Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—труктура культуры




 ультуру как целостную систему можно делить по многим основани€м. ≈сли, как было рассмотрено выше, в самом общем смысле под культурой понимают все виды преобразующей де€тельности человека, то самым €вным будет деление культуры на материальную и духовную, что соответствует двум видам производства.  онечно, деление это весьма условно, так как возможности духовного развити€ человека сопр€жены с материально-техническим развитием и наоборот - уровень совершенства материального производства зависит от возможностей духовного потенциала общества.

ƒуховное и материальное в культуре неразрывны и выражаютс€ друг через друга, существуют, лишь переход€ друг в друга в процессе человеческой жизнеде€тельности. “рудно, например, отнести только к материальному или только к духовному пам€тники архитектуры, полотна живописцев. ƒаже музыка должна материализоватьс€ в нотах, звучании инструментов или записи дисков. ќдновременно даже самое утилитарное €вление из тех, что нас окружают (обыкновенна€ керамическа€ посуда, к примеру) €вл€етс€ в известном смысле духовным, несущим определенную символическую информацию. јрхеологи или этнографы, например, зачастую по отдельным мелким детал€м воссоздают достаточно полную картину культуры того или иного народа в целом. “.о., всЄ материальное выступает как реализаци€ духовного, и любой объект духовной культуры нуждаетс€ в материальном посреднике. ƒл€ науки и литературы, например, таким посредником €вл€ютс€ книги.

ћатериальна€ культура создаЄтс€ в процессе материального производства. ќна включает в себ€ такие элементы (или единицы культуры), как оруди€ труда, жилище, средства транспорта и св€зи, технику, предметы повседневного быта, физическую культуру и т. п.

ѕомимо этого, материальна€ культура подраздел€етс€ на следующие подвиды (разновидности):

- культуру материального производства;

- культуру труда;

- бытовую культуру;

- физическую культуру и т.п.

Ќевзира€ на условность делени€ культуры на материальную и духовную, эти подвиды можно безоговорочно причислить к материальной сфере. √ораздо сложнее классифицировать некоторые другие, например, экономическую культуру. — одной стороны, наши потребности в вещах и предметном окружении, удовлетвор€ютс€, в основном, за счЄт материального, товарного производства, которое €вл€етс€ составной частью данного вида культуры. — другой стороны, экономическа€ культура включает в себ€ нормы и предпочтени€ в сфере экономики, которыми руководствуютс€ большинство членов общества, и мотивации, объ€сн€ющие выбор ценностей и норм экономического поведени€.

Ёкономическа€ культура самым непосредственным образом вли€ет на развитие экономики, что должно быть поучительно дл€ современной жизни –оссии.  онкретные законодательные преобразовани€ можно проводить только на основе высокого уровн€ экономического сознани€, признаком которого €вл€етс€ отношение к деньгам, к богатству. “е богатейшие люди мира, кто создавал свой капитал творческим путЄм, смотр€т на него не как на самоцель, а как на предмет и средство созидани€, самовыражени€, реализации своих способностей. ƒе€тельность таких знаменитых покровителей искусств и помощников в разных социальных начинани€х, как брать€ “реть€ковы, ћорозов, Ѕахрушин и многие другие, позвол€ет ответить на вопрос, который мучил самого авторитетного экономиста ’’ века ƒжона ћейнарда  ейнса: как подчинить экономику главной жизненной сути Ц человеческой нравственности и справедливости.

  духовной культуре относ€тс€ сферы духовного производства и их результаты: наука, образование, философи€, искусство, религи€, мораль, право и т.п.  ажда€ из этих сфер €вл€етс€ основой соответствующего подвида духовной культуры:

- интеллектуальной;

- педагогической;

- философской;

- художественной;

- эстетической;

- религиозной;

- нравственной;

- правовой;

- политической и т.п.

¬ажнейшим показателем духовного развити€ общества €вл€етс€ нравственнна€ культура. Ёта форма культуры обеспечивает возможность сосуществовани€ людей в обществе на основе установлени€ норм и принципов, ценностных ориентиров, гарантирующих сохранение человеческого рода и достоинство каждого, принадлежащего к нему. Ќравственна€ культура Ц это целостна€ система элементов, свод принципов, норм и идеалов человеческой жизни. ќна включает культуру чувств и культуру поведени€, этикет как установленные в обществе нормы и правила поведени€, этические представлени€, т.е. умение различать добро и зло, делать моральный выбор в сложной жизненной ситуации. Ќа нравственные представлени€ опираютс€ принципы и нормы морали, регулирующие отношени€ между людьми. ”своенные индивидами, эти принципы и нормы превращаютс€ в их убеждени€, нравственные качества. ”стойчивость нравственных убеждений, соответствие поступков нравственным принципам и нормам данного общества, способность к самоконтролю, предупреждающему отклонени€ от этих принципов и норм, - таковы основные черты нравственной культуры человека.

÷енности морали рождаютс€ в мире свободных существ, дл€ которых одна из главных потребностей Ц чувствовать свою человеческую ценность. „то делает нас нравственными? ѕрежде всего, способность сопереживать. —егодн€ очень часто мораль объ€вл€ют неуместным атрибутом жизни, став€ во главу прогресса личный интерес. Ќа эту тему можно привести простейший, но страшный пример.  ак-то в одном из дансингов (танцевальных залов) произошЄл пожар. ¬се бросились к выходу, но дверь была вращающейс€, и люди сгорели, дав€ на дверь во им€ Ђличного интересаї. ј ведь даже на более низких ступен€х развити€ Ц в животном мире - известны примеры своеобразной жертвенности ради общего дела. “ак, если стае рыб сети перегораживают всю реку, то выдел€етс€ группа вожаков, которые на предельной скорости врезаютс€ в сеть, разбиваютс€ насмерть, но прорывают еЄ и открывают дорогу остальным. ћоральна€ культура, позвол€€ большей части людей избирать мир положительных моральных ценностей, даЄт человеку возможность самосовершенствовани€, предоставл€ет человечеству возможность существовать.

Ќравственность в обществе неотделима от права. —ледовательно, мы должны говорить о правовой культуре, отражающей определенный уровень правосознани€, законности. ѕравова€ культура - это совокупность законов, норм и правил, регулирующих экономические, частнособственнические, семейные, национальные, личностные и другие св€зи между гражданами и государствами. ѕравова€ культура развиваетс€ на основе де€тельности таких организаций как государство, суд, прокуратура, милици€, тюрьмы и т.д.

ѕравова€ культура св€зана с неуклонным осуществлением принципа социальной справедливости, расширением демократии, укреплением законности и правопор€дка, которые обеспечивают социальную регул€цию общественной жизни, соединение прав и об€занностей, свободы личности и ее ответственности перед обществом. ¬ отличие от морального регулировани€, опирающегос€ на общественное мнение, право использует различные санкции, наказывающие за аморальные поступки, за наиболее опасные виды нарушени€ законности. ќно создает атмосферу строгой юридической ответственности за те действи€, которые нанос€т вред общественной и личной жизни. ќтсюда насущна€ потребность подн€ти€ на качественно новый уровень правового воспитани€ населени€ страны и особенно молодежи.

≈щЄ одной частью духовной культуры €вл€етс€ культура политическа€, котора€ определ€ет и предписывает нормы поведени€ и Ђправила игрыї, институты и отношени€ в своей сфере Ц в мире политики. Ёлементы политической культуры формируютс€ на прот€жении многих дес€тилетий и поколений. ќни включают в себ€ идеи, концепции и убеждени€, действующие нормы политической практики. Ёто ценностно-нормативна€ система, обусловленна€ социально-экономическими, национально-культурными, общественно-историческим и другими факторами жизни общества.

—ледующим важным элементом духовной культуры €вл€етс€ религиозна€ культура, котора€ играет важную роль во всЄм мире. –елиги€-это не случайна€ ветвь культурной эволюции, а закономерно возникша€, исторически, социально и психологически обусловленна€ форма осознани€ людьми окружающей действительности и самих себ€. —ам факт устойчивого, на прот€жении тыс€челетий, существовани€ религии, в том числе христианства и ислама, свидетельствует о том, что она имеет глубокие корни в человеческой природе, выполн€ет целый р€д присущих ей функций.

–елиги€, €вл€€сь прежде всего сферой духовной жизни общества, группы, индивида впитала в себ€, отразила общеоб€зательные правила поведени€, оказала существенное вли€ние на культуру, способствовала и способствует преодолению изолированности человека, его отчуждени€ от других людей. ѕоэтому религиозна€ культура как совокупность религиозного сознани€ и религиозной де€тельности, заключающейс€ в укреплении веры людей, очищении и возвышении их, придании им сил в преодолении жизненных испытаний, проблем и невзгод, играет важную роль в формировании духовности. Ќаличие религиозных представлений соответствует духовным потребност€м человека, однако дл€ развити€ религиозной культуры необходимо и знакомство с историей религии, потому что понимание культуры той или иной страны невозможно без знани€ еЄ религиозных корней.

ћы можем говорить о культуре религиозной, философской, научной, но, пожалуй, чаще всего в нашем сознании пон€тие Ђдуховнойкультурыї св€зываетс€ с такими пон€ти€ми, как Ђхудожественна€ї иЂэстетическа€ї культура. ѕон€ти€ эти неравнозначны и неодинаковы по объЄму. “ак, эстетическа€ культура Ц это развитые в человеке способности глубоко и полно понимать прекрасное в жизни и творить по Ђзаконам красотыї. Ёстетические потребности людей прежде всего воплощаютс€ в художественной культуре, котора€ представл€ет собой совокупность всех видов художественной де€тельности Ц словесной, музыкальной, театральной, изобразительной и т.п. ’удожественна€ культура Ц это создание и распространение художественных произведений, а также их воспри€тие и понимание.

—одержательным €дром художественной культуры €вл€етс€ искусство как один из важнейших механизмов познани€ человеком окружающего мира и самого себ€. ѕабло ѕикассо по этому поводу сказал: Ђ»скусство Ц это ложь, котора€ помогает нам пон€ть правдуї.1 ‘актически, искусство создаЄт мир воображаемых реалий, но художественные образы, создаваемые с помощью вербальной (словесной), изобразительной, звуковой или пластической имитации жизненных объектов, позвол€ют сосредоточить внимание людей на тех нравственных, этических и эстетических проблемах, которые интересуют общество в данный момент. ѕри этом поднимаемые проблемы подаютс€ в €ркой, эмоционально окрашенной форме, что вызывает ответное эмоциональное переживание зрител€, читател€, слушател€ и способствует Ђобучаемостиї субъекта лучше, чем горы беспристрастной научной литературы. »скусство призвано Ђспособствовать тому, чтобы люди лучше понимали жизнь и больше еЄ ценилиї (–. ент).2

’удожественна€ культура одновременно остаЄтс€ одной из самых традиционных сфер культуры и отличаетс€ творчески-инновационным подходом авторов (художников, писателей, музыкантов, драматургов и актЄров и т.п.) к решению Ђвечных вопросовї. —южеты и образы в искусстве в большинстве случаев повтор€емы, легко узнаваемы, но в творении ћастера каждый раз получают новое прочтение. “ема Ђ–омео и ƒжульеттаї, трагедии ”.Ўекспира, начина€ с XVI века, продолжает осмысливатьс€, интерпретироватьс€, получать новое прочтение в литературе, живописи, музыке, на сцене и в кино. » каждое новое поколение открывает дл€ себ€ нечто новое, что подтверждает жизненное начало искусства, от которого и зависит его увлекательна€ и увлекающа€ сила.

ќпира€сь на вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что €вл€етс€ сущностью, Ђстержнемї культуры. ѕредставл€етс€, что культура вырастает на материальной основе (и неуклонно расшир€ет еЄ!), однако сущность свою культура про€вл€ет в первую очередь в области духа, духовного. Ёто находит отражение в совершенстве самого человека, во всемерном культивировании каждым из нас общечеловеческих ценностей в интеллектуальной, этической и эстетической сферах, т.е. служение »стине, ƒобру и  расоте.  онечно, материальное богатство не исключает богатства духовного, однако даже такой убеждЄнный материалист, как Ћ.‘ейербах говорил о том, что Ђне плоть, а дух делает человека человекомї. ќдна из важнейших задач культуры поэтому Ц гуманистическа€, т.е. создание более Ђчеловечногої человека, отвечающего нашим представлени€м об идеале. ѕо-насто€щему культурные люди Ц цвет человечества, его выдающиес€ мыслители, писатели, учЄные Ц как правило, отличаютс€ высокой духовной культурой. Ёто подлинные граждане мира, близкие всем, без различи€ национальности, социального положени€, пола и возраста. ѕо большому счЄту, нам абсолютно всЄ равно, что создателем таблицы умножени€ был грек ѕифагор, периодической системы элементов - русский ученый ƒ.».ћенделеев, а трагическую историю любви юных италь€нцев рассказал английский поэт и драматург ¬.Ўекспир. „еловечество единодушно помнит, уважает и любит творцов духовной культуры.

Ќар€ду с подвидами, духовна€ культура включает в себ€ множество элементов. Ёто обычаи, нормы и образцы поведени€ человека, сложившиес€ в конкретно-исторических социальных услови€х. Ёто также нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знани€. ¬ общем, это всегда продукты интеллектуальной, духовной де€тельности. ќни, как и продукты материального производства, используютс€ в качестве жизнеде€тельности человека, дл€ удовлетворени€ его определенных потребностей.

—юда вход€т форма мышлени€ и характер чувствовани€ (Ђкультура чувствї), творческие способности (возможности) и €зык народа. ¬с€ совокупность этих духовных ценностей возникает и существует не сама по себе, а вырабатываетс€, создаетс€ людьми, наход€щимис€ на определенной стадии общественного развити€, вступающими между собой в определенные общественные отношени€. ƒуховна€ культура, следовательно, характеризуетс€ не просто продуктами духовной де€тельности, но и отношени€ми, которые складываютс€ между людьми в процессе этой де€тельности. ќна представл€ет духовный мир каждого отдельного человека и его де€тельность по созданию Ђдуховных продуктовї, которые изучаютс€ философами, искусствоведами, филологами, политиками и специалистами иных духовных сфер общества.

Ќеобходимо отметить, что духовные ценности характеризуютс€ р€дом специфических черт. ¬ отличие от материальных они обладают особой долговечностью существовани€.  онечно, книга или картина может разрушитьс€ быстрее, чем станок или стол. «ато великие творени€ культуры не знают морального старени€. ћногие древние письменные источники тер€ют первоначальные списки, но, многократно переиздава€сь, они не тер€ют своей значимости. Ќапример, древний письменный пам€тник Ђјвестаї или Ђ»лиадаї и Ђќдиссе€ї √омера. Ќадо отметить, что духовные ценности в несравненно большей степени, чем материальные, запечатлевают особенности личности их создателей, сохран€€ неповторимые черты их индивидуальности.

Ќаличие различных внутренних взаимосв€зей между част€ми и элементами культуры позвол€ет рассматривать еЄ как целостную систему. ќднако следует иметь в виду, что такого рода св€зи большей частью весьма гибки и оставл€ют многим даже важнейшим чертам культуры значительную свободу. “ак, например, характерные черты основных этапов духовной истории человечества не €вл€ютс€ полностью производными материальной культуры Ц они результат сложного взаимодействи€ многочисленных факторов.

 ак следствие вышесказанного Ц культура чрезвычайно многолика, по-своему самобытна у каждого народа в разные периоды его развити€. ќтсюда Ц выделение культуры этнической,национальной и мировой. „еловечество составл€ют народы. –усские и башкиры, англичане и татары, египт€не, марийцы, немцы и многие, многие другие. „еловечество в этническом отношении так богато, что даже не знает точного числа составл€ющих его наций, народностей и племен. »звестно только, что их тыс€чи Ц больших и малых, насчитывающих миллионы и несколько сотен, или даже дес€тков, человек.

„то же объедин€ет людей в один народ? »ли, на основании чего мы можем говорить о существовании разных национальных культур? ќсновным принципом формировани€ систем подобного рода €вл€етс€ совместное проживание группы людей на смежных территори€х (соседство) и удобство совместной хоз€йственной де€тельности, обороны от врагов и т.п. Ќа базе этого постепенно складываютс€ общие черты: €зык, единство хоз€йственной жизни и идеологических представлений, элементы образа жизни, бытова€ культура, стиль одежды, специфика кулинарии и многое, многое другое. “аким образом формируетс€ родоплеменна€ (и межплеменна€) преимущественно сельскохоз€йственна€ система, которую и следует считать этнической (этнографической) культурой данного народа, то есть той, котора€ ещЄ не испытала на себе вли€ни€ цивилизации с еЄ урбанистическими ценност€ми, создаваемыми профессионалами.

— возникновением городов и государства эта чистота культурного единообрази€ серьЄзно трансформируетс€ под вли€нием социальной стратификации общества. ¬ отличие от этнической, национальна€ культура объедин€ет людей, живущих на больших пространствах и не об€зательно св€занных кровнородственными отношени€ми. ќбщность традиций, обычаев, норм, ценностей и правил поведени€, характерных дл€ представителей одной нации, государства, - вот что такое национальна€ культура, в состав которой вход€т и культуры этнические. Ѕольшинство современных национальных культур полиэтничны.

¬ качестве крайне неоднородной обычно привод€т американскую культуру, котора€ включает ирландскую, италь€нскую, китайскую, €понскую, немецкую, русскую, еврейскую и другие этнические культуры. Ќо и в культуре любого другого, скажем, русского, народа можно выделить группы людей, отличающиес€ некоторыми особенност€ми €зыка, духовной культуры и быта. ” нас на берегах Ѕелого мор€ живут поморы, на ƒону Ц казаки (вспомните Ђ“ихий ƒонї ћ.Ўолохова), которые и по говору, и по быту осознают себ€ как особые общности внутри русского народа.

ќб€зательным условием по€влени€ национальной культуры €вл€етс€ изобретение письменности. »менно благодар€ письменности происходит распространение идей, необходимых дл€ национального объединени€. »менно по факту рождени€ литературного (письменного) €зыка и профессиональной литературы суд€т о возникновении национальной культуры.

 онечно же, создателем и носителем национальной культуры €вл€етс€ народ, но в качестве основного услови€ и средства приобщени€ народа к своей культуре рассматриваетс€ образование и просвещение. Ќарод по своему составу неоднороден, поэтому у любой нации выдел€етс€ социальный слой людей, чьей основной функцией €вл€етс€ создание, развитие и распространение национальной культуры, - художественна€ и научна€ интеллигенци€.

¬ любой национальной культуре по еЄ создателю можно выделить культуру народную и профессиональную (авторскую). ѕрофессиональной культурой также очень часто называют знани€, навыки и методы работы, свойственные представител€м той или иной профессии.

Ќародна€ культура создаетс€ непрофессионалами и состоит из двух видов Ц попул€рной и фольклорной. ¬ структуру народной культуры вход€т народное искусство (песни, сказки, танцы, легенды), народна€ медицина (лекарственные травы, заговоры), народна€ педагогика и др. ѕопул€рна€ культура описывает сегодн€шний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорна€ Ц его прошлое. Ќекоторые продукты творчества относ€тс€ к народной культуре в целом, не подраздел€€ их на фольклорную и попул€рную.   примеру, народна€ медицина, народные промыслы, народные игры и забавы, народные обр€ды и праздники, народна€ кухн€, народна€ этика и педагогика.

Ќародную культуру называют также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. ќна создаЄтс€ анонимными творцами, т.е. авторы народных творений (сказов, причитаний, песен, танцев и т.п.) чаще всего неизвестны, но это высокохудожественные произведени€, выдержавшие проверку временем. ¬озникнув в глубокой древности, мифы, легенды, сказки, песни и танцы претерпевали поправки, вносимые народом, им же одобр€емые или неодобр€емые. ¬следствие этого одна и та же народна€ песн€ или сказка в соседних районах или даже селах может звучать несколько иначе, потому что фольклор всегда св€зан с традици€ми данной местности. ‘ольклор демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.  ое-что из этого культурного наследи€ исполн€етс€ и сегодн€, значит, часть фольклорной культуры вошла в попул€рную, котора€ помимо исторических преданий посто€нно пополн€етс€ новообразовани€ми, например, современным городским фольклором.

Ќародную культуру иной раз ошибочно отождествл€ют с культурой традиционной. Ётим названием прин€то называть культуру тех обществ, характерными чертами которых €вл€етс€ преклонение перед традицией, еЄ культ. „ертами традиционных культур в наибольшей степени обладают первобытные, азиатские, патриархальные формы. “радици€ Ц это передача и закрепление социального опыта от поколени€ к поколению, при этом нет необходимости доказывать еЄ законность, вполне достаточно ссылки на еЄ существование в прошлом. “радици€ Ц это самый ранний способ обеспечени€ единства поколений и целостности культуры. “радиционные формы ориентированы на достижение некогда заданного образца или стереотипа, поэтому они нетерпимы ко вс€ким новшествам, подозрительны к малейшим про€влени€м индивидуализма и духовной самосто€тельности.

“е или иные традиции действуют в любом обществе и во всех област€х общественной жизни. ¬начале традиции передавались неосознанно Ц через научение и подражание. — усложнением культуры они воспроизводились уже осознанно и оформл€лись словесно и ритуально, т.е. посредством фольклорных форм. ¬ доиндустриальном обществе большинство черт культуры передавалось через традицию. ¬ современном обществе еЄ сильно потеснили радио, телевидение, пресса, библиотеки, школы, университеты. ќни выступают основными каналами передачи прошлых знаний. » если раньше аудиторией народной культуры было большинство общества, то теперь ситуаци€ изменилась в пользу других форм культуры, о которых пойдЄт речь далее.

ѕрофессиональна€, или авторска€, культура, как видно из названи€, имеет конкретного создател€, автора, имеющего специальное образование (музыкальное, художественное, литературное) и занимающегос€ своим творчеством на профессиональной основе. јвторска€ культура неоднородна по своему составу и, в зависимости от еЄ уровн€, различают следующие формы: элитарную (высокую) и массовую.

—лово элитарный ведЄт своЄ происхождение от французского слова elita (отборное, лучшее). ќно, как правило, ассоциируетс€ с людьми, занимающими высокое положение в обществе (бизнес-элита, политическа€ элита и т.п.). ѕоэтому в р€де учебных пособий можно встретить такую точку зрени€, что элитарна€ культура создаЄтс€ привилегированной частью общества или по его заказу профессиональными творцами.

ќднако дл€ большинства культурологов пон€тие э литарной культуры имеет другой смысл, под ней понимаютс€ ценности, создаваемые и потребл€емые людьми, наиболее способными к духовной де€тельности. Ёлитарна€ культура включает классическое и авангардное искусство, научные теории, ЂсерьЄзныеї издани€, дипломатический этикет и т.п.  ак правило, элитарна€ культура на дес€тилети€ опережает уровень воспри€ти€ среднеобразованного человека, так как рассчитана на высокообразованную часть общества. Ёти люди могут быть богатыми и знаменитыми, что не €вл€етс€ главным показателем их элитарности. ќн заключаетс€ в их интеллекте и духовности.

 ак правило, высока€ культура носит поначалу экспериментальный или авангардный характер. ¬ ней пробуютс€ те художественные приЄмы, которые будут восприн€ты и правильно пон€ты широкими сло€ми публики многие годы спуст€. “ипичными представител€ми элитарной культуры €вл€ютс€ художники ».Ѕосх, ѕ.ѕикассо, —.ƒали,  .ћалевич, композиторы ѕ.Ўнитке, —.√убайдуллина, поэты ¬.’лебников, Ѕ.јхмадуллина, кинорежиссЄры ‘еллини, ј.“арковский, ј.—окуров и многие другие.

Ёлитарна€ культура требует от потребител€ большого труда Ц умственного, эмоционального, но и отдача бывает колоссальной, заставл€ющей Ђпрозревшегої счастливца возвращатьс€ к прочтению произведени€, неоднократно посещать один и тот же спектакль, прослушивать одну и ту же музыку, потому что богатство нюансов дарит всЄ новые и новые впечатлени€.

 руг любителей элитарного искусства не слишком велик, но он посто€нен во все времена. ≈сли опера, например, возникла в »талии на рубеже XVI-XVII вв., то и по сей день многие оперные спектакли того времени идут (и с успехом!) на лучших сценах мира.  онечно, сегодн€ редкий молодой человек Ђпризнаетс€ї в любви к классической литературе, к ƒостоевскому, „ехову или “олстому, но не будем торопитьс€ осуждать его за это. ≈го врем€ вдумчивого, неспешного чтени€ ещЄ не пришло, а Ђрукописи, -как известно,- не гор€тї.

—егодн€ же на первый план выдвигаетс€ массова€ культура, рассчитанна€ на потребление всеми людьми независимо от их возраста, социального статуса, места проживани€ и т.п. ћассова€ культура охватывает многообразные и разнородные €влени€ культуры ’’ века, получившие распространение в св€зи с научно-технической революцией и посто€нным ростом информационного потока, обрушивающимс€ на современного человека.

ƒело в том, что современные знани€, нормы, культурные образцы и смыслы вырабатываютс€, понимаютс€ и усваиваютс€ почти исключительно специалистами и дл€ специалистов. ƒл€ основной же массы населени€ €зыки современной специализированной (узко специализированной! Ц научной, политической, художественной, медицинской, инженерной и др.) культуры почти недоступны дл€ понимани€. ќбществу требуетс€ система Ђсредств переводаї этого потока информации на уровень обыденного понимани€ неподготовленных людей. » тут уж нам охотно и попул€рно объ€сн€т, какой йогурт полезнее, какой вид сотовой св€зи лучше, и какой корм ветеринары рекомендуют дл€ вашей собаки. »ными словами, массова€ культура управл€ет сознанием массового потребител€ в интересах производител€ этой информации, предлагаемого товара, услуг и т.п.

Ёто не означает, что современный человек стал глупее или инфантильнее, чем его предки. Ќо мы с вами просто не в состо€нии обработать такое огромное количество информации, что обрушиваетс€ на наши головы ежедневно, ежечасно, ежеминутно.   тому же современный человек, даже будучи очень образованным, остаЄтс€ специалистом только в одной какой-то области, и даже врач, к примеру, кардиолог, необ€зательно хорошо разбираетс€ в офтальмологии или хирургии. “ак и нам всем дл€ правильного выбора требуетс€ посто€нный Ђштатї комментаторов, журналистов, рекламных агентов и иного рода Ђгидовї, помогающих нам пон€ть, что красиво, а что уродливо, что дл€ современного человека €вл€етс€ об€зательным, а что Ц досадным пережитком, от которого необходимо избавитьс€. Ђ лонированныеї ведущие с экранов телевизоров демонстрируют, какими мы должны быть, транслиру€ одни и те же мелодии, показыва€ одних и тех же исполнителей, внушают нам музыкальные пристрасти€, политические убеждени€ и социальные ориентиры. ћассова€ культура вполне органично заполн€ет тот вакуум, который в прежние времена заполн€ли религиозные проповеди, когда св€щенник с Ђвысокогої €зыка (латынь, церковнослав€нский, арабский и др.) переводил на национальные €зыки верующих, объ€сн€€ им религиозную догматику через общедоступные образы, пон€ти€, притчи.

ћассова€ культура удовлетвор€ет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. ѕоэтому образцы массовой культуры быстро тер€ют актуальность, выход€т из моды, устаревают, но у массовой культуры в момент еЄ актуальности сама€ больша€ аудитори€, тем более что еЄ смысловой диапазон весьма широк: шл€гер, мелодрама, Ђмыльна€ операї, некоторые виды рок-музыки, поп-арт и т.п. ћассова€ культура порождаетс€ объективными процессами социальной модернизации общества (урбанизаци€, индустриализаци€, коммерциализаци€ культуры), поэтому не стоит оценивать это €вление однозначно негативно.

ќна выполн€ет свои функции в нашем супердинамичном обществе, функции развлечени€, украшени€, сн€ти€ нервно-психологического напр€жени€. ‘актор предельной простоты и узнаваемости не лишает массового искусства возможности быть высокопрофессиональным и выражать духовные ценности. ќдин из €рких примеров тому Ц творчество группы ЂЅитлзї, давно перешагнувшее через рубеж массовой культуры. “о же самое можно сказать о Ћ.”тесове, ћ.Ѕернесе и многих других. “аким образом, элитарна€ и массова€ культуры взаимообусловлены, взаимосв€заны и нерасторжимы в едином поле культуры.

¬се эти выше перечисленные формы культуры встречаютс€ в культуре любого народа, они составл€ют основу любой национальной культуры. ¬месте с тем из лучших про€влений национальных культур складываетс€ сокровищница мировой культуры. “ак, Ђсолнце русской поэзииї ј.—.ѕушкин, будучи, несомненно, глубоко русским, собственно русским поэтом, тем не менее €вл€етс€ досто€нием культуры всего мира. “ворчество англо€зычных писателей „арльза ƒиккенса и ƒжека Ћондона, италь€нских поэтов ƒанте и ѕетрарки, французских художников-импрессионистов –енуара и ћоне, немецких композиторов Ўуберта и ¬агнера и многих, многих других выдающихс€ де€телей культуры, пита€сь национальными истоками, раздвигает, обогащает их и несЄт прекрасное гораздо более широкому кругу почитателей.

ѕроцесс развити€ любой культуры во многом остаЄтс€ дл€ нас загадкой. ќднако очевидно, что происходит отбор ценностей, морально-этических и художественных установок, стилей. Ётот процесс позвол€ет выделить по степени распространенности культуры в обществе культуру доминирующую, субкультуру и контркультуру.

—овокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуетс€ большинство членов данного общества, называетс€ доминирующей культурой. ¬ культуре любого народа, любого региона существует нека€ ценностна€ доминанта, или €дро культуры.  огда человек рождаетс€, он застаЄт в обществе уже сложившиес€ нормы и ценности. ќсвоение этих норм, приспособление к господствующей культуре называетс€ социализацией. Ќаибольшим количеством людей как во времени, так и в пространстве признаютс€ общечеловеческие ценности, т.е. все важнейшие житейские истины, все шедевры мирового искусства. Ќравственные заповеди мировых религий, например, исход€т из устойчивых этических норм, таких, как любовь и уважение к ближнему, честность, милосердие, родственные св€зи, любовь к природе, стремление к прекрасному и т.п. ¬ наше врем€ все эти принципы своеобразно отражены в основных правах человека, на которые ориентированы такие международные организации, как ќќЌ, ёЌ≈— ќ, ёЌ»—≈‘,  омитет по Ќобелевским преми€м и многие другие.

ќднако общество во все времена и у всех народов не было и не могло быть однородным. ќсобый кодекс правил и моральных норм существовал и существует внутри этносов, сословно-классовых и локальных групп. —истему ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе в рамках общей, доминирующей культуры, прин€то называть субкультурой.  ультура каждой эпохи кажетс€ нам единой и целостной, но стоит пригл€детьс€ повнимательнее, и мы заметим множество различающихс€ между собой слоЄв этой культуры. ¬нутри различных общественных групп рождаютс€ специфические (социальные, демографические) культурные феномены. ќни закрепл€ютс€ в особых чертах поведени€ людей, взгл€дах на жизнь, в манере речи, в причЄске, одежде и т.п. –азличи€ могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит культуре доминирующей. ќна включает р€д ценностей культуры доминирующей и добавл€ет к ним р€д ценностей, характерных только дл€ неЄ.

“ак, например, в средние века в ≈вропе господствующим типом культуры был христианский. ќднако служение богу по-разному воспринималось различными социальными сло€ми, поэтому внутри единой христианской культуры можно говорить о существовании четырЄх, мало пересекающихс€ между собой, слоЄв: культуре духовенства (церковной); культуре рыцарской; культуре городской (бюргерской) и культуре кресть€нской (сельской).  онечно же, не только одеждой, но и представлени€ми о чести, долге, о любви и о семейных принципах отличались выходцы из этих слоЄв. ¬ доме кресть€нина Ц другой образ жизни, чем в монастыре или замке сеньора. Ёто разные субкультуры.

Ќа сегодн€шний день говор€т о молодЄжной субкультуре, о субкультуре пожилых людей, национальных меньшинств, о профессиональной субкультуре и т.п. »меютс€ заметные различи€ между сельской и городской культурой. ѕервоначально же термин субкультура примен€лс€ только к молодежной культуре, сформировавшейс€ на стыке массовой и попкультуры. ћолодЄжна€ субкультура Ц это совокупность взгл€дов, ценностей и норм поведени€ и моды, присущих молодым люд€м в возрасте от 13 до 19 лет. Ќа сегодн€ верхние возрастные границы отодвинулись до 25-30 лет. ¬ 50-е годы ’’ в. в јмерике и ≈вропе произошли серьЄзные изменени€ в социальной структуре западного общества: экономический подъЄм позволил молодЄжи составить самую массовую аудиторию, котора€ могла значительную часть доходов тратить на личную жизнь. ѕромышленность и предприниматели живо откликнулись на интересы тех 20% населени€, что составл€ет молодЄжь, на их желание социализироватьс€ и при этом активно за€вить о себе. ¬озникли такие €влени€, как индустри€ культуры (прообраз шоу-индустрии), молодЄжна€ мода, молодЄжные движени€ и т.п.

—пецифика молодЄжной субкультуры служит предметом рассмотрени€ многих исследователей. ѕочти все они отмечают свойственные молодЄжи категоричность суждений, динамичность, открытость миру, повышенную эмоциональность, стремление к новизне.[1]ћолодЄжна€ субкультура Ц это особый образ жизни, форма самовыражени€ и самовысказывани€ молодых.  онечно, молодЄжна€ субкультура не едина, в ней много направлений (хиппи, панки, рокеры, металлисты и мн.др.). Ѕолее того, несмотр€ на достаточно короткий срок молодости, внутри каждого направлени€ успевают образоватьс€ поколени€, мало похожие друг на друга.

«ачастую молодЄжь вступает в конфликт с теми, кто не раздел€ет их мировоззренческих позиций. “огда перед нами контркультура Ц така€ субкультура, котора€ не просто отличаетс€ от доминирующей культуры, но противостоит ей, находитс€ в конфликте с господствующими ценност€ми.1 √лавна€ черта контркультуры Ц это протест, несогласие, активное противосто€ние. ћолодЄжна€ культура может одновременно выступать как в качестве субкультуры, так и с позиций контркультуры.

»стории известны также случаи, когда €влени€, зародившиес€ как протестные, оппозиционные, постепенно овладевали умами всЄ больших членов общества, пройд€ через стадию субкультуры и став культурой доминирующей. Ёто можно сказать про все мировые религии. Ќапример, христианство или ислам, подвергавшиес€ гонени€м в момент своего возникновени€, смогли укоренитьс€ и лечь в основу культуры европейских или мусульманских народов.

Ќечто подобное можно отметить и в том, что ценности и идеалы, рождЄнные антибуржуазными выступлени€ми молодЄжи в 60-е годы ’’ в., не растворились в общественном мировоспри€тии последующих дес€тилетий. Ќапример, проповедь крайнего индивидуализма, вначале казавша€с€ экстравагантной, вызывающей, стала основой современного либерализма, учени€ о ценности личности. ∆изненные ориентации, приобретенные молодыми людьми в борьбе с всевластием государства и техники, стали неотъемлемой чертой современной западной культуры. ћожно утверждать, что господствующа€ культура осуществл€ет отбор субкультурных и контркультурных ценностей Ц какие-то из них впитывает, а какие-то отвергает.

“акой же процесс может происходить и с одним человеком, или группой людей, которые оторвались от одной культуры, общества, класса, сло€ или социальной среды, но в другую культуру ещЄ не вписались, не вросли корн€ми. ћаргинальна€ культура возникает в ситуации (вынужденной или сознательно выбранной личностью), когда индивид чувствует себ€ наход€щимс€ между двум€ противоречащими друг другу культурами. “ипичными примерами такого рода могут быть мигранты. —кажем, русский эмигрант, вынужденный во взрослом возрасте приспосабливатьс€ к жизни в јмерике, √ермании или  анаде. ќн так и не сможет усвоить до конца новые культурные ценности, нормы, правила и образ жизни, он не сможет полностью избавитьс€ от старых привычек. Ќе станет стопроцентным горожанином и сельский житель, переехавший на посто€нное место жительства в город. Ќи с одной из культур Ц ни старой, ни новой Ц маргиналы себ€ отождествить не могут. Ёта культурна€ Ђраздвоенность личностиї вызывает неустойчивость поведени€, €вл€етс€ посто€нным источником личностных проблем и расстройств, но одновременно нередко ведЄт к возникновению нестандартного, необычного в различных видах де€тельности, создаЄт богатую палитру дл€ развити€ новых направлений и идей.

 ак видим, люба€ культура представл€ет собой сложную систему, состо€щую из видов, подвидов, форм и элементов, которые тесно взаимодействуют между собой. Ёто легко объ€снимо развитием межкультурных коммуникаций, в которых принимают участие всЄ большее количество наций, народов, культур, субкультурных элементов.

ѕомимо вышеназванных составл€ющих, культура включает в себ€ и различные типы, но об этом будет идти речь в третьей главе.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3470 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

560 - | 449 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.04 с.