Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


XVIII столети€




 

 ульт природы

ќбразцом всего доброго и прекрасного дл€ просветителей была природа. Ќасто€щий ее культ создадут сентименталисты в 60-х гг. XVIII в., но увлечение естественностью, восторженное созерцание ею начинаетс€ вместе с самой эпохой ѕросвещени€.

«римым воплощением Ђлучших мировї дл€ людей эпохи ѕросвещени€ были сады и парки.

ѕарк эпохи ѕросвещени€ создавалс€ дл€ возвышенной и благородной цели Ч как совершенна€ среда дл€ совершенного человека. ѕарки эпохи ѕросвещени€ не были тождественны естественной природе. ¬ композицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы, посв€щенные не только богам, но и человеческим чувствам Ч любви, дружбе, меланхолии. ¬се это обеспечивало реализацию просветительских представлений о счастье как Ђестественном состо€нииї, о Ђестественном человекеї, основным условием которого было возвращение к природе. —реди них особо выдел€етс€ ѕетергоф (ѕетродворец), созданный на берегу ‘инского залива архитекторами ∆. Ћеблоном, ћ. «емцовым, “. ”совым, ƒж.  варенги и др. Ётот великолепный парк с его неповторимыми дворцами и грандиозными фонтанами сыграл исключительную роль в развитии русской архитектуры и садово-паркового искусства и вообще в истории русской культуры.

Ќаправлени€ европейского искусства

≈вропейское искусство XVIII столети€ соедин€ло в себе два различных направлени€: классицизм и романтизм.  лассицизм в изобразительном искусстве, музыке, литературе Ч это стиль, основанный на следовании принципам античного греческого и римского искусства: рационализма, симметрии, целенаправленности, сдержанности и строгом соответствии содержани€ его форме. –омантизм ставит во главу угла воображение, эмоциональность и творческую одухотворенность художника.

»скусство эпохи ѕросвещени€ использовало старые стилистические формы классицизма, отража€ при их помощи уже совершенно иное содержание. ¬ искусстве разных стран и народов классицизм и романтизм образуют то некоторый синтез, то существуют во всевозможных комбинаци€х и смешени€х.

¬ажным новым началом в искусстве XVIII в. было и по€вление течений, не имевших собственной стилистической формы и не испытывавших потребности в ее выработке. “аким культурологическим течением был прежде всего сентиментализм (от франц. чувство), отразивший в полной мере просветительские представлени€ об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемыми вместе с отдалением общества от природы.

∆ивопись и скульптура

ѕрактически на территории почти всей ≈вропы наблюдаетс€ вторжение светского начала в религиозную живопись тех стран, где раньше она играла главную роль Ч»талии, јвстрии, √ермании. ∆анрова€ живопись порой стремитс€ зан€ть главное место. ¬место парадного портрета Ч портрет интимный, в пейзажной живописи Ч пейзаж настроени€.

¬ первой половине XVIII в. ведущим направлением во французском искусстве стало рококо. ¬се искусство рококо построено на ассиметрии, создающей ощущение беспокойстваЧигривое, насмешливое, вычурное, дразн€щее чувство. Ќе случайно термин Ђрококої произошел от французского Ђрокайльї Ч буквально бриллиант.и украшение из раковин. —южетыЧ только любовные, эротические, любимые героини Ч нимфы, вакханки, ƒианы, ¬енеры, совершающие свои нескончаемые Ђтриумфыї и Ђтуалетыї.

ярким представителем французского рококо стал ‘рансуа Ѕуше (1703Ч 1770). Ђѕервый художник корол€ї, как он официально именовалс€, директор јкадемии, Ѕуше был истинным сыном своего века, все умевшим делать сам:

панно дл€ отелей, картины дл€ богатых домов и дворцов, картоны дл€ мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, карет, экскизы костюмов и т.д. “ипичные сюжеты его полотен Ч Ђ“риумф ¬енерыї или Ђ“уалет ¬енерыї, Ђ¬енера с јмуромї, Ђ упанье ƒианыї и т.п.

јнтуан ¬атто (1684Ч1721) Ч французский живописец, обращалс€ к изображени€м современной ему жизни. √лубокие размышлени€ ¬атто о сущности подлинно высокого искусства отразились в его полотнах. ƒекор, изысканность произведений ¬атто послужили основой рококо как стилевого направлени€, а его поэтические открыти€ были продолжены живописцами реалистического направлени€ середины XVIII в.

¬ русле новых эстетических идей в искусстве развиваетс€ творчество ∆ана Ѕатиста —имона Ўардена (1699Ч1779), художника, создавшего в сущности новую живописную систему. Ўарден начал с натюрморта, писал вещи кухонного обихода: котлы, кастрюли, бачки, затем перешел к жанровой живописи:

Ђћолитва перед обедомї, Ђѕрачкаї, а от нее Ч к портрету.

‘ранцузска€ скульптура XVIII в. проходит те же этапы, что и живопись. Ёто преимущественно рокайльные формы в первой половине века и нарастание классических черт Ч во второй. „ерты легкости,.свободы, динамики видны в скульптуре ∆ана Ѕатиста ѕигал€ (1714Ч1785), в его полном прелести, легкого стремительного движени€, непосредственности из€щества Ђћеркурии, подв€зывающем сандалиюї.

∆ан јнтуан √удон (1741Ч1828) Ч истинный историограф французского общества, в своей скульптурной портретной галерее передал духовную атмосферу эпохи. Ђ¬ольтерї √удона Ч свидетельство высокого уровн€ французского искусства.

јнглийское искусство XVIII в. Ч расцвет национальной школы живописи в јнглии Ч начинаетс€ с ”иль€ма ’огарта (1697Ч 1764), живописца, графика, теоретика искусства, автора серии картин Ђ арьера проституткиї, Ђ арьера ћотаї. ’огарт был первым живописцем-просветителем в ≈вропе.

 рупнейший представитель английской школы портретной живописи “омас √ейнсборо (1727Ч1888). «релый стиль художника сложилс€ под вли€нием ¬атто. ≈го портретным образам свойственна душевна€ утонченность, одухотворенность, поэтичность. √лубока€ человечность присуща его изображени€м кресть€нских детей.

»таль€нска€ живопись XVIII в. достигла своего расцвета только в ¬енеции. ¬ыразителем духа ¬енеции был ƒжованни Ѕаттиста “ьеполо (1696Ч 1770), последний представитель барокко1 в европейском искусстве, живописец, рисовальщик, гравер. “ьеполо принадлежат монументальные фресковые циклы как церковные, так и светские.

¬енеци€ дала миру прекрасных мастеров ведуты Ч городского архитектурного пейзажа: јнтонио  аналетто (1697Ч1768), прославленного торжественными картинами жизни ¬енеции на фоне ее сказочной театральной архитектуры; ‘ранческо √варди (1712Ч1793), находившего вдохновение в простых мотивах повседневной жизни города, его залитых солнцем двориков, каналов, лагун, многолюдных набережных. √варди создал новый тип пейзажа, отмеченного поэтичностью, непосредственностью зрительских впечатлений. Ќаиболее €рко отражает требование времени знаменита€ фраза ¬ольтера:

¬се жанры хороши, кроме скучного.

 

 

“. √ейнсборо. ѕортрет дамы в голубом

“еатр

“€готение изобразительного искусства к занимательности, повествовательности и литературности объ€сн€ет его сближение с театром. XVIII столетие часто называют Ђзолотым веком театраї. “еатр был призван временем дл€ выполнени€ целого спектра задач. 77.0. Ѕомарше считал его Ђисполином, который смертельно ранит всех тех, на кого направл€ет свои ударыї.

ѕисать о люд€х в обыденных обсто€тельствах значило писать одновременно о жизни, сформировавшей этих людей. » писать нелицепри€тно Ч ведь драматурги ѕросвещени€ исходили из больших общественных и человеческих идеалов и решительно не воспринимали всего, что им противоречило. ¬ трагедии они негодовали, в комедии издевались.

 рупнейшим английским драматургом XVIII в. был –ичард Ѕринсли Ўеридан (1751Ч1816). ≈го сатирические комедии нравов Ђ—оперникиї, Ђѕоездка в —карборої и ЂЎкола злослови€ї направлены против безнравственности Ђвысшегої света, пуританского лицемерил буржуа.

Ќекогда велика€ торгова€ держава ¬енеци€ переживала в XVIII в. экономический упадок, но не только сохранила, но и сумела развить свою культуру. ¬ этом небольшом городе работало семь театров Ч столько, сколько в ѕариже и Ћондоне вместе вз€тых. Ќа карнавал в ¬енецию съезжались люди со всей ≈вропы. ¬ этом городе творил  арло √ольдони (1707Ч1793), создавший 267 драматических произведений. ≈го лучша€ комеди€ Ђ“рактирщицаї разнесла славу √ольдони по всему миру. — большим уважением относилс€ к √ольдони ¬ольтер Ч патриарх ѕросвещени€. —овременником √олвдони был  арло √оцци (1720Ч1806). ќн писал сказки (фь€бы), использу€ фольклор и некоторые черты комедии дель арте1: ЂЋюбовь к трем апельсинамї, Ђ“урандотї и другие о жизни театральной ¬енеции.

—амым высоким, достигшим абсолютной зрелости воплощением комедии нравов была Ђ∆енитьба ‘игарої великого французского драматурга Ѕомарше (1732Ч1799). ‘игаро оказалс€ олицетворением общенародной оппозиции старому режиму Ч той самой оппозиции, котора€ привела к революции. » недаром два человека так ненавидели эту пьесу Ч Ћюдовик XVI, живший в страхе перед революцией, и Ќаполеон Ѕонапарт, построивший свою империю на развалинах революционных пор€дков.

—траной, где Ђсерьезный жанрї, как его называли в XVIII в., а потом и трагеди€ сделали наибольшие успехи, была √ермани€. ’от€ театр ѕросвещени€ по€вл€етс€ в √ермании лишь в середине 50-х гг. XVIII в., на сорокЧп€тьдес€т лет позже, чем в јнглии и ‘ранции, но; восприн€в опыт предшественников, он дает замечательные плоды. ѕредставител€ми ѕросвещени€ в √ермании были Ћессинг, √ете, Ўиллер.

√отхольд Ёфраим Ћессинг Ч драматург и критик, автор пьес ЂЁмили€ √а-лоттиї, ЂЌатан ћудрыйї и др.  ритические произведени€ Ћессинга ЂЋаоко-онї и Ђ√амбургска€ драматурги€ї оказали большое воздействие на немецкую литературу. ¬ ЂЋаокоонеї он анализирует поэзию и скульптуру, в Ђ√амбургской драматургииї толкует по-своему јристотел€ и критикует застывшие формы классической французской драмы, противопоставл€€ их свободному подходу Ўекспира.

»оганн ¬ольфган √Єте (1749Ч1832) Ч Ђуниверсальный генийї Ч ученый, теоретик и знаток искусства, романист, великий поэт и замечательный драматург. √Єте словно воплощал в себе всю культуру √ермании. ѕьеса ЂЁгмонтї Ч одно из лучших театральных созданий √Єте. —ама€ велика€ цель состоит, по √Єте, в утверждении человечности, воплощением которой €вл€етс€ Ёгмонт. ¬ трагедии Ђ‘аустї √Єте писал:

Ћишь тот достоин жизни и свободы,

 то каждый день идет за них на бой.

ƒл€ √ермании воспитание свободолюбивой человеческой личности становилось революционной задачей. Ётой задаче и посв€тил себ€ ‘ридрих Ўиллер (1759Ч1805) Ч крупный ученый, историк и эстетик, великий поэт и драматург. »з гор€чего протеста против угнетени€, стремлени€ к свободе родилась его пьеса Ђ–азбойникиї. ѕьесой Ђ оварство и любовьї Ўиллер словно бы подводит итог одной из главных линий драматургии XVIII в. и открывает дорогу новой драме. —ам он в известном смысле тоже принадлежит к ней Ч ведь театр XX в., найд€ к Ўиллеру во многом новый подход, продолжает числить его среди своих авторов.

Ћитература

XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры. Ќа смену старой, феодальной идеологии пришло врем€ философов, социологов, экономистов, литераторов.

ќсновной литературный жанр эпохи ѕросвещени€ Ч роман. ”спех романа, особенно значительный в ј н г л и и, был подготовлен успехом просветительской публицистики. ѕисатели-просветители прекрасно сознавали, насколько несовершенно современное им общество и порочен человек, и тем не менее наде€лись, что подобно –обинзону из первой части романа ƒаниэл€ ƒефо (1660Ч1731) человечество, полага€сь на свой разум и трудолюбие, взойдет на вершины цивилизации. Ќо, быть может, и эта надежда иллюзорна, о чем так недвусмысленно свидетельствует ƒжонатан —вифт (1667Ч1754) в романе аллегории Ђѕутешествие √улливераї, когда отправл€ет своего геро€ на остров разумных лошадей. ¬ созданном им памфлете Ђ—казка о бочкеї он от души посме€лс€ над церковными распр€ми.

–азвертыва€ в своих книгах положительную программу, просветители широко представили и то, как живет человек, обманыва€ и обманыва€сь. Ќравственный идеал неизменно соседствует с сатирой. ¬ романе √. ‘илдинга (1707Ч 1754) Ђ»стори€ “ома ƒжонса, найденышаї использовано параллельное построение сюжета, напоминающее сказочный: о добром и злом брать€х, каждому из которых в конце концов воздаетс€ по заслугам.

Ёто было врем€ новых философских убеждений, врем€, когда идеи не только излагались в трактатах, но легко перекочевывали в романы, вдохновл€ли поэтов и воспевались ими.

Ўирокий диапазон просветительской мысли представлен в творчестве английского поэта и сатирика јлександра ѕопа (1688Ч1744). ≈го философско-дидактическа€ поэма Ђќчерк о человекеї стала дл€ ≈вропы учебником новой философии. ¬ыход в свет ее первого русского издани€ в 1757 г. стал фактически началом –усского ѕросвещени€.

ј. ѕопу принадлежит следующий афоризм:

≈сли хочешь, чтобы в душе твоей забил источник вдохновень€, черпай побольше из источника знаний.

¬ истории русской литературы XVIII в. был временем классицизма. ѕо своей сущности русской классицизм был тесно св€зан с западноевропейским, но ему был присущ и р€д специфических особенностей: патриотизм, обличительно-критический пафос, наличие в одном литературном направлении людей с различными общественными и идейными позици€ми.

ѕредставител€ми классицизма были ј.ƒ.  антемир (1708Ч1744), ¬. . “редиаковский (1703Ч1769), јƒ. —умароков (1717-1777).

¬ последнее дес€тилетие века нар€ду с классицизмом в художественной литературе зарождаетс€ новое течение Ч сентиментализм, наиболее полно выразившийс€ в повест€х Ќ.ћ.  арамзина (1766Ч1826) ЂЅедна€ Ћизаї и ЂЌаталь€, бо€рска€ дочьї.

ћузыка

¬ конце XVIIЧXVIII вв. начинает складыватьс€ тот музыкальный €зык, на котором потом заговорит вс€ ≈вропа.

ѕервыми были »оганн —ебасть€н Ѕах (1685Ч1750) и √еорг ‘ридрих √ендель (1685Ч1759). Ѕах Ч великий немецкий композитор и органист, работал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. ƒо сих пор он непревзойденный мастер полифонии1. √ендель, как и Ѕах, использовал библейские сюжеты дл€ своих произведений. Ќаиболее известные Ч Ђ—аулї, Ђ»зраиль в ≈гиптеї, Ђћесси€ї. √ендель написал более 40 опер, ему принадлежат органные оркестры, сонаты, сюиты.

ќгромное вли€ние на музыкальное искусство ≈вропы оказала венска€ классическа€ школа и ее виднейшие мастера …озеф √айдн (1732Ч1809), ¬ольфганг јмадей ћоцарт (1756Ч1791) и Ћюдвиг ¬ан Ѕетховен (1770Ч1827). ¬енские классики переосмыслили и заставили зазвучать по-новому все музыкальные жанры и формы. »х музыка €вл€ет высочайшее достижение эры классицизма по совершенству мелодий и форм.

Ђќтцом симфонииї называют ‘ранца …озефа √айдна, учител€ ћоцарта и Ѕетховена. »м было создано более 100 симфоний. ¬ основе многих из них Ч тема народных песен и танцев, которые композитор разрабатывал с удивительным искусством. ¬ершиной его творчества стали Ђ12 Ћондонских симфонийї, написанных во врем€ триумфальных поездок композитора в јнглию в 90-х гг. XVIII в. √айдн написал множество замечательных квартетов (83) и клавирных сонат (52). ≈му принадлежит свыше 20 опер, 13 месс, большое количество песен и других сочинений. ¬ конце творческого пути он создал две монументальные оратории Ч Ђ—отворение мираї (1798) и Ђ¬ремена годаї (1801), в которых выражена мысль о величии мироздани€ и человеческой жизни. √айдн довел до классического совершенства симфонию, квартет, сонату.

¬ольфганг јмадей ћоцарт писал музыку и играл на скрипке и клавесине в том возрасте, когда другие дети еще не умеют складывать буквы. Ќеобыкновенные способности ¬ольфганга развились под руководством его отца Ч скрипача и композитора Ћеопольда ћоцарта. ¬ операх Ђѕохищение из серал€ї, Ђ—вадьба ‘игарої, Ђƒон ∆уанї, Ђ¬олшебна€ флейтаї ћоцарт с изумительным мастерством создает разнообразные и живые человеческие характеры, показывает жизнь в ее контрастах, переход€ от шутки к глубокой серьезности, от весель€ к тонкой поэтической лирике.

Ёти же качества присущи и его симфони€м, сонатам, концертам, квартетам, в которых он создает высшие классические образцы жанров. ¬ершинами классического симфонизма стали три симфонии, написанные в 1788 г. (всего ћоцартом было написано около 50). ¬ симфонии Ђћи бемоль мажорї (номер 39) показана полна€ радости, игры, веселого танцевального движени€ жизнь человека. ¬ симфонии Ђ—оль минорї (номер 40) раскрываетс€ глубока€ лирическа€ поэзи€ движени€ человеческой души. —имфони€ Ђƒо мажорї (номер 41), названна€ современниками Ђёпитерї, обнимает весь мир с его контрастами и противоречи€ми, утверждает разумность и гармоничность его устройства.

≈сли бы весь мир мог чувствовать силу гармонии! Ч

восклицал ћоцарт,

ћузыка должна высекать огонь из людских сердец, Ч

говорил Ћюдвиг ¬ан Ѕетховен. “ворчество Ѕетховена Ч высшее достижение человеческого гени€. „еловек республиканских взгл€дов, сформированных под вли€нием ‘ранцузской революции, он утверждает достоинство личности художника-творца. Ѕетховен вдохновл€лс€ героическими сюжетами. “аковы его единственна€ опера Ђ‘иделиої, увертюры Ђ ориоланї, ЂЁгмонтї. «авоевание свободы в результате упорной борьбы Ч вот главна€ иде€ его творчества. ¬с€ зрела€ творческа€ жизнь Ѕетховена св€зана с ¬еной. «десь он еще юношей восхитил своей игрой ћоцарта, занималс€ у √айдна, здесь прославилс€ как пианист. —тихийна€ сила драматических столкновений, возвышенность философской лирики, сочный, порой грубоватый юмор Ч все это мы можем встретить в бесконечно богатом мире его сонат (всего им написаны 32 фортепь€нные сонаты и 10 сонат дл€ фортепь€но и скрипки, в том числе знаменита€ ƒев€та€ Ч Ђ рейцероваї). Ћирико-драматические образы „етырнадцатой ЂЋуннойї и —емнадцатой сонат отразили отча€ние композитора в самый т€желый период жизни, когда Ѕетховен был близок к самоубийству из-за потери слуха. Ќо кризис был преодолен: по€вление “ретьей симфонии ознаменовало победу человеческой воли над страшным недугом. ¬ период с 1803 по 1813 гг. он создал большинство симфонических произведений. –азнообразие его творческих исканий поистине безгранично.  омпозитора привлекают камерные жанры Ч вокальный цикл Ђ  далекой возлюбленнойї. Ѕетховен стремитс€ проникнуть в самые сокровенные глубины внутреннего мира человека. јпофеоз его творчества Ч ƒев€та€ симфони€ (1823) и “оржественна€ месса (1823).

 

 ультурное наследие XVIII столети€ до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижени€ человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум. ѕо мнению некоторых исследователей, итог ѕросвещению подводит ».¬. √Єте в трагедии Ђ‘аустї, оценива€ новый исторический тип человека, напр€женно ищущего »стину на основе –азума, вер€щего в свою созидательную де€тельность, но при этом жестоко ошибающегос€ и пока что беспомощного перед им же самим вызванными к жизни могучими силами. ¬ек ѕросвещени€ Ч век великих открытий и великих заблуждений. Ќе случайно конец этой эпохи приходитс€ на начало ‘ранцузской революции. ќна похоронила веру просветителей в Ђзолотой векї ненасильственного прогресса. ќна усилила позиции критиков его целей и идеалов.

» тем не менее, это был век великих открытий и великих заблужденийї век, о котором русский просветитель ј.Ќ. –адищев проницательно и афористично сказал в стихотворении Ђќсьмнадцатое столетиеї (1801Ч1802);

Ќет, ты не будешь забвенно, столетье

безумно и мудро,

Ѕудешь прокл€то вовек,

ввек удивление всем.

ќценка, данна€ русским писателем, может быть распространена на всю эпоху ѕросвещение.

 

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1332 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

1369 - | 1178 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.03 с.