Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќбща€ концептуальна€ схема действи€




ѕќЌя“»≈ ќЅў≈—“¬ј:  ќћѕќЌ≈Ќ“џ » »’ ¬«ј»ћќќ“ЌќЎ≈Ќ»я

Talcott Parsons. The Concept of Society: The Components and Their

Interrelations. In: T.Parsons. Societies: Evolutionary and Comparative

Perspectives. Englewood Cliffs (NJ): Prentice-Hall, 1966, p.5Ч29.

© Prentice-Hall, 1966 ѕеревод к.ф.н. Ќ.Ћ.ѕол€ковой

ќбщество €вл€етс€ особым видом социальной системы. ћы рассматри≠ваем социальную систему как одну из первичных подсистем системы человеческого действи€ нар€ду с такими подсистемами, как организм, личность и культура[1].

ќЅўјя  ќЌ÷≈ѕ“”јЋ№Ќјя —’≈ћј ƒ≈…—“¬»я

—одержание действи€ образуют структуры и процессы, на основе кото≠рых люди формируют осмысленные намерени€ и более или менее успешно реализуют их в конкретных ситуаци€х. —лово Ђосмысленныйї предполагает символический (культурный) уровень смыслового представлени€ и рефе≠ренции. Ќамерени€ в совокупности с их осуществлением предполагают способность системы действи€ Ч индивидуального или коллективного Ч измен€ть свое положение по отношению к определенной ситуации или окружению в желательном дл€ системы направлении.

ћы предпочитаем использовать термин Ђдействиеї, а не Ђповедениеї, поскольку нас интересует не конкретное физическое поведение, а его обобщенные типовые характеристики (образцы) и осмысленные результаты (физические, культурные и другие) Ч от простых орудий до произведений искусства, а также механизмы и процессы, контролирующие формирование этих образцов.

„еловеческое действие €вл€етс€ Ђкультурнымї в том плане, что смыслы и намерени€ действий выражаютс€ в терминах символических систем (включа€ коды, посредством которых они реализуютс€ в соответствующих образцах); универсальной дл€ всех человеческих обществ символической системой €вл€етс€ €зык.

—уществует подход, в рамках которого любое действие рассматриваетс€ как действие личности. ќднако такие подсистемы, как организм и культура,

содержат существенные элементы, которые не могут быть исследованы на индивидуальном уровне.

≈сли говорить об организме, то его первичной структурной характери≠стикой €вл€етс€ не анатомическа€ специфика, а видовой тип[2].  онечно, такой тип не существует в чистом виде Ч сложна€ генетическа€ консти≠туци€ любого индивидуального организма уникальна и содержит как комбинации присущих виду генетических характеристик, так и результаты воздействи€ окружающей среды. Ќо как бы ни были важны дл€ определени€ конкретного действи€ индивидуальные различи€, именно общие типовые характеристики больших человеческих групп Ч включа€ их дифференци≠ацию по полу Ч образуют органическую основу действи€.

Ѕыло бы неверным считать, что генетическа€ конституци€ организма измен€етс€ под воздействием внешней среды. Ќапротив, генетическа€ конституци€ задаст общую Ђориентациюї, котора€ воздействует на ана≠томические структуры, физиологические процессы и поведенческие об≠разцы, возникающие в ходе взаимодействи€ с окружающей средой на прот€жении всей жизни организма. —реди факторов окружающей среды можно выделить две категории: во-первых, факторы, вли€ющие на ненаследственные свойства физического организма; во-вторых, факторы, обусловливающие элементы поведени€, усваиваемые в процессе обучени€; именно на последних нам следует сосредоточить внимание. ’от€ организм конечно же способен к обучению в окружающей среде самосто€тельно, то есть при отсутствии других поведенческих организмов, теори€ действи€ исследует прежде всего такой процесс обучени€, при котором другие организмы этого же вида составл€ют наиболее важную характеристику окружающей среды.

—имволически организованные культурные образцы, как и вес другие компоненты живых систем, возникают в процессе эволюции. ѕри этом развитие их до лингвистического уровн€ Ч это феномен, присущий иск≠лючительно человеку. —пособность обучатьс€ €зыку и использовать его обусловлена специфической генетической конституцией человека, что под≠тверждаетс€ неудачными попытками обучени€ €зыку других видов (осо≠бенно приматов и Ђговор€щихї птиц) (см.: Brown, 1958, ch.V). Ќо генети≠чески предопределена только эта обща€ способность, а не те реальные символические системы, которые усваивают, используют и развивают конкретные человеческие группы.

Ѕолее того, несмотр€ на действительно большие способности человече≠ского организма к обучению, а также к созданию новых элементов культуры, ни один индивид сам по себе не в состо€нии создать систему культуры. ќсновные воплощенные в типовых образцах характеристики культурных систем измен€ютс€ лишь на прот€жении жизни многих по≠колений, им всегда следуют относительно большие группы, и они никогда не могут относитьс€ лишь к одному или нескольким индивидам. »ндивид научаетс€ им в основном пассивно, хот€ и может привнести в них незначительные созидательные (или деструктивные) изменени€. Ѕолее общие культурные образцы обеспечивают системе действий высокоустой≠чивые структурные опоры, в достаточной мере соответствующие генети-


 

Ќа схеме 1 представлены основные отношени€ между социальной системой и общей системой ее внешних сред в терминах используемой нами функциональной схемы.

¬ столбце I перечислены функциональные категории, интерпретируемые здесь на уровне общего действи€. ¬ столбце II социальна€ система вычлен€етс€ из других в соответствии с ее интегративными функци€ми внутри системы действи€. ¬ столбце III, соответствующем столбцу IV па схеме 2, перечисл€ютс€ три других первичных подсистемы действи€, €вл€ющихс€ непосредственными (в рамках действи€) средами социальной системы. ¬ столбце IV представлены две среды, внутри которых функ≠ционируют системы действи€, а именно: физико-органическа€ среда, отношени€ с которой опосредованы в первую очередь поведенческим организмом; и среда, которую мы называем Ђвысша€ реальностьї, отношени€ с которой опосредованы конститу≠тивными символическими системами (то есть религиозными компонентами) культур≠ной системы. Ќаконец, в столбце V показаны два направлени€, в которых различные факторы осуществл€ют свое вли€ние на эти системы. —трелка, идуща€ вверх, фиксирует иерархию условий, которые на каждом следующем кумул€тивном уровне €вл€ютс€, перефразиру€ распространенное выражение, Ђвсе менее необходимыми, но все более достаточнымиї. —трелка, идуща€ вниз, обозначает иерархию контро≠лирующих факторов а кибернетическом смысле. ≈сли мы движемс€ вниз, контроль над все более необходимыми услови€ми делает возможной реализацию образцов, планов или программ. —истемы, расположенные а иерархии выше, имеют более высокий уровень информации, а расположенные ниже Ч более высокий уровень энергии.

Ќа схеме 2 представлен набор анализируемых в тексте отношений, св€занных с первичной структурой общества как системы, и прежде всего с социетальным сообществом. ¬ столбце I перечислены четыре первичные функциональные категории в соответствии с их местом в кибернетической иерархии контрол€. ¬ столбце II, св€занном со столбцом I, социеталыюе сообщество определ€етс€ как интегративна€ подсистема общества Ч то есть как така€ аполитически выделенна€ подсистема, котора€ характеризуетс€ в первую очередь своей интегративной функцией в более широкой системе. ¬ столбце III указаны три другие аналитические подсистемы (функции которых также даны в отношении к столбцу I), образующие внешние среды социетального сообщества, но одновременно €вл€ющиес€ внутренними под≠системами общества как социальной системы. —толбец III характеризует как про≠цессы взаимообмена между ними, так и некоторые зоны их взаимопереплетени€. ¬ столбце IV аналогичным образом детализируютс€ первичные подсистемы действи€ (отличные от социальной системы), в свою очередь выступающие в качестве сред социальной системы, предполага€ при этом тот же пор€док взаимообмена и взаимо≠переплетени€, но с другим специфическим содержанием. Ќаклонные пунктирные линии показывают, что социетальна€ система а целом (а не кажда€ из се отдельных подсистем) вовлечена а эти взаимообмены с различными средами действи€. Ќаконец, в столбце V перечисл€ютс€ функциональные категории, в терминах которых диф≠ференцируютс€ системы действи€, на этот раз в контексте общей системы действи€, а не социальной системы, как в столбце I.


чески заложенным свойствам вида. ќни св€заны с усваиваемыми элемен≠тами действи€ точно так же, как гены Ч с врожденными признаками (см.: Emerson, 1956).

¬ границах, определ€емых, с одной стороны, генетикой вида, а с другой Ч нормативными культурными образцами, располагаютс€ возмож≠ности конкретных индивидов и групп развивать независимые структури≠рованные поведенческие системы. ѕоскольку действующее лицо (actor) в генетическом плане €вл€етс€ человеком и поскольку его научение проис≠ходит в контексте определенной культурной системы, его поведенческа€ система (которую € буду называть его личностью), усвоенна€ посредством обучени€, имеет черты, общие с другими личност€ми, например, €зык, на котором он привык говорить. ¬ то же врем€ его организм и его окружение Ч физическое, социальное и культурное Ч всегда в определенных аспектах уникальны. —ледовательно, его собственна€ поведенческа€ система будет уникальным вариантом культуры и присущих ей образцов действи€. ѕоэтому существенно важно рассматривать систему личности как не сво≠димую ни к организму, ни к культуре. “о, чему научаютс€, не €вл€етс€ ни фрагментом Ђструктурыї организма в обычном смысле слова, ни свой≠ством культурной системы. — аналитической точки зрени€ система лично≠сти €вл€етс€ самосто€тельной системой[3].

’от€ процесс социальных интеракций (interactions, т.е. взаимодейст≠вий. Ч ѕрим. пер.)внутренне св€зан и с личностными характеристиками взаимодействующих индивидов, и с культурными образцами, он тем не менее образует самосто€тельную, четвертую систему, котора€ в аналити≠ческом плане независима от систем личности, культуры и организма (см. главу ЂЌекоторые фундаментальные категории теории действи€ї, а также главу “.ѕарсонса и Ё.Ўилза в: Parsons et al., 1951; см. также Parsons, 1968а). Ёта независимость становитс€ наиболее очевидной, когда на первый план выступают требовани€ интеграции, столь необходимой системам социальных отношений из-за их внутренней расположенности к конфликту и дезорганизации (речь идет о том, что иногда обозначаетс€ как проблема пор€дка в обществе, поставленна€ в классической форме “омасом √оббсом[4]). —истема интеракций и есть социальна€ система, котора€ €вл€етс€ подсистемой системы действи€ и выступает в качестве основного предмета анализа в данной работе.

¬ышеприведенна€ классификаци€ четырех наиболее общих подсистем человеческого действи€ Ч организма, личности, социальной системы и культурной системы Ч представл€ет собой реализацию общей парадигмы, котора€ может быть использована при анализе всей сферы действи€ и которую € буду примен€ть дальше дл€ анализа социальных систем.

ѕри помощи этой парадигмы люба€ система действи€ анализируетс€ в терминах следующих четырех функциональных категорий, обеспечива≠ющих: 1) формирование главных, Ђруковод€щихї или контролирующих, образцов системы; 2) внутреннюю интегрированность системы; 3) ее ори-

 

ентацию на достижение целей по отношению к окружающей среде; 4) ее адаптацию к вли€нию окружающей среды, рассматриваемой в широком смысле, Ч то есть к физическому окружению, не св€занному с действием. ¬ рамках систем действи€ культурные системы выполн€ют функцию под≠держани€ образца; социальные системы Ч функцию интеграции действу≠ющих элементов (индивидов или, точнее, личностей, исполн€ющих роли); системы личности Ч функцию достижени€ цели, а поведенческий орга≠низм Ч функцию адаптации (см. схему 1).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 536 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћаской почти всегда добьешьс€ больше, чем грубой силой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

694 - | 635 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.