Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–омантизм




 

√рандиозные социальные катаклизмы, потр€сшие сначала ‘ранцию, а затем всю ≈вропу, нельз€ было воспринимать рассудочно, аналитически бесстрастно. –азочарование в революции как способе изменени€ социального быти€ вызвало резкую переориентацию самой общественной психологии, поворот интереса от внешней жизни человека и его де€тельности в обществе к проблемам духовной, эмоциональной жизни личности.

ѕопытки преодолени€ односторонности рационализма и моделирование целостной, гармонической личности в художественной культуре предопределили главные направлени€ ее развити€ в XIX в. ќно пошло сначала по пути романтизма (франц. romantisme; от ср.-век. roman Ч роман), а затем, когда возможности романтизма во многом были исчерпаны, Ч по пути социально-аналитического искусства реализма.

–омантическому искусству свойственны: отвращение к буржуазной действительности, решительный отказ от рационалистических принципов буржуазного просвещени€ и классицизма, недоверие к культу разума, который был характерен дл€ просветителей и писателей нового классицизма.

Ќравственно-эстетический пафос романтизма св€зан прежде всего с утверждением достоинства человеческой личности, самоценности ее духовно-творческой жизни. Ёто нашло выражение в образах героев романтического искусства, которому свойственны изображение незаур€дных характеров и сильных страстей, устремленность к безграничной свободе. –еволюци€ провозгласила свободу личности, но та же революци€ породила дух ст€жательства и эгоизма. Ёти две стороны личности (пафос свободы и индивидуализм) весьма сложно про€вились в романтической концепции мира и человека.

–омантики отрицали необходимость и возможность объективного отражени€ действительности. ѕоэтому они провозгласили основой искусства субъективный произвол творческого воображени€. —южетами дл€ романтических произведений избирались исключительные событи€ и необычайна€ обстановка, в которой действовали герои.

«ародившись в √ермании, где были заложены основы романтического мировоззрени€ и романтической эстетики, романтизм стремительно распростран€етс€ по всей ≈вропе. ќн охватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства. ¬ первой половине XIX в. в ≈вропе существовала романтическа€ философи€: »оганн √отлиб ‘ихте (1762Ч1814), ‘ридрих ¬ильгельм Ўеллинг (1775Ч1854), јртур Ўопенгауэр (1788Ч1860) и —ерен  ьЄркегор (1813Ч1855). Ќо вместе с тем романтизм уже не был универсальным стилем, каким был классицизм, и не затронул существенным образом архитектуру, повли€в в основном на садово-парковое искусство, зодчество малых форм.

Ћитература

Ќемецкий романтизм выдвинул таких выдающихс€ писателей, как ∆ан ѕоль (1763Ч1825), √енрих фон  лейст (1777-1811).

√енрих фон  лейст был талантливым драматургом, новеллистом и поэтом. ≈го творчество св€зано с эпохой освободительной войны от Ќаполеона. ќн автор драм Ђјмфитрионї, ЂЎентезиле€ї, Ђ етхен из ’ейльброннаї, в которых изображает трагическое одиночество человека, охваченного маниакальной страстью. ƒл€ героев этих произведений мир непостижим, они мечутс€ между близостью смерти и влечением к ней.  лейст писал и комедии (Ђ–азбитый кувшинї), где насмешливо изображал патриархальные пор€дки судейских чиновников.

¬ершина романтизма Ч творчество Ёрнста “еодора јмаде€ √офмана (1776Ч 1822). —амый крупный писатель немецкого романтизма √офман был необычайно одарен Ч он и талантливый музыкант, и блест€щий карикатурист. ≈го произведени€м присущи драматизм и сарказм, лирика и гротеск (ЂЁликсир дь€волаї, Ђ«олотой горшокї, Ђѕовелитель блохї). —талкива€ действительность и мир фантастики, √офман нередко трактует фантастику иронически, благодар€ чему обнажаетс€ внутренн€€ слабость фантастического и намечаетс€ переход к реальности. Ёлементы сатиры у него особенно заметны в превосходной сказке Ђћаленький ÷ахесї (1819), где автор иронически рисует роль золота в классовом обществе.

¬ творчестве √офмана огромную роль играла музыка. ќбраз музыканта был дл€ √офмана синонимом мечтател€ и этот образ проходит через большинство его произведений и ѕротивопоставл€етс€ пошлому мещанину-филистеру. —транствующий музыкант, благородный энтузиаст, непрактичный в быту, презирающий материальные блага, он любит искусство и в нем находит высочайший смысл жизни.

¬ 1821Ч1822 гг. √офман написал книгу Ђ«аписки кота ћурраї, где композитор  рейслер противостоит коту ћурру, воплощающему мир бескрылой обывательщины.

√офман Ч один из основоположников немецкой романтической музыкальной эстетики и критики. ќн автор одной из первых романтических опер Ч Ђ”ндинаї.

¬ первой половине XIX в. творил √енрих √ейне (1797Ч1856) Ч великий поэт √ермании, сочетавший в своем творчестве романтику и иронию. √ейне был поэтом революционной демократии. ¬о многих своих стихах он опираетс€ на народную песню, благодар€ развитию мотивов которой достигает необыкновенной естественности, €сности и простоты.

ѕосле »юльской революции 1830 г. и знакомства с ћарксом в поэтическом творчестве √ейне начинают звучать боевые революционные ноты. ¬ершиной идейного развити€ великого поэта стали Ђ—овременные стихотворени€ї (1839Ч1846) и поэма Ђ√ермани€. «имн€€ сказкаї (1844). ќсобое место в Ђ—овременных стихотворени€хї занимают Ђ“качиї, в котором √ейне поэтически выражает идею исторической миссии пролетариата как обличител€ буржуазного стро€. ¬ Ђ«имней сказкеї √ейне осмеивает отживший феодальный мир, защищает идею революционной борьбы за единую √ерманию.

»звестно, что революци€ 1848 г. в √ермании потерпела поражение. Ёто стало дл€ √ейне источником духовной трагедии. ќднако, разочаровавшись в буржуазной демократии, √ейне не разделил позиции рабочего класса, испугавшись уравнительно-коммунистических тенденций в среде рабочих. ѕризнава€ победу пролетариата справедливой, √ейне ее бо€лс€, считал, что она повлечет за собой гибель искусства. ѕоследн€€ книга стихов √ейне Ђ–омансерої (1851) содержит мысль о торжестве зла над добром. Ќо по-прежнему √ейне непримиримо относитс€ к реакционной √ермании.

¬ јнглии огромным было воздействие лирического романтизма ƒжорджа Ќоэл€ √ордона Ѕайрона (1766Ч1824). ≈го поэма Ђѕаломничество „айльд √арольдаї опоэтизировала романтического бунтар€-индивидуалиста, образ которого был типичен дл€ посленаполеоновской поры. ¬ центре произведений Ѕайрона образ мрачного, разочарованного и одинокого геро€, который бежит от цивилизованного общества на ¬осток, где можно еще найти страсти и €ркие чувства. ¬ так называемых восточных поэмах Ђ√€урї, Ђ орсарї, Ђјбидосска€ невестаї, Ђƒараї и других герой Ѕайрона становитс€ более активным, боретс€ против восточного владыки, деспота и тирана. ѕоэтому сила этих поэм Ч в неукротимости общественного протеста. ќднако в эпоху реакции в поэзии Ѕайрона по€вл€ютс€ черты пессимизма.

Ѕайрон Ч автор философских поэм, облеченных в драматическую форму,

Ч Ђћанфредї и Ђ аинї. ќдно из лучших произведений поэта Ч роман в стихах Ђƒон-∆уанї, оставшийс€ незавершенным. ¬ нем Ѕайрон защищает свой идеал

Ч политическую свободу, но осуществить ее можно, по мнению поэта, лишь на лоне природы, вдали от тирании цивилизованного общества. јктивный гуманизм и пророческие предвидени€ сделали Ѕайрона властителем дум тогдашней ≈вропы.

јнглийский романтизм представл€ют также ƒж.  ите (1795Ч1821) и ѕ. Ѕ. Ўелли (1792Ч1822). ƒжон  ите Ч автор патриархально-утопической идиллии ЂЁндимионї, где выражен протест против пуританского ханжества. ¬ одах Ђќгоньї, Ђѕсихе€ї воспет культ красоты и гармонии в природе.  ите Ч автор символико-аллегорической поэмы Ђ√иперионї.

ѕерси Ѕишу Ўелли Ч автор аллегорической поэмы Ђ оролева ћабї, разоблачающей порочность современного ему общества. ¬ поэме Ђ¬осстание исламаї Ўелли оправдывает насильственное свержение деспотии. ¬ трагедии Ђ„енчиї и в лирической поэме Ђќсвобожденный ѕрометейї он дал философское осмысление проблем свободы и тирании.

ќднако с уходом из жизни этих поэтов английское романтическое движение затухает.

¬о ‘ранции первой трети ’≈  в. романтизм был основным направлением литературы. Ќа раннем этапе его развити€ центральна€ фигура Ч ‘рансуа –ене де Ўатобриан (1768Ч1848). ќн представл€л консервативное крыло этого направлени€. ¬се написанное им Ч это полемика с иде€ми ѕросвещени€ и революции. ¬ трактате Ђƒух христианстваї прославл€етс€ Ђкрасота религииї и обоснована мысль о том, что католицизм должен служить основой и содержанием искусства. —пасение человека, по мнению Ўатобриана, только в обращении к религии. Ўатобриан писал напыщенным, цветистым, ложно глубокомысленным стилем.

—торонницей либеральных идей была ∆ермена де —таль (1766Ч1817), много сделавша€ дл€ обосновани€ принципов романтизма. ¬ романах Ђƒельфинаї, Ђ ориннаї писательница защищает право женщины на свободу чувства, а также показывает столкновение человеческой личности с усто€ми буржуазно-двор€нского общества. ¬ 1803 г. Ќаполеон выслал ее из ѕарижа за выступление в защиту политической свободы:

Ќаци€ обладает отличительными свойствами только будучи свободной.

  направлению консервативного романтизма принадлежит творчество јльфреда де ¬иньи (1797Ч1863). »м написаны поэмы, драмы и исторический роман Ђ—ен-ћарї, повествующий о заговоре двор€н против кардинала –ишелье. ¬ центре произведени€ Ч одинока€ горда€ личность, презирающа€ толпу.

ќсобое место во французском романтизме занимает творчество јльфреда де ћюссе (1810Ч1857). ¬ Ђ»спанских и италь€нских сказкахї автор иронически трактует романтические мотивы. √ерои его пьес Ч молодые люди, не удовлетворенные действительностью, наход€щиес€ в разладе с ней и не способные порвать с ней. ¬ романе Ђ»споведь векаї он говорит о представителе поколени€ 30-х гг., которое глубоко разочаровалось прозаической действительностью буржуазной ‘ранции.

¬ литературе ‘ранции XIX в. выдел€ют прогрессивный романтизм, представител€ми которого считают √юго и ∆орж —анд.

¬иктор √юго (1802Ч1885) прошел сложный путь развити€. ¬ начале творческого пути он воспевал лилии Ѕурбонов1 и католическое благочестие, с середины 20-х годов Ч сторонник либерально-демократических идей. ¬ 1827 г. им были сформулированы принципы новой, романтической драматургии. ќн критикует правила Ђтрех единствї, выступает против строгого разграничени€ жанров, утвердившихс€ в классицизме. √юго требовал свободы и естественности, не отрица€ значени€ Ђместного колоритаї, признавал возможным смешение трагического и комического. Ётот манифест, изложенный √юго в предисловии пьесы Ђ ромвельї, сыграл положительную роль в освобождении литературы от канонов классицизма.

—реди выдающихс€ романов √юго Ч Ђ—обор ѕарижской Ѕогоматериї, Ђ“руженики мор€ї, Ђ„еловек, который смеетс€ї. ќсобое место занимает роман Ђќтверженныеї, затрагивающий самые острые социальные проблемы XIX в. ѕоказыва€ несправедливость и пороки буржуазного общества, √юго не утрачивает веры в возможность нравственного перерождени€ человека под вли€нием гуманности и милосерди€. »стори€ героев романа ∆ана ¬альжана и ‘антины показаны писателем на широком общественном фоне. ∆ивым воплощением революционного духа народа стал на страницах романа оба€тельный образ мальчика √авроша.

¬ 1874 г. вышел последний роман √юго Ђƒев€носто третий годї, посв€щенный ‘ранцузской революции. —импатии √юго Ч на стороне революционных идей, но разрешить противоречи€ между революционной борьбой, привод€щей к гибели людей, и гуманным чувством, между террором и милосердием ему не удаетс€.

ѕредставительница демократического направлени€ в романтизме Ч ∆орж —анд (собств. јврора ƒюдеван) (1804Ч1876) Ч поднимала в своих произведени€х жгучие социальные вопросы. ¬ романах Ђ»ндианаї, Ђ¬алентинаї, ЂЋели€ї, Ђ∆акї, написанных в начале творческого пути, она затрагивала вопрос о положении женщины в семье и обществе, выступала против буржуазной морали. ћногие ее произведени€ автобиографичны. ¬ романах 40-х годов Ђ—транствующий подмастерьеї, Ђћельник из јнжибої, Ђ√рех господина јнтуанаї, направленных против эгоизма собственников и буржуазной цивилизации, несущих страдани€ народу, с симпатией показаны образы героев из народа.

—амые значительные произведени€ писательницы Ч романы Ђ онсуэлої и Ђќрасї. ≈сли первый Ч это проблема и судьба искусства в классовом обществе, то в Ђќрасеї развенчиваетс€ тип буржуазного индивидуализма.

¬ романе Ђћопраї ∆. —анд писала:

ћы не можем вырвать из нашей жизни ни одной страницы, но мы можем бросить в огонь всю книгу.

ћузыкальное творчество

–омантическое направление в музыке оказалось на редкость богатым выдающимис€ даровани€ми. ¬ √ермании это немецкий композитор, музыкальный критик, выразитель эстетики романтизма –оберт Ўуман (1810Ч1856), создавший программные фортепианные циклы (ЂЅабочкиї, Ђ арнавалї, Ђ‘антастические пьесыї, Ђ рейслерианаї), лирико-драматические вокальные циклы, оперу Ђ√еновенаї, ораторию Ђ–ай и ѕериї и многие другие произведени€.

ѕервыми представител€ми романтической оперы в √ермании были Ё.“.ј. √офман (опера Ђ”ндинаї) и  . ћ. ¬ебер (1786Ч1826). ¬ебер боролс€ за немецкое национальное оперное искусство и в своем творчестве отразил стремление немецкого народа к освобождению и воссоединению страны. ¬ произведени€х ¬ебера определились основные направлени€ немецкой романтической оперы: народно-легендарна€ и сказочна€ опера (Ђ¬ольный стрелокї, Ђќберонї), опера на средневековый рыцарский сюжет (ЂЁвриантаї), написана€ как больша€ опера, в которой разговорные диалоги заменены речитативами. ћузыковеды считают, что от этой оперы лежит пр€мой путь к Ђ“ангейзеруї и ЂЋоэнгринуї ¬агнера.

–омантические оперы создавали также –. Ўуман, ‘. ‘лотов (Ђјлександра —траделлаї, Ђћартаї}. ќ. Ќиколаи (1810Ч1849) написал комическую оперу Ђ¬индзорские проказницыї на сюжет комедии Ўекспира.

 

 

–омантическое направление представлено в творчестве великого немецкого композитора, дирижера, музыковеда, реформатора оперного искусства –ихарда ¬агнера (1813 Ч1883), одного из крупнейших фигур в истории мировой музыкальной культуры. Ўироко известны его оперы: Ђ–иенциї, ЂЋетучий голландецї, Ђ“ангейзерї, ЂЋоэнгринї, Ђ“ристан и »зольдаї, тетралоги€ Ђ ольцо Ќибелунговї (четыре оперы: Ђ«олото –ейнаї, Ђ¬алькири€ї, Ђ«игфридї, Ђ√ибель боговї), мистери€ Ђѕарсифальї. “ворчество ¬агнера обогатило мировое оперное искусство выдающимис€ достижени€ми в области средств музыкальной выразительности и драматургии. ќн создал так называемые музыкальные драмы с новым типом мелодики ЧЂбесконечной мелодиейї. ≈го оперы Ч гигантские вокально-симфонические поэмы, не имеющие аналогов в истории оперы. ћузыка ¬агнера отличаетс€ огромной выразительностью, оркестровым и гармоническим богатством. ≈го творчество оказало вли€ние на мировое музыкальное искусство последующего времени.

¬ XIX в. ведущими немецкими оперными театрами были ƒрезденска€ опера, придворный оперный театр

в ¬еймаре, оперные театры Ѕерлина, Ћейпцигска€ опера. ¬ 1872Ч1876 гг. по замыслу –.¬агнера был построен ЅайрЄйтский театр (ƒом торжественных представлений), предназначенный дл€ постановок его опер1.

ѕредставитель романтического направлени€ в музыкальном искусстве ‘ранции Ч композитор и дирижер √ектор Ѕерлиоз (1803Ч1869). ≈му принадлежат Ђ‘антастическа€ симфони€ї, Ђ“раурно-триумфальна€ симфони€ї, опера-дилоги€ Ђ“ро€нцыї (по ¬ергилию), –еквием, драматическа€ симфони€ Ђ–омео и ƒжульеттаї. ¬ последний период творчества Ѕерлиоз создал полную из€щества и юмора комическую оперу ЂЅеатриче и Ѕенедиктї на сюжет комедии Ўекспира Ђћного шуму из ничегої.

Ќациональные особенности французского музыкального театра XIX в. отразились в жанре комической оперы. Ёто прежде всего опера ƒ. ‘. ќбера (1782Ч 1871) Ђ‘ра-ƒь€волої. ¬месте с драматургом Ё. —крибом ќбер стал создателем нового типа комической оперы, дл€ которой характерны острозанимательные авантюрно-приключенческие сюжеты, стремительно развивающеес€ действие. ћузыка ќбера из€щна, мелодична, отличаетс€ живостью и разнообразием форм. ќн написал 36 опер, в том числе ЂЅронзовый коньї и Ђ„ерное доминої.

 

ќбер Ч также один из создателей жанра большой оперы (гранд-опера). ≈го опера ЂЌема€ из ѕортичиї (Ђ‘енеллаї) имеет исторический сюжет, раскрывающийс€ через ритмоинтонации народных песен, танцев и музыки ¬еликой французской революции. “ворчество ќбера оказало воздействие на последующее развитие опер героического и романтического жанра.

¬ жанре большой оперы создавал произведени€ ƒж. ћейербер (1791Ч 1864),композитор, пианист, дирижер. ѕо€вление романтического музыкального театра во ‘ранции св€зывают с его оперой Ђ–оберт ƒь€волї. »м написаны также оперы Ђ√угенотыї, Ђѕророкї. ¬ таких произведени€х, как Ђƒинараї и Ђјфриканкаї, про€вились уже черты лирической оперы.

ќперы первой половины XIX в. Ч монументальные, романтические спектакли, сочиненные на исторические темы.

ѕробуждение общественно-политической жизни »талии, наступившее после ¬еликой французской революции, вызвало перелом в развитии италь€нского национального искусства Ч зародилось новое направление оперного жанра. ≈го основоположником стал ƒж. –оссини (1792Ч1868), уже в первых своих операх Ђ“анкредї, Ђ»таль€нка в јлжиреї предприн€вший попытку реформы оперы. –оссини преобразовал не только жанр оперы-сериа1, драматизировав ее и расширив средства художественной выразительности, но и оперы-буффа2, обогатив ее реалистическое содержание и заострив сатирические черты.

–оссини обращалс€ к произведени€м ¬ольтера, Ўекспира, ¬. —котта, Ѕомарше. ≈му удалось развить и усовершенствовать почти все оперные формы Ч арии, ансамбли, хоры, речитативы. Ѕыла обогащена парти€ оркестра. ¬вод€ новшества, –оссини развил и сохранил ведущую традицию италь€нской оперы Ч вокальную напевность ее музыки, ограничив в то же врем€ произвол солистов, злоупотребление колоратурой. Ўедевр оперы-буффа –оссини и всего мирового музыкального искусства Ч Ђ—евильский цирюльникї, в котором значительность сюжета сочетаетс€ с жизненной €ркостью и остротой характеристик.

“ворчество –оссини оказало вли€ние на развитие французской героико-романтической оперы.

¬ италь€нском музыкальном искусстве XIX в. романтическое направление представлено творчеством ¬. Ѕеллини и √. ƒоницетти. ќни Ч последователи ƒж. –оссини. Ћучша€ опера ¬. Ѕеллини (1801Ч1835) Ч ЂЌормаї, воплотивша€ мечту композитора об освобождении родины. јктуальный политический смысл и в другой опере композитора Ч Ђѕуританеї.

ѕроизведени€ Ѕеллини отличает глубокий лиризм, страстность, выразительность мелодий. ≈му свойственна романтическа€ приподн€тость. ќн внес большой вклад в развитие бельканто1.

√. ƒоницетти (1797Ч1848) Ч автор прекрасных опер, в числе которых ЂЋючи€ ди Ћаммермурї, Ђƒон ѕаскуалеї, Ђ‘авориткаї, Ђƒочь полкаї, ЂЋинда из Ўамуниї, ЂЋюбовный напитокї и др. ќни €рки, театральны, насыщены выразительными легко запоминающимис€ мелоди€ми, в них контрастны характеры.  омпозитор работал в разных оперных жанрах (мелодрама, историко-героическа€ опера, лирико-драматическа€, комическа€, опера-буффа). ќперы ƒоницетти созданы на сюжеты произведений ¬. √юго, ¬. —котта, ƒж. Ѕайрона. ” ƒоницетти щедрый мелодический дар, он мастер искусства бельканто.

»деи романтизма нашли отражение в творчестве венгерского композитора, пианиста и дирижера ‘еренца Ћиста (1811Ч1886). »м созданы оратори€ Ђ‘ауст-симфони€ї, 13 программных симфонических поэм, 19 рапсодий, этюды, вальсы и другие музыкальные произведени€.

ѕредставителем романтизма был польский композитор и пианист ‘редерик Ўопен (1810Ч1849). »м написаны два концерта, три сонаты, четыре баллады, скерцо, р€д экспромтов, ноктюрнов, этюдов, вальсов и песен.

»зобразительное искусство

Ёти композиторы Ч гордость не только европейской, но и мировой культуры. –омантические тенденции за€вили о себе и в живописи. Ќачало романтизма во французской живописи св€зано с творчеством “еодора ∆ерико (1791Ч1824). ќдна из главных его работ Ч полотно Ђѕлот Ђћедузыї, на котором изображены люди, потерпевшие кораблекрушение и затер€нные среди океана. Ёта картина Ч манифест романтизма в живописи. ∆ерико уже был свободен от классицистического вли€ни€ и делени€ сюжетов и жанров на возвышенные и низменные. ѕоэтому художник нашел героическое и значительное в реальной жизни. » в новом искусстве он воплотил исключительную напр€женность действи€, котора€ ломала уравновешенность композиции, делала неровным рисунок. ’удожник находит дл€ ее выражени€ стремительный ритм, интенсивность контрастов светотени. Ётому способствует насыщенна€ живописность цвета.

¬ конце жизни ∆ерико сделал замечательные портреты душевнобольных людей, с реалистической силой отразившие боль за человека.  роме того, он писал бытовые сцены, пейзажи (Ђƒерби в Ёпсомеї). “ворчество ∆ерико оказало вли€ние на реалистов середины XIX в.

«амечательнейшее €вление романтизма Ч живопись Ёжена ƒелакруа (1798Ч 1863), часто писавшего полотна на мотивы поэзии Ѕайрона и создавшего р€д исторических композиций. Ўедевр его творчества Ч картина Ђ—вобода, ведуща€ народї, написанна€ в разгар революционных событий 1830 г. и воплотивша€ бунтарский пафос, характерный дл€ романтизма. ƒелакруа отверг академические догмы, но не изменил т€ге к античному искусству. ¬ этой картине соединены черты современной парижанки с классической красотой и могучей силой Ќики —амофракийской.

— 20-х гг. XIX в. ƒелакруа стал признанным лидером этого направлени€. ќтстаива€ неограниченную свободу творчества, романтики стремились к напр€женно-выразительной, взволнованной передаче натуры. —трастный темперамент, неуемна€ фантази€ выражены художником в произведени€х, воссоздающих образы истории. ¬остока, классической и современной ему литературы. Ёто Ђјлжирские женщиныї и лучша€ из его исторических работ Ч Ђ¬з€тие крестоносцами  онстантинопол€ї.

ћечтой о свободе пронизана картина Ђ–езн€ на ’иосеї, в которой изображен эпизод борьбы греческого народа против турецкого ига.

ƒелакруа считаетс€ создателем исторической живописи Ќового времени.

–омантики сделали более массовым и демократичным искусство графики, создав новые гибкие формы в литографии и книжной гравюре на дереве.

— романтической школой св€зано и творчество крупнейшего графика-карикатуриста ќноре ƒомье (1808Ч1879). ≈го считают великим художником, творчество которого стоит на переломе от романтической эпохи к эпохе расцвета реализма в 40Ч70-е гг. XIX в. Ѕлагодар€ введенной в искусство литографии1 получили широчайшее распространение такие его работы, как Ђ«аконодательное чревої, Ђ”лица “ранснопенї, Ђѕечатник, ставший на защиту свободы печатиї.

ѕолны глубокого сосредоточенного чувства его картины и акварели ЂЅурлакї, Ђ—упї, Ђ¬агон IIIклассаї, посв€щенные суровой жизни простых людей, величию их жизненного пути (Ђ“€жела€ ношаї), чистоте их внутреннего мира (Ђѕрачкаї). Ќародное возмущение Ч содержание картины Ђ¬осстаниеї.

ƒомье-живописец владел монументальной цельностью и остротой воспри€ти€, стремительной силой экспрессии и лирической нежностью.

јрхитектура

¬ архитектуре XIX в. романтизм, как уже отмечалось, не создал собственной школы, однако в индустриальных странах, особенно в ј н г л и и, начинает быстро развиватьс€ промышленна€ архитектура. ѕостроенные в 30Ч40-е гг. вокзалы, мосты фабрики подчас предвосхищали решени€, характерные дл€ конца XIX в. Ѕыстрый рост городов привел к необходимости перепланировки старых кварталов и строительства новых проспектов и транспортных артерий. “ак, в 1853 г. началась перепланировка ѕарижа, неузнаваемо изменивша€ его облик.

»скусствоведы считают, что в английском зодчестве утвердилс€ романтизм, создав внушительный и импозантный неоготический стиль. ѕричем, в стиле готики в јнглии строились и церкви, и жилые дома, и общественные здани€.

¬ середине XIX в. архитекторами „. Ѕэрри и ќ. ѕьюджином был сооружен грандиозный ансамбль лондонского ѕарламента, в который была включена средневекова€ капелла √енриха VII. Ёто эффектное и величественное сооружение на берегу “емзы стало органической частью английской столицы.

¬ 1861 г. в Ћондоне было построено еще одно романтическое здание Ч ’рустальный ƒворец (главный павильон на ¬семирной выставке). ¬ыстроенное из железа и стекла оно стало предвозвестником архитектуры XX столети€. ¬ то же врем€ ажурна€ конструкци€ дворца напоминала готику, которую так любили в јнглии. јвтор проекта ’рустального дворца Ч садовник ƒж. ѕакстон, использовавший опыт строительства теплиц. Ётот ’рустальный дворец вызывал восхищение у архитектораЧноватора XX в.  орбюзье, но в 1936 г. дворец сгорел.

“еатр

—тановлению прогрессивно-романтического театра во ‘ранции способствовало творчество таких прогрессивных писателей, как —таль, —тендаль, √юго, ћериме.

¬ершина драматургии Ч драмы ¬. √юго, в которых €рко про€вились черты прогрессивного романтизма (страстный гуманизм, обличение прав€щих классов, сочувствие простым люд€м, стремление к исторической правде, высока€ поэтичность). Ћучшие его пьесы Ч Ђћарион де Ћормї, ЂЁрнаниї, Ђ ороль забавл€етс€ї, Ђћари€ “юдорї, Ђ–юи Ѕлазї.

Ќаиболее значительный успех имели актеры ‘редерик Ћеметр, ѕьер Ѕокаж и Ёлиза –ашель (182,1Ч1958), котора€ возродила в разгар романтизма классицистическую традицию, подчеркива€ в трагеди€х великих классиков тираноборческие мотивы. ¬ революционные дни 1848 г. –ашель исполн€ла Ђћарсельезуї, что было величайшим ее актерским достижением.

¬ начале XIX в. на театральных подмостках јнглии преимущественно ставились классические и переводные пьесы. ¬ыдающимс€ актером был Ё.  ин Ч представитель романтического направлени€, дл€ исполнительской манеры которого характерны мощь, свобода от сковывающих норм классицизма.

¬ √ермании первой четверти XIX в. театр развивалс€ в романтическом русле. ѕисатели-романтики ј. ¬. и ‘. Ўлегели, Ћ. “ик, √.  лейст, Ё. “. ј. √офман утверждали синтетическую природу театрального искусства, они отрицали стилизацию, бытовизмы, они признавали тех актеров, игра которых отличалась внутренней правдой, темпераментом. Ћучшими актерами в это врем€ были ». ‘лекк и Ћ. ƒевриент. —воей игрой, выражающей протест против социальной несправедливости, они проложили путь реализму XIX в. ¬ыдающийс€ актер √ермании 30-х гг.  . «ейдельман создавал мощные, остро индивидуальные характеры, достига€ подлинного перевоплощени€.

“аким образом, в целом романтизм способствовал более углубленному философскому познанию, многостороннему художественному обобщению процесса развити€ человека и мира со всеми свойственными им противоречи€ми. ќн обогатил культуру непреход€щими по своему значению духовными ценност€ми и проложил новые пути дл€ ее развити€.

Ѕалет

ќсобенно €ркое выражение романтизм получил в балете. –омантический балет сформировалс€ во ‘ранции на рубеже второй трети XIX в. и получил распространение по всей ≈вропе. — утверждением романтизма в балетном спектакле главенствующее положение зан€ла танцовщица, получила развитие прыжкова€ техника, возникла техника танца на пальцах (пуантах), что открыло новые выразительные возможности. ѕервой начала использовать танец на пуантах одна из самых прославленных, €рких представительниц этого направлени€ в балете Ч италь€нска€ танцовщица ћари€ “альони (1804Ч1884). ќна создала много ролей, в том числе заглавную роль в Ђ—ильфидеї, перва€ постановка которой состо€лась в ѕарижской опере.

ќт романтического балета берут начало ансамблевые танцы Ч форма унисонного кордебалетного танца, котора€ получит дальнейшее развитие на прот€жении XIX в. јнсамблевый танец представл€л собой массу танцующих, действующих синхронно, образующих симметричные группы и аккомпанирующих танцу солистов. ќсобенно €рко эти черты про€вились в балете Ђ∆изельї композитора ј. јдана, поставленном в ѕариже в 1841 г. балетмейстерами ∆. ѕерро и ∆.  ораллы.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1612 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

448 - | 473 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.046 с.