можно смотреть и как на про≠цесс обмена сигналами низкого уровн€ энергии (органи≠зации), в результате же образуетс€ обмен сигналами вы≠сокого уровн€ энергии (организации). »спользу€ дл€ обмена минимум, получаем максимум. Ёто оказываетс€ возможным, поскольку каждый такой минимальный сигнал в системе св€зан с сигналом максимумом. —истема их св€зи получила название кода.  ажда€ точка плана со≠держани€ имеет соответствие на плане выражени€. ¬се это позвол€ет осуществл€ть обмен в физическом прос≠транстве по сути не физическими величинами.

≈сли о коммуникации мы говорим как о перекодиров≠ке вербального в невербальное, то письменность возни≠кает из обратного действи€: перекодировки невербальных характеристик в вербальные. Ќапример, письменность в древнем  итае возникает именно дл€ процессов социаль≠ного управлени€ хоз€йственными ситуаци€ми. ћир тре≠бовал счета и управлени€, и письменна€ фиксаци€ облег≠чила этот процесс. ћы можем изобразить эти два процес≠са разнонаправленной перекодировки следующим образом:

 оммуникаци€ вербальные ЧЧ невербальные

ѕисьменность невербальные ЧЧЧ вербальные

 

¬ качестве примечани€ можно добавить, что в модели ё. Ћотмана процессы столкновени€ кодов заложены да≠же при коммуникации двух людей [175]. Ёто св€зано с тем, что коды даже одного €зыка у разных его носителей могут не совпадать.

—овременна€ действительность может создавать длин≠ные вербальные тексты, которые уже не св€заны непос≠редственно с процессами перехода в невербальную сферу. Ёто, например, литература. Ќо если быть более точным, то литература именно таким образом и трактуетс€ тотали≠тарными государствами как воспитывающа€ и перевос≠питывающа€ вербальна€ реальность. — наших позиций литературой становитс€ увеличение вербального компо≠нента за счет уменьшени€ невербального. –итуал реали≠зует обратное соотношение: удлинение невербального компонента за счет сокращени€ вербального. ћы можем изобразить это следующим образом:

 

Ћитература   вербальный компонент   невербальный  
–итуал   вербальный   невербальный компонент  

 

«а счет чего становитс€ возможным подобное удлине≠ние вербальной составл€ющей? ”держание внимани€ ре≠ализуетс€ с помощью введени€ геро€, который попадает в большое число событий.  ачественное изменение вер≠бального текста позволило оттенить его невербальную составл€ющую. ’орошо известен психологический факт отвлечени€ внимани€, например, при прослушивании новостей продолжительностью более одной минуты. Ћи≠тература должна вновь вернуть это уход€щее внимание к своему тексту.

“акже следует отметить мысли ќ. ‘рейденберг о том, что слово (словесный миф, словесный сюжет) вторично по отношению к иным реализаци€м в виде вещи или действи€, например: "—ловесные мифы Ч только одно из метафорических выражений мифа. Ќо миф охватывает и выражает собою всю без исключени€ жизнь первобытно≠го человека. ќн может поэтому быть и вещным и дейс≠твенным" [352, с. 62]. ¬ другом месте она выражаетс€ еще более определенно: "—южет имел стадию долитературную и даже дословесную, когда его морфологи€ совпадала с морфологией действи€, вещи, кинетической речи, мира действующих лиц, с которым он был слит" [352, с. 222, см. также 353]. »наче говор€ сюжетность €вл€етс€ одним из самых распространенных способов обработки инфор≠мации человеком (см., например, нарративный анализ в главе п€той).

” американских аналитиков есть цикл прин€ти€ реше≠ний, именуемый Ќќ–ƒ - наблюдение, ориентировка, ре≠шение, действие. Ћитература должна действовать в рам≠ках этого цикла, не дава€ читающему/слушающему воз≠можности прин€ть решение об отключении от этого потока коммуникации. “о есть вводить все новые ситуа≠ции, тем самым поддержива€ внимание. ‘ормальное ли≠тературоведение и ё. Ћотман говорили об этом как о чередующихс€ процессах деавтоматизации и автоматиза≠ции: как только читатель привыкает к данному повество≠ванию, следует производить процесс деавтоматизации, вновь вернув его внимание к тексту.

—. Ёйзенштейн выдел€л также бессюжетную возмож≠ность удержани€ внимани€: "не герой, а тот участок ми≠ра, где он по€вл€етс€, станов€тс€ в центре внимани€" [120, с. 285]. “акой средой €вл€етс€ €рмарка, магазин, рынок и т.д. ј. Ѕрудный так, например, говорит о доро≠ге: "¬ рамках хронотопа дороги возникают новые инфор≠мационные контакты" [40, с. 99]. ¬се эти €влени€ можно объединить как €влени€ внешней сюжетности, тогда стандартный сюжет станет вариантом внутреннего сюже≠та. ƒл€ внешней сюжетности характерно множество геро≠ев и множество событий, дл€ внутренней Ч один герой и набор событий, св€занных с ним. ¬ примере "внешней" сюжетности реализуетс€ вариант банка событий, из кото≠рого можно черпать почти бесконечно.

Ћитературу (как и ритуал) можно рассматривать как нормопорождающую структуру. ¬ результате перехода от входа к выходу происходит введение нормы. ¬ литератур≠ном тексте отмечаетс€ наказание негатива и вознагражде≠ние позитива. ѕроисходит €вное упор€дочивание ситуаций в пользу вводимой нормы. Ќабор случайных ситуа≠ций очень четко структурируетс€ в результате прохождени€ литературного текста. ѕричем это достаточно системный взгл€д, ибо и положительные и отрица≠тельные герои обладают соответствующей внешностью, определенным набором поступков и т.д.

≈сть еще одна важна€ характеристика литературного текста Ч его незавершенность, ƒо последней страницы текст ощущаетс€ как незаконченный. »звестна роль не≠завершенных действий дл€ человеческой психики. „ело≠веку свойственно стремитьс€ к завершению подобных си≠туаций. ќсобенно €рко это качество незавершенности про€вл€етс€ в €влени€х массовой культуры, например, детективе, который так захватывает человека, что он не в состо€нии отказатьс€ от чтени€. — другой стороны, чело≠век может перечитывать художественный текст, чтобы еще раз испытать это чувство незавершенности.

¬ детективе сознательно ввод€тс€ детали, ведущие по неправильному пути. ƒетектив Ч это вариант лабиринта, где путем перебора некоторых возможных путей в конце

 

концов наход€т истинный путь. Ќо человек испытывает эстетическое и информационное удовольствие от нахож≠дени€ в ситуации незавершенности. —р. сообщение име≠ни убийцы читателю детектива в середине текста как нежелательный элемент, нарушающий процесс незавер≠шенности.

ћиф Ч это, наоборот, завершенный текст. ќн извес≠тен заранее, и в этом его сильна€ сторона, позвол€юща€ прогнозировать его будущее развитие. Ћитературный текст слабо прогнозируем с точки зрени€ читател€. ћиф полностью прогнозируем. Ёто вербальна€ сторона ритуа≠ла. –итуал и миф описывают одну точку реальности, только с разных позиций: миф Ч с вербальной стороны, ритуал Ч с невербальной. –итуал представл€ет собой из≠вестный пор€док действий, требующий его выполнени€. ≈сли в литературе заложена эстетика новизны, то в ритуа≠ле Ч эстетика повтора.

ќднотипна€ эстетика повтора работает в орнаменте как одном из самых старых способов воздействи€. ќрна≠мент представл€ет собой элементарное сочетание воз≠действи€. Ѕесконечность создает его динамический характер. ќстановленный орнамент, орнамент без дина≠мики дает нам, например, свастику или п€тиконечную звезду, также €вл€ющихс€ элементарными единицами воздействи€. ¬€ч. ¬с. »ванов пишет по поводу воззрений Ёйзенштейна: "—труктура, по Ёйзенштейну, несет наи≠большую семантическую нагрузку: произведение (как орнамент или цирковой номер Ч виды искусства, Ёйзен≠штейну особенно близкие) может быть не изобразитель≠ным, но оно не может быть лишено структуры и переда≠ваемого с ее помощью значени€" [118, с. 281].

¬ современном ритуале враг чисто вербален, напри≠мер, "американские империалисты" в отчетном докладе ÷   ѕ——. ¬ довоенное врем€ "капиталист" мог по€вить≠с€ в виде чучела на первомайской демонстрации. Ёто чу≠чело подвергалось оскорблению, если не физическому, то условному Ч осме€нию, карикатурное изображение пред≠полагало именно данный процесс. ¬едь герои подлежат

 

не карикатуризации, а многократному увеличению, как это имеет место в случае пам€тников.

–екламный текст (как и сфера паблик рилейшнз) вновь восстанавливает статус невербального компонента. —овременные ритуалы €вл€ютс€ вырожденными, они за≠нижают роль как вербального, так и невербального ком≠понентов. Ёто св€зано с исчезновением особого безаль≠тернативного статуса современного ритуала. —овремен≠ное общество принципиально альтернативно Ч дл€ него характерной €вл€етс€ альтернативна€ коммуникативна€ среда. Ћюбое сообщение может быть заменено любым другим. ќбщество прошлого стремилось к уникальности коммуникативных процессов: например, только одна книга Ч Ѕибли€ и т.д. —ледующим этапом становитс€ трактовка слова Ѕога:

"ѕо отношению к —лову Ѕога вс€ка€ проповедь Ч это текст "второго пор€дка", слово наставника по поводу сло≠ва Ѕога. ÷ель проповеди состоит в донесении смысла слова Ѕога до сознани€ людей. “ака€ передача смысла представл€ет собой ту или иную адаптацию первичного текста (слова Ѕога) к возможност€м человеческого разу≠ма" [203, с. 205].

“оталитарное общество возвращаетс€ к системе уни≠кальных коммуникативных процессов, соответственно, возрастает значимость ритуала. “оржественное собрание в честь -надцатилети€ ¬еликой ќкт€брьской социалисти≠ческой революции выполн€ла главную функцию ритуаль≠ной коммуникации Ч делала сакральными необходимые отсылки на прошлое, задава€ сакральную периодичность времени.

 оммуникаци€ помогает усилить имеющиес€ в общес≠тве диспозиции, дела€ не€вное €вным.  оммуникацию можно рассматривать как интенсификацию имеющихс€ коммуникативных интенций, перевод их в более техноло≠гическую форму, под которой мы понимаем достижение прогнозируемого результата в отличие от случайного про≠цесса.

 

Ћитература также может рассматриватьс€ как преувели≠чение определенных характеристик, которое можно реали≠зовать за счет отвлечени€ от несущественных с точки зре≠ни€ темы характеристик в пользу значимых. “олько такое преувеличенное воздействие может вли€ть на в опреде≠ленной степени инерционные системы, к которым можно отнести массовое сознание. “олько сегодн€ в услови€х конкурентной борьбы мы стали больше внимани€ уде≠л€ть инноваци€м.

—опоставление инновационных и инер≠ционных систем даст нам следующие результаты:

    инерционные системы   инновационные системы  
отношение ко времени   более важен взгл€д в прошлое   профессионально зан€ты будущим  
оценка будущего   будущее - это вновь повтор€юще≠ес€ прошлое   будущее возникает впервые  
тип лидера   "аксакал" (лидер старых норм)   креативна€ лич≠ность, которой приходитс€ про≠щать экстраваган≠тности  
тип аргументов   значимо то, что уже было (напри≠мер, "возврат к ле≠нинским традици€м)   значимо новое  

 ак видим, два типа систем будут требовать разных коммуникативных потоков дл€ своего осуществлени€, что отражаетс€ в том числе в выделении своих типов го≠вор€щих. ¬ цел€х общих ориентиров можно отметить, что тоталитарные системы т€готеют к инерционности, демократические Ч к инноваци€м.  стати, и гибель —о≠ветского —оюза ‘ренсис ‘уку€ма, €вл€ющийс€ консуль≠тантом –≈Ќƒ  орпорации, св€зал в числе прочего и с тем, что в цел€х экономического выживани€ —оветский —оюз должен был выдвинуть на ведущие позиции науч≠но-техническую интеллигенцию, оттеснив партаппарат и военных [477]. ј интеллигенци€ имеет иные представле≠ни€ о демократии.

 

ё. Ћотман, Ѕ. ”спенский отмечают в этом плане осо≠бый характер русской культуры восемнадцатого века:

"Ёпохи ѕетра I и ѕавла I, при всем отличии их внут≠ренней ориентированности, характеризовались резко вы≠раженной установкой на семиотичность. ќтлича€сь от предшествующей, а втора€ Ч от будущей эпох, они сос≠тавл€ют как бы композиционную рамку, придающую цельность всей культуре XVIII века. ¬ самом имени им≠ператора ѕавла была заложена знакова€ соотнесенность с воспоминани€ми о петровской эпохе, что придает этим рамкам значение осознанного факта" [186, с. 430].

¬ терминах ё. Ћотмана и Ѕ. ”спенского ориентаци€ на прошлое и ориентаци€ на будущее предстают как ори≠ентаци€ на язык и ориентаци€ на “екст соответственно. ¬ рамках модели ѕавла сначала выдумывалась теори€, под которую затем подводилась жизнь.

≈сли посмотреть на типы интенсивных коммуника≠тивных потоков, под которыми мы будем понимать тех≠нологические приемы, направленные на охват наиболь≠шей аудитории, то исторически они выстро€тс€ следую≠щим образом: рассказ прохожего (путешественника) Ч проповедь - газета Ч телевидение. ≈сли посмотреть на типы характерных черт каждого из видов, то можно пред≠ставить себе следующую таблицу:

 

    рассказ прохожего проповедь   газета   телевидение  
аудитори€   случайна€   сознательно собранна€ сознательно выбравша€ случайна€  
содержание €ркое событие нормы Ѕиблии аналитика фактаж
врем€ прошлое вневременное вчерашнее событие сегодн€≠шнее событие
регул€рность случайна€ еженедельна€ ежедневна€ ежечасна€
€ркость событи€   самое €ркое (например, рассказ об единорогах) эмоционально окрашенное   любое   визуальное  

 

Ќа одном из подобных витков истории по€вл€етс€ и ав≠тор, которого нет в ранние периоды. Ёто обща€ тенденци€, котора€ не давала персонализации и содержанию изобра≠жаемого. —р. следующее высказывание ќ.ћ. ‘рейденберг:

"√реческа€ скульптура не портрета. ѕраво портрета давалось в исключительных случа€х, в персональной форме. ќсв€щенное традицией статуарное безличие ска≠зываетс€ позже во всем классическом искусстве, включа€ весь V век; его обыкновенно трактуют в науке как "иде≠альность", как искусство "идеального портрета", как гар≠монию и благородство высокого обобщени€, лишенного мелких черт случайности и банального частного случа€" [352, с. 134].

—р. также полный запрет на изображение человека в исламе.

≈сть также мнение по этому поводу ј.я. √уревича, ко≠торый св€зал неконкретность изображени€ с вневременностью:

"Ќе менее показательно отсутствие портрета в живо≠писи. "Ќезнакомое с портретом тыс€челетие" Ч так име≠нуют историки эпоху средних веков. ћежду тем уже дав≠но установлено, что художники подмечали индивидуаль≠ные черты человеческих лиц и были способны их передать. Ќе "неумение" и "ненаблюдательность" живо≠писцев, а стремление запечатлеть общее в ущерб непов≠торимому и сверхчувственное за счет реальных особен≠ностей личности ставило предел приближению к портретному сходству. Ќо отсутствие портрета непос≠редственно св€зано с т€готением к воплощению вечных истин и непреход€щих ценностей и проливает дополни≠тельный свет на воспри€тие времени в средние века. ƒеконкретизаци€ Ч оборотна€ сторона атемпоральности. „еловек не ощущал себ€ существующим во времени" [79, с. 144].

»нтересно, что перед нами общее отражение пробле≠мы перехода от коллективного к индивидуальному мыш≠лению. Ќапример, дл€ развити€ человеческого общества €вл€етс€ характерным постепенный уход от об€зательной

 

публичности некоторых аспектов жизни. ћ. ”варов гово≠рит о смене публичного пока€ни€ тайной исповедью к концу IV века [330, с. 20]. ≈сли раньше за многие пре≠грешени€ требовалось публичное пока€ние, то теперь оно смен€етс€ индивидуальной исповедью. ѕублична€ сфера, веро€тно, не столько сокращает свой статус, сколько до≠пускает существование иной сферы. Ќо исповедь, будучи индивидуальной коммуникацией, реально отражает пуб≠личные требовани€ к этому типу текста. “ак что можно выделить не только сферу публичной и индивидуальной коммуникации, но и сферу публично-индивидуальной, под которой мы будем понимать индивидуальное реше≠ние общественных задач. ѕроповедь €вл€етс€ таким же типом текста, только обратно направленным вариантом его. Ёти два вида направленности следующие: исповедь Ч от индивида к обществу, проповедь Ч от общества к ин≠дивиду. » тот, и другой тип общени€ нос€т индивидуа≠лизированный характер.

ћен€етс€ и тип геро€ и героики: по€вл€етс€ св€той, доблесть которого состоит в отрешении от мира, в то вре≠м€ как герой прошлого был героем гражданских доблес≠тей. —в€той, правда, осуществл€л свои доблести в другой сфере - в сфере чуда. "—в€той всегда и неизменно был чудотворцем, целителем, способным избавить своих пок≠лонников от природных и общественных напастей" [80, с. 79]. “о есть реально св€того можно рассматривать как ге≠ро€, но в потусторонней области.

—ледует отметить также принципиальную разнонаправленность интересов рекламы и паблик рилейшнз как типов коммуникации. –еклама €вл€етс€ пр€мым вариан≠том коммуникации, паблик рилейшнз заинтересованы в косвенном воздействии. –еклама работает на платных страницах газет, паблик рилейшнз - на бесплатных. –ек≠лама порождает благопри€тные сообщени€, паблик ри≠лейшнз Ч благопри€тные контексты. Ќо в любом случае этот новый тип прикладных коммуникаций стал играть в современном обществе очень важную роль. —пециалис≠тов в этой сфере, например, в —Ўј, больше, чем журна≠листов.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 510 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

438 - | 462 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.019 с.