Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—пособы словесного воздействи€




 

»з того, что относитс€ к словесному выражению, одну часть исследовани€ представл€ют виды этого выражени€, знание которых есть дело актерского искусства и того, кто обладает глубоким знанием теории последнего, например, что есть приказание и мольба, рассказ и угроза, вопрос и другое подобное.

 

јристотель

 

Ќе только слова обыденные могут быть преображены в поэзию, но и поступки наши, необходимые, повседневные, реальные поступки нашей суконной слободы могут быть претворены в прекрасные действи€. Ќо дл€ этого в жизни, как в искусстве, нужны творческа€ фантази€ и художественна€ вол€.

 

‘.». Ўал€пин

 

 

—ознание человека отражает внешний мир не пассивно, не зеркально, а посто€нно перерабатыва€ поступающий извне материал. ѕоэтому воздействие на сознание есть всегда воздействие на работающее сознание, или, еще точнее Ц на работу, происход€щую в сознании, с тем, чтобы эта работа протекала так, как это нужно действующему. ј работа сознани€ многообразна, что влечет за собой многообразие способов воздействи€ на него.

ƒе€тельность человеческого сознани€ есть единый процесс отражени€ объективного мира; но в разные моменты де€тельность эта выступает преимущественно в качестве то тех, то других конкретных психических процессов. ћы имеем в виду следующее: сознание человека находитс€ в де€тельном состо€нии тогда, когда человек сосредоточенно думает о чем-либо, когда он вспоминает что-либо, когда он мечтает, желает и практически добиваетс€ чего-либо, переживает те или иные чувства.

≈динство всех этих психических процессов обнаруживаетс€ с полной €сностью: ни один их них практически невозможен без участи€ всех остальных. ¬олевой процесс невозможен без мыслительного, без воображени€, без пам€ти, без внимани€; эмоциональный Ц без волевого, мыслительного и т.д.; мыслительный Ц без волевого, эмоционального, без работы внимани€ и пам€ти и т.д.

Ёто не исключает того, что в каждый определенный момент тот или иной психический процесс выступает на первом плане и подчин€ет себе другие, превалирует над ними. »наче мы не могли бы различать их и утверждать, что мол, данный человек в данную минуту Ђдумаетї или Ђмечтаетї, он Ђвнимателенї, что он обнаруживает волю, что он радуетс€ или страдает, что он вспоминает. Ќе мог бы человек говорить и о самом себе: Ђ€ подумалї, Ђ€ вообразилї, Ђ€ вспомнилї и т.д.

—пособность к определенным психическим процессам присуща всем нормальным люд€м; отражение внешнего мира сознанием не может протекать нормально без участи€ всех этих процессов; все они в единстве, в сложных взаимосв€з€х и взаимопереходах и представл€ют собою де€тельность сознани€, а конкретное содержание именно этих процессов и есть сложный процесс субъективных переживаний.

“ак как каждый человек знает, что не только он, но и другие люди могут думать, хотеть, воображать, быть внимательными и чувствовать, он и побуждает других (или пытаетс€ побудить их) думать, хотеть, воображать, помнить, чувствовать, быть внимательными, наполн€€ в каждом случае тот или иной процесс определенным содержанием.

ƒействующий словом человек, таким образом, не только воспроизводит своей звучащей речью определенную картину дл€ партнера, но и стремитс€ к тому, чтобы эта картина вызвала в его сознании ту, а не другую, то есть определенную, психическую работу. ¬ зависимости от того, на какую именно психическую работу рассчитывает действующий словом (разумеетс€, не отдава€ себе в том отчета), в зависимости от этого, он примен€ет тот или другой способ словесного воздействи€.

ѕрименение определенного способа словесного воздействи€ есть дальнейший шаг к той же цели, какой служит и построение фразы.

≈сли этот шаг не сделан, если не €сен, смутен и расплывчат способ словесного воздействи€, то это значит, что само действие не очень активно, что оно не продиктовано важными, существенными интересами действующего и поэтому не может выражать их. ¬ыразительность такого действи€, как правило, невелика.

¬не сцены, в повседневном общении людей, существование различных способов словесного действи€ подтверждаетс€ многочисленными случа€ми, когда человек, как говор€т, Ђбьет на чувстваї другого, или Ђдавит на волюї, или Ђупирает на сознательностьї, или Ђпривлекает вниманиеї, или Ђпоражает воображениеї. ¬се эти случаи есть, в сущности, воздействие на сознание в целом, но в каждом из них действующий подбираетс€ к сознанию партнера с той или другой его стороны.

—ознание партнера Ц это, как бы, крепость, имеюща€ определенный фронт сопротивлени€ и обороны; его нужно прорвать дл€ того чтобы овладеть всей крепостью. јтакующий выбирает наиболее подход€щий, по его представлени€м, участок этого фронта, чтобы сконцентрировать на нем удар; это участок, который кажетс€ ему в данном случае наиболее у€звимым дл€ его оружи€ Ц дл€ тех видений, какими располагает действующий и какие он может предложить сознанию партнера.

Ђ–азумный ритор, - писал ћ.¬. Ћомоносов, - должен поступать, как искусный боец: умечать в то место, где не прикрытої (÷ит. по 26, с.56).

≈сли словесное действие уподобить артиллерийской атаке, то видени€ Ц это боеприпасы; воспроизведение их в лепке фразы Ц стрельба; сознание партнера Ц обща€ цель, обща€ тактическа€ задача; способ воздействи€ Ц прицел к определенной точке сопротивлени€; выбор способа Ц определение ближайшей цели данного выстрела. ≈сли боеприпасы обладают надлежащей силой, то чем конкретнее цель и чем точнее попадание Ц тем сильнее удар; чем вернее выбрана это цель Ц тем обеспеченнее победа.

«десь все моменты Ђатакиї взаимосв€заны и взаимообусловлены. Ёффект ее будет, очевидно, тем больше, чем содержательнее, значительнее дл€ партера будут видени€ действующего; чем €рче, рельефнее будут они вылеплены в звучащей речи; и чем точнее будут они адресованы именно тем сторонам сознани€ партнера, тем его психическим способност€м, на которые они могут больше всего воздействовать в данный момент.

» наоборот Ц пробел, неточность, небрежность, приблизительность в любом из этих звеньев или элементов словесного действи€ неизбежно снизит эффективность целого.

 

 

ѕо  .—. —таниславскому, Ђдвигател€ми психической жизниї человека €вл€ютс€ ум, вол€ и чувство. ¬ главе XII Ђ–аботы актера над собойї  .—. —таниславский подробно разбирает Ђэлементы, способности, свойства, приемы психотехникиї и уподобл€ет их Ђвойску, с которым можно начинать военные действи€ї. ќн показывает неразрывную взаимосв€зь всех этих элементов, способностей и свойств и приходит к тому выводу, что Ђполководцамиї или Ђдвигател€миї психической жизни твор€щего артиста €вл€ютс€ Ђчлены триумвиратаї, из которых каждый отличен от других. ”м Ц не то же самое, что вол€; вол€ Ц не то же самое, что чувство, а чувство отлично и от воли и от ума.

ƒругие Ђэлементыї Ц такие, как внимание, воображение Ц хот€ и участвуют активно в творческом процессе, сами нуждаютс€ в руководстве и потому Ђполководцамиї и Ђдвигател€миї не €вл€ютс€.

ƒалее  .—. —таниславский, ссыла€сь на достижени€ современной ему науки, говорит, что ум (интеллект) Ц это, в сущности Ђпредставление и суждение, сложенные вместеї, а волю и чувство он сливает в одно пон€тие Ђволе-чувствої, указыва€ на то, что в этом сложном целом иногда может превалировать вол€, иногда Ц чувство.

Ёти утверждени€  .—. —таниславского имеют чрезвычайное и именно принципиальное значение. ¬ их основе лежат: принцип единства человеческого сознани€ и всех процессов, происход€щих в нем и принцип делимости этого сложнейшего целого на составл€ющие его элементы.

 огда речь идет о субъекте действи€, о сознании твор€щего артиста (а  .—. —таниславский рассматривает вопрос именно с этой его стороны), то на первом месте должен быть поставлен принцип единства, а повышенное внимание к делимости, к расчленению психической жизни человека может принести артисту даже вред. “ут совершенно достаточно отчетливого представлени€ о Ђтриумвиратеї и о том, что члены его неразрывно св€заны друг с другом. јктер должен знать, что в его творчестве должны участвовать и его ум, и его вол€, и его чувства, и его внимание, и его воображение, и его пам€ть, которые должны быть надлежащим образом натренированы; что первый толчок к творческой работе может исходить и от того, и от другого, и от третьего, но, что все они должны быть вовлечены в работу.

“ак, если внимание не может быть Ђдвигателем психической жизниї, то оно может, и действительно бывает, специальным объектом воздействи€; это же относитс€ и к воображению, и к пам€ти, и ко всем психическим свойствам, способност€м, ко всем процессам, в которых конкретно осуществл€етс€ де€тельность человеческого сознани€.

¬Ќ»ћјЌ»≈ Ц первое условие какой бы то ни было де€тельности сознани€.

Ѕез внимани€ невозможно ни работа мысли, ни чувство, ни вол€. ƒумать можно только о чем-то, чувствовать можно только что-то, желать Ц чего-то. Ќаправленность сознани€ на это Ђчто-тої, приспособленность его к воспри€тию Ђчего-тої Ц это и есть внимание. ћысль, вол€, чувство, воображение и пам€ть могут функционировать только после того, как в поле внимани€ попало то, что заставило их работать. Ђ¬с€кое психическое вли€ние сводитс€ в сущности на изменение направлени€ внимани€ї, - писал еще в 1876 г. видный русский врач и общественный де€тель ¬. ћанассеин (22, с.518).

ѕоэтому внимание есть как бы Ђпроходна€ будкаї в сознание. „еловек, желающий добратьс€ до сознани€ партнера и навести там нужный ему пор€док, должен прежде всего овладеть вниманием партнера. »ногда это может быть специальным делом, которое нужно совершить до того как перестраивать своими видени€ми сознание партнера. »ногда воздействие на внимание может протекать одновременно с рисованием картины Ц если, например, партнер слушает вас, но вам кажетс€, что он недостаточно внимателен, если его внимание отвлекаетс€ чем-то другим, а вам нужно, чтобы оно было сконцентрировано на том, что вы говорите.

„”¬—“¬ќ. „еловек переживает те или иные чувства (эмоции) в зависимости от того отвечает или не отвечает (и в какой степени отвечает или не отвечает) его интересам то €вление, которое в данный момент отражаетс€ его сознанием (ѕодробнее см. 38). ќтсюда вытекает, что чувств может быть (разных) столько же, сколько может быть отражаемых €влений и сколько может быть интересов Ц то есть бесконечное множество.

„резвычайна€ сложность и многосторонность человеческих интересов, чрезвычайна€ сложность и подвижность отражаемой сознанием действительности делают чувство самым зыбким, самым неуловимым и самым изменчивым в своем конкретном содержании психическим процессом. ¬ каждый момент человек чувствует то, что велит ему чувствовать вс€ его предыдуща€ жизнь, потому чувства непроизвольны. ќни суть результат процесса отражени€ регистрируют они одну его сторону Ц соответствие или несоответствие отражаемого интересам человека.

ѕоэтому, если человек воспринимает то, что соответствует его субъективным интересам Ц каковы бы они ни были по своему содержанию Ц он не может огорчитьс€, даже если он того хочет. » наоборот, он не может обрадоватьс€, как бы он того ни хотел, если он восприн€л то, что не отвечает его интересам. ƒл€ того чтобы обрадоватьс€, восприн€в то или иное €вление, нужно иметь одни интересы; дл€ того чтобы огорчитьс€, восприн€в это же €вление, нужно иметь интересы противоположные. ј эти субъективные интересы у каждого данного человека складываютс€ как результат всего его жизненного опыта, как результат всей его биографии. »зменить произвольно свой жизненный опыт и ликвидировать свою биографию, очевидно, невозможно.

ѕоэтому эмоции как таковые, суть переживаний реактивные, результативные и непроизвольные. ѕоэтому  .—. —таниславский и рекомендовал актерам никогда не пытатьс€ заставл€ть себ€ чувствовать что бы то ни было, утвержда€, что эмоции должны возникать у актера непроизвольно.

Ђћы не будем говорить о чувстве Ц его насиловать нельз€, его надо леле€ть. Ќасильно вызвать его невозможно. ќно само придет в зависимости от правильного выполнени€ физической линии действи€ї (44, с.518) Ц говорил  .—. —таниславский.

Ќо воздействовать на чувства другого не только можно, но бывает и весьма целесообразно, потому что чувства имеют свойство переходить, перерастать в волю.

Ќепосредственно св€занные с интересами, чувствами тем самым не только выдают из окружающим, но и про€сн€ют их самому чувствующему человеку. ѕоэтому в процессе чувствовани€ формируетс€ и укрепл€етс€ направление воли Ц чем €внее человеку его интересы, тем определеннее его желани€; вс€кому свойственно стремитьс€ к тому, что отвечает его интересам и избегать того, что им не отвечает[8].

¬оздействие на чувства партнера есть, в сущности, напоминание ему о его интересах. ѕусть, мол, он осознает, вспомнит их, увидев рисуемую картину; тогда, мол, он почувствует себ€ хорошо (или почувствует себ€ плохо) и это заставит его сделать то, что € хочу, чтобы он сделал. ¬оздействие на чувство исходит из того, что действующий знает существенные, важные интересы партнера, а партнер упустил их из вида, позволил себе отвлечьс€ от них какими-то второстепенными, случайными интересами, которые либо противоречат существенным, либо отвлекают от них без достаточных на то оснований.

“ак, например, от борьбы за свои существенные интересы человека иногда отвлекают усталость, лень, любопытство, неосновательные опасени€, робость и т.д. ќтвлекшись от того, что должно бы руководить его поведением, он чувствует себ€ лучше или хуже чем следовало бы и чем это имело бы место, если бы он имел в виду эти свои существенные интересы. »х нужно только оживить, восстановить в сознании, и человек будет вести себ€ так, как должно.

¬ќќЅ–ј∆≈Ќ»≈ человека строит в его сознании картины по ассоциаци€м. јссоциации эти обусловлены, с одной стороны, субъективными интересами человека, с другой стороны Ц его опытом отражени€, то есть объективными св€з€ми €влений и процессов. ќдно €вление вызывает по ассоциации представление о другом не только потому, что человеку хотелось бы, чтобы оно было с ним св€зано, но и потому, что он когда-то, где-то видел, что оно действительно с ним св€зано. ѕричем та или друга€ обусловленность может в разных случа€х играть большую или меньшую роль.

≈сли возникновение представлений по ассоциации подчинено преимущественно субъективным интересам, или только им, вопреки контролю опытом, то воображение превращаетс€ в беспочвенную фантазию, вплоть до случаев патологических. ≈сли, наоборот, объективные св€зи €влений, усвоенные данным человеком, в его предшествовавшем опыте, строго контролируют работу его воображени€, то работа эта делаетс€ уже не столько де€тельностью воображени€, сколько мыслительным процессом. (Ёто значит, что иррадиаци€ возбуждени€ в коре головного мозга уравновешиваетс€ процессом концентрации его, что синтез выступает в единстве с анализом. «десь перед нами все основные моменты установлени€ и выработки св€зей, то есть Ц мышлени€).

¬оздейству€ на воображение партнера, человек толкает его сознание на путь определенных ассоциаций, дабы при их помощи партнер сам дорисовал ту картину, элементы которой, намеки на которую, показывает ему действующий словами. “ут расчет на то, что по данному штриху, намеку, фрагменту, воображение партнера нарисует ему надлежащую картину, и картина эта произведет ту перестройку сознани€, какой добивалс€ действующий.

“ак, в трагедии Ўекспира Ђ–ичард IIIї, в первом акте √лостер-–ичард, стрем€сь обольстить леди јнну у гроба ее мужа, которого он сам убил, в отдельные моменты этого гор€чего словесного поединка, адресуетс€, веро€тно, к ее воображению. Ќапример:

 

√лостер: “от, кто лишил теб€, миледи, мужа

“ебе поможет лучшего добыть.

Ћеди јнна: Ќа всей земле нет лучшего чем он.

√лостер: ≈сть. ¬ас он любит больше, чем умерший.

Ћеди јнна:  то он?

√лостер: ѕлантагенет.

Ћеди јнна: ≈го так звали.

√лостер: ƒа, им€ то же, но покрепче нрав.

Ћеди јнна: √де он?

√лостер: ќн здесь.

 

»ли в другом месте:

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1581 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © »осиф Ѕродский
==> читать все изречени€...

664 - | 615 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.022 с.