О предмете и месте культурологии в системе научного знания однозначного мнения пока не сложилось. Не будем забывать, что культурологии как самостоятельной науки ещё совсем недавно не было, а соответствующая область знания отдельными блоками, фрагментами входила в перечисленные выше научные дисциплины. В таком случае вполне объяснимы сложности в определении предмета культурологии. Такими сложностями являются:
Во-первых, неоднородность и многосложность определения самого понятия культуры, что требует самых разнообразных специализированных знаний.
Во-вторых, трудность в разграничении предмета социальных и гуманитарных наук, поскольку они тесно соприкасаются с идеологией эпохи и изменяются вместе с ней. Как известно, общая система научного знания подразделяется на три основные группы: естественные, технические и социально-гуманитарные науки. Культурология относится к социально-гуманитарным наукам и тесно взаимодействует с двумя другими группами наук.
Поэтому не следует сводить культурологию к одной гуманитарной дисциплине, правильнее будет рассматривать её как интеграционную науку, объединяющую и обогащающую собой весь комплекс перечисленных в предыдущем разделе дисциплин. Культурология является междисциплинарной областью научного знания, возникшей, как уже было отмечено, на пересечении таких наук, как философия, эстетика, искусствознание, этнография, археология, история, антропология, лингвистика, социология, психология и многих других отраслей научного знания, синтезируя и систематизируя данные этих наук.
Реальное вычленение культурологии как самостоятельного научного направления обосновано реальным процессом дифференциации и интеграции этих наук. В её задачи входит раскрытие характера взаимосвязи культурных явлений, динамики, структуры и функций культуры, её смысла и значимости.
Объектом (т.е. исследуемой сферой жизни, наблюдаемой объективно) научных интересов культурологов, являются, по сути, любые формы и виды человеческой жизнедеятельности, а предметом научного анализа культурологии выступает понятие культуры, процессы и закономерности социокультурного развития общества. Объектом культурологии являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явления, процессы и учреждения, а предметом культурологического анализа - многие вопросы бытия в каждую из исторических эпох, проблемы политической, правовой, нравственной, художественной культуры. Предметом культурологии как науки является часть этой реальности, представляющая интерес для исследователей.
В качестве предмета исследования культурология может рассматривать различные субъекты культуры, в качестве которых могут выступать как отдельные личности, так и целые социально-культурные общности разных уровней - нация, народ, всё человечество. На каждом из этих уровней становление и развитие субъекта культуры подчиняется своим закономерностям, но они взаимодействуют и взаимодополняют друг друга.
Такой подход позволяет выделить два основных профиля познания: собственно культурологический (в узком смысле) – как обобщённое знание о целостном феномене культуры и культуроведение – как совокупность частных научных дисциплин о культуре как специфическом явлении.
Культурология как учебная дисциплина подразделяется на теорию и историю культуры. В процессе изучения теории культуры раскрываются представления об её основах (предмет, исходные понятия, структура и функции культурологии), ведущих школах, направлениях, концепциях в культурологии. К главным теоретическим понятиям относятся также культурантропология, философия культуры, социология культуры, концепция «локальных цивилизаций» и многое другое. Непременной частью культурологии является анализ развития искусства (его основных течений и стилей) как важнейшей сферы духовной деятельности.
История культуры изучает процесс зарождения и основные этапы становления культуры, реальные процессы её развития. Данный блок включает два раздела: историю мировой культуры и историю культуры России. Причем два этих блока невозможно изучать совершенно изолированно, поскольку только осознание взаимосвязей мирового и российского культурного процессов позволит показать место России в мировой цивилизации, объяснить многие сегодняшние беды Отечества.
Надо понимать, что исторические и теоретические способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве. Как только историк переходит от изучения отдельной эпохи к построению всеобщей истории культуры, он неизбежно обращается к её философскому осмыслению, к теории культуры. Как только философ пытается закрепить свои теоретические построения, он вынужден обратиться за примером к истории культуры.
Культурология как наука подразделяется на фундаментальную и прикладную, по уровням познания и обобщения. Цель фундаментальной культурологии – исследование культурных процессов и явлений как социального феномена, разработка категорий и методов культурологического исследования. Этим занимаются уже названные нами выше такие предметные направления, как социальная и культурная антропология, психологическая антропология, культурная семантика и др. В каждой из этих дисциплин фундаментальной культурологии могут быть выделены несколько уровней познания и обобщения материала. Их всего 4:
- уровень изучения наиболее общих (теоретических) закономерностей протекания культурных процессов, т.е. формирование категорий и понятий, разработка методов и концепций. На этом (общетеоретическом) уровне исследователи не столько стремятся объяснить, что такое культура (это, как мы рассмотрим далее, необъятное понятие, не поддающееся однозначному определению), сколько стараются выяснить, каким способом можно культуру познать, систематизировать знания о ней. Фундамент теоретической культурологии составляют её основные понятия (категории): функции культуры, культурные объекты, типы исторического развития культуры, инкультурация (вхождение человека в культурную среду), аккультурация (взаимодействие культур), культурные и социокультурные группы и мн. др. Особое значение для культурологической мысли имеет понятие «цивилизация», рассмотрению которого будет посвящена третья глава нашего пособия.
- обобщение системных объектов. Известно, что значительная часть культурных явлений существует не изолированно, автономно, а в некой связке, совокупности, системе и только в ней, этой системе, могут быть действенны. Так, например, предмет изучения этнокультурологии – этносы, народы, нации могут быть исследованы только в процессе комплексного ознакомления с их территорией, природой, историей, политикой, мифологией, социальной структурой и т.п.
- обобщение и исследование образцовых форм, норм (паттернов1). Эти эталонные образцы обычно воспроизводятся в разных конкретных ситуациях и служат объектом исследования многих наук. Например, стилевые признаки архитектуры позволяют искусствоведу легко отличить христианскую церковь от мечети, а европейский готический храм от европейского же романского. Культурными образцами являются и устойчивые модели культурного поведения людей, связанные с их отношением к тем или иным идеям, ценностям. Так, нормы этикета по-разному воспроизводятся и воспринимаются различными культурными системами.
- обобщение и исследование единично наблюдаемых объектов, т.е. артефактов2. Тысячи и миллионы артефактов – вещей, окружающих нас или окружавших наших предков, - выражают многочисленные культурные системы, предоставляя нам возможность познакомиться с историей культуры в её наиболее традиционном (фактографическом) понимании.
Теоретические исследования в культурологии постоянно стимулируются творческим обменом между этой наукой и социологией, историей, философией, антропологией, лингвистикой и другими гуманитарными науками. Фундаментальная культурология постоянно обновляет свой категориальный (понятийный) аппарат, возникают новые культурологические теории и концепции, которые опираются на серьёзную фактическую базу и имеют ряд практических применений
Прикладные аспекты культурологии весьма многообразны. Они порождаются потребностями общества, сложными задачами, встающими перед ним сегодня. Именно исследования в прикладной культурологии помогают эти проблемы разрешить. Например, высокая степень изученности взаимодействия культур (той самой аккультурации) делает культурологию незаменимым помощником в исследовании причин конфликтов, возникающих на национальной, культурной, религиозной почве. Только специалисты-культурологи способны спрогнозировать ситуацию, подсказать меры по предотвращению такого рода конфликтов или ликвидации их последствий. Такие направления исследований, как социокультурное проектирование, культурно-просветительская и досуговая работа, музееведение, информационно-библиотечное и архивное дело тоже требуют культурологических знаний. Очень востребованной сегодня является культуроохранная деятельность – охрана культурного наследия, возрождение культурных традиций, форм религиозной культуры.
Ну и, наконец, культурологизация образования, т.е. насыщение программ школ и вузов культурологическими знаниями. Процесс этот характерен как для России, так и для всего мира, ибо в условиях резких общественных и культурных перемен именно такие знания могут помочь подрастающему поколению сформировать систему культурных ориентиров, ознакомиться хотя бы с малой частицей неисчерпаемого общечеловеческого опыта.
Опираясь на вышесказанное, мы можем определить ф ункции1 культурологии, т.е.то, для чего эта наука нужна. Функции эти в целом традиционны, как и для других гуманитарных дисциплин, хотя и имеют свою специфику. Функции культурологии следующие:
- гносеологическая (познавательная), является общей для науки в целом. Однако интеграционный характер культурологического знания обусловливает необходимость объединения различных способов и методов познания окружающего мира, присущих науке, религии, искусству, философии.
- эвристическая (творческая) исходит из понимания культуры как созидательного процесса. Человек создает культуру в различных её проявлениях: выращивает культурные растения и домашних животных, изготавливает ремесленные изделия и изобретает машины, создает шедевры живописи и архитектуры и украшает нехитрым узором домашнюю утварь. Но всегда этот процесс сопровождается обучением, взаимопониманием, сотворчеством.
- воспитательная функция культурологии тесно связана с эвристической, т.к. коллективное обучение, вхождение в мир культуры прошлого всегда сопровождается воспитанием индивида. Знакомство с этикой, эстетикой, этикетом, моралью, правом формирует культуру поведения человека, помогает осознать нравственные, политические, правовые ориентиры.
- мировоззренческая функция культурологии определяется философией культуры, которая помогает выявить и философски осмыслить художественную, религиозную или научную картину мира в ту или иную историческую эпоху.
Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня культурология занимает важное место в системе гуманитарных знаний, является одной из быстро развивающихся гуманитарных наук. Её влияние ощущается во всех сферах научного изучения человека, взаимоотношений природы и культуры. Во многом это объясняется общей тенденцией интеграции научного познания, которая уже достаточно долгое время является приоритетным направлением развития как естественных, так и гуманитарных наук. Характерные для культурологии широта поля исследований, многообразие методов, возможность работать с достижениями многих наук, выйти за узкопрофессиональные рамки делает культурологию привлекательной для ученых-гуманитариев.