Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕрозвища




ѕомните ли вы те старые добрые времена, когда вас называли как угодно, только не тем именем, которое дали вам при рождении родители? ¬озможно, вам повезло и у вас были необидные прозвища, такие как ЂЅоссї, Ђ—частливчикї или Ђ рутойї. ќднако кому-то могло настолько не посчастливитьс€, что приходилось отзыватьс€ на Ђ“ормозї или Ђ„етырехглазыйї. ¬зрослым эти Ђименаї могут казатьс€ просто забавными, но дети относ€те€к ним очень серьезно. ѕрозвища помогают дет€м усваивать пон€ти€, св€занные с социальным статусом, дружбой и моралью.

„тобы разобратьс€ в значении и функци€х прозвищ, “ом ’арре (Ќагге, 1980) обследовал тыс€чи детей и взрослых в —оединенных Ўтатах, ¬еликобритании, »спании, ћексике, японии и арабских странах. ’арре с коллегами обнаружили, что дети в возрасте от 5 до 15 лет создают свои особые, не видные на первый взгл€д взрослым миры, в которых прозвища могут выполн€ть очень важные социальные функции. ќдна из причин присвоени€ их друг другу состоит в желании отделить Ђсвоихї от Ђчужихї. ƒетей, у которых нет прозвищ, считают личност€ми слишком незначительными, чтобы с ними иметь дело. ќни обычно непопул€рны и часто бывают изолированы от остальной группы.  ак указывает ’арре (Ќагге, 1980): Ђ»меть кличку - значит обладать каким-либо качеством, заслуживающим внимани€ сообщества, даже если это внимание будет не совсем при€тным. ѕоэтому лучше, если теб€ называют Ђ—ливной бачокї, чем просто зовут обычным именем ƒжонї (Ќагге, 1980, р. 81). ƒругими словами, лучше иметь обидное прозвище, чем вообще обходитьс€ без него.

ѕрозвища Ђ алекаї или Ђ∆иртрестї используютс€ лидерами групп, чтобы показать, какими ее членам не следует быть. ќбладатели таких прозвищ €вл€ютс€ €ркими примерами нарушени€ стандартов или норм данной группы. — их помощью дети громко объ€вл€ют, что приемлемо в их сообществе, а что нет. Ћюбое поведение, стиль одежды или физическое качество, не отвечающее установленным в группе стандартам, могут стать причиной присвоени€ прозвища. “аким образом, когда дети называют кого-либо Ђ¬онючкойї или Ђѕрыщомї, они показывают, что усвоили прин€тые у взрослых нормы чистоты, ухода за собой и при€тного внешнего вида.

  сожалению, дл€ носителей прозвищ их наличие может оказатьс€ весьма болезненным. ќднако нередко такие дети бывают добровольными жертвами: ЂЌе об€зательно самый толстый, самый глупый или самый гр€зный получают прозвища "Ѕегемот", "Ѕалбес" или "—трахолюдина", а только те, кто с готовностью сносит унижение, €вл€€сь символом детской жадности, непредусмотрительности или отвращени€ к умываниюї (Ќагге, 1980, р. 81).

¬ различных культурах дети используют прозвища по-разному. Ќапример, такие прозвища, как Ђ’ромушаї или Ђ“рехногийї, высмеивающие физические недостатки, более характерны дл€ арабских стран, чем дл€ јнглии или японии. японские дети чаще используют аналогии с животными или насекомыми. ¬о всех культурах прозвища помогают дет€м создавать социальную реальность, которую они затем берут с собой во взрослую жизнь. Ќа шекспировский вопрос Ђ„то в имени?ї можно ответить: Ђ√ораздо больше, чем вы могли ожидатьї.

виду, а затем о том, что эти отличи€ могут сделать ее нежеланной в их обществе или восстановить их против нее. “от же принцип работает в отношении любого ребенка, отличающегос€ от любой гомогенной по составу группы, придающей большое значение данному отличию. “аким образом, через этот процесс проход€т еврейский ребенок, живущий в местности, населенной католиками, маленький араб, растущий в окружении италь€нцев, китаец Ч среди €понцев и даже ирланд-

√лава 10. ѕсихосоциальное развитие в среднем детстве 487

ские дети из католической семьи, проживающие в районе, населенном ирландцами-протестантами. Ёти дети не могут пон€ть, почему принадлежность к той или иной этнической группе значит столь много. ќтвет на этот вопрос они могут искать в течение всей жизни (Spencer, 1988).

ѕонимание групповых различий и того, что значит быть членом той или иной группы, €вл€етс€ одним из аспектов социального познани€, которое, в свою очередь, зависит от общего когнитивного развити€. “аким образом, ребенок, мышление которого еще носит эгоцентрический характер и позвол€ет ему фокусировать внимание каждый раз только на одном измерении, будет предполагать, что люди, сходные по одному признаку (например, по цвету кожи), должны быть похожи и в остальном. ѕо мере того как дети станов€тс€ старше, они постепенно развивают способность воспринимать людей многогранно. ¬ результате эксперимента, проведенного среди англо- и франкоговор€щих канадских детей (Doyle, Beadet & Aboud, 1988), было вы€влено, что старшие реб€та имели более гибкие установки по отношению к представител€м другой €зыковой группы. ƒети, достигшие в развитии мышлени€ периода конкретных операций, реже приписывали отрицательные качества представител€м другой €зыковой группы, чем те, кто находилс€ на стадии дооперационального мышлени€. ќднако другие исследователи не обнаружили пр€мой зависимости между уровнем когнитивного развити€ и пониманием ребенком своей собственной этнической принадлежности (Ocampo, Knight & ¬ег-nal, 1997).

Ёта возросша€ способность видеть людей одновременно с разных сторон встречает противодействие со стороны сильного стремлени€ детей старшего школьного возраста подчин€тьс€ групповым стандартам и отвергать тех, кто в чем-то им не соответствует. –езультаты исследовани€, проведенного в одном из небольших городов  алифорнии, где школы, как правило, посещало равное число чернокожих и белых американцев, показали, что у старших детей, по сравнению с младшими, реже встречались друзь€ с другим цветом кожи. Ѕыло вы€влено, что межрасовые дружеские отношени€ постепенно ослабевали от 4-го к 7-му классу. »сследователи пришли к заключению, что по мере того как дети станов€тс€ старше, общность признаков становитс€ все более значимым основанием дл€ дружбы.

ћожет также иметь место и определенное давление со стороны членов группы, к которой принадлежит ребенок, преп€тствующее установлению и поддержанию дружеских отношений с членами другой группы (Halinan, Teixeira, 1987). Ёто давление может про€вл€тьс€ с обеих сторон. „ернокожих детей, подружившихс€ с белыми детьми, могут заставл€ть прекратить эту дружбу, потому что они Ђпредаютї свою Ђрасуї (Schofield, 1981), и наоборот. Ќедавно проведенные исследовани€ также показали, что чернокожих детей, которые хорошо учатс€ в школе, независимо от ее этнического состава, одноклассники часто считают Ђнеблагонадежнымиї, так как сама школа €вл€етс€ Ђместом дл€ белыхї. ќни подвергаютс€ многочисленным насмешкам, их часто исключают из групповой де€тельности.

ќсознание этнической принадлежности Ч важный вопрос дл€ детей в среднем детстве. ќни усваивают культуральные установки окружающих их людей. ¬замен верности нормам своего общества дети должны получить от него гарантию того, что они принадлежат к некоей более широкой и могущественной группе. ќднако в —Ўј чернокожие родители и родители с другой этнической принад-

488 „асть II. ƒетство

 онтрольные вопросы к теме

Ђќтношени€ со сверстниками и социальна€ компетентностьї

. ¬ среднем детстве понимание ребенком дружеских отношений проходит р€д опознаваемых стадий.

Х ƒл€ раннего этапа среднего детства наиболее характерны групповые дружеские отношени€.

Х ѕоследстви€ группового давлени€ чаще оказываютс€ негативными, чем позитивными.

Х —уществование отличающихс€ друг от друга рас - научно признанный факт.

Х ƒети - представители групп национальных и иных меньшинств, подверженных риску стать мишенью предрассудков, сначала узнают о своем отличии, а затем о том, что это отличие €вл€етс€ причиной их дискриминации. -

¬опрос дл€ размышлени€  аким образом существование Ђсвоихї и Ђчужихї создает предпосылки дл€ возникновени€ предубеждений?

лежностью сталкиваютс€ с господствующей культурой, часто вступающей в противоречи€ и конфликты с ними. √осударство ожидает, что они будут учить своих детей ценност€м общества, в котором им самим отведено положение людей Ђвторого сортаї. ≈стественно, дети чувствуют этот конфликт, который может оказать глубокое вли€ние на их отношение к обществу.

ƒавление со стороны сверстников еще больше усугубл€ет этот конфликт. Ќормы поведени€ в группах меньшинств часто существенно отличаютс€ от норм поведени€ в группах детей, принадлежащих к большинству. јфроамериканский ребенок, выросший в самом центре большого города, принадлежит к культуре, отличной от культуры большей части белых или черных американцев среднего класса. —тепень прин€ти€, которое встречают чернокожие дети в более широком обществе, часто зависит от их способности приспосабливатьс€ к его нормам.  огда дети из меньшинств объедин€ютс€ с другими членами своей этнической группы, это облегчает их адаптацию на прот€жении среднего детства. “акое единение способствует повышению их самоуважени€. ќднако рано или поздно эти дети должны столкнутьс€ с проблемой объединени€ своей я-концепции со своим общественным образом члена специфической группы, а это может стать причиной конфликта, тревоги или гнева в любом возрасте.

 раткое содержание главы

Х ¬ большинстве обществ в течение среднего детства происходит значительное расширение социального мира ребенка.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 370 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

≈сли президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © »осиф Ѕродский
==> читать все изречени€...

534 - | 496 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.