Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»нтеллигенци€ и интеллигентность




 

—лова Ђинтеллигенци€ї и Ђинтеллигентностьї имеют общее происхождение от латинского intelligentia Цпонимание, познавательна€ сила, знание. ќбозначенные этими словами пон€ти€ не только близки, но и различаютс€ по своему содержанию.

≈диного подхода к пон€тию Ђинтеллигенци€ї не существует. ќдни ученые полагают, что это социальна€ группа, объедин€юща€ профессионалов, людей умственного труда. ƒругие рассматривают интеллигенцию как совокупность наиболее развитых в интеллектуальном, нравственном и эстетическом отношении людей. ƒл€ них интеллигенци€ Ц духовна€ элита, а не социальный слой.

 ультуролог ј.».јрнольдов определ€ет интеллигенцию как социокультурную общность, соедин€€ тем самым тот и другой подход. »так, интеллигенци€ Ц это социокультурна€ общность, в которую вход€т люди, профессионально занимающиес€ умственным трудом, развитием и распространением культуры. ј интеллигентность представл€ет собой совокупность целого р€да качеств и черт личности, которыми должен обладать интеллигент.

Ќа «ападе более распространен термин Ђинтеллектуалыї, употребл€емый и как синоним интеллигенции. ¬ западном употреблении пон€тие Ђинтеллектуалї имеет в основном профессиональный смысл. ’арактерные черты интеллектуала Ц образованность, компетентность1, прагматизм и деловитость. ј в традиционном российском понимании интеллигент Ц это скорее духовна€, нравственна€ категори€. Ќедаром в Ѕританской энциклопедии словарна€ глава на пон€тие Ђинтеллектуалї имеет специальную подглавку Ц Ђрусский интеллигентї.

ѕрин€то считать, что термин Ђинтеллигенци€ї был введен в широкий обиход писателем ѕ.ƒ.Ѕоборыкиным (1836-1921) в 60-е гг. XIX в. «атем из русского он перешел в другие €зыки. ¬месте с тем интеллигенци€ как общественное €вление по€вл€етс€ гораздо раньше. ≈сли под интеллигенцией понимать людей умственного труда, то она зародилась в эпоху ƒревних цивилизаций и получила значительное развитие в индустриальных и постиндустриальных обществах.  орни отечественной интеллигенции можно обнаружить в де€тельности духовенства. ј оно, как известно, по€вилось еще в ƒревней –уси. ќднако как социально-культурный слой с четкой системой ценностей интеллигенци€ складываетс€ в XIX веке. Ѕезусловно, она не возникла внезапно, а выросла постепенно на почве вековых духовных традиций нашей культуры.

¬згл€ды на основополагающие черты интеллигенции и ее социальные функции в ходе исторического развити€ российского общества мен€лись. Ќо именно в XIX Ц начале ’X вв. был заложен фундамент тех представлений, на которые мы опираемс€ и сегодн€.

¬ это врем€ сложилось устойчивое мнение о том, каким должен быть русский интеллигент. »нтеллигент Ц это не только человек образованный, мысл€щий, но и нравственный, то есть честный, пор€дочный, благородный. ќн ориентируетс€ на высокие идеалы и беззаветно служит им. »нтеллигент критически относитс€ к себе, окружающий действительности и находитс€ в оппозиции к власти. ≈го отличает чувство вины перед народом, сочувствие к его т€желой судьбе и стремление изменить ее к лучшему. ¬ажнейша€ черта интеллигента Ц осознание своей ответственности за состо€ние российского общества и его культуры.

¬месте с тем многие представители интеллигенции не умели или не могли реализовать свои высокие идеи, претворить слова в реальные дела. Ёто было обусловлено как самой российской действительностью, так и огромными задачами, которые интеллигенци€ ставила перед собой.

¬ советское врем€ отношение властей к интеллигенции было двойственным. — одной стороны, они вс€чески поддерживали интеллигенцию. Ѕез ее всесторонней де€тельности успешное развитие советского общества было просто немыслимым. — другой стороны, относились к ней настороженно и были убеждены, что интеллигенци€ нуждаетс€ в твердом и посто€нном руководстве. ѕоследнее объ€сн€етс€ тем, что критичность ума, присуща€ интеллигентам, представл€ла угрозу дл€ официальной идеологии. »деи социализма следовало принимать на веру, отверга€ малейшие сомнени€ в правильности выбранного пути.

¬ 20-50-е гг. многие интеллигенты подверглись гонени€м и репресси€м. ¬ эти и последующие годы творческа€ де€тельность советской интеллигенции ограничивалась жесткой цензурой. Ќемало интеллигентов, начина€ с 70-х гг., были вынуждены эмигрировать из ———–. ¬прочем, отъезд представителей отечественной интеллигенции из –оссии, или так называема€ Ђутечка мозговї, продолжаетс€ и сегодн€.

¬ непростых услови€х больша€ часть интеллигенции осталась верна нравственным идеалам и добросовестно служила своей профессии, люд€м и ќтечеству. “ем самым духовные традиции российской интеллигенции не только не исс€кли, а сохранились и продолжились в советское врем€.

—егодн€ некоторые ученые и публицисты считают, что российское пон€тие Ђинтеллигентї постепенно утрачивает свое прежнее содержание и сужаетс€ до западного пон€ти€ Ђинтеллектуалї. ѕо их мнению, этот процесс €вл€етс€ закономерным. »нтеллигенци€ сложилась в российском обществе в то врем€, когда в нем отсутствовали политические права и свободы. ѕоэтому она вынуждена была брать на себ€ функции, которые в демократической стране выполн€ют политические партии и свободна€ пресса. ¬месте с тем современные интеллигенты, особенно молодые стали более рациональными и прагматичными. »х мало привлекают духовно-нравственные ценности и высокие идеалы.

Ёти взгл€ды во многом верны, но полностью согласитьс€ с ними нельз€.  ак уже было сказано, в российской культурной традиции пон€тие Ђинтеллигенци€ї всегда имело более широкий смысл, чем на «ападе. »нтеллигенты это не только профессионалы, зан€тые умственным трудом, но и всесторонне развитые, нравственные личности. Ѕез этой духовной составл€ющей вместо интеллигенции неизбежно по€вл€етс€ то, что известный писатель ј.».—олженицын назвал Ђобразованщинойї.

—овременное российское общество опираетс€ на демократические ценности, но в нем, как и в любом другом, существует множество социальных и нравственных проблем. »х решение зависит от всех людей и, прежде всего Ц от интеллигенции.

Ѕезусловно, интеллигенци€ изменилась. —егодн€ еЄ представители в большей степени, чем раньше, настроены на достижение профессионального успеха и материального благополучи€. ќни более трезво оценивают действительность и решительнее идут к намеченной цели. Ёти ориентации и черты соответствуют духу времени и несут положительный зар€д. ќднако снижение нравственных требований к интеллигенции и отказ от высокого образца, на который ей следует ориентироватьс€, неминуемо приведет к негативным последстви€м. ј именно Ц к дальнейшему снижению уровн€ духовных потребностей общества и торжеству прагматического и утилитарного подхода к жизни.

√лавна€ задача интеллигента сегодн€ Ц самоотверженно, честно и достойно делать свое дело. ѕро€вл€€ не только компетентность, но и лучшие человеческие качества, интеллигент будет €вл€тьс€ нравственным примером дл€ окружающих: преподаватель дл€ студентов, врач дл€ больных, специалист сельского хоз€йства дл€ тружеников села и так далее. “ем самым он сможет положительно вли€ть как на внутренний мир этих людей, так и на духовное развитие нашего общества в целом. ѕодобные мысли высказывали многие участники II съезда  онгресса российской интеллигенции (ћ.—. аган, ¬.≈.“риодин, ј.—.«апесоцкий и др.), состо€вшегос€ 2 декабр€ 1999 г.

»нтеллигент должен не только добросовестно выполн€ть свою непосредственную работу, но и активно участвовать в общественной жизни учреждени€, города, страны. ѕо мнению профессора ¬.≈.“риодина, проповедь конкретным делом Ц это единственное, что отличает насто€щего интеллигента. “олько по конкретному делу можно узнать, насколько ответственным, сострадательным и милосердным €вл€етс€ человек.

»нтеллигенци€ всегда была неоднородной по своему составу. —егодн€ она включает гуманитарную, научную, инженерно-техническую, художественную, медицинскую, сельскую и другие группы. »нтеллигенты имеют разные мировоззренческие установки, различаютс€ по своему общественному положению и уровню доходов.

¬ыпускники ¬”«ов, работающие по специальности, формально пополн€ют р€ды интеллигенции. ќднако все ли они €вл€ютс€ интеллигентными людьми?   сожалению, нет. Ќасто€щий, а не мнимый интеллигент Ц это человек, обладающий интеллигентностью. ¬месте с тем интеллигентность может практически отсутствовать у некоторых профессионалов, зан€тых умственным трудом. » напротив, она может присутствовать в люд€х, принадлежащих к другим социальным группам.

 акие же качества и черты включает в себ€ это многогранное свойство личности? »нтеллигентность Ц это всесторонн€ образованность, независимость взгл€дов и суждений, критичность ума, терпимость к инакомыслию, умение восхищатьс€ красотой природы, любовь к искусству.

¬ажнейшей составл€ющей интеллигентности €вл€ютс€ нравственные качества. Ёто уважение к человеческой личности и культурам других народов, совестливость, доброта, пор€дочность, милосердие, тактичность и деликатность.

»нтеллигентный человек ценит и уважает каждую личность вне зависимости от ее социального положени€, национальности и уровн€ образованности. ќн прост и ровен в общении, никому не нав€зывает свое мнение, умеет войти в положение другого, не про€вит грубости, злорадства и зависти.

»нтеллигентный человек Ц это тот, кто обладает богатой внутренней культурой и достойно ведет себ€ в различных жизненных ситуаци€х. ѕо мнению академика ƒ.—.Ћихачева, Ђинтеллигентность не только в знани€х, а в способност€х к пониманию другого. ќна про€вл€етс€ в тыс€че и тыс€че мелочей: в умении уважительно спорить, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, даже в привычке вести себ€ скромно за столом, не мусорить вокруг себ€ Ц не мусорить окурками или руганью, дурными иде€ми (это тоже мусор, и еще какой!)ї1.

≈сли человек неинтеллигентен, но стараетс€ выгл€деть таковым, тогда все его попытки обречены на неудачу.  оли он не обладает необходимыми внутренними качествами, это непременно обнаружитс€. ћаска добропор€дочности в какой-то момент будет сброшена, и окружающие увид€т истинное лицо ее владельца. ¬от почему ƒ.—.Ћихачев утверждал, что интеллигентным человеком притворитьс€ невозможно.

Ќазванные черты и качества интеллигентного человека в совокупности составл€ют идеал, образец, на который надо ориентироватьс€. Ќо это не означает, что людей соответствующих данному идеалу не существует. ћожно назвать множество известных личностей, которые €вл€ютс€ насто€щими интеллигентами. Ёто академики ј.ƒ. —ахаров и ƒ.—.Ћихачев, культуролог ё.ћ.Ћотман, писатели ј.».—олженицын и ћ. арим, поэт Ѕ.Ў.ќкуджава и музыкант ћ.Ћ.–остропович, директор музе€ изобразительных искусств имени ј.—.ѕушкина ».ј.јнтонова, доктор Ћ.ћ.–ошаль и многие другие.

 аждый из нас лично знает хот€ бы несколько людей, которых с полным правом можно назвать интеллигентными. ќни про€вл€ют лучшие человеческие качества в общении с окружающими и самоотверженно служат своему делу. ѕричем они так поступают не из соображений личной выгоды, а потому что не могут иначе. “аких людей не очень много, но прежде всего, благодар€ им функционирует и развиваетс€ культура общества.

»нтеллигент, живущий в реальном, а не выдуманном мире со всеми его сложност€ми и противоречи€ми, нередко в чем-то не соответствует идеалу интеллигентного человека. ќднако это не означает, что к данному идеалу не следует стремитьс€ как к чему-то недостижимому. Ћюбому человеку свойственны ошибки и недостатки. ¬ажно, чтобы он их осознавал и стремилс€ исправить. ј именно эта черта характерна дл€ интеллигентного человека. ќн понимает всю степень своего несовершенства и стремитс€ быть лучше. ј пределов дл€ совершенства, как известно, не существует.

ќт де€тельности интеллигенции зависит прогресс в област€х науки, техники, искусства, образовани€, сельского хоз€йства и промышленности. —воей энергией, активностью ума и нравственными качествами она призвана способствовать повышению культуры народа, оздоровлению нравов, гуманизации общества. »нтеллигенци€ в ее традиционном российском понимании €вл€етс€ нашим национальным досто€нием, которое необходимо сохран€ть и воспроизводить

 

¬опросы дл€ самопроверки

 

1. ѕочему человек €вл€етс€ св€зующим звеном между природой и культурой?

2.  ак природа воздействует на материальную и духовную культуру?

3.  аким было отношение к природе первобытного человека?

4.  аковы различи€ между экологическим сознанием «апада и ¬остока? „ем они обусловлены?  ак мен€лось отношение человека к природе в ходе развити€ западной цивилизации?

5. „то такое экологическа€ культура?  аковы еЄ составл€ющие? ќхарактеризуйте их.

6.  аковы причины экологического кризиса, охватившего нашу планету? Ќазовите пути его преодолени€. „то с позиции культурологии €вл€етс€ главным в решении этой проблемы?

7.  акие представлени€ о культурном человеке существовали в различные эпохи у различных народов? Ќазовите основные требовани€, предъ€вл€емые к культурному человеку XXI века.

8.  ак сочетаютс€ в человеке природное и социальное, типичное и индивидуальное?

9. „то такое социализаци€ и инкультураци€?  акова их роль в становлении и развитии личности?

10.  акие типы культурного человека существуют в современном обществе? ќхарактеризуйте каждый из них.

11.  огда и кем впервые был введен термин Ђинтеллигенци€ї? „то он первоначально означал?  аково современное понимание данного термина?

12.  аковы различи€ между западным пон€тием Ђинтеллектуалї и русским пон€тием Ђинтеллигентї?





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 6834 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

1977 - | 1943 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.