Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 ультура ацтеков




 

 рупные центры май€ пришли в упадок в конце ’ в. н. э. ¬ это врем€ по€вл€етс€ последн€€ велика€ цивилизаци€ ћезоамерики доколумбового периода. ≈е носител€ми были ацтеки (1200Ч1521)2. ќни называли себ€ мешика в пам€ть о прославленном вожде ћешитли (ћеши). ѕо предани€м, он правил ими тогда, когда племена покинули свою легендарную родину јстлан (Ђћесто, где живут цаплиї). ѕо его названию их станут именовать ацтеками (Ђлюдьми јстланаї).

—уд€ по названию, это был остров посредине озера. Ќа нем мешики жили до 1068 г. Ќеизвестно, по каким причинам они вместе с восемью родственными племенами покинули его и пошли на юг. ѕредани€ объ€сн€ют это тем, что ”итцилопочтли Ч их главный племенной бог, по€вившийс€ перед старейшинами, приказал им вести людей до того места, где они увид€т орла, сид€щего на вершине кактуса и пожирающего змею3.

ћного дорог прошли мешики, много испытаний выпало на их долю, прежде чем они нашли свою Ђобетованнуюї землю Ч болотистый остров соленого озера “ескоко. Ќо им помогал агрессивный ”итцилопочтли. ќн Ђзажег их сердца, подготовил к войнеї, а в помощь дал свою статую, обладающую даром человеческой речи. ќна должна была подсказывать мешикам врем€, направление и цель маршрута. — ее помощью воинственные племена попали в долину ћехико. ”же в то врем€ она была довольно плотно заселена.

«десь существовали дес€тки городов и шла ожесточенна€ борьба за земли. ћешики включаютс€ в нее. ќни стрем€тс€ покорить все народы, встречающиес€ на их пути, и в то же врем€ ассимилируют их культуру, в том числе тольтекскую, в разрушении последних очагов которой они участвовали. Ѕлагодар€ своим воинским качествам, высокой адаптивности, агрессивной политике вождей, дипломатии, а в р€де случаев и коварству они превращаютс€ в мощную силу и закрепл€ютс€ в районе “ескоко.

¬ это врем€ предводителем мешиков был вождь “еноч. ѕо его имени они получат еще одно свое название Ч теночки, а селение, которое здесь возникнет, станет именоватьс€ “еночтитлан. “аким образом в названии города увековечены имена двух великих вождей Ч ћеши и “еноча. Ётим событием начинаетс€ подлинна€ истори€ ацтеков. ¬ их календаре ќно обозначено датой 1 “екпатль 2 ƒом, т. е. 1326 г. н. э.

“еночтитлан Ч центр ацтекской культуры

ќтправной точкой обустройства на новом месте послужила закладка храма богу, который помог им победить. ќн и дал начало строительству, в результате которого небольшое селение превратилось в величественный ћехико Ч “еночтитлан. ќднако расширение города было затруднено небольшой территорией острова и отсутствием земли. јцтеки остроумно решили эту проблему, изобрет€ чинампы, приносившие большие урожаи. ¬ результате “еночтитлан расположилс€ на соединенных между собой островах, а многочисленные каналы стали служить ему улицами. »менно поэтому конкистадоры1 назовут город Ђамериканской ¬енециейї. — сушей его св€зывали только три дамбы (по числу городских ворот). „ерез озеро к “еночтитлану т€нулс€ большой акведук с терракотовыми трубами, по которым с гор, окружавших город, текла пресна€ вода.

“еночтитлан был фантастически красив. —реди синей глади озера возвышались белоснежные здани€. Ёто были многоступенчатые пирамиды, переполненные золотом и драгоценност€ми; п€тиэтажные дворцы, богато украшенные барельефами, скульптурами, фресками и золотом, с величественными лестницами у входа; библиотеки с большим количеством бумажных книг в кожаных и дерев€нных переплетах; многочисленные школы и бани2, существовал даже зоологический заповедник. √ород утопал в зелени садов.

Ќо главной достопримечательностью “еночтитлана был великий храмо-вый комплекс. ќн называлс€  оатокалли (ƒом –азличных Ѕогов). Ёто своего рода ацтекский пантеон Ч архитектурное выражение религиозных символов народа. ∆ители города верили в те же божественные силы, что и все остальные мезоамериканцы. Ќаивысшим божеством считалс€ творец ќметеотл, находившийс€ на тринадцатом небе и отделенный от людей пространством и временем. ќн никак не вмешивалс€ в человеческую жизнь, и поэтому ацтеки в молитвах обращались не к нему, а к знаменитой Ђћексиканской “роицеї Ч  етцалыюатлю, “ескатлиплокеи ”итцилопочтли. ¬ большом почете были также бог дожд€ “лалок и его жена „альчиуитликуэ. ¬сем им был посв€щен великий храм.

–итуальный центр был похож на гору, возвышавшуюс€ в самом сердце города. —ооружение сто€ло в центре просторной площади. Ќа п€ти€русном пирамидальном основании покоились два храма, похожие на башни.   ним вели две очень крутые лестницы в триста сорок ступеней. ќдна из них поднималась к алтарю ”итцилопочтли, символизирующему место рождени€ бога Ч «меиную √ору. “ам можно было увидеть знаменитую статую Ђацтекского ћарсаї со стрелами и луком в руках, усыпанную драгоценност€ми и обвитую ожерель€ми из инкрустированных сапфирами черепов и цепью из золотых и серебр€ных сердец. ƒруга€ лестница вела к более скромному св€тилищу “лалока и обозначала √ору ќбеспечени€.

ѕеред двойной пирамидой находилс€ круговой храм  етцалькоатл€. јрхитектурный ансамбль был окружен замкнутой оборонительной стеной с бойницами и башенками.   нему примыкал обширный комплекс каменных дворцов правителей города.

“еночтитлан был одним из крупнейших городов мира. „исло его жителей равн€лось 300 тыс€чам1. ¬ начале XV в. он становитс€ центром военной конфедерации трех городов: “еночтитлана, “ескока и “акуба (тройственный союз), а вскоре устанавливает господство и над другими народами (тарасками, сапотеками и др.), став столицей новой Ђимперииї. ѕобежденные племена сохран€ли свое управление, однакоим приходилось держать у себ€ ацтекские гарнизоны, платить дань натурой и поставл€ть людей дл€ ритуальных жертвоприношений. Ќо сами ацтеки продолжают жить в одном “еночтитлане и его окрестност€х, образу€ город-государство.

—оциальиа€ структура общества

Ёто было раннеклассовое образование с сильными пережитками родоплеменной организации. ѕри этом общество самого “еночтитлана делилось на социальные группы Ч кальпулли. Ќад всеми сто€л ацтекский совет (тла-

токан) Ч он избирал шесть высших представителей ацтекского государства.

√лавным среди них был Ђвладыка всех людейї (тлакатекутли). ¬ его руках сосредоточивалась верховна€ власть: религиозна€, военна€ и политическа€. ≈ще при жизни он назначал себе преемника, который затем Ђизбиралс€ї только формально. “лакатекутли мог быть только представитель

привилегированной, аристократической семьи Ч пилли (Ђсыновь€ї). ќдним из последних тлакатекутли был ћонтесума ѕ Ўокойцин1 (1502Ч1521) Ч насто€щий самодержец, св€щенную особу которого никто не мог видеть, за исключением нескольких вельмож. ќн мог ступать только по драгоценным ткан€м, ведь сандалии повелител€ не должны были касатьс€ земли. Ќе менее четырех раз в сутки ћонтесума мен€л одежду, причем ему никогда не подавали одно и то же платье дважды, впрочем как и посуду, из которой он уже ел или пил.

—тупенькой ниже на общественной лестнице сто€л сановник, нос€щий экзотический титул, Ч Ђженщина зме€ї (сиуако-атль). Ќекогда он имел те же полномочи€, что и Ђвладыка всех

”итцилопочтли Ч главное божество ацтеков

людейї, однако постепенно они

были сокращены, а сиуакоатль стал Ђзаместителемї верховного правител€, выполн€€ функции императора в случае его отсутстви€. ќн также возглавл€л верховный суд, следил за соблюдением обычаев и собирал дань с зависимых народов.

¬ “еночтитлане существовали специальные департаменты, которые занимались военными, судебными и хоз€йственными делами. »ми управл€ли сановники при помощи целой армии чиновников.

Ѕольшую роль в жизни ацтекского общества играло жречество. ќколо п€ти тыс€ч св€щеннослужителей проводили ежедневные ритуальные церемонии. »х возглавл€ли два верховных тлатоани (оратора): жрец ”итцилопочтли Ч главного божества ацтеков и жрец “лалока, одним из которых был правитель.

¬се эти ступени властной иерархии относились к высшей аристократии города. ≈е представители добавл€ли к своему имени частицу Ђцинї Ч признак благородного происхождени€.

ќсновную часть населени€ составл€ли земледельцы и ремесленники (свободные общинники Ч масехуали). «емл€ находилась в коллективной собственности. «емельные наделы сельских общин выдел€лись в пожизненное владение главам семей и передавались по наследству старшему сыну. „асть земель обрабатывалась сообща всеми членами общины, а урожай шел на содержание правителей, чиновников, жрецов. ћасехуали жили в определенных кварталах, в зависимости от специализации. —амой презираемой частью населени€ считались кресть€не, лишенные права на земельный надел (тлалмаитли Ч Ђрука, у которой нет землиї), и рабы (тлатлакотин).

ƒостаточно высокое положение в обществе занимали торговцы (почтека). ќни представл€ли довольно большую группу городского населени€. јцтекс-кие купцы имели собственные кварталы и суды, а их объединени€ напоминали средневековые торговые гильдии. ќни владели монополи€ми на отдельные виды торговли и возглавл€лись почтекатлатохкеками (Ђгосподами торговлиї).

“орговл€

“орговл€ носила меновой характер и проходила на многочисленных рынках: отдельных ацтекских родов (на местах), специализированных (собачьих, золотых и т.д.) и центральном Ч в “еночтитлане, который работал ежедневно и располагалс€ на главной площади, выложенной плитами. √игантские размеры рынка, обилие и разнообразие товаров вызывали у испанцев чувства восхищени€ и зависти.

јцтеки на знали весов, а функции денег у них выполн€ли стержни птичьих перьев, наполненные золотым песком, или драгоценные минералы (нефрит, бирюза и другие зеленые камни). ƒенежным эквивалентом были также плоды какао. »з них приготавливали очень редкий и ценный св€щенный напиток Ч шоколад (Ђсердце и кровьї), приправленный ванилью, медом и соком агавы.

¬ойна в философии ацтеков

ќсобым почетом в ацтекском обществе пользовалась професси€ воина. Ёто было св€зано с тем, что война, помимо политических (разбить и подчинить врага), имела и ритуальные цели: отдать долг богам, Ђомолодитьї их, вернув им св€щенную энергию, которую те затратили дл€ того, чтобы люди могли родитьс€ и жить. ¬ойна считалась одним из видов божественного служени€ и €вл€лась самым массовым и самым великолепным кровавым обр€дом.

ћир, в понимании ацтеков, обновл€етс€ через ритуальное сражение, поэтому насилие было естественным пор€дком вещей. Ётот тезис нашел выражение в Ђвойнах цветовї (1450Ч1519), представл€вших собой серию расписанных заранее сражений между воинами тройственного союза и восточных правительств “лакекалы и ѕуэбла и напоминавших средневековые рыцарские турниры. ÷ель Ђвойн цветовї Ч отбор жертв дл€ ритуальных праздников.

ќднако в ходе войн пересмотр границ и нарушение баланса сил также имели важное значение. ” ацтеков была сильна€ арми€. —олдатами считались все мужчины, способные носить оружие. ќбучение военному делу начиналось с 15 лет.

¬ битвах новобранец всегда следовал за ветераном. ћелкие подразделени€ состо€ли из двадцати бойцов и входили в отр€ды до четырехсот человек.

ќружием ацтеков были лук и стрелы, пращи, дротики и пики. ѕлетеные щиты, обт€нутые кожей, и толстые хлопчатобумажные кафтаны, вымоченные в рассоле, защищали воинов. –укопашна€ схватка считалась предпочтительной, так как целью каждого воина был захват пленных. Ќезависимо от возраста мужчину не считали взрослым человеком и заставл€ли носить детскую прическу до тех пор, пока он не приводил хот€ бы одного пленника Ч это был его минимальный вклад в дело Ђподдержкиї мира. ѕленные не сопротивл€лись судьбе, не убегали, а если по какой-либо причине не были умерщвлены, то часто сами кончали жизнь самоубийством, чтобы все-таки отдать богам свою кровь и таким способом попасть в рай.

√лавные ритуалы ацтеков

„еловеческие жертвоприношени€ в “еночтитлане не были случайной практикой, а совершались регул€рно. —амым грандиозным ритуалом считалс€ обр€д ЂЌового огн€ї. ќн проводилс€ каждые 52 года (периодичность по€влени€ возможности гибели мира) и должен был помочь родитьс€ —олнцу снова, обеспечив тем самым движение космоса на следующий цикл.

 ульминацией ритуала был момент, когда сердце жертвы бросали в угасающий огонь прежнего цикла, а в открытой груди возжигали новое плам€. ќно возвещало: движение небес не прекратилось! ѕод общее ликование и кровопускание плам€ помещали в специальное место на статуе ”итцйлопочтли, после чего гонцы и жрецы, приходившие в “еночтитлан со всех мест, уносили огонь в свои города, где жители, дотронувшись до него, зажигали новые маленькие огоньки и Ђуспокаивались сердцамиї. “ак обозначалс€ новый период времени и св€зывались вместе все св€щенные места мира ацтеков.

Ќе менее важен был праздник “окскатль, посв€щенный “ескатлиплоке Ч одному из творцов космоса. »з числа военнопленных выбиралс€ физически совершенный мужчина дл€ имперсонификации (представлени€) великого бога. ¬ течение года он проходил обучение риторике, искусству держать себ€, игре на лютне и многому другому дл€ того, чтобы быть совершенным образом земного воплощени€ бога “ескатлиплоки. –азодетый, поющий и танцующий, он мог свободно ходить по городу в сопровождении большой свиты, €вл€€ всем живой облик “ескатлиплоки. ≈му давали четырех жен (богинь плодороди€), вместе с которыми по собственной воле он затем взойдет на вершину храма и отдастс€ в руки жрецов. ќбр€д еще раз утвердит истину: никто на земле не избежит потери счасть€, здоровь€ и богатства.

—ердце смельчака посв€щалось —олнцу, а его теолиа превращалась в вечные небесные силы. Ёто была идеальна€ смерть дл€ воина и гражданина. ѕоэтому, говорили ацтеки, “еночтитлан Ч Ђоснование небес, где ни один не боитс€ умеретьї1.

 

Ѕыт. Ќравы

ќднако неправильно думать об ацтеках, как об агрессивных люд€х, озабоченных исключительно насилием. Ќа бытовом уровне они отличались гостеприимством, жизнерадостностью и неверо€тным трудолюбием.

ѕодобно всем мезоамериканским народам ацтеки знали письменность, были выдающимис€ математиками и астрономами, инженерами и архитекторами, агрономами и гончарами, врачами, скульпторами, художниками и актерами. »х отличала особа€ т€га к прекрасному, наиболее утонченной формой которого считались речевые искусства.

–ечь ацтеков была цветиста и элегантна, а €зык красноречив, метафоричен и богат риторическими приемами. √овор€ о правителе или о процветании города, ацтеки восклицали: Ђ÷опелик, ой€к!ї, что означало сладкий и ароматный, или, произнос€ фразы Ђя бесплодное деревої, Ђ“ы бесплодное деревої, показывали, что не могут что-то пон€ть или выучить, как если бы были фруктовым деревом и не приносили плодов.

—уществовало особое пон€тие Ч Ђдревнее словом. ќно представл€ло собой своеобразное клише, образец дл€ выступлений, специально запоминалось и приурочивалось к определенным случа€м, праздникам и т. п. Ќазначение Ђдревних словї состо€ло в наставлении ацтеков в вопросах поведени€, обучени€ и морали.   Ђдревнему словуї принадлежали и загадки Ч неотъемлема€ часть повседневного быта ацтеков. ѕо знанию правильного ответа на них можно было определить принадлежность человека к определенному социальному слою, поскольку существовали заметные различи€ между народной манерой говорить и благородной Ч Ђразработаннойї.

Ђƒревние словаї записывались особым письмом (сочетание пиктографических и иероглифических элементов) на выделанной оленьей коже или на бумаге, изготовленной из агавы. Ћисть€ подклеивались друг к другу и таким образом получались книга-Ђраскладушкиї.

“ламатины

¬ ацтекском мире существовала особа€ группа интеллектуалов, создававших утонченные метафоры, поэмы и хранивших древние традиции. ќни назывались Ђзнатоками вещейї Ч тламатинами. ƒостижение тламатинов состо€ло в том, что они смогли противопоставить жестокому воинскому, мистико-военному способу служени€ богам свой собственный путь: постижение сокровенной части небес через создание возвышенных поэм и эстетических работ.

“ламатинами могли быть и живописцы (Ђхудожники черных и красных чернилї), и скульпторы, создающие образы, и философ, поднимающийс€ духом к небесной вершине, и музыканты, слышащие мелодии небесных сфер, и астрологи, знающие пути богов, Ч все те, кто ищет истину во ¬селенной. ѕоэтому во всех област€х ацтекской культуры мы обнаруживаем элементы искусства Ђобожествлени€ вещейї Ч Ђцветов и песенї. ќни содержались в созданной ацтекскими мастерами скульптуре (в произведени€х колоссальных размеров1 и в миниатюрных полированных статуэтках людей, ботов и животных из дерева, кости, камн€, черепашьего панцир€), в прикладном искусстве (плащи и щиты, покрытые орнаментом из перьев, непревзойденные никем в мире мозаики из бирюзы, перламутра, драгоценных камней Ч гордость ацтекской культуры) и особенно в ювелирных издели€х (из золота, серебра, бронзы и других металлов) такого высокого совершенства, что, впервые увидев их, великий немецкий художник ј. ƒюрер написал в 1520 г.:

 

Ќикогда в течение всей своей жизни € не видел ничего, что порадовало бы мое сердце больше, чем эти предметы. —реди вещей € видел изумительные художественные ценности и восхищалс€ прекрасным вкусом и изобретательностью людей из далеких стран2.

  сожалению, большинство из этих сокровищ не дошло до нас, так как конкистадоры более ценили золото, чем искусство, и переплавили все возможное в золотые слитки. —охранились только предметы, присланные в дар испанскому королю  арлу V: золотое зеркало в форме солнца, п€ть золотых вычеканенных бабочек, усыпанных драгоценными камн€ми, фигурки из торного хрустал€ и немногое другое.

Ћитература

јцтеки создали зрелую литературу. ќна развивалась по направлени€м (жанрам). Ќаиболее распространенным из них была историческа€ проза: записи о странстви€х мифических предков, встречах и перечисление пройденных мест, в которых реальность переплеталась с мифами. Ѕольшой попул€рностью пользовались эпические произведени€: эпос о происхождении индейцев, мировых эрах, потопах и о  етцалькоатле (его борьбе с божественными брать€ми и воплощении на земле в образе человека).

–азновидностью прозы были дидактические трактаты. ќни представл€ли собой назидани€ старцев и обобщали опыт ацтеков в самых различных област€х жизни. ¬ этих текстах сильны нравственные критерии и стремление укрепить моральные принципы. јцтекска€ драма, как и повсюду в ƒревнем мире, имела ритуальные истоки, сакральное значение и была св€зана с культами различных божеств. ќна включала мистериальную (прототрагеди€ Ђ етцалькоатльї) и историческую драмы, а также комедии, сопровождавшиес€ танцами (Ђѕоэма переодеванийї, Ђѕесн€ о веселых девушкахї).

ќднако главную роль в литературе ацтеков играла поэзи€. ќна религиозна, в ней еще слабо выражена индивидуальна€ психологи€ автора, практически отсутствует любовна€ тема. јцтекска€ поэзи€ представлена Ђпесн€ми богаї (заклинани€ми, призывающими божество по€витьс€ в определенное врем€, в определенном месте и произвести необходимые действи€), Ђвоеннымиї песн€ми Ђорлов и €гуаровї, восхвал€ющими воинские подвиги, Ђпесн€ми печали и сострадани€ї (плачами), а также песн€ми дл€ женщин и детей.

Ќасто€щей жемчужиной поэзии был философский жанр. ≈го основной мотив Ч кратковременность человеческой жизни. Ћучше других об этом говорил ѕост€щийс€  ойот (Ќезауалькойотль, 1418Ч1472) Ч сама€ €рка€ звезда ацтекской поэзии, образец правител€, человека, законодател€ и философа. ќн был организатором публичных поэтических и философских фестивалей.

—реди тламатинов особо выдел€лись также јшайа  ацин-»цкоатль (1468Ч 1481) Ч шестой правитель “еночтитлана и ћонтесумо II Ўокойцин (тлатела-куткли времен конкисты).

ќбразование и воспитание

ѕоэтический дар считалс€ почетным, а сочинение стихов приравнивалось к государственному делу. ѕоэтому исключительно важную роль у ацтеков играло образование и воспитание. ќни преследовали две цели Ч обучение и формирование личности (Ђлица и сердцаї). ≈ще испанский монах ’осе де јкосто отмечал, что не было на земле другого народа, который на столь раннем этапе развити€ общества про€вл€л столько старани€ в таком важном дл€ государства деле. ¬ XVI в. не было ни одного неграмотного мексиканского ребенка.

—уществовало два типа общественных школ с целостной педагогической системой. ќни имели массовый об€зательный характер: все без исключени€ юноши, достигшие возраста 15 лет, должны были поступать в то или иное учебное заведение в зависимости от наклонностей или обета, который давали при его рождении родители. ѕервый тип называлс€ “елпочкалли. «десь учили сражатьс€ и трудитьс€. √лавные предметы Ч воинское дело, сооружение каналов, плотин и укреплений. ¬торой тип школы Ч  алмекак Ч существовал при св€тилищах и давал более высокий уровень образовани€, в них больше внимани€ удел€лось интеллектуальному развитию. ѕомимо чтени€, счета и письма, юношам давали глубокие знани€ по математике, летоисчислению, астрономии и астрологии. »х учили риторике, стихосложению, законодательству и истории. ”чащимс€ прививали двойной характер мышлени€: строгий математический склад ума и тонкое чувственное воспри€тие мира (Ђцветы и песниї). ёноши и девушки воспитывались по отдельности и с большой строгостью. ÷елью образовани€ и воспитани€ было дать им мудрый ум, твердое сердце. Ёто был ацтекский идеал человека, который в поступках ориентировалс€ на свою душу (если его поведение способствовало развитию сердца, то оно считалось правильным, морально неоправданным было то, что Ђзамораживало, губило душуї). ”чащиес€  алмекака обычно пополн€ли слой св€щеннослужителей.

ѕравосудие

ƒаже если он был бедным или нищим,

ƒаже если бы его мать и отец были бедными из бедных...

не смотрели на его происхождение,

учитывали только его образ жизни,

чистоту его сердца,

его доброго человеческого сердца...

его твердого сердца...1

„еловек, обладающий такими качествами, мог стать верховным жрецом (получить титул  етцалькоатл€ Ч сущности, подобной Ѕогу) или судьей, в об€занности которого входило проведение тщательного расследовани€. ≈сли обнаруживалось, что дело расследовано небрежно или рассмотрено неправильно, судью строго порицали и выбривали его голову наголо, что считалось большим бесчестием.

«аконодательство ацтеков было весьма своеобразным. ѕь€нство считалось т€желым преступлением и наказывалось смертью. ѕить спиртные напитки разрешали мужчинам, которым исполнилось 70 лет, и по некоторым религиозным праздникам. «а кражу либо казнили, либо превращали в раба. —мерть ожидала чернокнижников и прелюбодеев, а клеветников можно было узнать по отрезанным губам и ушам. ¬ то же врем€ ребенка, родившегос€ от брака свободного ацтека и рабыни, закон признавал свободным, как и раба, которому удавалось укрытьс€ во дворце правител€, а странникам разрешалось брать с пол€ столько пищи, сколько нужно дл€ того, чтобы утолить голод.

√ибель цивилизации

“еночтитлан подвергс€ тотальному уничтожению испанскими конкистаторами в 1519Ч1521 гг.  ак ни странно, конкистадорам помогло древнее пророчество.  ортеса (1485Ч1547), возглавившего завоевательный поход в ћексику, прин€ли за вернувшегос€  етцальгоатл€. Ёто смогло подорвать волю к сопротивлению жителей целого государства с сильной и многочисленной армией. Ѕудто при помощи машины времени произошла встреча двух миров и двух мировоззрений. ¬ итоге мир ацтеков был полностью разрушен Ђцивилизованнымиї европейцами: город “еночтитлан стерт с лица земли, его каналы засыпаны, а сокровища разграблены. Ќо на разбитых камн€х города вырос современный ћехико.

 

 

ћногочисленные народы, насел€вшие мезоамериканский регион до прихода европейских завоевателей, создали неповторимую, глубокую и уникальную культуру со всеми атрибутами, присущими раннеклассовому обществу. Ќа первый взгл€д она может показатьс€ грубой и даже жестокой, но при более близком знакомстве видны ее духовна€ и творческа€ сила и утонченна€ красота. Ќеобычный дл€ европейского менталитета мир американских индейцев отличаетс€ иде€ми служени€ ¬селенной и глубоким трагизмом. ≈го богатое культурное наследие по-прежнему живет среди миллионов местных жителей, пр€мых потомков древних мезоамериканцев. “есно сплотившись с европейской христианской традицией, оно органически вписалось в культуру современной јмерики, —имволом этого синтеза можно назвать Ђплощадь трех культурї в ћехико: на разных уровн€х располагаютс€ древн€€ пирамида, церковь колониальной эпохи и современное здание, Ч единство прошлого и насто€щего.

 

Ќикогда не будет потер€но,

Ќикогда не будет забыто

“о, что они совершили,

“о, что они решили запечатлеть в картинах,

»х славу, их историю, их пам€ть.

“есосомок.

Ђћексиканска€ хроникаї

 

 

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1352 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинайте делать все, что вы можете сделать Ц и даже то, о чем можете хот€ бы мечтать. ¬ смелости гений, сила и маги€. © »оганн ¬ольфганг √ете
==> читать все изречени€...

1956 - | 1771 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.049 с.