Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


язык и культура. ѕроблемы взаимодействи€. языкова€ картина мира




 

ѕлан

1. язык и культура.   определению терминов.

2.  ультурное €дро и культурное расширение.

3. “рансл€ци€ и трансмутаци€ Ц основные способы передачи культурного
знани€.

4. —оотношение €зыка и культуры.

5.  артина мира.

6. языкова€ избыточность и €зыкова€ недостаточность

¬ Ђ—ловаре лингвистических терминовї
ќ. —. јхмановой даетс€ такое определение €зыка: Ђязык одна из самобытных семиологических систем, €вл€юща€с€ основным и важнейшим средством общени€ членов данного человеческого коллектива, дл€ которых эта система оказываетс€ также средством развити€ мышлени€, передачи oт поколени€ к поколению культурно-исторических традиций и т. п.ї.

 оличество определений термина культура (лат. cultura Ђвозделывание, воспитание, образование, развитие, почитаниеї) огромно. ѕон€тие это первоначально подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (например, обработку земли: ср. сельскохоз€йственна€ культура), позднее Ц воспитание и обучение человека. ¬ науке об обществе культура всегда рассматриваетс€ не глобально, а расчленение, в ее материальных и духовныхаспектах.

ћатериальной культурой называетс€ совокупность вещественных, зримых, наблюдаемых произведений труда человека, как созданных предшествующими поколени€ми, так и создаваемых в насто€щее врем€ (оруди€ труда, жилища, предметы обихода, одежда, средства тpaнcпopтa и т.п.).

ƒуховна€ культура есть производство, распределение и потребление духовных ценностей, она €вл€етс€ единым процессом созидани€ и освоени€ всего духовного богатства общества.   духовной культуре относ€тс€ познание, нравственность, воспитание и просвещение: право, философи€, этика, наука, искусство, литература, €зык, мифологи€, религи€.

ѕри изучении межкультурных контактов разграничивают два типа знаний людей, объединенных в один этнос: культурный минимум и культурное расширение.  ультурный минимум индивида (или Ђкультурное €дрої ) Ч это элементы культуры, посредством которых человек определ€етс€ как представитель социума.

 ультурное €дро определ€ет структуру и качество Ђкультурного расширени€ї, которое представл€ет собой дополнительные элементы дл€ культурной идентификации.

¬ культурологии выдел€ют два основных способа общени€ с целью
передачи культурного наследи€: 1) трансл€цию и 2) трансмутацию.
“рансл€ци€ Ц это Ђобщение, направленное на социализацию вход€щих в
жизнь поколений, на их уподобление старшим средствами соответствующих инструментов и механизмовї [ѕетров, 1991, с. 41 Ц 42]. “рансмутаци€ Ц разновидность общени€, в результате которого в социокоде коммуникантов, по€вл€ютс€ новые элементы знани€, или модифицируютс€ наличные, или одновременно происходит и то, и другое.

“рансмутаци€, котора€ ведЄт к изменению знани€, такого привычного и Ђродногої, может происходить иногда болезненно.  ультурный барьер опаснее и непри€тнее €зыкового. ¬ крайних случа€х такой барьер может привести к культурному конфликту. Ќепри€тен он еще и тем, что культурные ошибки воспринимаютс€ намного чувствительнее, чем ошибки €зыковые.

язык Ц передатчик, носитель культуры, он передаЄт из поколени€ в поколение сокровища национальной культуры, хран€щейс€ в нем. ќвладева€ родным €зыком, дети усваивают вместе с ним и обобщенный культурный опыт предшествующих поколений.

язык Ц орудие, инструмент культуры. ќн формирует личность человека, носител€ €зыка, через нав€занные ему €зыком и заложенные в €зыке видение мира, менталитет, отношение к люд€м и др., т. е. через культуру народа, пользующегос€ данным €зыком как средством общени€.

ћетодологической основой рассмотрени€ взаимодействи€ €зыка и культуры €вл€етс€ изоморфизм (наличие общих или соотносительных свойств) признаков или функций,которые обнаруживают себ€ и в культуре, и в €зыке. “ак, например, выдел€ютс€ следующие функции культуры, которые характеризуют и €зык:

1) информативна€ (или кумул€тивна€);

2) —емиотическа€ (знакова€): любой продукт культуры €вл€етс€ одновременно и показателем ее уровн€, качества, национальной и социальной принадлежности;

3) гносеологическа€ (познавательна€) функци€ культуры про€вл€етс€ в науке, научно-техническом прогрессе. ¬ продуктах культуры человек познает мир и самого себ€;

коммуникативна€: культура реализует обмен достижени€ми различных видов де€тельности между членами человеческого общества.

 орни проблемы взаимодействи€ €зыка и культуры лежат в глу6окой древности. ¬ наиболее €вном виде св€зь €зыка и культуры обнаруживаетс€ в высказывани€х ¬ильгельма фон √умбольдта о том, что €зык св€зан с формированием духовной силы нации (см. также теории ‘. Ѕоаса, Ё. —епира,
Ѕ.Ћи ”орфа, Ћ. ¬ейсбергера).

язык, мышление и культура оказываютс€ тесно взаимосв€занными:





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1457 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1965 - | 1929 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.