Самостоятельным видом доказательств по уголовному делу являются протоколы следственных действий и судебного заседания. Они допускаются в качестве доказательств, если соответствуют установленным в законе требованиям (статья 83 УПК).
Протоколы следственных действий и протоколы судебного заседания – это процессуальные документы, удостоверяющие обстоятельства, имеющие значение для дела, которые воспринимаются непосредственно дознавателем, следователем (чаще – в присутствии понятых), судьей (в присутствии других участников судебного разбирательства) только в условиях производства данных следственных или судебных действий. Основаниями выделения законодателем таких протоколов в самостоятельный вид доказательств явились особенности их содержания и формы, касающиеся источника сведений, правового положения субъектов проводимых действий, содержания протоколов следственных действий и судебного заседания, присущего им способа собирания доказательств.
Говоря о способе собирания рассматриваемого вида доказательств, необходимо назвать: осмотр, освидетельствование, обыск, выемку, предъявление для опознания, проверку показаний на месте, следственный эксперимент. Вопрос о доказательственном значении протоколов допроса и очной ставки будет рассмотрен ниже.
Что касается формы, то протоколам следственных действий и судебного заседания присуща письменность, выступающая обязательным атрибутом этого вида доказательств.
Протоколы следственных действий – это письменные акты, в которых следователь, дознаватель, прокурор описывают порядок производства следственного действия, выявленные при его производстве существенные для данного дела обстоятельства, а также фиксируют заявления, поступившие от участников следственного действия.
В специальной литературе обоснованно замечено, что протокол следственного действия остается наиболее общедоступным и распространенным способом закрепления доказательств. Его распространенность объясняется целым рядом причин, среди которых: простота и доступность применения практически при любых условиях, в которых производятся следственные действия, многообразие объектов, которые могут быть запечатлены при помощи их словесного описания; возможность последующего восприятия зафиксированной информации любым лицом без каких-либо технических приспособлений33.
Обязательным условием допустимости протокола следственного действия является его соответствие требованиям, установленным в законе. При этом важным является как соблюдение порядка производства самого следственного действия, так и правильное протоколирование его хода, содержания и результатов.
Общие требования к протоколу следственного действия установлены статьей 166 УПК. В соответствии с ней, такой протокол составляется в ходе самого следственного действия или непосредственно после его окончания. Он может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств (пишущей машинки, компьютера). При производстве следственного действия могут также применяться дополнительные средства фиксации: стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле.
В протоколе, согласно части 3 статьи 166 УПК, должны быть указаны: во-первых, место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты; во-вторых, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; в-третьих, фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности (например, в протоколе допроса свидетеля, помимо фамилии, имени и отчества допрашиваемого, указываются дата и место его рождения, место жительства и телефон, гражданство, образование, семейное положение и состав семьи, место работы или учебы, отношение к воинской обязанности, наличие судимости).
Понятно, что такие подробные данные о личности дают возможность не только точно идентифицировать человека, но и без труда разыскать его при необходимости, чем, к сожалению, могут воспользоваться заинтересованные криминальные структуры. Поэтому в части 9 статьи 166 УПК закреплено важное правило: при необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь (дознаватель) вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности, а использовать псевдоним. Сразу подчеркнем, что использование псевдонима нуждается во взвешенном и аккуратном применении, поскольку, выполняя полезную роль (затрудняет посткриминальное воздействие на свидетеля), таит известную опасность, связанную с ограничением возможностей для стороны защиты проверить надежность свидетеля. Существует вероятность того, что свидетель оговаривает обвиняемого по мотивам мести за прежние ссоры, оставшиеся невыявленными в ходе расследования, либо имеет психические расстройства, заставляющие фантазировать, сочинять недостоверные факты.
В случае использования псевдонима вместо подлинных данных о личности потерпевшего, его представителя, свидетеля, следователь с согласия прокурора выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу.
Но вернемся к общим правилам составления протоколов следственных действий. В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии. В протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. В протоколе должно быть отмечено, что лица, участвующие в следственном действии, были заранее предупреждены о применении при производстве следственного действия технических средств.
Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в следственном действии. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.
Протокол подписывается следователем и лицами, участвовавшими в следственном действии. Он должен также содержать запись о разъяснении участникам следственных действий в соответствии с УПК их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственных действий.
Однако бывают случаи, когда участник следственного действия по тем или иным причинам не хочет или не может подписать протокол. В такой ситуации факт отказа от подписания протокола или невозможности подписания протокола должен быть удостоверен в порядке, предусмотренном статьей 167 УПК. Согласно этой статье, в случае отказа лица, участвующего в следственном действии, подписать протокол следственного действия следователь вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии. Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое заносится в данный протокол. Если подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или свидетель в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии защитника, законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания.
К протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственного действия. Отметим, что материальные объекты, изъятые при производстве следственного действия (следы, их слепки, предметы и т.п.) в установленных законом случаях признаются вещественными доказательствами и являются самостоятельным источником доказательств.
Таковы общие правила протоколирования хода, содержания и результатов следственных действий, производимых в ходе предварительного расследования. Эти общие правила уточняются применительно к протоколам конкретных следственных действий в соответствующих статьях УПК. Например, протоколу допроса обвиняемого посвящена статья 174 УПК, протоколу осмотра и освидетельствования – статья 180 УПК, протоколу обыска – части 12-15 статьи 182 УПК, протоколу очной ставки – часть 5 статьи 192 УПК, протоколу предъявления для опознания – часть 9 статьи 193 УПК. Кроме того, для облегчения составления процессуальных документов, в том числе – протоколов, законодатель посчитал необходимым предусмотреть в законе их бланки (часть 6 УПК).
Как известно, в ходе судебного разбирательства все доказательства по уголовному делу подлежат непосредственному исследованию; приговор суда может быть основан лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (статья 240 УПК). Поэтому статья 285 УПК предусматривает возможность полного или частичного оглашения протоколов следственных действий, если в этих протоколах изложены или удостоверены обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела. Основанием для оглашения является вынесенное судом определение (постановление). Само оглашение протокола производится стороной, которая ходатайствовала об их оглашении, или судом.
Протокол, как и всякое доказательство по делу, подлежит проверке с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. В случае, когда сведения, изложенные в оглашенном протоколе, вызывают сомнения, возможен допрос понятых в суде, если они указаны как участники соответствующего следственного действия.
В свою очередь, в судебном заседании тоже обязательно ведение протокола. Протоколу судебного заседания посвящена статья 259 УПК. Он, как и протокол следственного действия, может быть написан от руки, или напечатан на машинке, или изготовлен с использованием компьютера. Для обеспечения полноты протокола при его ведении могут быть использованы стенографирование, а также технические средства.
В части 3 статьи 259 УПК перечислены сведения, которые должны указываться в протоколе судебного заседания. Помимо процедурных аспектов, таких как место и дата заседания, время его начала и окончания, реквизиты рассматриваемого уголовного дела, наименования и состава суда и т.п., в протоколе обязательно отражаются:
- действия суда в том порядке, в каком они имели место в ходе судебного заседания;
- подробное содержание показаний;
- вопросы, заданные допрашиваемым, и их ответы;
- результаты произведенных в судебном заседании осмотров и других действий по исследованию доказательств.
Протокол должен быть изготовлен и подписан председательствующим и секретарем судебного заседания в течение 3 суток со дня окончания судебного заседания. Протокол в ходе судебного заседания может изготавливаться по частям, которые, как и протокол в целом, подписываются председательствующим и секретарем (часть 6 статьи 259 УПК). Порядок ознакомления с протоколом участниками судебного разбирательства определен в части 7 статьи 259 УПК.
Как и всякое доказательство, протоколы следственных действий и судебного заседания являются рядовыми доказательствами по делу, оценка которых производится в соответствии со статьей 17 УПК.
Рассматривая вопрос о протоколах, необходимо затронуть еще один важный аспект: соотношение таких видов доказательств как показания, с одной стороны, и протоколы, где они отражены, с другой стороны. Напомним, что, во-первых, сведения, имеющие значение для дела и сообщенные лицом при производстве допроса, очной ставки, проверки показаний на месте и предъявления для опознания являются его показаниями; во-вторых, обязательно протоколирование хода, содержания и результатов производства этих следственных действий. При этом закон – часть 2 статьи 74 УПК – называет и показания обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, свидетеля, и протоколы следственных и судебных действий (в пунктах 1, 2 и 6 соответственно) самостоятельными доказательствами по делу.
Возникает закономерный вопрос: что же, при получении показаний мы получаем сразу два доказательства: и сами показания, и протокол, где они зафиксированы? Именно такой вывод следует при буквальном толковании статьи 83 УПК.
Как же следует решить этот вопрос, имеющий большое практическое и теоретическое значение? Как представляется, ключ к его правильному решению предложен авторами одного из Комментариев к УПК: «Специфика содержания протоколов следственных действий и протоколов судебного заседания заключается в том, что его образуют сведения о тех фактах и обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела, которые доступны для непосредственного восприятия при их обнаружении только в условиях производства именно данных следственных и судебных действий»34.
Значит протоколы, составленные при производстве допроса и очной ставки, не будут сами по себе доказательствами. В них отражены лишь те сведения, которые сообщил допрашиваемый, а не те, которые восприняты всеми участниками следственного действия в результате непосредственного наблюдения обстановки, следов, явлений, опытов, то есть объективной реальности.
По-другому обстоит дело в случае с проверкой показаний на месте и с предъявлением для опознания. С одной стороны, сообщаемые обвиняемым, подозреваемым, потерпевшим или свидетелем при производстве этих следственных действий сведения являются показаниями, а это самостоятельный вид доказательств. Эти сведения воспринимаются остальными участниками следственного действия со слов опознающего либо того, чьи показания проверяются на месте, после чего записываются в протокол. С другой стороны, в протоколах проверки показаний на месте и предъявления лица для опознания фиксируются и иные сведения – те, которые восприняты участниками следственного действия непосредственно. Так, в протоколе проверки показаний на месте согласно статье 194 УПК указываются, помимо самих показаний, сведения о наличии предметов, следов, документов, имеющих значение для уголовного дела, а также о действиях, демонстрировавшихся лицом, показания которого проверяются. В протоколе предъявления для опознания в соответствии со статьей 193 УПК, кроме показаний, отражаются также сведения о самом факте узнавания одного из предъявленных лиц или предметов. Есть все основания эти сведения также использовать в доказывании. Сделать это можно только одним способом – признать доказательствами протокол проверки показаний на месте и протокол предъявления для опознания в части, которая относятся к сведениям, непосредственно воспринятым при их производстве. В части же, которая относится к сведениям, сообщенным обвиняемым, подозреваемым, потерпевшим и свидетелем, указанные протоколы надо рассматривать только как средство фиксации показаний, но не как самостоятельное доказательство.