Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“еотиуаканска€ культура




 

ќдной из первых культур, отмежевавшихс€ от ольмекского корн€, считаетс€ теотиуаканска€ (100Ч650 гг.). ≈е название происходит от наименовани€ возникшего около 300 г. до н. э. в северо-западной части долины ћехико нового необычайно крупного культового центра Ч “еотнуакана, что в переводе означает Ђћесто, где боги касаютс€ землиї, или Ђћесто, где становишьс€ божественнымї.

 осмовидение

»менно здесь согласно легенде в начале времен были рождены боги —олнца и Ћуны. ƒревний текст рассказывает о том, что было врем€, когда существовало лишь

¬ысшее Ќачало Ђћать и ќтец боговї (ќметеотл) Ч дуальна€ основа сущего, от которого все получило бытие. ѕоследний породил четырех детей.



 

Ёто были божественные силы Ч брать€: два “ескатлипока1 (красный и черный),  ет-цалькоатль2 (белый) и ”итцилопочтли3 (голубой). ¬месте с ними вход€т в мир пространство и врем€, в которых им предоставл€етс€ возможность действовать далее самосто€тельно. ќднако эти четыре бога всегда лишены поко€, посто€нно напр€жены, потому что наход€тс€ в состо€нии вечной борьбы друг с другом за господство в  осмосе.  аждый раз они снова и снова сход€тс€ на поле битвы ¬селенной и создают таким образом другие божества, землю и людей. —отворенный ими мир первоначально не освещалс€ ни одним светилом, и однажды все боги собрались дл€ того, чтобы решить, кто из них возьмет на себ€ ответственность за сотворение света. Ёто был не простой вопрос, поскольку дл€ того, чтобы создать что-либо ценное в материальном мире, необходимо затратить много энергии. Ќужна была жертва.

¬ этом тезисе корен€тс€ главные элементы философии мезоамериканских культур, ее мистицизм и обоснование практики человеческих жертвоприношений: солнце и жизнь существуют благодар€ жертве, и только с ее помощью можно поддержать и сохранить мир. Ѕоги пожертвовали собой, предложив —олнцу и Ћуне свою энергию, а светила начали свой путь.

“ак, в “еотиуакане, по мнению древних жителей ћексиканской долины, был запущен в действие основной закон нашего мира Ч закон жертвы, и боги —олнца и Ћуны вошли в наше пространство и врем€. ѕоэтому место это считалось св€щенным и прит€гивало к себе людей.

ѕроисхождение “еотиуакана. —оциальна€ структура общества

—егодн€ ученые не могут еще ответить, кем были первые жители “еотиуакана. ¬озможно, что кака€-то их часть происходила от ольмеков, кака€-то Ч от беженцев из района извержени€ вулкана Ўитли (город  уикулька и его окрестности). ј еще одна сложилась на основе местного субстрата. ћожет быть, теотиуаканцы вообще не принадлежали какому-то одному племенному €дру и объедин€ли их лишь общие религиозные представлени€. »менно они играли ведущую роль в жизни теотиуаканского общества. Ќе случайно город часто называют Ђ¬атиканом древней јмерикиї.

¬о главе иерархической лестницы общества сто€л верховный жрец. —огласно традиции он облачалс€ в длинную черную тунику, а на голове носил убор, напоминающий папскую корону. Ћичность его была св€щенной, а власть беспредельной. Ёто объ€сн€лось неверо€тным ужасом, который вызывал у окружающих чародейскими приемами этот великий мастер черной магии.

–€довые жители города были ближе к мирским проблемам Ч занимались земледелием и ремеслом. ќни прославились как великолепные гончары, зодчие и художники. Ѕлагодар€ их талантам “еотиуакан из небольшого селени€ превратилс€ в роскошный культовый центр и приобрел славу города изобили€ и величественной красоты.

—воего максимального расцвета “еотиуакан достигает в III в. н. э., когда –имска€ импери€ уже начинала клонитьс€ к закату. “еотиуакан занимал площадь 22,5Ч30 кв. км, а его население составл€ло 85 тыс. человек (к 500 г. число жителей возросло до 200 тыс.1). √ород был тщательно спланирован в соответствии с мистической философией его жителей. ќн представл€л собой гигантскую модель  осмоса, его четырехсекторную имитацию (западЧвосток, северЧюг).

јрхитектура и планировка города

“еотиуакан2 располагалс€ вокруг центральной оси, получившей название ѕроспекта ћертвых (ћиккаотли) или ƒороги —мерти3. ќна была сориентирована с севера на юг и имела длину 2000 м. ¬ центре дорогу под пр€мым углом пересекает восточно-западна€ улица. “аким образом, город делитс€ на четыре огромных квадрата, каждый из которых представл€л собой квартал с общественными здани€ми, культовыми сооружени€ми, рынками, дворцами и жилыми домами.

¬с€ территори€ “еотиуакана была вымощена гипсовыми плитами. «дани€ города имели полы из слюды и камн€, стены покрывались штукатуркой, расписывались сценами из мифов и ритуалов или украшались барельефами. ¬есь город был в разноцветных красках. ”же к 200 г. до н. э. в нем действовала ирригационна€ система, и вода из озер растекалась по разветвленной сети каналов.

Ќо самое удивительное в “еотиуакане Ч его архитектурные сооружени€ Ч наиболее впечатл€ющие на јмериканском континенте. ѕрежде всего это пирамиды4. 42-метрова€ Ђѕирамида Ћуныї, наход€ща€с€ на северном конце ƒороги —мерти, была построена первой и олицетвор€ла первоначальную тьму и ночь. ” ее подножь€ располагалс€ целый комплекс храмовых зданий с еще трем€ небольшими пирамидами, двориком с резными колоннами и дворцом, возможно, резиденцией жрецов Ч земных воплощений божеств. ¬се это было украшено многоцветными барельефами, фресками и скульптурами зооморфных божеств из тесанного полированного нефрита и порфита.

¬ центре “еотиуакана Ч сурова€ в своей простоте Ђѕирамида —олнцаї. ѕериметр ее основани€ достигает 1000 м, а высота 64,5 м (первоначальна€ высота 72 м). ѕо расчетам ученых, строительство пирамиды велось около 30 лет, и в нем принимало участие примерно 20000 человек.

ќчевидцы говор€т, что строгие трапеции граней этого монументального сооружени€, прорезанные лестничными пролетами и уход€щие в небо, создают ощущение дороги, ведущей в беспредельность. ѕирамида завораживает, наводит на мысли о Ѕоге, а храм, сто€вший на ее вершине, служит точкой соприкосновени€ с ним. ¬ недрах сооружени€ обнаружен туннель, ведущий к алтарю Ч пещере, оформленной в виде цветка с четырьм€ лепестками (символ мира и его сторон). Ёто место проникновени€ в земной мир сверхъестественных сил из недр планеты. ¬еро€тно, Ђѕирамида —олнцаї символизировала собой ћировое дерево и олицетвор€ла брак Ђ¬ладыки нашего быти€ї (Ќеба) с Ђ¬ладычицей нашей жизниї («емлей).

¬ самом центре города Ч точно на пересечении ƒороги —мерти с восточно-западным проспектом находилс€ ритуальный двор, также игравший важную роль источника всего сущего. ќн был окружен ступенчатыми холмами, платформами и лестницами. ƒалее начиналась —ьюдадела (от. исп. цитадель) Ч огромное здание длиной около 400 м Ч эталон точности и планировки. —о всех сторон, кроме западной, она ограничена платформами и небольшими пирамидами. ¬ глубине этого огромного двора еще один знаменитый храм Ч пирамида  етцалькоатл€ (кетцаль Ч птица, коатль Ч зме€, т. е. пернатый змей).

Ђѕернатый «мейї был одним из главных божеств индейцев ћезоамерики. ћогущественный богЧ созидатель, сотворивший людей и добывший дл€ них маис с √оры ќбеспечени€1. ≈го двойственна€ природа выражала св€зь земли с небом, физической материи Ч с духом. »де€ воплощала человеческое существо и давала смертному, ползающему в гр€зи подобно твари, надежду на возможность подн€ть себ€ силой собственного духа в небесную высь.

“еотиуакан становитс€ первым великим центром религии  етцалькоатл€, столь попул€рной впоследствии. Ѕлест€щий поэтический образ и религиозна€ концепци€ воплотились здесь в камне приземистого сооружени€. Ўесть невысоких террас, расположенных одна над другой, символизируют зме€, распростертого по земле. ќштукатуренный фасад храма украшают 365 (по числу дней в году) извивающихс€ пернатых змеев. »х головы возникают от земли из подоби€ цветка и чередуютс€ с головами бога дожд€ с огромными глазами и клыками. »зображени€ раскрашены красными и белыми красками. Ётот излюбленный мотив теотиуаканских мастеров встречаетс€ практически на всех здани€х города.

ƒл€ архитектуры “еотиуакана характерны еще несколько типичных приемов, получивших затем широкое применение в мезоамериканском регионе. Ёто таблеро Ч важна€ вертикальна€ панель, талуд Ч скос, которому придавалось меньшее значение, и, конечно, лестница, расположенна€ в центре.

«наменита€ школа архитектурного мастерства, неверо€тна€, строга€ и впечатл€юща€ красота города, его точна€, сакральна€ организаци€, ореол св€щенности и благодать места, высокий уровень развити€ ремесла (особенно керамики) и бойка€ торговл€ сделали “еотиуакан центром новой развивавшейс€ империи.

√ород был первой насто€щей блистательной столицей и первым местом в јмерике, где Ђсуществовало полностью интегрированное, богатое и сытое общество, управл€емое силой авторитета сверхъестественных сил и космого-нических формулї1. “еотиуакан выполн€л свое назначение несколько веков, а затем погиб около 650 г. н. э. под натиском варварских племен.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1273 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

2039 - | 1799 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.