Законодательной основой военного положения являются Конституция Российской Федерации, федеральный конституционный закон о военном положении*, федеральные законы «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», иные нормативные правовые акты, в том числе указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации.
Согласно ст. 87 Конституции Российской Федерации военное положение вводится Президентом в случае агрессии против России или угрозы такой агрессии, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Военное положение (ВП) представляет собой особый правовой режим, предусматривающий ограничения прав граждан, должностных лиц и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в целях обеспечения обороны страны и ликвидации агрессии против государства. Этот режим призван создать правовые, организационные, экономические условия, способствующие отражению агрессии или ее предотвращению.
Помимо объявления ВП в распоряжении государства имеются также такие средства, как объявление состояния войны, мобилизация, гражданская и территориальная оборона. Они взаимосвязаны: одновременно с объявлением состояния войны проводится мобилизация и вводится ВП, но могут применяться и раздельно.
Режим ВП должен решить следующие задачи:
• гарантировать сохранение общественного порядка, защиту основных прав личности,.не подлежащих ограничению даже в военное время;
• мобилизовать силы и средства государственных и негосударственных организаций, а также граждан для отражения агрессии;
• реорганизовать систему государственной и муниципальной власти, переведя ее работу на принципыстрогой централизации с непосредственным подчинением нижестоящих органов выше-
стоящим, реализации основных жизнеобеспечивающих функций, военной дисциплины;
• установить более высокий уровень защиты государственной и военной тайны.
* Проект федерального конституционного закона Президент Российской Федерации внес на рассмотрение Государственной Думы.
ВП обеспечивает особый порядок деятельности органов публичной власти в условиях военного времени; особый режим работы организаций транспорта, энергетики, связи, здравоохранения, торговли и питания; особую организацию деятельности предприятий, производящих продукцию для нужд военного времени; особый порядок деятельности правоохранительных органов, обеспечивающих общественный порядок и безопасность на территории, где введено ВП.
Меры и временные ограничения, осуществляемые в период действия ВП, могут быть подразделены на:
• меры, применяемые в других чрезвычайных ситуациях, в том числе при введении ЧП – усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; эвакуация населения; комендантский час; введение особого порядка въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где введено ВП; приостановление деятельности общественных объединений; запрещение или ограничение проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий, забастовок; запрещение или ограничение продажи оружия, взрывчатых и ядовитых веществ; отстранение от должности на период ВП руководителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных организаций, расположенных на территории действия ВП, при ненадлежащем исполнении ими своих служебных обязанностей и назначение взамен их других лиц. Несмотря на схожесть в названии и существе правоограничений, порядок применения некоторых из перечисленных мер в период ЧП и ВП будет различным;
• меры и временные ограничения, применяемые только в период действия ВП – ограничение свободы выбора места пребывания и жительства; запрет на въезд в Россию иностранных граждан и выезд граждан и других лиц за границу; установление военно-квартирной и военно-транспортной обязанности, привлечение трудоспособного населения к выполнению работ оборонного характера; изъятие у граждан и организаций необходимого для нужд обороны имущества; военная цензура; запрещение иностранным гражданам передвижения по территории России, а также их интернирование в случае, если имеются данные об их противоправной деятельности.
На территории, где введено ВП, создаются органы военной администрации. Это могут быть:
• временный федеральный государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ;
• действующий в сфере обороны федеральный орган исполнительной власти, его территориальные органы, а также органы исполнительной власти в субъектах Федерации могут образовать единый государственный орган – военную администрацию территории, где объявлено ВП;
• Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации на период ВП является органом оперативного управления ВС РФ, другими войсками и воинскими формированиями;
• в местностях, где ведутся или развертываются военные действия, осуществление отдельных полномочий государственной исполнительной власти, в том числе связанных с обеспечением правопорядка и безопасности, может быть передано территориальным органам военного управления.
Согласно ст. 4 Федерального закона «Об обороне» Президент Российской Федерации вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени.
Для поддержания режима ВП Президент привлекает соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск МВД РФ, других войск и воинских формирований. Они обеспечивают особый порядок въезда, выезда и передвижения по территории, охраняют объекты, обеспечивающие жизнедеятельность, участвуют в охране общественного порядка, реализуют такие меры, как комендантский час, военная цензура, пресечение нарушений режима ВП. Находясь в оперативном подчинении Генеральному штабу, названные части и соединения могут подчиняться и органам, обеспечивающим военное государственное управление, военной администрации территории.
Таким образом, отличие военного положения от чрезвычайного положения следует проводить по основаниям введения особого правового режима, по объему устанавливаемых правоограничений, по глубине изменений в системе органов публичной администрации, по характеру сил и средств, привлекаемых для поддержания режима.
Помимо чрезвычайного и военного положения действующее законодательство и административная практика предусматривают возможность введения иных видов особых правовых режимов, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций криминогенного, природного, экологического и техногенного характера, которые получили условное название «особое положение». Эти режимы могут устанавливаться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Так, постановлением Правительства Российской Федерации о режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены особые режимы зоны отчуждения, зоны отселения, зоны проживания с правом на отселение. Согласно ст. 58, 59 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» Президент России при возникновении соответствующих обстоятельств вправе ввести на соответствующей территории режимы зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия*. В случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей Правительство Российской Федерации или органы исполнительной власти субъектов Федерации вправе ввести на отдельных территориях или в населенных пунктах особые условия хозяйствования и режимы жизнедеятельности населения**.
* Ведомости РФ. 1992. № 10. Ст. 457.
* * Ведомости РСФСР. 1991. № 20. Ст. 641.
Согласно Федеральному закону «О борьбе с терроризмом» особый правовой режим устанавливается и в зоне проведения контртеррористической операции, предусматривающий такие меры, как ограничение свободы передвижения, ограничение личной неприкосновенности и другие. Поддержание этого режима обеспечивает руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.
В последнее время широкое распространение получила практика введения органами исполнительной власти субъектов Федерации режимов чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера. При этом они руководствуются Законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»*, постановлением Правительства Российской Федерации о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера**. Данные правовые акты не предусматривают возможность введения какого-либо особого режима, но устанавливают отдельные административные меры, в том числе носящие ограничивающий характер, которые могут быть использованы органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации (Ч С). К таким мерам относятся: проведение эвакуации; остановка деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС; проведение аварийно-спасательных и других неотложных мероприятий; ограничение доступа людей в зону ЧС; использование средств связи, транспорта и иного имущества организаций, находящихся в зоне ЧС; привлечение на добровольной основе населения к проведению аварийно-спасательных работ; усиление охраны общественного порядка в зоне ЧС.
* СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3503.
** СЗ РФ. 1996. № 39. Ст. 4563.
Для чего же объявлять «особый режим»? Он позволяет комплексно применять указанные средства, направляет их на достижение единой цели, не дает им затеряться в массе обычных административных функций. Режим помогает добиться реального исполнения вводимых запретов и ограничений, контролировать порядок реализации принятых предписаний, создать организационно-правовой механизм, адекватный остроте ЧС. Но без надлежащей правовой основы нельзя выработать общеобязательные режимные правила, а значит, обеспечить соответствующее поведение населения и привлечение к ответственности за их нарушение. Объявление особого режима без закрепления оснований, условий и официальной процедуры введения, при отсутствии исчерпывающего перечня возможных чрезвычайных мер, представляется неправомерным ограничением прав и свобод.
Очевидно, необходимо принятие специального закона о режиме чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера, который существенно отличается от чрезвычайного положения. Во-первых, это федерально-региональный режим, право устанавливать который должны иметь и органы государственной власти субъектов Федерации, и органы местного самоуправления. Во-вторых, этот режим не предусматривает ограничение конституционных прав личности, социально-политической активности. Ограничение свободы передвижения, свободы предпринимательской деятельности и некоторых других прав выступает как неизбежное последствие аварийно-спасательных, восстановительных, предупредительно-организационных, эвакуационных мероприятий. В-третьих, такой режим не предполагает изменение компетенции органов публичной администрации, перераспределение полномочий. В качестве органов, осуществляющих руководство деятельностью по обеспечению режима ЧС, выступают глава исполнительной власти субъекта Федерации, главные управления и управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий субъектов Федерации, комиссии по чрезвычайным ситуациям субъектов Федерации и органов местного самоуправления, региональные центры ГОЧС – территориальные органы МЧС РФ. Для поддержания режима ЧС привлекаются органы внутренних дел субъекта Федерации, силы и средства иных федеральных органов исполнительной власти, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.