Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 ультура “ольтеков




 

ѕредыстори€ знаменитого народа, завоевавшего долину ћехико, остаетс€ тайной. ќна тер€етс€ во мраке времен, известно лишь, что тольтеки называли свою старую родину “лапаллан. ѕредположительно она находилась в южной части —акатекса или в ’алиско.

¬оинственные племена сто€ли на варварской ступени развита€ общества. ќднако после гибели “еотиуакана, унаследовав его культуру, они продолжили традиции науатль и построили новый город Ч “оллан (“ула2). — тех пор их называют толыпеками Ч народом удивительных де€ний и высочайшей культуры3 (IXЧXII в.). Ќе случайно позднее слово Ђтольтекї станет равнозначно пон€ти€м Ђхудожникї, Ђстроительї, Ђмудрецї. “ольтек к тому же еще и Ђвоин духаї, сосредоточенный на знании. ѕричем следует помнить, что наука во всех мезоамериканских культурах была неразрывносв€зана с религией и представл€ла определенный образ жизни, в котором каждый поступок Ч св€щеннодействие и находитс€ в св€зи с силами, прав€щими миром. ¬месте вз€тые наука и религи€ составл€ли единое целое и помогали установить гармонические отношени€ с миром.

ћировоззрение

“ольтеки жили в двух реальност€х: в объ€снимой, рациональной, грубой Ч тональ и необъ€снимой, тонкой, иррациональной Ч нагуаль. ¬ основе обеих лежит первична€ энерги€ Ч ƒух (ќметеотль, Ќауаль, ќгонь, “айна, ÷ель). ѕро€вленна€ ¬селенна€ Ч лишь его видимое лицо, где —олнце (“ау, “айау, “авееррика), ќгонь (“атевари), «емл€ (“лалтипак), растени€, животные и люди Ч самовыражение бога и потому св€щенны. ÷ель жизни каждого тольтека Ч в осознании своей св€зи с ƒухом. ќн всегда с людьми, надо только навести пор€док внутри себ€ (укрепить тональ), чтобы его услышать. “олько чистое может прин€ть чистое. ¬ помощь давалс€ выработанный веками набор специальных практик. ќни позвол€ли поддерживать магический контакт между человеком, —олнцем, «емлей и ќгнем-ƒухом дл€ изгнани€ тьмы.

„тобы победить в этой борьбе, тольтеки учились у самой природы. —пособом познани€ была жизнь, потому что только сам человек, соверша€ поступки и использу€ собственную энергию, может познать мир и прийти к Ѕогу.

 

 

ѕортреты тольтеков

 

 
 

Ќа €зыке науатль слово Ђучитьс€ї (Ђнимомаштикї) буквально значит Ђобучать себ€ї). “ака€ учеба должна приводить к тому, чтобы каждый прочувствовал: природа людей едина с природой дневного светила. „еловек Ч тоже свет€щийс€ дух, и его долг состоит в том, чтобы превратить свое сердце в маленькое, чистое, си€ющее солнце, а не в угасшую тень.

“оллан и его искусство

÷ентром мира тольтеков стал “оллан, объединивший в единую конфедерацию целый р€д племен и старейших городов ( уаучинанко,  уаунауак,  уауапан, ”астенек).

Ќова€ столица не обладала фантастическим великолепием “еотиуакана, но все же жители города по праву называли себ€ людьми искусства и знани€. ќ красоте и богатстве “оллана, стабильном достатке жителей и об обилии полей, его технических достижени€х, искусстве врачей, астрономов, ремесленников, ювелиров и художников, интеллектуальном и духовном гении философов нам рассказывают первые Ђархеологиї “оллана Ч ацтеки, пришедшие на эти земли в XIV в1.

¬ новой столице возникает своеобразное военно-религиозное искусство. ≈го образец Ч сохранившийс€ до наших дней храм “лауискальпантекутли Ч Ђ¬ладыки рассветаї ¬енеры, (ипостаси  етцалькоатл€).   нему вела платформа с трем€ длинными р€дами строгих колонн, соедин€вшимис€ резными перекрыти€ми, между которыми в особом углублении горел вечный огонь. Ўирока€ лестница с очень высокими и узкими ступен€ми вела к храму. —амо сооружение представл€ло собой шестиэтажную пирамиду. ≈е стены были покрыты тонированными в разные цвета барельефами. ќни изображали воинов и орлов, птицезмеев и €гуаров (символы рыцарских орденов). ¬ход в храм поддерживают необычные колонны в форме змеев. »х раскрытые пасти лежат на земле, а толстые туловища, покрытые перь€ми, уход€т под самый свод. “ак воплотилась иде€ св€зи земли и ее жителей с обителью богов Ч небом. јлтарь несли п€тиметровые атланты в одежде воинов.

¬нутри пирамиды было четыре камеры (Ђдомаї) дл€ жрецов и правителей. ¬ былые времена одна из них (восточна€) была облицована листами золота, втора€ (западна€) Ч изумрудами, бирюзой и нефритом, треть€ (южна€) Ч разноцветными раковинами, а последн€€, северна€ (Ђдом перьевї) Ч гладко оштукатурена и убрана огромными коврами из м€гкого оперени€ птиц.

≈ще одно чудо города Ч необычна€, вытесанна€ из темного базальта фигура лежащего „ак-ћоол€. ≈го колени чуть согнуты, а голова обращена к небу. —корее всего, этот посланник богов был символом восход€щего светила и скульптурной интерпретацией великого мифа о Ђѕ€том —олнцеї. ¬ истории ¬селенной, говоритс€ в мифе, смен€ют друг друга мировые циклы. ¬ каждом из них преобладает какой-то один элемент быти€ Ч это эпохи, или —олнца. «атем начинаютс€ великие космические сражени€, выраженные божественной

 

—кульптуры тольтекских воинов на вершине Ђѕирамидыї в “оллане

 

борьбой между положительным и отрицательным началами (“ескатлипокой и  етцалькоатлем). ќни привод€т к разрушению старого мира и возникновению новой эпохи. “ак уже перестали существовать четыре солнца, четыре эры. ѕерва€ была эрой Ђчетыре €гуараї, она закончилась истреблением €гуарами племени гигантов, живших на земле. ¬тора€ эпоха (Ђчетыре ветерї) завершилась ураганами и превращением людей в обезь€н, треть€ эра (Ђчетыре дождьї) Ч всемирным пожаром, четверта€ эра (Ђчетыре водаї) Ч потопом и превращением людей в рыб. “екуща€ п€та€ эра (Ђчетыре землетр€сениеї) должна завершитьс€ страшными землетр€сени€ми, голодом и гибелью мира.

«емл€ подвергаетс€ опасности уничтожени€, считали тольтеки, каждые 52 года. ћисси€ избранного народа состоит в том, чтобы отодвинуть катаклизм и спасти космический пор€док. ƒл€ этого нужно укрепить —олнце, доставить ему жизненную силу и энергию. ќна находитс€ в его единственной пище Ч драгоценной жидкости, благодар€ которой живут люди, Ч крови. “олько она может сохранить богам молодость и силу, а значит спасти мир. »менно дл€ крови на левом плече „ак-ћоол€ находитс€ специальное отверстие, через которое он принимал жертвоприношени€.

јрхитектурными ансамбл€ми тольтеков восхищались ацтеки: Ђ... »х дома были красивы, украшены мозаикой, гладко оштукатурены, очень красивы, их работы были все хороши, все превосходны, все удивительны, все чудесныї1.

—е јкатль  етцалькоатль и его нововведени€

ѕроцветание “оллана частосв€зывают с правлением сына основател€ города Ч ћишкоатл€. ≈го звали —е јкатль (ѕервый “ростник)2 “опильцин (ѕринц)  етцалькоатль(ѕернатый «мей). ћать принца умерла при родах, но по€вившийс€ на свет ребенок осталс€ жив. “оль-теки считали его земным воплощением бога, благодар€ которому св€щенные силы проникли в мир людей.

Ћегенда рассказывает о его весьма необычном дл€ јмерики образе: он был высокого роста, белолицым, светловолосым, с густой бородой. ¬озможно, еще поэтому  етцалькоатл€ иногда называют тольтекским »исусом ’ристом. ќн был воспитан дедушкой и бабушкой в лучших культурных традици€х времени. —начала топильцин постигал необходимые жрецам знани€, а затем посв€тил себ€ воинским тренировкам, использу€ св€щенные силы дл€ совершенствовани€ боевого мастерства. Ёто позволило ему зан€ть трон отца и стать во главе государства в качестве верховного жреца Ч правител€. ќн научил народ обрабатывать землю и выращивать злаки, работать с камнем и металлом, строить храмы и плавать по морю. ѕодданные его, гласит старый текст, стали Ђочень богатыми и ни в чем не знали недостатка, не было голода, а кукурузы было так много, что маленькие початки не ели, а использовали вместо дровї3.

ѕосле стабилизации жизни в стране  етцалькоатль оставил мир и начал вести жизнь горного отшельника, чтобы подготовить себ€ к контакту с верховным богом (ќметеотлем). „тобы открыть пути общени€ с ним, правитель должен был уединитьс€ и погрузитьс€ в пока€ние, молитвы и самоист€зани€ (практиковались прокалывание частей тела спицами, обвивание их терновником и т.п.). —тарани€  етцалькоатл€ не пропали даром. Ѕог одарил его мистической властью. Ђ»стина шла от него, все исходило от него, все искусство и знани€ї1. —луша€ повелени€ ќметеотл€, великий тольтекский мыслитель и мистик проповедует идею единого Ѕога и измен€ет ритуальную традицию человеческих жертвоприношений. Ђѕотому, что любил своих людей тольтеков,  етцалькоатль внушал им: Ђ≈сть только один Ѕог... ќн не требует ничего, кроме змей и бабочек, которых вы должны ему жертвоватьї2.

Ќововведени€ вызвали протест жрецов культа кровавого бога “ескатлипо-ки. ѕри помощи злых чар враги обманом заставл€ют  етцалькоатл€ нарушить жреческую кл€тву Ч он отрекаетс€ от сана и престола и отправл€етс€ в ссылку дл€ самоочищени€.

“рудно сказать, что произошло с ним в дальнейшем. ƒревние мифы противоречивы. ѕо одной версии мифа,  етцалькоатль ушел в ёкатан, по второй Ч построил плот и исчез в море, пообещав вернутьс€ тем же путем в свой год (—е јкатль)3, а в третьем варианте Ч зажег на морском берегу огромный костер и бросилс€ в него, из пламени же вылетели прекрасные птицы Ч про€вление его духа, а божественна€ энерги€ сердца перенеслась на небесный уровень и стала планетой ”тренней «везды Ч ¬енерой.

— изгнанием  етцалькоатл€ великолепные достижени€ “оллана пришли в упадок, и примерно в XIIЧXIII вв. город погиб от пожара. ≈го жители эмигрировали в различные районы ћезоамерики. “ак закончилс€ еще один важный период развити€ американской культуры.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1285 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќеосмысленна€ жизнь не стоит того, чтобы жить. © —ократ
==> читать все изречени€...

616 - | 518 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.