Мы можем сказать, что третий уровень слаб и не выполняет своих обязанностей, если человек испытывает хроническую неуверенность в своих силах и не справляется с диапазоном трудностей, в котором реально мог бы контролировать ситуацию и браться за встающие перед ним жизненные задачи. При этом объективно такой человек решает проблемы не хуже других людей, но сам больше отмечает свои неудачи.
Разрешение проблемы не подкрепляется в этом случае ярким переживанием успеха, и субъект продолжает чувствовать себя неуверенно, не.может определиться в своем уровне притязаний: возникают сомнения в выборе следующей задачи, вообще трудности принятия решения в ситуации неопределенности. И даже когда решение принято, остаются постоянные сомнения в его правильности. Процесс экспансии, таким образом, дезавтоматизируется, и его функции берут на себя механизмы других уровней.
Отсутствие подкрепления не позволяет человеку пережить завершение выполнения задачи и субъективно выйти из напряженной ситуации. В реальности или в воображении он, как бы перепроверяя себя, постоянно возвращается к ней, снова стремится к успеху и снова не получает "разрядки". Подобные воспроизведения субъективно незавершенной ситуации, как мы уже обсуждали, переживаются как навязчивые.
При сохранении иерархической организации системы нарастает ее напряжение, жесткость внутренних связей, поскольку основная тяжесть и в данном случае ложится на уровни адаптации к стабильным условиям жизни. Первый уровень в этих условиях не обеспечивает пластичности в отношениях со средой. Неуверенность и суета блокируют интуитивное вписывание такого человека в целостную ситуацию и объективно могут сделать его "неудачником" (напомним, что и в случае слабого первого уровня мы говорили о том, что человеку может объективно "не везти"). Дело не в том, что обстоятельства складываются не в его пользу, скорее он сам из-за нерешительности не сможет их использовать, уверенно взять то, что "само идет в руки". Осознание себя "неудачником" усугубит у такого человека тревогу и чувство бессилия перед обстоятельствами, ощущение несправедливости судьбы.
Второй уровень способен предложить здесь лишь свои приемы защиты от дезорганизующей неопределенности. Главное его средство - жесткое, педантичное следование жизненному стереотипу, обеспечивающее предсказуемость. Стереотип позволяет избежать выбора, принятия собственного решения, он сам определяет, за какие задачи должен браться субъект. В данном случае (как мы видели на примере других слабых уровней) тоже возможно специальное развитие особых ритуальных действий аффективной защиты, которые, однако, не служат средством борьбы с обрей тревогой или определенным страхом, а совершаются направленно, "на удачу", и субъективно способствуют принятию решения, помогают сделать правильный выбор.
Ритуал аффективно связан с прошлой удачей, особыми приметами благоприятных обстоятельств, собственными успешными действиями. Его основой могут быть действительно полезные мероприятия, к которым, как и в случае ритуала слабого первого уровня, присоединяются ухищрения бытовой "прикладной магии", действия, стимулирующие уверенность в успехе. С помощью таких ритуалов укрепляется уверенность в том, что день будет удачен, нужно только, например, выходя из подъезда, наступить на определенную шашечку тротуара. Эти ритуалы, обеспечивая саморегуляцию, могут становиться для субъекта все более значимыми, потому что тоже осуществляют реальную редукцию напряжения. Человек испытывает зависимость от них, тяготится переживанием их навязанности.
В этой ситуации нарушается развитие и самих механизмов второго уровня: жизненные стереотипы здесь перестают фиксироваться на основе переживания удовольствия или отвращения, вызываемого качеством сенсорной среды. Они формируются костяной рукой страха перед нарушением порядка, без радости, но "чтобы было, как всегда". Соответственно страдает индивидуальная избирательность субъекта, возможность узнавания им в мире предмета собственных потребностей, теряется чувственное удовольствие от контакта с миром.
Понятно, что в этих условиях возможны и особые нарушения психосоматики. В данном случае протекание физиологических процессов чрезвычайно зависит от формального сохранения стереотипа удовлетворения потребности. Физиологические сбои легко фиксировать как неудачи, что закрепляет зависимость соматического благополучия от соблюдения внешних ритуалов, способствующих нормальному протеканию процессов.
Неуверенность в себе, потерянность в неопределенной ситуации проявляются и в особенностях адаптации в человеческой среде. Четвертый уровень дает возможность четко определить свое место в социальной иерархии, регламентировать отношения с людьми. И это представляет для такого человека огромную ценность, потому что позволяет редуцировать неопределенность в жизни, снять с себя необходимость делать выбор, нести ответственность, принимать решение. Однако вне иерархии, без защиты социальных ритуалов он чувствует себя очень плохо: непереносимость малейшей напряженности в отношениях обусловливает восприятие реальной или воображаемой отрицательной оценки своего поведения другими (особенно "старшими" в иерархии) как катастрофы. Вспомним о трагической развязке раннего рассказа А. П. Чехова "Смерть чиновника" - о несчастном человеке, чихнувшем в театре на лысину генерала.
Неуверенность в себе, ощущение хронической неудачливости может породить зависть, мелочные счеты в отношениях, трудности в развитии индивидуальных привязанностей. Внутри самой иерархической структуры переживания четвертого уровня нарастают противоречия, эмоциональному контролю все труднее организовывать человека, теряющегося при малейшем напряжении ситуации. Становится возможным переживание своей неспособности к жертве, нерешительности, трусости. Нарастающее напряжение создает угрозу деформации смысловой иерархии уровней.
Типичными формами аутостимуляции в ситуации переживания хронической неуспешности, как известно, являются иллюзорное проигрывание успешного разрешения драматических ситуаций и использование различных стимуляторов, позволяющих пережить хотя бы временное освобождение от неуверенности.