Некоторые обозреватели, такие как Майкл Парфит, считают, что напряженность в движении возникла между «прагматической» и «духовной» фракциями. Но, хотя некоторые действительно не в ладах с духовностью в движении, подавляющее большинство все же с уважением относится к различным формам сакрализации Земли. Мы уже отмечали духовную сторону Формэна, но Парфит относит его к подозреваемым прагматикам. Возможно Парфит был введен в заблуждение фразой Формэна «Все эти бу-бу не для меня», и не придал внимания ее продолжению: «но биологическое разнообразие хорошая вещь». Однако, не все формы духовности ортодоксальны. Сторонники EF! часто высмеивают духовность «Новой эпохи» за ее антропоцентризм и излишне оптимистичный взгляд на роль человека в приближении нового золотого века с помощью технологии.
Дэйв Формэн, Кристофер Мэйнс и некоторые другие крупные фигуры EF! недавно заявили об уходе из движения. В некоторых своих выступлениях они неосторожно обвинили соперничающую фракцию, базирующуюся в основном в Калифорнии и Орегоне, в отказе от биоцентризма. Калифорнийско-Орегонская фракция под предводительством Джудди Бари, Дэррил Черни и Майка Россела (один из основателей движения недавно стал сотрудником GREENPEACE), они в свою очередь, на повышенных тонах заявили, что фракция Формэна — мизантропическая, расистская, элигаристская и игнорирует вопросы социальной справедливости, неразрывно связанные с биоцентристской концепцией. Лучше все-таки рассказать об этом споре более объективно и точно, не прибегая к описаниям, даваемым одной партией — другой в пылу словесной битвы. По моему мнению, раскол основан скорее на разногласиях по поводу стратегии и тактики, чем на фундаментальных различиях в области морали: обе фракции остаются на позициях биоцентризма (например портрет, нарисованный мной выше, относится к обеим фракциям).
Я называю фракцию Формэна/Мэйнса «дикарями», потому что они стараются обращать внимание EF! исключительно на дикую природу, а тем самым, по их мнению, на биологическое многообразие и биоцентризм. (Новый журнал, который они начали издавать в 1991 году, называется «Дикая Земля»). «Дикари» считают, что привязывать охрану природы к другим вопросам, таким как социальная справедливость, антиимпериализм или права рабочих, означает отпугивать многих потенциальных сторонников. Они также часто называют себя истинными патриотами, пытаясь сохранить святые ландшафты Америки. Иногда они поднимают американский флаг, но не из национализма (поскольку система морально обанкротилась), но потому, что они верят, что флаг может символизировать любовь к земле, которая полностью отвечает их настроениям. К тому же, как однажды сказал мне Формэн, они не хотели бы оставлять мощь этого символа целиком в руках таких убийц земли, как Рональд Рейган и Джеймс Уотт (печально знаменитый секретарь по внутренним делам Рейгана).
Группу, противостоящую «дикарям», я прозвал «святошами» — это группа Бари, Черни и Россела, которая настаивает на том, что необходимо исследовать, как угрозы биологическому многообразию связаны с другими социальными проблемами. (Название «святоши» им подходит тем более, что они тяготеют к более открытому выражению своих духовных устремлений). «Святоши» придерживаются мнения, что активизм, основанный на разделении экологических и социальных моментов, неизбежно потерпит неудачу, так как биологическое многообразие уничтожают не только коммерческие вторжения в биологически богатые природные области, но и само индустриально общество. Согласно Джудди Бари, концепция «глубинной экологии» подчеркивает взаимозависимость природы и общества, а концентрация внимания на дикой природе «противоречит самой теории биоцентризма». Бари продолжает, говоря о том, что нужно бороться одновременно против эксплуатации природы и классов: «Наше общество было построено на эксплуатации как низших классов, так и земли».
Таким образом спор идет по следующему вопросу — должно ли движение EF! отдать относительный приоритет социальным проблемам, которые на первый взгляд могут показаться не связанными с проблемами экологическими.