Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘ормы искусства




 

ћы уже знаем, что в истории мировой культуры встречаетс€ часто пон€тие Ђкризисї. Ќе обошло оно и XX век. Ќо на это столетие приход€тс€ величайшие достижени€ не только в технике и науке, но и в живописи, музыке, литературе, философии.  ак же тогда пон€ть утверждени€ о Ђкризисеї?

ѕо-видимому, пон€тие Ђкризисї относитс€ не к культуре как таковой, а к тем процессам, которые в услови€х кризисных €влений возникают в обществе (тоталитаризм, технократизм, экономический кризис и депресси€, война) и порождают серьезные проблемы человеческого быти€ и существовани€, бросают вызов культуре.

 ультура отвечает на этот вызов, как правило, в новых формах, которые с точки зрени€ традиции непривычны и потому воспринимаютс€ как Ђкризисныеї. “акими формами в европейской культуре XX в. были набизм (от евр. наби Ч пророк), представители которого пытались в живописи синтезировать литературный символизм, музыкальность ритмов и декоративную обобщенность форм (Ѕонар, ƒени, ¬илар); фовизм (от франц. дикий), в работах которого чувствуетс€ стремление к эмоциональной силе и стихийной динамике (ћатисс, –уо, ƒюфи и др.), а также кубизм.

ѕредставители кубизма под вли€нием ¬семирной выставки 1900 г. попытались свести сложную реальность к простейшим геометрическим формам.

—ам термин Ђкубизмї придумал критик ¬ексель, указав тем самым, что индустриализаци€ и механизаци€ современного мира дают новое направление искусству, которое вскоре про€витс€ и в поэзии јполлинера, —алмона, ∆акоба. «аговор€т даже о Ђкубистской философииї, принципы которой Ђперевернут мысльї.

ќдин из первых теоретиков и практиков кубизма ∆. Ѕрак (1882Ч1963) писал:

»скусство призвано тревожить, наука Ч внушать чувство уверенности.

 

 

ѕ. ѕикассо. √ерника. 1937

 

ћашины, техника, захлестнувшие ≈вропу с начала века, делают жизнь монотонной, одноцветной, неприветливой. » такую же Ђсерую поэзию актуальностиї рисует названна€ Ђаналитическойї перва€ фаза кубизма: инертные и повседневные предметы, геометрические конструкции современности, из которых изгнана вс€ музыка. Ётой Ђтолпой предметов абсурдаї, типа велосипедного рул€, деталей различных механизмов и машин, которые художники и скульпторы ввод€т в мир искусства, чувствуетс€ желание Ђзахватить врасплохї, даже эпатировать. » эта скрип€ща€ ирони€, близка€ мистификации, приобретет, по словам ∆ана “оравал€, в дадаизме и сюрреализме измерени€ огромного фарса.

ѕабло ѕикассо (1881Ч1973) Ч французский живописец, испанец по происхождению. ¬месте с писателем ƒж. ƒжойсом и композитором ».‘. —травинским открывает культуру XX в. своими картинами Ђголубого периодаї и становитс€ живописным летописцем. ¬ своих обостренно-выразительных призведени€х, написанных в стиле кубизма, неоклассицизма, сюрреализма, художник-гуманист выразил протест против нового варварства XX в.

 артина Ђ√ерникаї создана под впечатлением бомбежки √ерники в период √ражданской войны в »спании.  артина, выполненна€ маслом в черных, белых и серых тонах, стала признанным шедевром и символом бессмысленных разрушений войны. ’удожник писал:

»скусство Ч это ложь, котора€ помогает пон€ть нам правду.

ƒадаизм1 и его последующа€ форма Ч сюрреализм2 были отражением послевоенного мироощущени€ абсурдности любой системы и самого человеческого быти€. »скусство рассматривалось как средство высвобождени€ подсознательного в цел€х преобразовани€ мира.

¬озникнув в Ўвейцарии в 1916 г., дадаизм вскоре переместилс€ в ѕариж, к нему примкнули художники ƒюшан, ћиро, ѕикаби€ и поэты јрагон, Ёлюар, Ѕретон. Ёто было кратковременное (дадизм просуществовал до 1922 г.), пестрое и хаотичное направление, охарактеризованное самими дадаистами как лишенное логики. ≈го авторы на выставках представл€ли различные коллажи в виде, например, наклеенных на холст окурков, газет, опилок. ѕри этом демонстраци€ подобных Ђпроизведенийї сопровождалась под стать им Ђмузыкойї Ч ударами в €щики и банки, танцами в мешках. ƒадаисты откровенно презирали традиционное искусство. “ак, в Ђћоне Ћизеї ƒюшана (1919) к знаменитому портрету Ћеонардо были добавлены усы и борода.

Ќа почве дадаизма в 20-е гг. во ‘ранции возник сюрреализм. —ам термин ввел поэт √. јполлинер в 1917 г., принципы направлени€ были сформулированы в Ђћанифесте сюрреализмаї, написанном поэтом ј. Ѕретоном и опубликованном в журнале сюрреалистов ЂЋ€ революсьон сюррэалистї (Ђ—юрреалистическа€ революци€ї). ¬озникнув в литературе, сюрреализм перешел в живопись, театр и кино.

—юрреализм Ч это не просто творческий метод одного из видов искусства, это цела€ философи€, что и позволило сюрреализму на довольно длительный период стать методологией всей европейской культуры. Ёта методологи€ основана на интуитивизме Ѕергсона, психоанализе ‘рейда, герменевтических1 принципах ƒильте€. ‘антази€, интуици€, бессознательное синтезируютс€ в творческий акт, который, в свою очередь, допускает Ђсоединение несоединимогої, Ђправило несоответстви€ї, Ђсвободные ассоциацииї. ѕервым сюрреалистом в живописи был јндре ћассон (1896Ч1987). «аинтересовавшись проблемой бессознательного, ћассон зан€лс€ рисунками пером, произвольно вод€ по бумаге, позднее он стал наклеивать на бумагу различные кусочки ткани, песок и т. д. ћ. Ёрнст экспериментировал в технике коллажа, фотомонтажа, прибега€ к сюрреалистическим образам.

Ќо самым главным представителем этого течени€ был —альвадор ƒали (1904Ч 1989). ¬ начале своего творчества ƒали под вли€нием теории психоанализа 3. ‘рейда использовал в своих картинах ошеломл€ющие фантастические образы. ќн называл их Ђрисованными фотографи€ми сновї. ¬от название одной из картин ƒали: Ђќстатки автомобил€, дающие рождение слепой лошади, убивающей телефонї.

ƒадаисты не претендовали на разрушение литературы, как считают многие, они только говорили о преобразовании самой идеи литературы, искусства, понимани€ красоты.






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1967 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

745 - | 534 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.