Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 акими люди рождаютс€: Ђплохимиї, Ђхорошимиї либо Ђнейтральнымиї?




—о времен классической античности и до сих пор природа человека остаетс€ предметом исследовани€. ѕрисущи ли люд€м от рождени€ свойственное им добро, позитивные мотивы, направленные на самих себ€ и окружающих? »ли же мы дурны по своей природе, исключительно эгоистичны и обладаем склонностью к агрессии и захвату? ћожет быть, мы нейтральны в этом отношении? ≈сли говорить шире, в контексте с обсуждаемым в главе 1 вопросом о наследственности и среде, как взаимодействуют Ђприродаї и Ђвоспитаниеї, какова их сравнительна€ роль?

ѕодумайте о том, как вы воспринимаете людей в целом, анализиру€ ваши мысли о том, кого вы знаете, о тех, о ком вы читали или слышали.  ак они стали тем, кем они €вл€ютс€? ƒействительно ли дл€ альтруистичных, гуманных, хороших людей нашего мира такое поведение естественно или оно €вл€етс€ простой Ђмаскировкойї дл€ совершени€ эгоистичных поступков? явл€ютс€ ли те, кого общество заклеймило Ђдурными людьмиї - растлители малолетних детей, насильники, серийные убийцы, - по своей сути хорошими людьми, подвергнувшимис€ серьезным искажени€м под вли€нием этого общества? »ли же то, какими стали люди, зависело только от их воспитани€ и жизненного опыта потому, что они пришли в этот мир, не будучи ни плохими, ни хорошими?

јнглийский философ ƒжон Ћокк (1632-1704) доказывал, что каждый человек при рождении - это чиста€ доска, tabula rasa. ≈го точка зрени€ логично проистекала из позиции эмпиризма, согласно которой все, что мы знаем, и все, что мы представл€ем собой, €вл€етс€ результатом нашего опыта, получаемого через органы чувств. ѕоэтому ничто не может быть Ђвстроеннымї, кроме основных биологических процессов, позвол€ющих нам развиватьс€ и функционировать. ¬ XX веке взгл€ды Ћокка конкретизировал ƒж. Ѕ. ”отсон. —трогий бихевиорист, ”отсон посто€нно утверждал, что он может вз€ть любого нормального ребенка и, при условии полного контрол€ над окружающей средой, превратить его в любого человека по своему желанию - умелого или неумелого, хорошего или плохого (например, см. Watson, 1925). ≈сли смотреть с этой позиции, общество полностью ответственно за то, кем и чем мы становимс€. ¬ соответствии с положением строгого (классического) бихевиоризма о том, что мы €вл€емс€ пассивными субъектами и нас формирует окружающа€ нас среда, мы даже не можем ничего сказать по этому вопросу.

ћежду тем другой английский эмпирик, “омас √оббс (1588-1679), предположил, что люд€м от рождени€ присущ эгоизм, и, следовательно, они нуждаютс€ в формирующем вли€нии окружени€ и в непрерывном контроле дл€ того, чтобы стать способными к сотрудничеству членами общества. ѕохожее положение лежит в основе психоаналитической теории ‘рейда. ¬ обеих системах заложена иде€ о том, что люди обладают эгоистичными мотивами к выживанию, сексу и агрессии и что в поведении человека нет ничего позитивного или альтруистичного. Ёти воззрени€, кроме того, в высшей степени согласуютс€ с христианской доктриной о первородном грехе, утверждающей, что человек имеет врожденные склонности служить лишь себе, а дл€ этого готов переступать через других людей. “аким образом, наша повседневна€ де€тельность требует, чтобы мы посто€нно удерживали под контролем наши эгоистичные внутренние мотивы и желани€.

ƒругих взгл€дов придерживалс€ французский философ ∆ан-∆ак –уссо (1712-1778), считавший, что люди рождаютс€ хорошими, но часто оказываютс€ испорченными Ђпорокамиї общества. ¬ похожем русле двигались психологи XX века јбрахам ћаслоу и  арл –оджерс (глава 14), говорившие, что наша внутренн€€ сущность - добро, мотивы человека по-

80 „асть I. Ќачало

зитивны по отношению к себе и к другим. ћы активно стремимс€ к личностному росту и к самореализации, а также нас волнуют любовь, принадлежность к окружающим нас люд€м, их благополучие.

 ака€ из этих трех основных гипотез о сути людей истинна? Ќа данный момент не существует четкого ответа. «абота о других в форме эмпатии, очевидно, присутствует у 2-летних детей (см. например, Young, Fox & Zahn-Waxler, 1999), а ставшее классическим исследование ћартина ’оффмана и его коллег предоставило данные того, что даже дети двух дней от роду чувствуют страдани€ окружающих и волнуютс€ из-за них (Sagi, Hoffman, 1976, 1994; Hoffman, 1981,1982; см. также Hoffman, 1990). Ёто серьезное свидетельство в пользу того, что эмпати€ €вл€етс€ врожденным качеством, хот€ очевидно, что младенцы в первые мес€цы жизни, кроме того, чрезвычайно ориентированы на получение удовольстви€ и прежде всего - на избежание боли. ясно также, что дети должны усвоить специфические моральные нормы и ценности своей культуры. ¬опросы о том, как взаимодействие наших врожденных предпосылок с вли€ни€ми семьи, культуры и общества определ€ет наше становление хорошими или не столь хорошими членами общества и о том, рождаемс€ ли мы хорошими, дурными или нейтральными по своей сути, остаютс€ спорными.

лать дл€ получени€ вознаграждени€ в виде пищи. “огда можно манипулировать такими переменными, как режим и регул€рность предоставлени€ пищи (например, после каждого нажати€ на рычаг, через определенное число нажатий), чтобы посмотреть, какие вли€ни€ окажут эти изменени€ на поведение крысы. «атем —киннер сконцентрировалс€ на характере нажати€ на рычаг как функции непредвиденных обсто€тельств различных типов, т. е. факторов, могущих заставить крысу нажимать рычаг быстрее, медленнее либо не нажимать вовсе.

¬ некотором смысле —киннер повернул стрелки часов всп€ть, вернувшись к строгому бихевиоризму. Ќа всем прот€жении его почти шестидес€тилетней и в высшей степени выдающейс€ научной карьеры он непреклонно отказывалс€ использовать такие термины, как научение, мотиваци€, и какие-либо другие, обозначающие что-либо невидимое в объ€сн€емом поведении. ќн обосновывал это тем, что такие термины заставл€ют нас полагать, что мы понимаем что-то, чего на самом деле не понимаем. ≈го собственные слова звучали так:

 огда мы говорим, что человек ест, потому что он голоден... много курит, потому что он за€длый курильщик... или хорошо играет на пианино, потому что обладает музыкальными способност€ми, мы вроде бы имеем в виду причины поведени€. Ќо подвергнутые анализу, эти фразы оказываютс€ просто неправомерными (излишними) описани€ми. Ќекий простой набор фактов описываетс€ двум€ утверждени€ми: Ђон естї и Ђон голоденї. »ли, например: Ђон много куритї и Ђон за€длый курильщикї. »ли: Ђон хорошо играет на пианиної и Ђон обладает музыкальными способност€миї. ѕрактика объ€снени€ одного утверждени€ в терминах другого опасна, потому что она предполагает, будто мы нашли причину, а поэтому не нуждаемс€ в дальнейшем поиске (Skinner, 1953, р. 31).

ƒругими словами, такие утверждени€ образуют замкнутый круг.  ак мы узнаем, что человек голоден? ѕотому что он ест. ѕочему он ест? ѕотому что он голоден. ќднако многие исследователи указывали, что существуют пути выхода из этой ловушки, способы сохранить в научном обращении термины, описывающие внутренние, невидимые состо€ни€ или процессы. ћы уже отмечали один из них: использование представител€ми теории научени€ операциональных определе-

√лава 2. ѕодходы к пониманию развити€ человека 81

ний таких состо€ний, как голод. “ем не менее продолжаютс€ дебаты относительно допустимой степени употреблени€ подобных терминов.

ќперантное обусловливание —киннера, с соответствующими ограничени€ми и оговорками (особенно в отношении людей), обсуждаемыми в главе 3 в контексте его анализа, стало считатьс€ важнейшим способом, посредством которого окружающа€ среда вли€ет на наше развитие и поведение.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 398 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

576 - | 523 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.