Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 ультура и цивилизаци€ противопоставл€ютс€ друг другу, рассматриваютс€ как противоположности




Ёта точка зрени€ была впервые выдвинута и обоснована немецким культурологом ќ.Ўпенглером (1880-1936) в его знаменитой книге Ђ«акат ≈вропыї (1916). ѕо его мнению, культуры подобны живым организмам. ќни рождаютс€, растут и, выполнив свое назначение, умирают. ÷ивилизаци€ Ц это завершающий этап определенной культуры, котора€ утрачивает свою Ђдушуї и постепенно угасает. ј цивилизаци€ может еще долго существовать, наход€сь в состо€нии агонии или засто€. ѕризнаками цивилизации €вл€ютс€ высокое развитие техники и огромный рост городов, упадок искусства и торжество научного атеизма, утверждение культа денег, материальных благ, подавление индивидуальности и пренебрежительное отношение к традиции.

»де€м ќ.Ўпенглера созвучны взгл€ды Ќ.ј.Ѕерд€ева, ѕ.ћаркузе и некоторых других исследователей. ќднако именно Ўпенглер выражал в этом вопросе крайнюю позицию, наиболее резко противопоставл€€ культуру и цивилизацию, счита€ их несовместимыми.  ультура и цивилизаци€, по его мнению, €вл€ютс€ двум€ фазами в эволюции каждого культурно-исторического образовани€ и следуют одна за другой. ¬ св€зи с этим взгл€ды Ўпенглера и по сей день вызывают справедливую критику со стороны ученых. ќднако его заслуга состоит в том, что он дал культурологам богатую пищу дл€ размышлений на предмет соотношени€ культуры и цивилизации. Ќельз€ не согласитьс€ и с тем, что угасание духовной составл€ющей общества приводит к его деградации и упадку.

“радици€ противопоставлени€ культуры и цивилизации, идуща€ от ќ.Ўпенглера, Ќ.ј.Ѕерд€ева и ѕ.ћаркузе, заключаетс€ в том, что цивилизаци€ рассматриваетс€ как внешний по отношению к человеку мир, как €вление материальное.  ультура же, напротив, Ц как внутренний духовный мир человека и общества, как область высокого творчества. ќчень €рко и образно различи€ между ними показал ученый и писатель ј.Ќ.»ванов в своей философской повести Ђ¬андемьер композитораї. Ђ ультура жертвует, - говорит он, - цивилизаци€ потребл€ет.  ультура имеет страдающую душу, цивилизаци€ хладнокровна.  ультура Ц чудо, созданное руками человека, цивилизаци€ легко тиражируетс€ и воспроизводитс€. ”никальность, духовность и символизм культуры противосто€т типажности, потребительству и приземленному здравому смыслу цивилизацииЕ цивилизаци€ самоуверенна и надменна, а культура полна сомнений и невысказанных желанийї.1

 ультура, как правило, ассоциируетс€ с наукой и образованием, религией и моралью, искусством и красотой, обр€дами и традици€ми. ј цивилизаци€ Ц с правом, техникой, современными средствами транспорта и св€зи, хорошо налаженным бытом и высоким стандартом потреблени€.

 ультура обеспечивает духовный комфорт, так как она позвол€ет человеку обрести внутреннюю гармонию и найти ответы на важнейшие вопросы, касающиес€ его быти€. ј цивилизаци€ создает материальный комфорт и не мучаетс€ поисками смысла жизни. ≈сли представить в своем воображении две абстрактные картины, изображающие культуру и цивилизацию, то они могут быть следующими.  артина под названием Ђ ультураї предстанет перед нами в теплых тонах. ќна будет излучать покой, умиротворение, наполн€ть зрител€ доброй, светлой энергией и призывать их к чему-то высокому: к размышлени€м, творчеству, самосовершенствованию. ј полотно Ђ÷ивилизаци€ї будет выполнено в холодной цветовой гамме и передаст нам мощный энергетический импульс, зовущий мен€ть мир, благоустраивать свой быт и осваивать новые технологии. ќднако вр€д ли эта энерги€ приведет нас к гармонии и счастью. ¬прочем, каждый человек устроен по-разному, и в зависимости от своего миропонимани€ он выберет как главную жизненную ориентацию либо культуру, либо цивилизацию.

»так, мы рассмотрели две пол€рные точки зрени€ на соотношение культуры и цивилизации. ќднако скорее всего истина находитс€ посередине, и поэтому наиболее приемлемым €вл€етс€ третий подход, который занимает промежуточное место между второй и третьей позицией.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2543 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

514 - | 475 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.