Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ёпохи ѕросвещени€




 

¬ыдвинув идею формировани€ личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой. Ћюди приход€т в мир равными, со своими потребност€ми, интересами, удовлетворение которых Ч в установлении разумных и справедливых форм человеческого общежити€. ”мы просветителей волнует иде€ равенства: не только перед богом, но и перед законами, перед другими людьми. »де€ равенства всех людей перед законом, перед человечеством Ч первый характерный признак эпохи ѕросвещени€.

»збавление от всех социальных неур€диц просветители видели в распространении знаний. » не без их участи€ в эпоху ѕросвещени€ победу одержал рационализм, развившийс€ в западноевропейской мысли еще в —редние века. ¬ статье Ђќтвет на вопрос: что такое ѕросвещение?ї ».  ант писал:

ѕросвещение Ч это выход человека из состо€ни€ своего несовершеннолети€, в котором он находитс€ по собственной вине. Ќесовершеннолетие есть неспособность пользоватьс€ своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Ќесовершеннолетие по собственной вине Ч это такое, причина которого заключаетс€ не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоватьс€ им...1

Ќеудивительно, что религи€ в той форме, в какой преподносила ее церковь, казалась просветител€м-атеистам в пылу борьбы крайностей врагом человека. ¬ глазах просветителей-деистов2 Ѕог превратилс€ в силу, котора€ лишь внесла определенный пор€док в извечно существовавшую материю. ¬ эпоху ѕросвещени€ стало особенно попул€рным представление о Ѕоге как великом механике и о мире как огромном механизме.

Ѕлагодар€ достижени€м естественных наук возникло представление, что врем€ чудес и загадок миновало, что все тайны мироздани€ раскрыты и ¬селенна€, и общество подчин€ютс€ логичным, доступным человеческому разуму законам. ѕобеда разума Ч второй характерный признак эпохи.

“ретий характерный признак эпохи ѕросвещени€ Ч исторический оптимизм.

Ёпоха ѕросвещени€ по праву может быть названа Ђзолотым веком утопииї. ѕросвещение прежде всего включало в себ€ веру в возможность измен€ть человека к лучшему, Ђрациональної преобразовыва€ политические и социальные устои.

ќриентиром дл€ создателей утопий XVIII в. служило Ђестественноеї или Ђприродноеї состо€ние общества, не ведающего частной собственности и угнетени€, делени€ на сослови€, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не Ђпо искусственнымї законам. Ёто был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который, по замечанию –уссо, возможно, никогда и не существовал и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности.

¬озрожденческий идеал свободной личности приобретает атрибут всеобщности. » ответственности: человек ѕросвещени€ думает не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. ¬ центре внимани€ просветителей Ч проблема наилучшего общественного устройства. ѕросветители верили в возможность построени€ гармонического общества.

√лубокие изменени€ в социально-политической и духовной жизни ≈вропы, св€занные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII в.

√лавными очагами ѕросвещени€ были јнгли€, ‘ранци€, √ермани€. — 1689 г. Ч года последней революции в јнглии Ч начинаетс€ эпоха ѕросвещени€. Ёто была славна€ эпоха, начата€ одной революцией и закончивша€с€ трем€: промышленной Ч в јнглии, политической Ч во ‘ранции, философской и эстетической Ч в √ермании. «а сто лет Ч от 1689 до 1789 гг. Ч мир изменилс€. ¬се больше выветривались остатки феодализма, все громче за€вл€ли о себе буржуазные отношени€, окончательно утвердившиес€ после ¬еликой французской революции.

XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры. Ќа смену старой, феодальной идеологии пришло врем€ философов, социологов, экономистов, литераторов нового века ѕросвещени€.

¬ философии ѕросвещение выступало против вс€кой метафизики (науки о сверхчувственных принципах и началах быти€). ќно содействовало развитию любого рода рационализма (признающего разум основой познани€ и поведени€ людей), в науке Ч развитию естествознани€, достижение которого оно часто использует дл€ обосновани€ научной правомерности взгл€дов и веры в прогресс. Ќе случайно, что и сам период ѕросвещени€ в некоторых странах называли именами философов. ¬о ‘ранции, например, этот период называли веком ¬ольтера, в √ермании Ч веком  анта.

¬ истории человечества просветителей волновали глобальные проблемы:

 ак по€вилось государство?  огда и почему возникло неравенство? „то такое прогресс? » на эти вопросы находились столь же рациональные ответы, как и в тех случа€х, когда речь шла о Ђмеханизмеї мироздани€.

¬ области морали и педагогики ѕросвещение проповедовало идеалы гуманности и возлагало большие надежды на магическую силу воспитани€.

¬ области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни Ч освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед человечеством. Ёпохе впервые пришлось решать в столь острых формах давно известный вопрос о достоинстве человека. ¬ разных сферах де€тельности он трансформировалс€ по-разному, но неизбежно приводил к принципиально новым, новаторским по своей сути открыти€м. ≈сли говорить об искусстве, например, то не случайно именно эта эпоха столь неожиданно дл€ себ€, но столь результативно вынуждена была откликнутьс€ не только на проблему Ђискусство и революци€ї, но и на проблему художественного открыти€, рожденного в недрах формирующегос€ нового типа сознани€.

ѕросветители были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма, сенсуализма (основой познани€ и поведени€ считали ощущени€) и даже божественного провидени€ (уповали на волю Ѕога). „асть из них верила в неизбежный прогресс человечества, друга€ Ч рассматривала историю как общественный регресс. ќтсюда и своеобразие конфликта между историческим сознанием эпохи и вырабатывавшимс€ ею же историческим знанием Ч конфликта тем более обостр€вшегос€, чем обсто€тельнее определ€ла сама эпоха свои исторические предпочтени€, особую роль в текущем и гр€дущем развитии человечества.

 ак течение общественной мысли ѕросвещение представл€ло собой некое единство. «аключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонност€х и предпочтени€х. Ёто прежде всего цели и идеалы ѕросвещени€, такие, как свобода, благососто€ние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам вс€кого рода, непри€тие догм, в том числе церковных.

Ёпоха ѕросвещени€ €вилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии ≈вропы, повли€вшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. –азвенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, котора€ органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации.

ѕросветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, двор€н, духовенства, служащих, представителей торгово-промышленных кругов. –азнообразны были и услови€, в которых они жили. ¬ каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности.






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1732 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬аше врем€ ограничено, не тратьте его, жив€ чужой жизнью © —тив ƒжобс
==> читать все изречени€...

1940 - | 1910 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.