Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


÷ивилизаци€ ћай€




 

Ќаиболее оригинальной и высокоразвитой среди мезоамериканских цивилизаций считаетс€ цивилизаци€ ћай€ (3000 г. до н.э. Ч XVI в.). Ётот народ называют одним из самых выдающихс€ народов на планете, обладающих гениальными творческими способност€ми.

ѕолторы тыс€чи лет назад май€ почти изолированно жили на территори€х современных мексиканских штатов (ёкатан,  ампече, “абаско, „ь€паса,  истана-–оо), √ватемалы, Ѕелиза и западного √ондураса. Ќельз€ сказать определенно, когда возникла эта культура. ƒолгое врем€ эту дату св€зывали с концом первого тыс€челети€ до н. э. Ќо не так давно обнаруженные в районе  уэльо (северный Ѕелиз) дерев€нные издели€ датируютс€ 2750Ч2450 гг. до н. э. —ледовательно, культура ћай€ Ч ровесница ќльмекской цивилизации. ¬озможно, у них один праисточник.

Ѕроса€ вызов природе, вопреки логике, май€ построили свои уникальные города в труднопроходимых джунгл€х, далеко от воды, в то врем€ как все подобные цивилизации мира возникали в долинах крупных рек с хорошими земл€ми и сухим, теплым климатом.

Ќет ответа на вопрос о коллапсе май€ Ч тотальном одновременном уходе из великолепно организованных городов ƒревнего ÷арства дл€ того, чтобы в необжитых северных районах основать свой новый мир. Ќи один из ушедших не вернулс€ назад! “акже трудно объ€снить, почему этот народ интеллектуалов, добившихс€ потр€сающих достижений в науке, не использовал колесо и плуг, хот€ они знали каток с отверстием дл€ оси, который использовали при прокладке дорог.

Ётапы развити€ цивилизации. «астройка городов

ѕеречисленные проблемы Ч это лишь поверхностный слой айсберга тайн цивилизации май€, которые создают вокруг них особый мистический ореол.

»сторию и культуру народа май€ прин€то делить на три основных периода, границы между которыми весьма подвижны: период формировани€ (3000 до н. э. Ч 317 н. э).; ƒревнее ÷арство (317 Ч 987 н. э.); Ќовое ÷арство (987 Ч XVI в.).

—огласно старым предани€м давным-давно май€ пришли на земли √ондураса и √ватемалы откуда-то с севера. ѕовсеместный одновременный рост их городов предполагает однозначный вывод: до своего прихода сюда май€ уже обладали единой и древней культурой. Ќова€ территори€ май€ имела форму треугольника. ≈го углы образовывали города ¬ашактун, ѕаленке,  опан. ќстальные центры, возникшие позднее, находились на сторонах треугольника и внутри него. “огда же про€вилась еще одна специфическа€ черта май€ Ч расширение земель шло от периферии к центру, а не наоборот, как повсюду.

ћай€ские города-государства (подобные древнегреческим) были средоточием власти и культуры. ќни имели свою схему застройки. ядро (ритуальна€, храмова€ зона) располагалось на холме. ¬округ него находились дворцы жречества и знати (амельхенов1). ќбычно это были монументальные дворцы из камн€ и извести в один-п€ть этажей, расположенные на террасах и платформах, фасадом сориентированные на восток. ќни имели свои алтари, бани были обставлены простой, но удобной мебелью (кроват€ми из прутьев, дерев€нными и каменными скамейками, столами и ширмами). Ќа периферии, у подножь€ холма располагались дерев€нные двух- и четырехкомнатные хижины простых горожан, крытые пальмовыми листь€ми.

—истема государственной власти и социальна€ структура общества

¬о главе города-государства сто€л халач-виник (великий человек). ≈го власть была наследственной, пожизненной и неограниченной. „тобы подчеркнуть избранность и исключительность правител€, воплощени€ божественных сил на земле, его лицо украшалось изощренной татуировкой, нос наращивалс€ с помощью пластического вещества до размеров огромного орлиного клюва, зубы затачивались и украшались нефритовыми пластинками, а мочки ушей прорезались и выт€гивались с помощью индюшиных €иц.

 остюм подчеркивал св€щенный сан халач-виника. ќн был причудливо украшен блест€щими цветными узорами из раковин, древесины, камней и перьев. ћножество ремней, браслетов, нагрудников, наколенников имели св€щенные узелки, талисманы и амулеты. ≈го головной убор, оформленный в виде животного, должен был символизировать тесную св€зь с богом. Ѕольшой круглый нагрудник с тройными горизонтальными петл€ми (признак могущества) означал, что правитель мог распор€жатьс€ сверхъестественными силами. ѕередник представл€л ћировое дерево, дававшее устойчивость ¬селенной в  осмосе, и свидетельствовал, что монарх €вл€етс€ центром мира май€.

ѕри холач-винике существовал государственный совет, в который входили лучшие представители знати и жречества. —тупеньку ниже занимали управители поселений, примыкающих к городу-государству, полновластные судьи и предводители войска в провинции, далее Ч помощники управителей и должностные лица общин. ¬се они принадлежали к элите май€ского общества.

ѕростолюдины делились на две группы: зависимые, но лично свободные земледельцы, рабочие, ремесленники и рабы, не принесенные в жертву богам пленные, должники и уголовники. Ќизшие люди составл€ли соседскую общину, сообща владе€ землей. »х зан€ти€ми по преимуществу были земледелие и птицеводство (индейки, утки). ќни же возводили пирамиды и дворцы, прокладывали между городами широкие, мощенные камнем Ђбелые дорогиї. ¬ среднем дороги имели ширину 10 м и прот€женность около 100 км, были приподн€ты над местностью на 0,5Ч2,5 м и, как правило, представл€ли собой пр€мую линию.

ќбычаи и культура одежды

ћай€ были народом сильным, жизнелюбивым и красивым. ≈вропейцы, проникшие на их территорию в XVI в., описывали их хорошо сложенными, высокими, быстрыми и неверо€тно чистоплотными.   эталонам красоты, заимствованным у ольмеков, май€ прибавл€ют свои собственные: окрашивание лица и тела маз€ми красного цвета1 с добавлением ароматических растений, а также женское косоглазие, дл€ чего девочкам к волосам подвешивали нефритовые и каучуковые шарики, спускавшиес€ между бровей.

ћужчины носили короткие куртки и длинные квадратные плащи с причудливыми узорами из хлопка, волокон агавы или перьев редких птиц. ёбки-фартуки облегали стройные торсы и спускались до колен тупоносыми треугольниками. “алии были перехвачены широкими по€сами из кожи олен€ и зав€заны замысловатыми узлами. ¬ысокие браслеты на руках и голен€х ног скорее не украшали, а укрепл€ли св€зки. Ќагрудные воротники, бусы, перстни из драгоценных камней (изумруд, бирюза, нефрит) дополн€ли праздничный костюм. «авершал нар€д замысловатей головной убор: к плотной пов€зке, доходившей до бровей, прикрепл€лись удивительной красоты €ркие перь€ птиц (черно-желтые, сине-зеленые), они образовывали перевернутый конус со срезанной верхушкой, колышащейс€ и переливающейс€ при ходьбе. ќбувью служили роскошно разукрашенные сандалии. јтрибутом мужского (а не женского) туалета было зеркало.

ѕредставительницы прекрасного пола были одеты менее богато: длинна€ юбка или туника, вместо кофты Ч двойна€ накидка, пропущенна€ под мышкой, поверх Ч покрывало. —читалось, что лучшее украшение женщины Ч скромность. «а вольный взгл€д, брошенный на мужчину, им смазывали глаза перцем.

–елиги€ и ритуалы

¬се май€ были очень религиозны. ћир в их представлении был сложным образованием, наполненным св€щенными силами. “ворцом всего сущего они считали бога ’унаб  у. ќн имел сына »цстну (господина небес и верховного бога Ч основател€ жречества), отождествл€емого с солнцем (пор€дком, теплом, светом, мужским началом). ¬ большом почете были „аки Ч боги дожд€ (четыре, по сторонам света), …ум  аам Ч бог кукурузы (ведь она составл€ла 90% пищевого рациона май€),  укулкан (май€ска€ транскрипци€  етцалькоатл€), »шчель Ч покровительница женщин, медицины и богин€ луны, јх ѕуч Ч бог смерти и »штаб Ч богин€ самоубийств (самого короткого пути в посмертное блаженство). ѕо философии древних май€, все эти божества €вл€лись частью пространственно-временной структуры и сил природы. Ѕлагодар€ им была упор€дочена ¬селенна€. ќна состо€ла из 13 небес и 9 подземных миров, земл€ находилась между ними. ќсновой устойчивости ¬селенной в космосе служило ћировое дерево, а на земле Ч монарх. ≈го магические, ритуальные действи€ обновл€ли мир, вливали в него новые силы.

—огласно мировоззрени€м май€ боги и человек должны были взаимно заботитьс€ друг о друге. Ѕоги дают люд€м жизнь, здоровье, богатство и счастье, а люди должны им свою энергию и кровь. ќтсюда вытекает иде€ об исключительной важности любой формы жертвоприношени€. »ми могли быть цветы, пища, любимые животные и украшени€, произведени€ искусства и ароматические смолы Ч все, что только дорого сердцу. Ѕолее серьезным видом жертвы считалось прокалывание €зыка, гениталий, щек и губ колючей проволокой или женска€ кровь. ћай€ были убеждены: раны в теле человека служили проходом сверхъестественных сил и предков в мир людей. — их помощью передавалась энерги€ звезд и светил на землю. “ак достигалась реальна€ взаимосв€зь и единство всех уровней космоса и земного сообщества.

Ѕолее жестокие жертвоприношени€ Ч ритуальные убийства и каннибализм Ч совершались в особо критических случа€х (природные катаклизмы, политические событи€, эпидемии и прочие несчасти€ и опасности). –итуал каннибализма осуществл€лс€ лишь с одной целью Ч обрести достоинства умершего.

Ќа алтаре Ч символе ћирового дерева Ч у Ђизбранника боговї каменным обсидиановым ножом вырывали живое пульсирующее сердце. »менно в нем содержалась теолиа (Ђдающа€ жизньї) Ч сама€ ценна€ сила, которой обладал человек, его душа. ќна дает жизнь и не умирает после смерти тела. ѕоэтому кровью сердца окропл€лась стату€ бога, в чью честь проводилс€ обр€д. ћертвое тело сбрасывалось со ступеней пирамиды. ”же внизу с него сдирали кожу, в которую облачалс€ главный чилан (жрец-пророк, предсказатель). “ело разрезалось на множество кусков и либо съедалось знатью, либо сжигалось, после чего обр€д жертвоприношени€ считалс€ выполненным.

  повседневным ритуальным действи€м относились воскурение душистых растений, молитвы, посты (воздержание от соли, перца, м€са и секса), исповеди (публичные рассказы о грехах с целью очищени€ души), культовые танцы и песни.

∆речество

¬семи религиозными церемони€ми ведало жречество (јх- ины Ч Ђлюди —олнцаї). ∆рецы объедин€лись в корпорации со строгой иерархией. ≈е главой был первосв€щенник Ч Ђгосподин зме€ї (јхав- ан-ћай). ќн руководил клиром, был высшим теологом государства, магистром письма, астрологии и астрономии. ¬ специальных жреческих школах он передавал основы своего мастерства юным представител€м май€ской аристократии. ƒолжность јхав- ан-ћай€ была наследственной. ≈му подчин€лись высший клир и низшее духовенство: чиланы, накомы (жрец, отвечающий за жертвы), чаки (помощники накома) и ахмены (колдуны и знахари).

¬се жречество носило одежду простолюдинов, но поверх нее надевалс€ плащ из красных перьев со свисающими по кра€м и касающимис€ земли многочисленными по€сами из хлопка. »х непременные атрибуты Ч высока€ корона на голове и крапило из змеиных хвостов в руках.

Ќаучные знани€

’рамы были насто€щими исследовательскими центрами древних май€. ќсновы математики, астрономии, письменности они перен€ли у ольмеков. ¬ то врем€ эти науки были тесно св€заны между собой. Ќаблюдени€ за звездным небом фиксировались письмом и св€зывались в последовательности и периодичности математикой. ¬первые в мире май€ разработали точную систему нумерации и применили идею учета местоположени€ при записи больших чисел. Ќа тыс€чи лет раньше ≈вропы они оперировали пон€тием нул€ и выражали бесконечно большие величины.

ћысль о том, что все живое (в том числе звезды, светила, люди) подчинено числовым периодичным законам гармонии, необходимости и стабильности, привела к по€влению астрологии. «одиак май€ представл€л собой иллюстрацию модели космоса, прив€занную к реинкарнационному циклу человека. ¬ нем было 13 главных созвездий:  абан (—трелец), ќлень ( озерог), ќбезь€на (¬одолей), ягуариха с близнецами (–ыбы), Ѕелка (ќвен), Ћ€гушка (—корпион), ѕопугай (¬есы), ”дав Ч ѕернатый «мей (ƒева), —ова (Ћев), —корпион (–ак), „ерепаха (Ѕлизнецы), √ремуча€ «ме€ (“елец), Ћетуча€ ћышь («мееносец). —удьбу человека определ€ли исход€ из момента зачати€ и рождени€. ¬ этом им помогали астрономические знани€, отличавшиес€ большой сложностью.

ћай€ определили продолжительность года (365,242129 дн€)1 и период обращени€ Ћуны вокруг «емли (29,53059 дн€), с необычной точностью, даже дл€ нашего времени, предсказывали затмение Ћуны и фазы ћарса и т. п. ќстаетс€ загадкой, как смогли они получить такие точные цифры столь примитивными средствами: вертикально поставленной палкой и нитками дл€ проведени€ визуальных линий! “ем не менее май€ имели самую точную среди древних цивилизаций систему летоисчислени€.

»х календарна€ система включала 269-дневный счет по 13 дн€м недели (св€зан с периодом беременности Ч Ђцолькинї), 365-дневный счет, сориентированный по солнцу (состо€л из 17Ч20-дневных мес€цев и п€ти добавочных дней Ч Ђхаабї), и 52-летний большой цикл, разработанный на основе комбинаций двух первых календарей. Ѕольшую роль в жизни май€ играли 20-летний малый (короткий счет Ч Ђкатунї) и лунный циклы.

ћатематике и календарю подчин€лась даже архитектура. ћай€ строили свои сооружени€ не в силу необходимости, а тогда, когда им приказывал это календарь: каждые п€ть, дес€ть, двадцать лет. » об€зательно с указанием даты постройки. Ёто было св€зано с убеждением в существовании тесной взаимосв€зи «емли и  осмоса, основанной на принципах гармонического резонанса. ћай€ верили, что благополучие человеческой жизни зависит от отражени€ поддающихс€ математическому выражению небесному выражению небесных циклов. »ми руководила иде€ духовного служени€ ¬селенной. »менно она отличала май€ от цивилизаций —тарого —вета, основанных на приобретении материальных благ и их защите.

јстрономии и календарю посв€щались регул€рно проводимые общемай-€ские Ђконгрессыї. »х целью было совместное уточнение начала нового хааба, исправление допущенных неточностей. ћай€ также имели весьма обширные знани€ по минералогии и сейсмологии, географии и геодезии, метеорологии и медицине. ¬ысокого уровн€ достигли диагностика, гомеопати€, искусство массажа и хирургическа€ практика. ѕроводились сложные операции по удалению опухолей, соскабливанию катаракты с использованием наркотических средств в качестве наркоза.

ѕисьменвость и литература

ћай€ развили, обогатили и усложнили ольмекское иероглифическое письмо новыми элементами. ¬ большинстве своем их иероглифы имеют строго определенное фонетическое значение и €вл€ютс€ слогами. ƒолгое врем€ они не поддавались расшифровке, и только в 1959 г. ленинградский ученый ё.¬.  норозов впервые их прочитал. Ёто позволило ознакомитьс€ с содержанием книг май€.   сожалению, до нас дошло всего три май€ских манускрипта Ч многое было сожжено испанскими завоевател€ми в XVI в.

Ќемногочисленные сохранившиес€ книги май€ условно называют кодексами и различают по месту хранени€: ѕарижский, ƒрезденский, ћадридский.  роме них еще имеетс€ несколько рукописей, написанных латиницей в первые годы завоевани€ јмерики европейцами. Ёто Ђѕополь-¬ухї и Ђ„илам-Ѕаламї. Ђѕополь-¬ухї состоит их трех главных частей: космогонической, мифологической (о двух брать€х-близнецах ’ун-јхпу и Ўбаланке и их путешествии в преисподнюю Ч Ўибальбу) и антропогонической (о создании прародителей человечества). “екст передает религиозные, философские и эстетические воззрени€ май€.

ќсобый интерес представл€ют книги пророчеств жрецов €гуара. Ёто рассказы о мировых эрах, о гр€дущих событи€х и катастрофах. »звестно несколько таких рукописей: из „умайел€, “исимина,  аба, »шиль, “екаш, Ќах, “усик и ћани.   исторической литературе относ€тс€ написанные по-май€ски Ђ акчикельские анналыї Ч книга племени май€ какчикель.

Ќарод май€ сумел сберечь свою устную литературу: песни и молитвы, пророчества и заговоры. Ёто поэтический мир мистических образов, мир магии и таинственных сил космоса. Ћитература май€ знакомит нас со своеобразным мышлением этого народа. ¬ыше холодного разума и сухого расчета они ставили чистоту и благородство человеческого сердца и служение божественным про€влени€м ¬селенной.

ћузыка и театр

ћай€ очень музыкальны. ѕение и музыка были частью их жизни (обыденной, мирской и ритуальной, религиозной). —охранились музыкальные инструменты май€ и их изображени€. Ёто в основном различные виды барабанов, погремушек и бубенцов, буковых труб, флейт и свистков. ƒо нас дошли песни, записанные в Ђкодексахї: богу  укулкану, —олнцу, Ђчерным дн€мї, катунам, цветам и т.д.  ак правило, музыка и пение сопровождали танец. Ќам известны танец воинов, длившийс€ целый день (холан окот, в котором участвовало более восьмисот человек), танец Ђстарых женщинї, исполн€вшийс€ на раскаленных угл€х, танец на ходул€х и многие другие. „аще всего эти танцы носили ритуальный характер, но существовали и светские музыкальные представлени€ этического значени€. »спанцы, увидев некоторые из них, были поражены Ђбольшим из€ществом комедиантовї. ” каждого актера имелось свое амплуа: шут или маг, благородный или кавалер. ” май€ к тому же существовали особые мастера пени€ Ч главные певцы, ухаживавшие за музыкальными инструментами и обучавшие молодежь музыкальному искусству, и даже свои театральные Ђдиректораї, готовившие представлени€ и руководившие ими.

—ценой служили высокие платформы, покрытые резными плитами. Ќа них инсценировались легенды, древние истории, комедии и трагедии. ѕисьменные источники упоминают такие попул€рные представлени€, как ЂЌебесна€ скамь€ї, Ђ√уакамай€ с белым ртом, или ќбманщицаї, ЂЅелоголовый мальчикї, Ђ¬озделыватель какаої и, конечно, драма-балет Ђ–абиналь-јчиї. ѕо форме он напоминает греческие трагедии и повествует о судьбе и подвигах мужественного воина, его пленении и принесении в жертву.

јрхитектура. —кульптура и изобразительное искусство

«релость культуры май€ особенно подтверждает их архитектура и живопись. ћай€ возводили свои уникальные постройки из грубо обработанного камн€, уложенного в известковый раствор, или из известкового бетона, облицованного камнем. ‘асады всегда украшались богатым рельефом. ќтличительна€ черта построек Ч строга€ простота и развитое чувство пропорции.

ћонументальность своих сооружений они умело подчеркивали свободным пространством вокруг них, расположением площадей, дорог, улиц под пр€мым утлом и окружающим ландшафтом. Ќа основе этих принципов они возвели множество великолепных городов, дворцов и пирамид. ’рамы имели квадратную планировку, тесное внутреннее пространство (из-за толщины стен) и выполн€ли роль св€тилищ. ¬ городах май€ также были обсерватории и триумфальные арки, монументальные лестницы и колоннады, площадки дл€ ритуальной игры в м€ч и т. д.

ѕри строительстве использовались такие архитектурные приемы, как май€ский свод Ч ложна€ арка (возводилс€ посредством сближени€ стен, начина€ с определенной высоты, когда каждый последующий р€д камней выступал над предыдущим), криволинейный свод, похожий на романский, свод в форме бутыли. ¬ажную роль играли кровельные гребни (высока€ конструкци€ на крыше храма), колонны и карнизы.

јрхитектуру дополн€ли скульптура и живопись. »х образы показывают достоверную панораму жизни май€ского общества. ќсновные темы: божества, правители, их быт и войны. ћай€ примен€ли все скульптурные приемы: резьбу, барельеф, горельеф, круглый и моделированный объем. »спользовались такие материалы, как камень (обсидиан, кремень, нефрит и т.п.), раковины, кость, дерево. ћногие скульптуры раскрашивались в различные цвета.  олоритной была и живопись май€. — ней нас знаком€т Ђкодексыї и фрески.  лассическим образцом фресок €вл€ютс€ огромные настенные росписи города Ѕонампака1 (конец VIII в. н. э.). яркие образы воинов и пленников, знати и слуг, сцены быта, битв, пыток и смерти переданы реалистично и динамично. ќни создают атмосферу драматической напр€женности событий.

“ак, образы живописи и скульптуры помогают воссоздать мир исчезнувшей цивилизации, создавшей уникальную культуру.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1362 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

438 - | 462 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.018 с.