Желтушник серый — двухлетнее травянистое растение из семейства крестоцветных, с одним или несколькими ветвистыми стеблями, высотою от 30 до 70—80 см. В первом году жизни растение образует только розетку прикорневых листьев, стеблевание же начинается на второй год жизни растения. Стеблевые листья без прилистников, очередные, цельные, суживающиеся в черешках. Цветки желтые, собранные в прямостоячую рыхлую кисть. Цветоножки при плодах 5— 7 мм длины. Стручки 5—8 см длины. Все растение ядовито.
Лекарственное сырье. Трава желтушника, используемая в качестве лекарственного сырья, должна представлять собой надземные высушенные части травы, состоящие из одиночных ветвистых стеблей с листьями и цветками и серовато-зеленых цветоносных побегов около 30 см длины с недозрелыми плодами. Встречающиеся плоды — длинные тонкие четырехгранные стручки, до 70 мм длины и до 1 мм ширины. Цвет общей массы травы беловато-серый. Запах своеобразный. Вкус очень горький.
Траву желтушника следует хранить в затемненном, хорошо проветриваемом помещении, с соблюдением правил хранения ядовитых растений, установленных Министерством здравоохранения СССР.
Химический состав. Все органы обоих видов желтушника содержат глюкозиды сердечного действия, близки к глюкозидам группы наперстянки, но отличаются меньшей продолжительностью действия и меньшими кумулятивными свойствами.
По содержанию указанных глюкозидов желтушник значительно превосходит широко применяемые в настоящее время в медицине такие растения, как, например, наперстянка, горицвет и ландыш. Глюкозиды желтушника серого содержатся во всех органах растения. Наиболее богаты ими семена и цветки, содержание глюкозидов в которых определяется приблизительно в 2—6%, в листьях — 1,5% и в стеблях 0,5—0,7%. Наибольшее накопление глюкозидов в растении наблюдается в период бутонизации и цветения.
В желтушниках сером и левкойном содержится несколько глюкозидов, из которых выделен в чистом виде и наиболее глубоко изучен и охарактеризован глюкозид эризимин и его аглюкон эризимидин.
Применение желтушников левкойного и серого, а также и других видов известно было еще у древних греков в качестве мочегонного средства; позднее трава желтушника употреблялась в качестве противоцинготного и сердечного средства. Наиболее важное значение желтушника в качестве ценного сердечного средства, глюкозиды которого по биологической активности значительно превосходят глюкозиды наперстянки. Получаемые из желтушников фармацевтические препараты являются очень ценными и эффективными средствами, применяемыми при лечении сердечной недостаточности с тяжелыми нарушениями кровообращения, особенно в тех случаях, когда требуется быстрое врачебное вмешательство.
Трава желтушника с успехом может применяться для замены импортного строфанта. По действию она не уступает строфанту и имеет перед ним то преимущество, что действует быстро и легко вымывается из сердечной мышцы.