Quot;Это исследование, - писал автор, - распадается на два главных раздела: изложение учения об убийстве вообще, т.е. о существенных условиях этого преступления как родового понятия, и рассмотрение отдельных видов этого преступления, которые Уложение считает почему-либо необходимым выделить из родового понятия". Каждому из этих двух разделов посвящен отдельный том издания.
Автору исследования удалось показать специфические черты опасности рассматриваемых преступлений и тот общественный резонанс, который вызывается совершением этих преступлений. "С напряженным интересом следит общество за всеми фазисами совершившегося факта. Раскрытие виновного, обстоятельств совершения, мотивов, руководивших преступною рукою, привлекает массы народа в залы заседания..." Дать объяснение этому социальному интересу, по мысли исследователя, нетрудно: оно заключается в характере и особенностях тех интересов, которые были предметом преступного посягательства. При рассматриваемых преступлениях вред причиняется самому важному, самому ценному благу, которое только может принадлежать человеку, и особенность этого блага состоит в том, что нет эквивалента, могущего заменить его потерю. "Чем важнее нарушаемое благо, чем опаснее является виновный в глазах общества, тем тяжелее ответственность, тем суровее реакция, им возбуждаемая".
После общей характеристики опасности преступлений против жизни автор приступает к юридическому анализу этих преступлений. Прежде всего он останавливается на содержании объекта преступления. "Предмет или объект преступления вообще, - пишет автор, - составляют известные юридические отношения, охраняемые государством и угрожаемые или нарушаемые действием виновного; в данном случае подобным отношением является неприкосновенность жизни членов общества". При этом автор под "юридическими отношениями" понимает не голую абстракцию, а реальные отношения людей в обществе или, как он писал еще в своей магистерской диссертации, "правильное развитие общественных отношений", "нормальные отношения членов общества". В его работах мы не находим развернутого анализа общественных отношений. Однако из всего им сказанного об объекте- преступления с несомненностью вытекает, что когда совершается убийство или другое преступление, то происходит посягательство не на абстрактную норму права, а вполне реальные отношения людей в обществе. Такие отношения, которые нашли "регулирование", "упорядочение" или охрану со стороны государства. В этом нетрудно усмотреть стремление автора показать материальное, "жизненное" содержание преступления и его объекта, которое нужно практике и которое способно содействовать разрешению вопросов, возникающих в повседневной правоприменительной деятельности.
В связи с анализом объекта убийства весьма прогрессивным представляется взгляд автора и на начало жизни человека: "... полным и убеди-