Дальнейшее ослабление третьего уровня может привести к деформации сознания. В этом случае эмоциональный контроль сдает свои позиции и ведущей адаптационной задачей становится защита от напряженности в отношениях с миром. Как и во всех других случаях деформации системы смыслов, это упрощает взаимодействие с миром и снимает внутренние противоречия, поскольку все уровни направляются на разрешение именно этой задачи.
В отсутствии эмоционального контроля первый уровень в какой-то мере восстанавливает способность к пластичной адаптации к обстоятельствам и помогает уклониться от любой трудности, выбора, взятия на себя ответственности. Второй уровень вырабатывает стереотипы предсказуемой жизни и требует их мелочного соблюдения. Четвертый уровень, не призывая к жертве, позволяет уклониться от сопереживания, ответственности задругах. Другие люди могут использоваться в собственных целях, за их счет субъект самоутверждается и защищается от напряженности. Исключительно сильная позиция в данном случае — принятие роли «большого ребенка», больного, слабого, неприспособленного и трогательного страдальца. Положение «самого несчастного» успешно компенсирует невозможность занять место самого сильного и позволяет субъекту активно манипулировать другими людьми.
Вспомним многих героев Ч. Диккенса, и в том числе известного мистера У. Доррита, знаменитого патриарха долговой тюрьмы Мар-шалси. Играя роль несчастного, беспомощного в своем благородстве человека, он эксплуатирует чувства близких, существует за счет их жертв. Характерно, что при этом он требует мелочного проявления всех полагающихся ему знаков уважения и внимания, исполнения прихотей - свидетельств занимаемого им высокого места в иерархии сообщества. Его щепетильность в вопросах чести не знает границ, что не мешает ему, однако, именно в знак уважения собирать деньги с посетителей тюрьмы.
В подобных случаях успешные стереотипы могут фиксироваться не только в поведении, но и на.уровне демонстративных психосоматических реакций. Обморок, спазмы, потеря речи, невладение конечностями - все это действительно автоматически воспроизводится таким человеком в момент переложения ответственности на других людей.
В манипуляции людьми проявляется изобретательность и учет реальных обстоятельств. В то же время набирает силу развитие средств аутостимуляции: очерчивается стремление самоутверждаться за счет унижения других людей, в случае полностью контролируемой ситуации - унижаются самые близкие и преданные люди, привязанность которых заставит их понять, простить и принять унижение.
Аутостимуляция с помощью компенсаторных фантазий тоже меняет свой характер. Они начинают органично проецироваться в реальность и действительно меняют самоощущение субъекта, иллюзорное постепенно вытесняет реальное. Снова возникает угроза нарушения баланса между приспособительным смыслом и саморегуляцией, т. е. распада смысловой структуры сознания.