Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќа пороге Ќового времени




 

 ультурно-исторический процесс этого периода характеризуетс€ начавшимс€ разрушением средневекового религиозного мировоззрени€. ѕадает духовный авторитет церкви, что приводит к росту демократических традиций. ѕроисходит так называемое обмирщение культуры, т. е. ее отход от церковных традиций и придание ей светского, гражданского характера (секул€ризаци€1).

ќбразование и книгопечатание

Ётот процесс сказалс€ на развитии образовани€ и книгопечатани€. –осту грамотности способствовало по€вление учебных пособий Ч рукописных и печатных. ¬ 1634 г. был издан первый ЂЅукварьї ¬асили€ Ѕурцева, в 1648 г. вышла Ђ√рамматикаї ћ. —мотрицкого, а в 1687 г. Ч Ђ—читание удобноеї Ч таблица умножени€. Ўирокое распространение получили и рукописные азбуковники2, прописи и пособи€ по арифметике.

–аспространение грамотности способствовало росту спроса на книги. ¬ XVII в. ѕечатный двор в ћоскве издал 483 книги, в основном религиозного характера.

ѕродолжали выходить и рукописные книги. »здавались и переводные книги, которые с 70-х гг. XVII в. переводились в ѕосольском приказе. Ёто были произведени€ как на религиозные, так и на светские темы.

ќбучение грамоте велось Ђмастерами из лиц духовного звани€ї, обучали детей начина€ с шести лет. ѕосле усвоени€ буквар€ переходили к заучиванию церковных книг Ч часослова и псалтыри. ƒети знати учились в семь€х, учител€ми зачастую были иностранцы. ћногие обучали своих детей иностранным €зыкам, латыни.

—тали устраиватьс€ школы, в основном при монастыр€х. ¬ 1680 г. в ћоскве при ѕечатном дворе на Ќикольской улице было открыто училище с двум€ классами: в одном изучали слав€нские €зыки, в другом Ч греческий. —начала в училище преподавали 30 учителей, а через п€ть лет Ч уже более 200. ¬ 1687 г. в ћоскве была открыта перва€ высша€ школа Ч —лав€но-греко-латинска€ јкадеми€, где нар€ду с греческим и латинским €зыками преподавали р€д богословских и светских дисциплин. ¬ јкадемию перевели старших учеников из училища при ѕечатном дворе, которое стало подготовительным отделением јкадемии. ќкончившие јкадемию получали служебные чины.

Ћитература

¬ литературе XVII в. также происходило обмирщение, по€вл€етс€ реалистическа€ бытова€ и историческа€ повесть, где постепенно утрачиваютс€ церковные элементы. √еро€ми станов€тс€ не св€тые, а обычные люди, описываютс€ реальные событи€, например, исторические повести о завоевании —ибири ≈рмаком, об јзовском осадном сидении казаков и др.

ћногие произведени€ повествовали о Ђсмутном времениї: Ђ—казаниеї јвраама ѕалицина, ЂЌова€ повесть о преславном –оссийском государствеї и др. ¬ них рассуждалось о причинах Ђвеликой разрухиї и в то же врем€ показывались величие русского народа, его патриотизм.

¬ произведени€х литературы второй половины XVII в. про€вл€етс€ новое отношение к человеческой личности Ч интерес к внутреннему миру человека, признание его ценности независимо от положени€ в обществе.

  XVII в. относ€тс€ первые записи фольклора, произведений устного народного творчества, что оказало вли€ние на письменную литературу: начинаетс€ взаимное сближение литературного и народного €зыка.

∆анр жити€ приобретает характер автобиографии. Ќаиболее талантливое из них Ч Ђ∆итие протопопа јввакума, им самим написанноеї, которое можно назвать первым в русской литературе мемуарным произведением. ѕротопоп јввакум (1620Ч1682), один из крупнейших де€телей раскола русской церкви1, был и выдающимс€ писателем Ч написал более 80 произведений. язык его сочинений Ч сочетание церковнослав€нского и живого разговорного €зыка. Ѕольшинство произведений написано им в последние 15 лет жизни, когда он сидел в остроге в ожидании смерти (сожжен в 1682 г.).

ѕо€вл€ютс€ и новые литературные жанры, особенно во второй половине XVII в.: сатирические произведени€, стихотворный и драматический жанры. ѕринципиально новой по €зыку, сюжету и герою стала бытова€ стихотворна€ ѕовесть о √оре-«лосчастии, котора€ отражает взаимоотношени€ отцов и детей. —южет повести Ч трагическа€ судьба молодого человека (безым€нного геро€), купеческого сына. ќн захотел порвать со старыми домостроевскими пор€дками и жить по своей воле, но это ему не удалось: √оре едва не довело его до погибели. ¬ результате своих злоключений герой уходит в монастырь, спаса€сь от √ор€. —южет этой повести переплетаетс€ с библейским сюжетом о блудном сыне.

“ой же теме посв€щена стихотворна€ комеди€ Ђѕритча о блудном сынеї —имеона ѕолоцкого (1629Ч1680). ќн был автором и другой стихотворной пьесы Ђќ Ќавуходоносоре царе......ї и огромного количества стихов, посв€щенных пропаганде знаний. ќн ввел в русскую поэзию новые жанры, был одним из зачинателей русского силлабического стихосложени€.

Ќовым в русской литературе стал жанр демократической сатиры. ¬ сатирических произведени€х обличаютс€ пор€дки феодального суда с его крючкотворством, волокитой, продажностью судей. Ётой теме посв€щены сатирические повести Ђќ Ўем€кином судеї и Ђќ ≈рше ≈ршовиче Ч сыне ўетинниковеї, написанные простым народным €зыком. ѕоследн€€ из них была широко распространена и переходила из столети€ в столетие или в прозаической, или в стихотворной форме.

ѕолучила распространение и переводна€ литература, котора€ проникала в –оссию в основном через ѕольшу, а также „ехию. ѕереводные произведени€ издавались в сборниках Ђ¬еликое зерцалої и Ђ–имские де€ни€ї, куда входили поучительные повести, рассказы. ѕопадали в –оссию и рыцарские романы, геро€ми которых были короли, графы. ѕереводилась также бытова€ и плутовска€ новелла, авантюрно-приключенческа€ повесть, юмористические рассказы и анекдоты. «ачастую под вли€нием русского фольклора они претерпевали изменени€, и сами становились досто€нием устного народного творчества. ѕримером может служить Ђѕовесть о Ѕове королевичеї, в основе которой лежал французский рыцарский роман.

јрхитектура

¬ зодчестве XVII в., особенно во второй половине века, отражаетс€ также переходный характер эпохи. ѕроисходит обмирщение зодчества Ч отказ от строгих церковных канонов, переход от строгости и простоты к внешней нар€дности, декоративности. —ущность новых исканий Ч Ђдивное узорочьеї, как определили этот стиль сами современники. Ётот термин отражает пристрастие к обилию декоративных мотивов, вплоть до заимствовани€ восточных, а позднее Ч и западных форм.

–усские храмы XVII в. отличаютс€ богатым внешним видом и внутренним убранством. ѕостепенно усиливаютс€ светские мотивы, снижаютс€ различи€ между храмовым и гражданским строительством. ÷еркви станов€тс€ похожими на светские хоромы: к основному зданию пристраивались приделы, пристройки, галереи, все это соедин€лось переходами, составл€€ единый ансамбль.

¬ыдающийс€ пам€тник зодчества этого времени Ч московска€ церковь –ождества в Ћутинках (окончание строительства в 1652 г.). —ооружение церкви обошлось в 500 руб., по тем временам Ч огромна€ сумма. —начала деньги дали прихожане, но не рассчитали своих возможностей, и им дважды пришлось обращатьс€ за помощью к царю. ¬ композиции церкви сказалось то новое, что вошло в это врем€ в каменную архитектуру –уси. ѕ€ть разновысоких шатров, придел и крыльцо объединены шатром встроенной колокольни Ч самой высокой части среди отдельных построек, составл€ющих храм. ’рам украшен декоративными детал€ми, выдел€етс€ остротой силуэтов.

÷ерковь в ѕутинках была последним из шатровых храмов в ћоскве. ¬ 1652 г. на патриарший престол вступил Ќикон, который запретил строительство шатровых храмов, поставив за образец традиционное п€тиглавые. ќтныне в патриарших грамотах на постройку церкви писалось: Ђј чтобы верх на той церкви был не шатровыйї. ќднако шатровые храмы продолжали строитьс€ вдали от столицы Ч ярославле,  остроме и других городах. ¬ ћоскве же зодчие использовали этот стиль при строительстве колоколен, которые пришли на смену звонницам. ¬ традиционном стиле п€тиглави€ построены ѕатриаршие

палаты в  ремле, ¬оскресенский, »верско-¬алдайский монастыри.  омплекс зданий Ќово-»ерусалимского монастыр€ Ч загородной резиденции патриарха Ќикона Ч строилс€ около 40 лет (1656Ч1694) под руководством зодчего јверки€ ћокеева, а затем якова Ѕухвостова (конец XVII в.) в »стре под ћосквой. ¬ ¬оскресенском соборе Ќово-»ерусалимского монастыр€ патриарха, который повтор€ет храм в »ерусалиме, западный объем здани€ (ротонда) завершаетс€ шатром Ч патриарх мог себе позволить нарушить собственный запрет.

ћосковское (нарышкинское) барокко. ÷ерковь “роицы в “роице-Ћыкове

Ќар€ду со старыми, традиционными формами в русском зодчестве по€вл€ютс€ и новые. јрхитектура второй половины XVII в. отличаетс€ большей декоративностью, используютс€ различные украшени€, €рка€ раскраска, фигурный кирпич, цветные изразцы как снаружи, так и внутри зданий. Ёта пышна€ архитектура получила название московского барокко1. ’арактерные черты этого стил€ Ч четкость и симметричность композиции, много€русность постройки, тщательна€ проработка деталей, декоративна€ резьба по белому камню, раскраска фасадов и подчеркнута€ устремленность здани€ вверх.  онструктивна€ основа Ч восьмерик на четверике с €русом звонниц. ќбразцом стил€ московского барокко стала церковь ѕокрова в ‘ил€х (1690Ч1693), которую построил в своей усадьбе брат царицы Ч Ћ.  . Ќарышкин. ƒругие примеры Ч трапезна€ “роице-—ергиевого монастыр€, много€русна€ колокольн€ Ќоводевичьего монастыр€, храм —паса в подмосковном селе ”боры (1694Ч1697), храм “роицы в подмосковном “роице-Ћыкове (1698Ч1703). јвтор двух последних яков Ѕухвостов, один из наиболее одаренных русских мастеров конца XVII в., крепостной графа ѕ. ». Ўереметева. „ерты этого стил€ про€вились в здании ѕечатного двора (1679) и в —ухаревой башне (1692Ч1701).

ѕримером светских зданий был “еремной дворец в ћосковском  ремле (1637), построенный артелью русских мастеров во главе с Ѕаженом ќгурцовым. ƒворец представл€л собой много€русное ступенчато-пирамидальное сооружение, олицетвор€ющее величие царской власти. Ќовым было убранство дворца Ч его резные наличники и многоцветные изразцовые по€са Ч как снаружи, так и внутри здани€.

Ќовое строительство велось не только в ћоскве, но и в других городах. —воими храмовыми постройками по заказу богатых купцов славилс€ ярославль. Ѕольшинство €рославских церквей по размерам и убранству превосходило московские: церковь »льи ѕророка (1647Ч1656), церковь »оанна «латоуста (1649Ч1654). ¬ершина €рославского зодчества Ч церковь »оанна ѕредтечи в “олчкове (1671Ч1687). ≈е характеризуют монументальность, гармоничное сочетание золотых 15 глав и красных кирпичных стен, украшенных голубыми изразцами.

–азвиваетс€ гражданское строительство: богатые двор€не и купцы стро€т дл€ себ€ каменные жилые дома. ¬ них также наблюдаетс€ отход от традиционной простоты и строгости к богатому декоративному оформлению фасадов. “акие дома стро€тс€ как в ћоскве, так и в ярославле,  алуге, Ќижнем Ќовгороде и других городах. ѕам€тниками архитектуры, сохранившимис€ в ћоскве, €вл€ютс€ палаты думного дь€ка јверки€  ириллова на Ѕерсеневской набережной и дом дь€ка »вана ¬олкова в ’аритоньевском переулке.   концу XVII в. в столице сооружаютс€ такие общественные здани€, как ѕечатный и ћонетный дворы, здание ѕриказов и др.

—тиль московского барокко конца XVII в., его новые приемы и формы оказали воздействие на архитектуру последующего времени.

∆ивопись

¬ XVII в. живопись развивалась необыкновенно бурно. ≈е, как и другие виды искусств, также затронул процесс обмирщени€. Ёто коснулось иконописи, росписи храмов, станковой живописи. ѕроисходит становление и развитие реалистической направленности, по€вл€етс€ интерес к человеческой личности. –азвиваетс€ бытовой жанр, портретна€ Ч парсунна€ живопись1.

÷ерковный раскол оказал вли€ние и на культурную жизнь. —ложилось два эстетических направлени€ в искусстве. «ащитники старой традиции во главе с протопопом јввакумом считали, что религиозное искусство не должно иметь никакой св€зи с действительностью. ѕо их мнению, икона Ч это предмет культа, поэтому лики св€тых не могут копировать лица простых смертных.

Ќовое направление возглавил царский изограф, теоретик искусства, один из главных живописцев ќружейной палаты —имон ‘едорович ”шаков (1626 Ч 1686). ќн внес свое понимание назначени€ иконы, выделив прежде всего ее художественную, эстетическую ценность. ѕроизведени€ —. ”шакова Ч росписи, иконы, парсуны, миниатюры сочетают в себе традиционные приемы живописи и новаторские искани€. ќни знаменуют переход от религиозного к светскому искусству. ћастер переходит от условности изображени€ к более точному, стара€сь придать своим иконописным произведени€м характер живых лиц. ќн использует на иконах реалистический пейзаж и другие изображени€, не имеющие непосредственного отношени€ к сюжету иконы.

 

 

Ћюбима€ тема —. ”шакова Ч Ђ—пас Ќерукотворныйї, в котором художник с помощью светотени передает объемность, изображает не абстрактного св€того, а реального человека. ¬ 1617 г. он создал икону Ђ“роицаї (хранитс€ в –усском музее), в которой в отличие от одноименной иконы јндре€ –ублева воспевает не духовную красоту, а красоту земную, изобразив ангелов цветущими юношами. ”шаков добиваетс€ почти классической правильности черт, объемности построени€, подчеркнутой перспективы. Ќо в Ђ“роицеї ”шакова нет одухотворенности образов –ублева.

ѕарсуна Ђ√.ѕ. √одуновї
∆ивопись

¬ первой половине XVII в. парсуны писались в старой иконописной манере Ч на досках, €ичными красками. ¬ такой манере написаны парсуны цар€ ‘едора »оановича и воеводы кн€з€ ћ. ¬. —копина-Ўуйского. ќба портрета написаны на липовых досках, в изображении Ч характерный дл€ иконы трехчетвертной поворот, крупные головы, широко раскрытые глаза. „увствуетс€, что художники в изображении стрем€тс€ приблизитьс€ к оригиналам.

¬ 80Ч90 гг. XVII в. русские художники создают наиболее значительные парсуны: ЂЋ.  . Ќарышкина (портрет в рост д€ди ѕетра I), ЂH.  . Ќарышкинаї (по€сной портрет матери ѕетра I), Ђ√.ѕ. √одуновї. ƒл€ них характерны пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонка€ цветова€ гамма.

¬ живописи XVII в. заметно стремление к реализму, повышение интереса к человеческой личности.

“еатр. ћузыка

ƒо XVII в. на –уси не было театра. Ќа прот€жении веков театр замен€ли народные обр€ды Ч свадьбы, праздники, такие, как проводы масленицы, кол€дование с участием р€женых. Ќа этих праздниках выступали скоморохи-пл€суны, акробаты, музыканты, кукольники и др. ѕозже по€вились народные театры скоморохов со своим репертуаром.

ѕо-насто€щему театр был создан в XVII в. Ч придворный и школьный театр. ¬озникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Ётот театр был организован в ћоскве при царе јлексее ћихаиловиче. ѕервое представление пьесы Ђјртаксерксово действої (истори€ библейской Ёсфири) состо€лось 17 окт€бр€ 1672 г. ÷арю так понравилось представление, что он смотрел его дес€ть часов подр€д. —тавились и другие пьесы на библейские сюжеты.

¬начале придворный театр не имел своего помещени€, декорации и костюмы переносились с места на место. ѕервые спектакли ставил пастор √регори из Ќемецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. ѕозже стали в принудительном пор€дке привлекать и обучать русских отроков. ¬ 1673 г. 26 жителей Ќовомещанской слободы были определены к Ђкомедиальному делуї, потом число их увеличилось. ∆алованье им платили нерегул€рно, но не скупились на декорации и костюмы. —пектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. ѕосле смерти цар€ јлексе€ ћихайловича придворный театр был закрыт, и представлени€ возобновились только при ѕетре I.

 роме придворного в –оссии в XVII в. сложилс€ и школьный театр при —лав€но-греко-латинской академии. ѕьесы писались преподавател€ми, ставились по праздникам, роли исполн€лись учащимис€ јкадемии. ¬ пьесах, написанных в стихах на основе монологов, использовались как евангельские сюжеты, так и житейские предани€.  роме реальных лиц вводились и аллегорические персонажи.

ѕо€вление придворного и школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества.

ћузыка в основном развивалась в церковном направлении, но пробивались светские мотивы. –аспростран€лась народна€ историческа€ песн€, чаще песни о —тепане –азине.

÷ерковна€ музыка начала процветать при »ване √розном, который сам писал музыку. ≈ще при »ване III была создана придворна€ певческа€ капелла, ставша€ затем центром музыкального образовани€. Ѕыла написана Ђ√рамматика нотї ». ј. Ўайдуровым и Ђјзбука знаменного пени€1 ј. ћезенцом. ¬ 1668 г. была основана ћузыкальна€ комисси€ по собиранию древних музыкальных рукописей. — «апада в ћоскву пришло партесное пение2. ћузыкальный аккомпанемент к псалтыри в стихах —имеона ѕолоцкого написал ¬асилий “итов.

 






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1235 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬елико ли, мало ли дело, его надо делать. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

541 - | 390 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.