Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мифы EF!




 

Все ре­ли­ги­оз­ные тра­ди­ции исполь­зу­ют миф, сим­вол и ри­ту­ал: ми­фы обыч­но опи­сы­ва­ют, как про­и­зо­шел мир (кос­мо­го­ния), как он устро­ен (кос­мо­ло­гия), что та­кое лю­ди и на что они спо­соб­ны и не спо­соб­ны (мо­раль­ная антро­по­ло­гия) и что слу­чит­ся в бу­ду­щем (эс­ха­то­ло­гия). Те­о­рия эво­лю­ции да­ет пер­вич­ную кос­мо­го­нию, ко­то­рая явля­ет­ся источ­ни­ком «би­о­цен­т­ри­чес­кой эти­ки» или «глу­бинной эко­ло­гии», испо­ве­ду­е­мой EF!. Если все би­о­ло­ги­чес­кие ви­ды прош­ли че­рез один и тот же про­цесс, и ни один не был соз­дан для осо­бой це­ли, то, отме­ча­ет фи­ло­соф из EF! Крис­то­фер Мэйнс, ме­та­фи­зи­чес­кое обос­но­ва­ние антро­по­цен­т­риз­ма исче­за­ет вмес­те с иде­ей, что че­ло­век на­хо­дит­ся на вер­ши­не «ве­ли­кой це­пи су­ществ» и пра­вит ми­ром. «Ес­ли все­рьез го­во­рить об эво­лю­ции, — зак­лю­ча­ет Мэйнс, — то нет осно­ва­ния рас­с­мат­ри­вать че­ло­ве­ка как су­щес­т­во, раз­ви­тое вы­ше дру­гих ви­дов. Homo sapiens — не цель эво­лю­ции, так как нас­коль­ко нам извес­т­но, у эво­лю­ции нет це­ли, она прос­то раз­вер­ты­ва­ет­ся — одна фор­ма жиз­ни за дру­гой...». Эти­чес­кое зна­че­ние этой кос­мо­го­нии зак­лю­ча­ет­ся в том, что, пос­коль­ку эво­лю­ция по­ро­ди­ла жизнь во всем ее мно­го­об­ра­зии, то эво­лю­ци­он­ный про­цесс сам по се­бе обла­да­ет на­и­выс­шей цен­нос­тью. Глав­ный при­о­ри­тет EF! отда­ет охра­не и вос­с­та­нов­ле­нию при­род­ной окру­жа­ю­щей сре­ды, так как она да­ет не­об­хо­ди­мый ге­не­ти­чес­кий на­бор для про­дол­же­ния эво­лю­ции.

Но это еще не да­ет отве­та на воп­рос: по­че­му все-та­ки мы дол­ж­ны в пер­вую оче­редь за­бо­тить­ся об эво­лю­ции, или о ди­кой при­ро­де? Мэйнс, вы­во­дя че­ло­ве­ка из цен­т­ра вни­ма­ния мо­ра­ли, не объяс­ня­ет, в чем же сос­то­ят истин­ные цен­нос­ти. Имен­но по­э­то­му в EF! так мно­го ду­ма­ют о ду­хов­нос­ти — она дол­ж­на стать кри­те­ри­ем оцен­ки эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са и срав­не­ния по­рож­да­е­мых им форм жиз­ни. Сам Мэйнс ищет кор­ни «глу­бинной эко­ло­гии» и EF! в «глу­бо­ком ду­хов­ном при­тя­же­нии лю­дей к при­ро­де». Да­же сто­рон­ни­ки би­о­цен­т­ри­чес­кой эти­ки, во мно­го осно­ван­ной на эво­лю­ци­он­ной кос­мо­го­нии, час­то при­бе­га­ют к ре­ли­ги­оз­ным ме­та­фо­рам, объяс­няя свои чув­с­т­ва.

Не­ко­то­рые те­че­ния в EF! явно ре­ли­ги­оз­ны и воз­во­дят про­ис­хож­де­ние сво­их би­о­цен­т­ри­чес­ких чувств к да­о­сиз­му, буд­диз­му, кол­дов­с­т­ву или язы­чес­ко­му обо­жес­т­в­ле­нию зем­ли. Сре­ди них есть да­же нес­коль­ко хрис­ти­ан­с­ких при­род­ных мис­ти­ков. Одна­ко, на­и­бо­лее важ­ный ду­хов­ный источ­ник акти­вис­тов EF! на­по­ми­на­ет то, что исто­рик ре­ли­гии Аман­да Пор­тер­филд на­зы­ва­ет «ду­хов­нос­тью аме­ри­кан­с­ких индей­цев». Это «кон­т­р­куль­тур­ное (и ре­ли­ги­оз­ное) дви­же­ние, при­вер­жен­цы ко­то­ро­го счи­та­ют се­бя про­тив­ни­ка­ми куль­тур­ной сис­те­мы аме­ри­кан­с­ко­го общес­т­ва». Цен­т­раль­ные пос­ту­ла­ты этой ду­хов­нос­ти, го­во­рит Пор­тер­филд, «вклю­ча­ют осуж­де­ние аме­ри­кан­с­кой эксплу­а­та­ции при­ро­ды и отно­ше­ния к индей­цам, положительное отно­ше­ние к до­ко­ло­ни­аль­ной Аме­ри­ке, как к свя­щен­но­му мес­ту, где при­ро­да и лю­ди су­щес­т­во­ва­ли в гар­мо­нии и изо­би­лии, уве­рен­ность в том, что образ жиз­ни аме­ри­кан­с­ких индей­цев про­ти­во­по­ло­жен аме­ри­кан­с­кой куль­ту­ре и пре­вос­хо­дит ее по всем па­ра­мет­рам и ве­ра в то, что индей­с­кий образ жиз­ни мо­жет слу­жить для обнов­ле­ния аме­ри­кан­с­кой куль­ту­ры».

Луч­шим наз­ва­ни­ем для убеж­де­ний EF! бу­дет пер­во­быт­ная ду­хов­ность, так как учас­т­ни­ки EF! ве­рят, что мы дол­ж­ны за­им­с­т­во­вать опыт из бес­хит­рос­т­ной жиз­ни раз­лич­ных пер­во­быт­ных на­ро­дов, не толь­ко се­ве­ро­а­ме­ри­кан­с­ких. Боль­ше то­го, не толь­ко до­ко­ло­ни­аль­ные аме­ри­кан­с­кие лан­д­шаф­ты свя­щен­ны, но ди­кая при­ро­да во­об­ще, где бы она ни сох­ра­ни­лась или не бы­ла бы вос­с­та­нов­ле­на.

Мно­гие чле­ны EF! на­зы­ва­ют се­бя трай­ба­лис­та­ми, а боль­шин­с­т­во при­вер­жен­цев «глу­бинной эко­ло­гии» ве­рят, что пер­во­быт­ные пле­ме­на мо­гут дать на­ше­му общес­т­ву осно­ву для но­вой ре­ли­гии, фи­ло­со­фии и отно­ше­ния к при­ро­де. Боль­ше то­го, чле­ны EF! все ча­ще обсуж­да­ют важ­ность ри­ту­а­ла для лю­бо­го пле­мен­но­го «об­щес­т­ва во­и­нов». На встре­чах, про­хо­дя­щих на при­ро­де, они иног­да устра­и­ва­ют ри­ту­аль­ные во­ин­с­т­вен­ные тан­цы, ими­ти­руя при этом вол­чий вой. Дей­с­т­ви­тель­но, вол­ки, мед­ве­ди — гриз­ли и дру­гие жи­вот­ные испол­ня­ют роль то­те­мов, сим­во­ли­зи­ру­ю­щих мис­ти­чес­кое род­с­т­во меж­ду пле­ме­на­ми и зве­ри­ны­ми на­ро­да­ми.

Ко­рен­ные аме­ри­кан­цы (ин­дей­цы — прим. пе­рев.) час­то вос­п­ри­ни­ма­ют жи­вот­ных как род­с­т­вен­ные «на­ро­ды» и че­рез «ри­ту­аль­ные вхож­де­ния» рас­ши­ря­ют гра­ни­цы общес­т­ва и мо­ра­ли за пре­де­лы че­ло­ве­чес­ко­го общес­т­ва. Не­ко­то­рые чле­ны EF! раз­ра­бо­та­ли свои соб­с­т­вен­ные «ри­ту­а­лы вхож­де­ния», так на­зы­ва­е­мые «Со­ве­ты всех Су­ществ», на ко­то­рых про­во­дят­ся ри­ту­а­лы, уста­нав­ли­ва­ю­щие ду­хов­ную связь че­ло­ве­ка с дру­ги­ми су­щес­т­ва­ми и да­же со всей пла­не­той. Во вре­мя этих ри­ту­а­лов лю­ди пред­с­тав­ля­ют се­бе, что в них вхо­дит дух ка­ко­го-ни­будь су­щес­т­ва, или да­же ска­лы или ре­ки, и выс­ка­зы­ва­ют свою боль от дур­но­го обра­ще­ния со сто­ро­ны лю­дей. Воп­ло­щая в се­бе жи­вот­ных, учас­т­ни­ки при­зы­ва­ют к доб­ро­те и гар­мо­нич­ным отно­ше­ни­ям меж­ду все­ми граж­да­на­ми эко­сис­те­мы. Экста­ти­чес­кие ри­ту­аль­ные тан­цы, изоб­ра­жа­ю­щие меж­ви­до­вое и да­же пла­не­тар­ное един­с­т­во, мо­гут про­дол­жать­ся всю ночь нап­ро­лет. Та­кие ри­ту­а­лы обос­т­ря­ют чув­с­т­во то­го, что все в ми­ре вза­и­мос­вя­за­но и свя­щен­но.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 369 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2137 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.