XXII
Ним преступникам обнаружилось, что постановления действующего уголовного законодательства нуждаются в значительных изменениях. Комитет общества земледельческих колоний и ремесленных приютов, столкнувшись с этим при разработке устава одной из своих колоний, "поручил мне, - пишет Н.С. Таганцев, - заняться вопросом об ответственности малолетних и представить проект об изменении существующих узаконений по данному предмету, и настоящее исследование представляет посильное выполнение поручения, на меня возложенного".
В этом исследовании автор с присущей ему добросовестностью и глубиной излагает содержание системы законодательства западных стран (Франции, Германии, Римской системы) об ответственности несовершеннолетних, предпослав этому общие соображения о значении возраста для решения вопросов вменения и определения порядка назначения наказания. Подробно и обстоятельно рассмотрены постановления русского права. Затронуты при этом и вопросы истории и действующего законодательства (Уложение о наказаниях). Поскольку Уложение специально не оговаривало вопроса о неприменении смертной казни к малолетним преступникам, а в литературе он был дискуссионным (так, проф. А. Лохвицкий допускал такое применение), автор исследования уделяет особое внимание обоснованию и доказыванию недопустимости применения смертной казни к несовершеннолетним (до 21 года) преступникам. При толковании статей закона о наказании и его применении к несовершеннолетним Таганцев исходит из последовательно гуманистических позиций, отстаивает педагогически разумные начала организации исполнения наказания в отношении малолетних преступников, ратует за смягчение общих видов наказания (сроков, режима) при применении их к малолетним.
Большое место в исследовании отведено определению начального возраста уголовной ответственности. Автор подвергает убедительной критике Уложение, которое считало таковым семь лет: "... я думаю, что срок, определяющий предел безусловной невменяемости, должен быть выбран по возможности поздний, когда бы с вероятностью можно было ожидать, что большинство подсудимых будет действовать с разумением". В проекте законоположений, составленных ученым, этот вопрос решен так: "Дети, не достигшие при совершении преступлений 12 лет, не подлежат уголовному преследованию". Малолетние от 12 до 17 лет по проекту автора подлежат уголовному преследованию только в том случае, если они действовали "с разумением". В проекте предлагается, чтобы за преступления, совершенные по неосторожности, малолетние от 12 до 17 лет и несовершеннолетние от 17 до 21 года вообще не подлежали уголовной ответственности. Также предлагается, чтобы при назначении общих наказаний в отношении несовершеннолетних они подвергались значительному смягчению.
При исследовании проблемы ответственности несовершеннолетних Таганцев обнаруживает себя как приверженец особой, организованной с учетом возрастной психики судебной процедуры. "Торжественная форма процесса, - пишет он, - в особенности производство дела с присяжными, оставляет невыгодное впечатление на малолетних, раздражая их самолюбие, делая их героями дня, и... на этом основании суд по возможности
XXI11