Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕросвещени€ в странах ≈вропы




јнглийское и Ўотландское ѕросвещение

 

ќсоба€ роль јнглии в истории ≈вропейского ѕросвещени€ заключалась прежде всего в том, что она была его родиной и во многих отношени€х первопроходцем. ¬ јнглии в XVIIЧXVIII вв. после революции и гражданских войн сгладились резкие противоречи€ в обществе. –азвитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм политической борьбы. јнглийска€ церковь не противопоставл€ла себ€ ѕросвещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости. Ёто способствовало культурному развитию страны, поскольку позвол€ло сохранить равновесие между традиционными ценност€ми, хранительницей которых выступала церковь, и новаторскими, которые несло ѕросвещение. ¬се это делало јнглию своего рода образцом общественного прогресса. Ќе случайно в XVIII в. все основные течени€ английской общественной мысли находили свое продолжение и развитие в других европейских странах.

¬ основных чертах политическа€ программа јнглийского ѕросвещени€ была сформулирована философом ƒжоном Ћокком (1632Ч1704). ќсновное его сочинение Ч Ђќпыт о человеческом разуменииї (1690) Ч содержало позитивную программу, восприн€тую не только английскими, но и французскими просветител€ми.   неотчуждаемым правам человека, согласно Ћокку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. ѕраво на собственность у Ћокка тесно св€зано с высокой оценкой человеческого труда. ќн был убежден в том, что собственность каждого человека есть результат его труда. ѕравовое равенство индивидов Ч необходимый результат прин€ти€ трех неотчуждаемых прав.

 ак и большинство просветителей, Ћокк исходит из идеи неотъемлемых прав изолированных индивидов и их частных интересов. ѕравопор€док должен обеспечить возможность получени€ выгоды каждым, но так, чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных. Ћокк подчеркивал:

ћы рождаемс€ на свет с такими способност€ми и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь и которые во вс€ком случае могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить, но только упражнение этих сил может сообщить нам уменье и искусство в чем-либо и вести нас к совершенству1.

ѕодчеркива€ значение личного творческого усили€ каждого человека, его знаний и опыта, английские просветители как нельз€ лучше усвоили потребности общества XVIII в., осуществл€вшего беспрецендентный поворот в развитии производительных сил и производственных отношений.. ѕросвещение способствовало закреплению в характере англичан таких черт, как предприимчивость, изобретательность, практицизм.

Ќа английских просветителей наложили отпечаток и взгл€ды философа XVII в. “омаса √оббса (1588Ч1679), который считал, что люди равны от природы. Ќо в процессе развити€ возникает неравенство, а из-за неравенства проистекает взаимное недоверие. »з-за взаимного недовери€ Ч война. ѕри отсутствии гражданского состо€ни€ всегда имеетс€ война всех против всех, убыточна€ дл€ всех. ѕоэтому люди путем договора объединились в государство, чтобы тем самым получить защиту и возможность гуманной жизни. ѕо мнению √оббса, лишь Ћевиафан в состо€нии оградить общество от посто€нных про€влений эгоистических страстей1.

√оббс использовал этот образ дл€ описани€ могущественного государства, которое способно оградить общество от посто€нных про€влений эгоистических страстей отдельных его членов.

¬ XVIII в. этику себ€люби€, или разумного эгоизма развили английский писатель Ѕернард ћандевиль (1670Ч1733) и философ »ереми€ ¬ентам (1748Ч 1832). ћандевиль прославилс€ своей сатирической ЂЅасней о пчелахї (1714), в которой, не колебл€сь, представл€ет эгоизм движущей силой всей нравственной и культурной жизни. Ѕентам считал, что с помощью морали, а также законодательства можно регулировать человеческие поступки таким образом, чтобы они приносили как можно больше счасть€. —огласно Ѕентаму высша€ цель человеческой жизни Ч наивысшее счастье наибольшего числа людей.

—оциально-экономическа€ подоплека защиты просветител€ми частного интереса очевидна Ч они выступали за свободу частной собственности. Ќо в этом про€вилс€ и их оптимизм, так как они видели в эгоизме источник благососто€ни€ общества. » надо признать, что вера английских просветителей в благотворную силу свободы в сочетании с частным интересом в значительной мере оправдалась. Ќа прот€жении XVIII в. в јнглии не было значительных социальных конфликтов.

¬едуща€ роль в истории Ўотландского ѕросвещени€ принадлежала ƒэйвиду ёму (1711Ч1776) Ч философу, историку, экономисту и публицисту, дипломату. ѕонима€ озабоченность своих современников этическими проблемами, он задалс€ целью обновить науку о нравственности. ¬ поисках мотивов, которые заставили бы людей следовать требовани€м Ђобщественного благаї, он обратилс€ к альтруистическому чувству общечеловеческой Ђсимпатииї, которое противопоставл€л индивидуализму. ¬ли€ние ёма на шотландскую культуру с особой силой про€вилось в де€тельности философского общества, созданного в Ёдинбурге. Ќа заседани€х философского общества главное внимание удел€лось роли права, политических институтов в развитии многообразных общественных св€зей.

Ќовый этап поисков шотландскими просветител€ми альтернативных форм гражданского поведени€ св€зан с јдамом —митом (1723Ч1790). Ётот выдающийс€ теоретик товарно-денежных отношений стал их гор€чим защитником и пропагандистом во многом по морально-этическим соображени€м. ¬ своей теории —мит отводил большое место рынку, счита€, что именно рынок освободил человека от отупл€ющей системы зависимости при феодализме. —мит отводил рынку ту же функцию, которую его современники отводили государству, функцию социализации людей. ј место гражданина в его системе зан€л Ђэкономический человекї, моральна€ свобода которого была обусловлена его ролью в экономической жизни. ¬ то же врем€ —мит предчувствовал и негативные последстви€ товарно-денежных отношений.

‘ранцузское ѕросвещение

ќно представлено именами ¬ольтера, ∆ан-∆ака –уссо, ƒени ƒидро, Ўарл€ Ћуи ћонтескье, ѕол€ јнри √ольбаха и др. ¬о ‘ранции уделом просветителей было своего рода Ђотщепенчествої, порождающее в их среде политический радикализм и мессианские настроени€, оппозицию существующему строю. ѕорой их протест принимал форму атеизма, иногда он про€вл€лс€ в идеализации прошлого, например, республиканского стро€ античных государств. ‘ранцузское ѕросвещение не представл€ло собой вполне однородного идейного течени€: между его представител€ми были немалые различи€.

Ў.Ћ. ћонтескье (1689Ч1755) в своих философско-политических сочинени€х Ђѕерсидские письмаї и Ђќ духе законовї выступил с острой и глубокой критикой деспотизма, абсолютистского произвола, он противопоставл€л им идеалы свободы в политической сфере. Ќедаром ћонтескье считали отцом буржуазного либерализма.

Ѕлест€щий, насмешливый, искр€щийс€ талантом и остроумием ¬ольтер (1694Ч1778) писал во всех жанрах Ч трагедии, стихи, исторические сочинени€, философские романы, сатирические поэмы, политические трактаты и статьи. ќн выступал смелым и непримиримым противником церкви и клерикализма, подвергал осме€нию мораль и догмы феодального общества, беззаконие и пороки абсолютистского режима. »з-за своей острой сатиры социального и политического зла был вынужден часто скрыватьс€ от своих врагов и все же дважды попадал в тюрьму. ≈го роль в ѕросвещении была огромной, она определ€лась не столько его политическими взгл€дами, сколько тем духом сомнени€, скептицизма, вольнодуми€, которые внушало молодому поколению вольтерианство, подталкива€ его пр€мо или косвенно на путь политической борьбы. ќдин из известнейших афоризмов ¬ольтера:

¬се доводы мужчин не сто€т мнени€ одной женщины.

—реди многочисленных его произведений Ђ‘илософские письмаї, философска€ повесть Ђ андид, или ќптимизмї, Ђ‘илософский словарьї, отразивший религиозный скептицизм и общественно-политические воззрени€ эпохи ѕросвещени€.

‘илософами-материалистами были также ƒени ƒидро (1713Ч1784) Ч главный редактор и вдохновитель знаменитой 35-томной ЂЁнциклопедииї (1751Ч 1780)1; ѕоль √ольбах (1723Ч1789) Ч автор Ђ—истемы природыї, главного произведени€ французского материализма и атеизма; сторонник радикального материализма и механицизма, рассматривающий человека как самозавод€щуюс€ машину Ч ∆юльен Ћаметри (1709Ч1751), автор Ђ„еловека-машиныї и Ђ„еловека-растени€ї;  лод јдриан √ельвеций (1715Ч1771) Ч основной его труд Ђќб умеї- был сожжен по распор€жению парламента как представл€ющий опасность дл€ государства и религии.

÷елый этап просветительского движени€ ‘ранции св€зан с именем ∆.∆. –уссо (1712Ч1778). ”чение –уссо сводилось к требованию вывести общество из состо€ни€ всеобщей испорченности нравов. ¬ыход виделс€ ему не только в правильном воспитании, материальном и политическом равенстве, но и в пр€мой зависимости морали и политики, морали и общественного стро€. ¬ противоположность философам, счиавшим себ€любие и эгоизм совместимыми с общественным благом, он требовал подчинени€ личности благу общества. –уссо писал:

¬с€кий человек добродетелен, когда его частна€ вол€ во всем соответствует общей воле.

–уссо Ч автор выдающегос€ сочинени€ Ђќб общественном договоре...ї (1762), в котором особое значение придаетс€ правам человека и их соотношению с правами государства. ¬ романе ЂЁмиль, или ќ воспитанииї (1762) –уссо особо подчеркнул новую теорию воспитани€, выразил свои эстетические и педагогические взгл€ды.

–уссо был одним из тех, кто духовно подготавливал ‘ранцузскую революцию. ќн оказал огромное вли€ние и на современную духовную историю ≈вропы с точки зрени€ государственного права, воспитани€ и критики культуры.

ѕросвещение в √ермании

’арактерной особенностью исторического развити€ немецкой нации в этот период была экономическа€ и политическа€ раздробленность страны. ѕередовые умы √ермании, задумыва€сь над судьбами своей страны, видели, что путь к ее благоденствию лежит через устранение феодальных пор€дков и объединение страны. »де€ национального единства доминировала в творчестве просветителей, но в XVIII в. она никогда не перерастала в национализм и шовинизм. ‘илософи€ Ќемецкого ѕросвещени€ формировалась под вли€нием ’ристиана ¬ольфа (1679Ч1754), систематизатора и попул€ризатора учени€

√. Ћейбница (1646Ч 1716). ¬ольф впервые в √ермании создал систему, охватившую основные области философского знани€.  ульт разума сочеталс€ у него с пиэтетом1 перед христианской верой. ќн и его последователи много сделали дл€ распространени€ научных знаний. ¬ольфианцы были убеждены, что распространение Ђпопул€рной философииї, образовани€ незамедлительно приведет к решению всех острых вопросов современности.

Ќемецкие философы в отличие от французских просветителей осторожно обращались с верой в бога. ÷ерковь стремилась не выпускать из своих уз духовную жизнь страны. ¬ этом она находила поддержку государства. Ѕорьба за ѕросвещение за редкими исключени€ми проходила под лозунгами веротерпимости, создани€ Ђулучшеннойї религии.

ќдин из парадоксов Ќемецкого ѕросвещени€ заключалс€ в том, что оно нередко получало импульсы Ђсверхуї. Ќапример, в ѕруссии инициатором публичного обсуждени€ новых идей выступил король ‘ридрих ¬еликий (1740Ч1786).

¬ дискуссии, проводившейс€ на страницах периодической печати, прин€л участие профессор логики и метафизики  енигсбергского университета, основатель критицизма »ммануил  ант (1724Ч1804), который именно в тот период сформулировал свою концепцию ѕросвещени€ как освобождение индивида, но лишь в моральном и интеллектуальном смысле этого слова, а отнюдь не в политическом. Ќаиболее характерен дл€ этого периода его трактат ЂЌаблюдени€ над чувством прекрасного и возвышенногої (1764), который выдержал восемь прижизненных изданий. „еловеческие чувства рассматриваютс€ в нем через призму двух категорий Ч ѕрекрасного и ¬озвышенного. ѕрекрасное и ¬озвышенное служат дл€  анта стержнем, на который он нанизывает свои наблюдени€ о человеческом в человеке. ѕредметом теоретической философии, по  анту, должно быть не изучение самих по себе вещей Ч природы, мира, человека, а исследование де€тельности, установление законов человеческого разума и его границ.  ант подвел итог искани€м эпохи ѕросвещени€. ќсобенно значителен его вклад в разработку теории правового государства.

ѕравление отеческое, при котором подданные, как несовершеннолетние, не в состо€нии различить, что дл€ них действительно полезно или вредно... такое правление есть величайший деспотизм2.

 ант обосновал правовые формы и методы борьбы за изменение государственного и общественного стро€, которые предполагают путь постепенных реформ и исключают грубое насилие.

—овременник раннего  анта Ч √отхольд Ёфраим Ћессинг (1729Ч1781) Ч поэт, драматург, литературный критик, философ. ¬ 1730 г. он написал тезисы Ђ.¬оспитание человеческого родаї, главна€ иде€ которых Ч единство человеческого рода, его всеохватной целостности. ’от€ Ћессинг берет в качестве примера единства европейскую историю, тем не менее он исходит из идеи всеобщей судьбы людей. Ћессинг считал, что и человечество возникает только тогда, когда эта общность осознаетс€.   этой мысли Ћессинга мы только теперь начинаем привыкать.

Ћессинг высоко оценивал роль христианства в человеческой истории, возвеличива€ в нем моральную сторону. Ќо высока€ оценка христианской св€тости, по его мнению, не означала, что духовна€ эволюци€ человеческого рода завершаетс€ именно этой религией. ѕо мнению Ћессинга, человечество не остановитс€ на этой стадии. ѕридет нова€ ступень зрелости Ч Ђэпоха нового, вечного ≈вангели€ї. » именно в эту пору нравственность окажетс€ универсальным, безусловным принципом поведени€.

Ёта мысль Ћессинга о постепенном наращивании морали, о терпеливом продвижении к высшим ступен€м духа в наши дни в очередной раз раскрывает свой глубочайший смысл. –адикальные программы переделки мира, оторванные от духовных традиций, принесли человечеству немалый ущерб. Ќа этом фоне очень современно звучит суждение немецкого мыслител€:

Ўествуй же своим неприметным шагом, вечное провидение1.

√лубокими гуманистическими раздумь€ми пронизано творчество другого немецкого просветител€ »оганна √отфрида √ердера (1744Ч1803). ¬ работе Ђ≈ще одна философи€ истории дл€ воспитани€ человечестваї он высказывает глубокие мысли о гуманизме, при этом он исходит из того, что вс€ истори€ народов Ч это школа соревновани€ в скорейшем достижении гуманности, что

божество помогает нам только через наше усердие, наш разум, наши собственные силы... ѕосле того как оно сотворило землю и все создани€, лишенные разума, оно создало человека и сказало ему: ЂЅудь моим подобием, богом на земле! ¬ладей и господствуй! ѕроизведи все благородное и прекрасное, что ты можешь создать из своей природы: € не могу помочь тебе чудесами, потому что € вложило твою человеческую судьбу в твои человеческие руки, но тебе будут помогать все св€щенные, вечные законы природы2.

“аким образом Ќемецкое ѕросвещение рассматривало движение человека к совершенству как неизбежный закон человеческого развити€.

–усское ѕросвещение

–усское ѕросвещение унаследовало проблематику ≈вропейского ѕросвещени€, но осмысливало и развивало ее вполне самобытно, в контексте с исторической ситуацией, сложившейс€ в российском обществе того времени.

ѕросветители создали особую нравственную философию, с помощью которой они определ€ли основные принципы этики, поведени€ людей в обществе. √лавные положени€ нравственной философии изложены в работе Ђѕраво естественноеї ј.ѕ.  уницына (1783Ч1840). Ќравственность в этом сочинении рассматриваетс€ как естественное состо€ние человеческой природы. ¬осхищение человеком, как совершеннейшим созданием природы, свойственно всей просветительской мысли. Ќо особенно €рко звучит оно в поэме Ђ„еловекї ».ѕ. ѕнина (1773Ч1805). Ёто своеобразный гимн его величию, его де€ни€м, сверша€ которые человек преодолевает в себе раба. ¬месте с тем, русские просветители задумывались над тем, почему свободомыслие как глубинна€ потребность человека с таким трудом реализуетс€ в реальных услови€х. —вобода или свободолюбие рассматриваютс€ русскими просветител€ми как абсолютна€ ценность. Ѕез свободы человек существовать не может, все его поступки продиктованы стремлением обрести свободу.

ќгромное место в трудах русских просветителей отводилось переустройству общества. ÷елью свободного общества, по мнению просветителей, €вл€етс€ благополучие граждан. ј.‘. Ѕестужев (1761Ч1810) писал:

√осударство только тогда счастливо, когда оно любимо своими соотечественниками1.

∆ив€ в обществе, основанном на свободе и счастье, человек должен быть его достойным гражданином. ѕоэтому интерес просветителей к проблеме воспитани€ личности был огромен. Ётой теме посв€щен трактат ј.‘. Ѕестужева Ђќ воспитанииї. ‘илософско-антропологическа€ мысль русских просветителей отличалась значительным разнообразием, глубиной и самобытностью. ќна охватывала широкий спектр политических, мировоззренческих и нравственных проблем, включа€ и такую острую проблему российской действительности, как положение кресть€н.

Ќачало развитию просветительства в –оссии положил ћ.¬. Ћомоносов (1711Ч1765). ≈го старани€ми в 1755 г. был открыт ћосковский университет. ќн немало способствовал общепросветительской де€тельности, полага€, что улучшить жизнь общества можно посредством совершенствовани€ нравов. ¬ажной стороной взгл€дов и де€тельности Ћомоносова как просветител€ была его борьба за освобождение науки от засиль€ религии. Ћомоносов большие надежды возлагал на де€тельность Ђпросвещенныхї монархов, к которым в –оссии он относил ѕетра I.

¬ 60-80-е годы XVIII в. приходит новое поколение русских просветителей. —реди них почетное место занимают ј.я. ѕоленов (1738Ч1816), автор записки Ђќ крепостном состо€нии кресть€н в –оссииї, проникнутой сочувствием к кресть€нам, печальным своим примером показывающим, Ђсколь пагубно конечное угнетение дл€ людейї. я.ѕ.  озельский (ок. 1728 Ч ок. 1794) в своих Ђ‘илософских предложени€хї предупреждал, что накопившиес€ обиды могут превысить терпение кресть€н, и их выступление против обидчиков будет подобно напору реки, прорвавшей плотину. ќн развивал идеи справедливого общественного устройства, выступал против крепостничества.

ƒ.—. јничков (1733Ч1788), профессор ћосковского университета, защитил диссертацию по проблемам происхождени€ религии, носившую по существу антицерковный характер. ƒиссертаци€ была осуждена за атеизм, все ее экземпл€ры сожжены на Ћобном месте в ћоскве.

—.≈. ƒесницкий (ок. 1740Ч1789) Ч профессор права ћосковского университета, предложивший в 1768 г. программу преобразований государственного стро€ –оссии в конституционную монархию.

»деи просветительства нашли широкое распространение в русской литературе Ч в произведени€х ƒ.». ‘онвизина (1744/45Ч1792), написавшего широко известные комедии ЂЌедоросль* и ЂЅригадирї, обличавшие нравы помещиков, в одах √.–. ƒержавина (1743Ч1816).

–езкой критике крепостнические пор€дки в деревне были подвергнуты на страницах сатирических журналов Ђ“рутеньї и Ђ∆ивописецї, издаваемых в 1769Ч 1773 гг. одним из самых €рких представителей русского' ѕросвещени€ Ќ.». Ќовиковым (1744Ч1818). ќн был организатором типографий, библиотек, книжных магазинов (в 16 городах).  ниги, издаваемые при его участии, охватывали все отрасли знаний. ¬ 1792Ч1796 гг. по приказу ≈катерины II Ќовиков был заключен в Ўлиссельбургскую крепость.

¬ершиной –усского ѕросвещени€ были идеи ј.Ќ. –адищева (1749Ч1802). ¬ 1773 г. в примечани€х к переведенной им книге ћабли Ђ–азмышлени€ о греческой историиї он дает такое определение сущности абсолютизма: Ђ—амодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состо€ниеї. ¬ 1790 г. в Ђѕутешествии из ѕетербурга в ћосквуї на вопрос, что делать, если монархи добровольно не откажутс€ от власти, он отвечал так:

человечество возревет в оковах и, направл€емое надеждою свободы и правом, двинетс€ї на власти, котора€ Ђразвеетс€ в одно мгновениеї, и это будет Ђдень, избраннейший всех днейї.

≈катерина II, познакомившись с Ђѕутешествиемї, за€вила, что находит Ђтут рассеивание заразы французской, а автор его бунтовщик хуже ѕугачеваї. ¬скоре последовали арест и ссылка –адищева в —ибирь.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1314 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

433 - | 432 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.031 с.