Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 лассицизм




 

 ак художественный стиль классицизм (от лат. classicus Ч образцовый) начал складыватьс€ в европейском искусстве в XVII в. ≈го важнейшей чертой было обращение к принципам античного искусства: рационализму, симметрии, направленности, сдержанности и строгому соответствию содержани€ произведени€ его форме. —ложилс€ этот стиль во ‘ранции, отразив утверждение в этой стране абсолютизма.

¬ развитии классицизма выдел€ют два этапа: XVII в. и XVIII Ч начало XIX в. ¬ XVIII в. классицизм стал общеевропейским стилем и был св€зан с буржуазным ѕросвещением. ¬ это врем€ он стал выразителем гражданских идеалов, буржуазно-революционных устремлений.

ѕринципы классицизма основаны на иде€х философского рационализма, отстаивающего представлени€ о разумной закономерности мира и прекрасной облагороженной природе. —огласно этой концепции художественное произведение €вл€етс€ плодом разума и логики, которые торжествуют или побеждают хаос и текучесть жизни, воспринимаемой чувствами. ƒл€ классицистов эстетическую ценность имеет лишь неподвластное времени, т. е. непреход€щее.

 лассицизм выдвинул новые этические нормы, поскольку огромное значение придавал общественно-воспитательной функции искусства. √ерои произведений классицизма обладают стойкостью перед превратностью и жестокостью судьбы. ƒл€ них общее выше личного, страсти подчинены долгу, разуму, общественным интересам.

Ёстетика классицизма, исход€ из ориентации на разумное начало, определила соответствующие требовани€, т. е. нормативные правила. Ѕыла установлена строга€ иерархи€ жанров. “ак, в живописи Ђвысокимиї жанрами признавались исторические картины, мифические, религиозные.   Ђнизкимї относились пейзаж, портрет, натюрморт. “ака€ же соподчиненность жанров соблюдалась в литературе. Ђ¬ысокимиї считались трагеди€, эпопе€, ода, а Ђнизкимиї Ч комеди€, сатира, басн€. „етка€ разграниченность планов и сглаженность форм устанавливались дл€ произведений скульптуры и живописи. ≈сли в фигурах было движение, то оно не нарушало их спокойной статуарности, пластической замкнутости. ƒл€ четкого выделени€ предметов использовалс€ локальный цвет: коричневый Ч дл€ ближнего, зеленый Ч дл€ среднего, голубой Ч дл€ дальнего плана.

 лассицизму были присущи черты утопизма, идеализации и отвлеченности, которые в период его упадка усилились. ¬ середине XIX в. классицизм переродилс€ в безжизненный академизм.

ѕри наличии общности черт классицизм не был однородным €влением. “ак, во ‘ранции периоду революции предшествовало и сопутствовало развитие республиканского классицизма, а в годы ƒиректории и особенно  онсульства и наполеоновской империи классицизм утратил революционный дух и превратилс€ в консервативное направление. ¬ »талии, »спании, скандинавских странах развивалс€ новый классицизм, причем иногда под непосредственным вли€нием французского искусства, а иногда независимо от него и даже предшеству€ ему во времени.

Ћитература

ќдним из представителей классицизма в литературе был великий »оганн ¬ольфганг √Єте (1749Ч1832) Ч основоположник немецкой литературы Ќового времени. ќн был единственным из де€телей ѕросвещени€, который мог наблюдать в XIX в. преломление всех идеалов предыдущей эпохи. √Єте начал свою литературную де€тельность с бунтарства, участву€ в 70-е гг. в романтическом литературном движении ЂЅур€ и натискї. ¬ 1774 г. написал автобиографический роман Ђ—традани€ молодого ¬ертераї. ѕеру √Єте принадлежит произведение Ђ–имские элегииї (1790), созданное в так называемый период Ђвеймарского классицизмаї. ќно проникнуто стихийным материализмом. ƒрама ЂЁрнаниї (1788) отмечена антифеодальными и тираноборческими тенденци€ми.

»сключительное поэтическое дарование, разностороннее образование, опыт свидетел€ больших исторических движений Ч все это давало ему возможность проницательно увидеть проблематику наступающего века. ќщуща€ сложность и противоречивость новой действительности, √Єте сохран€ет веру в возможности человека и разумные начала мироздани€. ¬ершина творчества √Єте Ч философское осмысление жизни Ч трагеди€ Ђ‘аустї (1808). ¬ ней речь идет не только о √ермании, но и обо всем человечестве, о его непрерывном восхождении к высшим формам сознани€ и жизни.

‘ауст Ч это воплощение бурной, м€тущейс€ одинокой личности, котора€ проходит длинный и мучительно трудный путь исканий цели своего существовани€, смысла истории. ќн ищет истину и счастье не только дл€ себ€, но и дл€ всех людей и готов боротьс€ за свои убеждени€. ¬ этом произведении воплощены прогрессивные устремлени€ человечества, вышедшего из мрака —редневековь€.

¬ первые годы XIX в. продолжал творить »оганн ‘ридрих Ўиллер (1759Ч 1805) Ч немецкий поэт, драматург и теоретик искусства ѕросвещени€. ќн, как и √Єте, Ч основоположник немецкой классической литературы. —лава пришла к Ўиллеру сразу. ќтношение Ўиллера к ‘ранцузской революции не было однозначным. Ќесмотр€ на сочувственную встречу ее, Ўиллер порицал революционеров за жестокость и террор, хот€  онвент присвоил автору Ђ–азбойниковї высокое звание √ражданина ‘ранцузской –еспублики.

¬ начале XIX в. Ўиллер написал трагедии Ђћари€ —тюартї и Ђќрлеанска€ деваї, народную драму Ђ¬ильгельм “елльї, признанную как могучий гимн свободе, обретенной в борьбе.

–еспубликанский классицизм во ‘ранции отразилс€ в драмах ћ. ∆. Ўенье (1764Ч1811). ќн также автор гимнов и революционно-патриотической трагедии Ђ ай √ракхї (1792). ¬ пьесе Ђ арл IX, или ”рок корол€мї (1789) и других он прославл€ет республиканцев и патриотов, бичует аристократов, религиозный фанатизм и невежество. ѕисал Ўенье и пьесы аллегорического содержани€.

—ама€ €рка€ французска€ лирика эпохи революции Ч поэзи€ его брата јндре Ўенье (1762Ч 1794). ќн видел в античном искусстве воплощение добродетели и свободы, а также торжество чувственного начала. ќн сочин€л элегии, в которых прославл€л земную любовь и наслаждение жизнью, предвосхитив романтическую поэзию. »м написаны политические оды и политический цикл Ђямбыї. ѕосле революции выступал в поддержку конституционной монархии, был арестован и гильотирован.

»зобразительное искусство

¬ развитии мировой художественной культуры XIX в. исключительно важную и €ркую роль сыграли живописцы, скульпторы и графики ‘ранции. Ѕыстра€ смена политических форм в этой стране породила целую серию переворотов и в художественной жизни, и в художественных направлени€х. ѕо смелости идейно-творческих исканий в изобразительном искусстве ни одна страна не могла сравнитьс€ с ‘ранцией.

Ћидер французского классицизма в живописи Ч ∆ак Ћуи ƒавид (1748Ч 1825). — трибуны революционного  онвента и с трибуны €кобинского клуба его признали художником, Ђчей гений приблизил революциюї1.

“ворчество ƒавида воплотило героическую эпоху. ’удожник возрождал идеи античности, воспринима€ ее как пример гражданственности. Ђ л€тва √орациевї Ч наиболее прославленное его произведение. “ри брата √орациев, отправл€€сь на защиту родного города, принимают от отца мечи и дают кл€тву. »х единодушие выражено решительным шагом к мечам, который брать€ делают одновременно. Ёта картина звучит как призыв к оружию, к революционному и патриотическому действию.

¬ огромном полотне ƒавида Ђ оронаци€ Ќаполеонаї сочетаетс€ блест€щее мастерство портретиста и исторического живописца. —реди исторических полотен Ч Ђјндромаха, оплакивающа€ смерть √ектараї, где композици€ развернута подобно античному барельефу.

 артина Ђ онсул Ѕрут, осудивший на смерть своих сыновейї воспринималась как Ђ¬з€тие Ѕастилии в живописиї.

¬ годы революции ƒавид Ч организатор художественной жизни, создатель портретов, исторических картин, посв€щенных современным событи€м. ќдно из лучших его полотен Ч Ђ—мерть ћаратаї, в котором политическое убийство трактуетс€ средствами античной трагедии. —урова€ жизненна€ правда, трагическое звучание, простота и лаконичность композиции, сдержанность цвета, скульптурна€ монументальность форм делают это полотно пам€тником революции.

¬ портретах, выполненных ƒавидом, подчеркиваетс€ социальна€ сущность модели, воплощаетс€ представление о характере и де€тельности человека (например, портрет Ђ¬рач ј. Ћеруаї. ’удожником созданы реалистические портреты Ч Ђ«еленщицаї, Ђ—тарик в черной шл€пеї, в которых положено начало новому реализму XIX в.

”ченик ƒавида живописец, рисовальщик, музыкант ∆ан ќгюст Ёнгр (1780Ч 1867) Ч блест€щий мастер композиции, строгого тонкого рисунка. ќн автор картин на исторические и религиозные сюжеты (Ђќбет Ћюдовика XIIIї, Ђјпофеоз √омераї). ¬ историю французского искусства он вошел и как первоклассный реалистический портретист. ¬ лучшей своей работе Ч Ђѕортрет Ѕертенаї художник дает глубоко обобщенное и €ркое изображение духовного и морального облика французской буржуазии. Ёнгр Ч вдохновенный поэт прекрасной обнаженной натуры (сери€ Ђќдалискиї, ЂЅольша€ купальщицаї), автор блест€щих карандашных портретов. –исунок Ч истинное испытание мастерства художника, Ч говорил Ёнгр. ≈го поздние классицистические тенденции оказали большое вли€ние на развитие академизма во французском искусстве.

—кульптура

¬ этом виде искусства классицистами создано немного. ¬ √ермании это ».√. Ўадов (1764 Ч1850), близкий просветительскому классицизму. ќн автор монументально-декоративных

произведений (квадрига на Ѕранденбургских воротах в Ѕерлине), статуй, портретных бюстов.

»таль€нский скульптор ј.  акова (1757Ч 1822) создал надгробие папы  лимента XIII и мифологическую статую Ђјмур и ѕсихе€ї, а также скульптурные портреты знати.

ѕредставитель позднего классицизма Ч датчанин Ѕ. “орвальдсен (1768Ч1844). ≈го произведени€м свойственна строга€ гармони€, пластическа€ завершенность, холодна€ сдержанность и идеализаци€ образов (Ђянсонї, Ђћеркурий со свирельюї).

“еатр

¬ истории французской культуры театр занимал одно из первых мест. ќн выдвинул пле€ду выдающихс€ драматургов и актеров. Ќа французской сцене сложились и достигли совершенства практически все художественные направлени€ и разработаны все театральные жанры. «десь также получили развитие и новые формы организации театрального дела, например, новый частновладельческий, антрепренерский, коммерческий театр.

» в драматургии, в актерском искусстве в период революции сложилс€ новый стиль революционного классицизма, пробуждающего героизм и патриотические чувства масс. Ќа сцене ставились классицистические трагедии. ¬ годы €кобинской диктатуры предпринимаютс€ попытки создани€ массового агитационного театра.

“ермидорианска€ реакци€ возродила сентиментализм с прославлением семейной морали. ¬ период ƒиректории задачей театра было обуздать революционный порыв народных масс и внушить им убеждени€ в идеальности буржуазного стро€. “ака€ смена идей отразилась и в новом, возникшем в годы революции, жанре мелодрамы. ≈сли сначала мелодрама носила антиклерикальную или антидеспотическую направленность, то затем она тер€ет бунтарское содержание и социальные конфликты подмен€ет моральными, изображением злоде€ний отдельных личностей.

¬ годы революции родилс€ и такой жанр театрального представлени€, как водевиль. ќн прошел путь, сходный с развитием мелодрамы. Ќасыщенный жизнерадостным остроумием, в дальнейшем он утратил свой боевой дух и публицистическую остроту, став чисто развлекательным жанром.

¬ период наполеоновской империи были ограничены права, завоеванные театрами после декрета о свободе театров. Ѕыли восстановлены привилегии основных театров и прежде всего французского национального театра Ч Ђ омеди ‘рансезї, основанного в 1680 г. ƒраматурги€ периода »мперии соблюдала каноны классицизма, но без демократической идейности, антиклерикальных и антимонархических черт.

 

—амой значительной фигурой во французском театре конца XVIII Ч начала XIX вв. был ‘.∆. “альма (1763Ч1826) Ч величайший актер революционного классицизма. ≈го гуманистическа€ устремленность помогла ему преодолеть ограниченность помпезного, официального искусства в послереволюционный период. ¬ыступал в трагеди€х Ўекспира, создал образы м€тущихс€, раздираемых внутренними противоречи€ми людей, тонущих в мире зла и корысти. ќн реформировал актерскую классицистическую технику, утвердил подлинный античный костюм и дал мощный толчок развитию французского театра по пути романтизма.

ћузыкальное творчество

¬ области музыки классицизм на рубеже XVIII Ч XIX вв. обрел новые формы, что было св€зано с ¬еликой французской революцией. Ёти формы были рассчитаны на массовую аудиторию и служили революционным идеалам.  омпозиторы этого стил€ и времени Ч ‘. ∆. √оссек (1734Ч1829) и Ё. ћегюль (1763Ч1817). яркие образцы Ђоперы спасени€ї Ч жанра, возникшего в период ‘ранцузской революции, дл€ которого характерна иде€ борьбы с тиранией и благополучна€ разв€зка Ч Ђспасениеї: ЂЋодоискаї, Ђƒва дн€ї Ћ.  ерубини (1760Ч1842) и др.

 ульминационное выражение эти идеалы нашли в творени€х Ћ. Ѕетховена, хот€ дл€ поздних его произведений характерны черты романтизма.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1383 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

652 - | 514 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.018 с.