Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


По религиозно-мировоззренческому основанию выделяют христианский, исламский, буддийский, индуистский, конфуцианско-даосистский и иудаистский типы культур




Как уже было сказано, религия является важнейшим источником своеобразия того или иного народа. Она оказывает огромное влияние на его менталитет, образ жизни, искусство, политические и хозяйственные установки. У читателя может возникнуть вопрос: применима ли высказанная мысль по отношению к современной культуре, ведь число глубоко верующих людей по сравнению с предшествующими столетиями значительно сократилось. Безусловно, таких людей стало меньше, но, во-первых, это, прежде всего, характерно для западных стран и России. А во-вторых, религия на протяжении многих столетий была активной участницей формирования духовного ядра или кода различных культур. Данное ядро включает в себя мировоззренческие принципы, образцы мышления и стереотипные оценки. Они, невзирая на изменения, происходящие в обществе, в той или иной форме сохраняются в сознании народа на протяжении всей его истории и реализуются им в различных сферах деятельности.

При этом возникновение религии и происходящие в ней изменения отвечают потребностям цивилизации, которая нуждается в стабильности, сплоченности различных народов и социальных групп, а также в новых импульсах для своего развития. Так, неслучайно почти все крупные религиозные системы зародились в «смутное время», а протестантская идеология, давшая мощный толчок развитию капитализма, в значительной степени отвечала общественным запросам.

Современная культура не в меньшей, а может и в большей степени, чем ее предшественницы, нуждается в устойчивых духовных ценностях. Они позволяют людям найти опору в постоянно меняющемся и ускользающем от понимания мире. Поэтому традиционные религии успешно существуют и будут существовать в будущем, питая культуру своими мировоззренческими представлениями и нравственными идеалами.

В данную типологию включены культуры, основой которых являются как мировые, так и национальные религии. Мировые религии не вызывают сомнений, так как каждая из них, преодолевая государственные границы, объединяет на основе своих идей различные страны и народы в единое целое. А как быть с культурами, которые возникли на базе конфуцианства и даосизма, индуизма и иудаизма, ведь они по преимуществу являются достоянием одной нации? Чтобы ответить на этот вопрос, кратко остановимся на каждой из этих культур.

Конфуцианско-даосистский тип культуры, сложившийся в Китае, оказал влияние на Корею, Японию, Вьетнам и Сингапур1. Однако если представить, что конфуцианство и даосизм никогда не выходили за пределы Китая, то и в этом случае термин «конфуцианско-даосистский тип культуры» является оправданным. Ведь своеобразие китайской культуры, не похожей ни на какие другие и охватывающей огромное количество людей, прежде всего, обусловлено конфуцианством и даосизмом. При этом следует иметь в виду, что начиная с I тыс. н.э., они тесно переплетаются с пришедшим из Индии буддизмом2. Последний наряду с конфуцианством и даосизмом неотделим от культуры этой великой страны.

Индуистский тип культуры, прежде всего, ассоциируется с Индией. Именно здесь он сложился и приобрел свои классические черты. Однако индуизм преобладает не только в Индии (85%), но и в Непале (90%). Помимо этого он имеет много последователей в других странах Азии и приверженцев во всех государствах, где проживают индийцы3. И все же индуизм остается национальной религией, так как подавляющее число его сторонников проживает в Индии.

Итак, в Индии сформировались два типа культуры – буддийский и индуистский, которые существенно отличаются друг от друга. Однако по отношению к данной стране, невзирая на то, что сегодня число приверженцев буддизма здесь чрезвычайно мало (1,7%), может применяться термин «индо-буддийская культура». Почему? Индуизм и буддизм имеют общую религиозно-философскую основу, испытали на себе влияние друг друга, и не только индуизм, но и буддизм оказал огромное воздействие на различные стороны культурной жизни Индии и прежде всего, на искусство.

Иудаистская культура, невзирая на ее строго национальный характер, также может рассматриваться как отдельный тип. Это объясняется как ее глубокой самобытностью, так и тем, что данная культура в той или иной степени присутствует во всех странах, где живут евреи, а следовательно, является определенной составляющей их культур.

Этнографический подход к типологии культуры, сложившийся в рамках этнографии, позволяет упорядочить и объяснить многообразие культур, непосредственно связанное с различными этносами. Суть его состоит в том, что те или иные народы по различным основаниям относятся к определенным типам культуры. По отношению к ним термин «цивилизация», как правило, не используется, так как данные типы базируются на этнических характеристиках и не соответствуют определениям цивилизации, утвердившимся в культурологии.

В рамках этнографического подхода существуют следующие типологии: антропологическая, этнолингвистическая и хозяйственно-культурная.

Объединяющим признаком антропологической типологии является принадлежность к различным расам (африканская культура, афроамериканская культура, культура австралийских аборигенов и т.д.).

Этнолингвистическая типология создана на основе общности языка и включает в себя такие культуры как романскую, англосакскую, славянскую, арабскую, тюркскую и другие.

Хозяйственно-культурная типология базируется на определенном типе хозяйства, который во многом обусловлен природно-климатическими условиями среды обитания (культура земледельцев, кочевников, таежных охотников и т.д.). Тот или иной тип хозяйства способствует формированию у разных народов единого образа жизни, а он, в свою очередь, влияет на их менталитет, мифологию и формы художественного творчества.

Например, кочевой уклад жизни диктовал создание ограниченного количества бытовых предметов, что нашло выражение в таком принципе жизни кочевников, как «все мое ношу с собой». При этом данный уклад наложил отпечаток на устное народное творчество и музыкальный фольклор кочевых народов, а также запечатлелся в различных формах и орнаментальных мотивах их искусства. Постоянное перемещение кочевников в пространстве обусловило такую особенность их менталитета как ощущение бескрайности, безбрежности мироздания, с которым человек находится в неразрывном единстве. Кочевой образ жизни, дающий возможность обозревать разнообразные картины природы, способствовал поэтическому восприятию мира и развитию чувства красоты.

Этнографическая типология применима тогда, когда речь идет об отдельном этносе или группе народов, однако она не способна создать целостное представление о мировой культуре в единстве ее многообразных форм. Это позволяет сделать только цивилизационный подход, на который мы и будем опираться.

Принципам данного подхода в наибольшей степени соответствует типология «Запад-Восток», сторонниками которой являются большинство ученых. Эта типология включает две универсальные цивилизации, выделенные на основе способа восприятия мира или менталитета, определяемого рядом факторов (религиозно-мировоззренческим, нравственным, природно-географическим, экономическим, научно-техническим и политическим).

Каковы особенности западной и восточной ментальности? Для Запада характерно стремление покорить природу, а для Востока – потребность жить в гармонии с ней. Западному обществу присуще рациональное мышление, основанное на разуме, а восточному – иррациональное, базирующееся на чувствах и интуиции. Западная цивилизация ориентирована на новации, а восточная – на традиции. Западное общество опирается на принципы демократии, утверждающие приоритет человеческих прав и свобод, а восточное – на принципы авторитаризма, претворение которых подчиняет личность государственному диктату. Запад стремится к тому, чтобы преобразовать окружающий мир в направлении улучшения материально-технических условий бытия. В связи с этим его идеалом является деятельная, активная личность, настойчиво идущая к поставленной цели. А Восток ориентирует человека на духовное совершенствование как основу достижения гармоничного единства с природой и обществом. В связи с этим Восток более склонен к созерцательности, чем деятельной активности, и к удовлетворению скорее духовных, чем материальных потребностей. Запад ассоциируется с индивидуализмом, то есть приоритетом личности, а Восток – с коллективизмом, то есть со стремлением человека ощущать себя частью коллектива и не выделяться среди других людей.

Эти характеристики при всей своей условности и большой степени обобщения являются чрезвычайно важными для понимания сложных социокультурных миров под названием Запад и Восток. Однако они должны приниматься с учетом того, что названные черты менталитета являются преобладающими, но не единственными, а следовательно, они не исключают наличия противоположных тенденций. К тому же на протяжении исторического развития Запада и Востока способы их мировосприятия претерпевали и претерпевают определенные, а нередко и существенные изменения. Так, духовные поиски всегда были свойственны не только восточному, но и западному обществу, и на определенных этапах его развития (например, в средние века) играли ведущую роль. А народы ряда современных восточных стран (Японии, Южной Кореи, Китая, Сингапура и др.), сохраняя верность духовным традициям, ориентируются на научно-технический прогресс, проявляют высокую предприимчивость и деловитость. Тем самым, они сегодня являются для Запада не только носителями высокой духовности, но и серьезными конкурентами в сфере бизнеса. Стремление же покорить природу утвердилось на Западе только в Новое время и во второй половине XX столетия подверглось переоценке.

Запад является относительно однородной социокультурной общностью, опирающейся на христианские ценности. Он включает страны Европы (в первую очередь Западной), США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию. При этом западная культура подразделяется на ряд периодов-типов (Античность, Средневековье, Новое и Новейшее время), каждый из которых обладает собственной системой ценностей и существенно отличается от других. Однако это разделение не противоречит пониманию западной цивилизации как единой целостности. Почему? Ценностные ориентации любого последующего периода в ее развитии вызревали в недрах предыдущего и, активизируемые определенными факторами, постепенно оформлялись в стройную систему.

Восток отличается от Запада культурной многоликостью и включает в себя такие самобытные культуры как индуистскую, буддийскую, конфуцианско-даосистскую и исламскую. В географическом отношении он объединяет страны Азии и Северной Африки.

Наряду с Западом и Востоком существуют так называемые пограничные культуры, которые, сочетая в себе черты и того и другого типа, не могут быть отнесены ни к одному из них. К ним причисляют культуру России, стран Латинской Америки и Балканского полуострова, Турции, Испании, Португалии и др. Данные культуры представляют собой сложные явления, которые нельзя свести к сумме или интеграции западных и восточных компонентов.

Наиболее типичными примерами пограничных культур являются культуры России и стран Латинской Америки. Они, безусловно, разные, но их роднит одно: и российская, и латиноамериканская культуры сложились в результате соединения культурных традиций различных народов. Это обусловливает противоречивость данных культур и затрудняет выделение четкой системы ценностей.

Россия в географическом отношении находится в зоне непосредственного пересечения Европы и Азии. Данная особенность во многом объясняет противоречивый характер ее культуры и то, что в разные исторические периоды своего развития российское общество больше тяготело либо к Западу, либо к Востоку. Современная Россия все настойчивее включается в западное культурное пространство, ориентируясь при этом на сохранение собственных духовных ценностей.

Источником культурной специфики стран Латинской Америки является причудливое переплетение европейской культуры в ее испано-португальском варианте с индейскими традициями доколумбовой Америки и африканской культурой, завезенной сюда вместе с рабами из «черного континента». Латинская Америка, являясь относительно молодой социокультурной общностью, еще четко не определила основную линию своего развития. В связи с этим перед ней стоит альтернатива: либо окончательно утвердиться как цивилизации пограничного типа, либо, не теряя культурной самобытности, стать периферией западного мира.

Культуру стран Тропической Африки также нельзя отнести ни к западному, ни к восточному типу. Но эта культура настолько своеобразна, что ее следует назвать не пограничной, а сугубо специфической. Почему? Африканская тропическая культура обладает особым восприятием мира, которое во многом сближает ее с культурами Востока. Здесь, как и на Востоке, человек живет в гармонии с природой и обладает иррациональным мировосприятием. Однако восточные культуры располагают высокоразвитыми религиями, которые объединяют людей на базе общих ценностей и глубоко осмысливают многообразные связи между человеком и природой, человеком и обществом.

Культуры же народов Тропической Африки, имеющие древнюю языческую основу, по своей ментальности близки к первобытно-мифологической культуре. В ней человек полностью отождествлял себя с окружающим миром, не столько осознавая, сколько переживая все происходящее. Поэтому негр, по словам современного африканского мыслителя Л. Сенгора, является дитем природы, напрямую воспринимающим ее ритмы и импульсы посредством органов чувств. Именно этой особенностью мировосприятия объясняется невероятная ритмика движений африканцев, реализуемая в танце и различных видах спорта. Эмоциональность и чувство ритма негров нашли выражение в их разнообразной этнической музыке, которая обогатила музыкальную культуру Запада. Яркий пример - джаз, важнейшим источником которого является африканский музыкальный фольклор.

Таким образом, типология «Запад-Восток», как и любая другая, является условной и не позволяет охватить все существующие культуры. Однако, по сравнению со многими имеющимися в культурологии типологиями, она в наибольшей степени способствует пониманию многообразной культуры человечества.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2183 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2347 - | 2149 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.