Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 онтрольные тесты




1 »з перечисленных определений культурологии наиболее состо€тельным и продуктивным €вл€етс€:

а) систематизированное знание о культуре

б) наука об историческом развитии культуры

в) наука, изучающа€ поведение людей в обществе, взаимоотношени€ между ними

 

2  ультурологи€ как наука сформировалась на стыке следующих наук:

а) социологи€

б) философи€

в) культурна€ антропологи€

г) лингвистика

д) искусствоведение

е) археологи€

ж) биологи€

 

3 »де€ выделени€ культурологии как особой отрасли знани€ св€зываетс€ с именем такого учЄного, как:

а) ѕ.“.Ѕоборыкин

б) Ћ.”айт

в)Ё.“эйлор

г) ѕ.—орокин

 

4 ¬ антропологию культуры не входит:

а) этнолингвистика

б) психологи€ культуры

в) демографи€

г) социологи€ культуры

 

5 ¬оспитательной функцией культурологии €вл€етс€:

а) формирование культуры поведени€

б) сравнение отдельных объектов культуры

в) формирование ценностных ориентиров

г) сведение к пон€тному

 

6 ¬ число задач культурологии не входит:

а) анализ культуры как системы феноменов

б) обобщение и исследование образцовых форм, норм (паттернов)

в) исследование социальной структуры общества

г) обобщение и исследование артефактов

 

 

7 ¬ культурологии не используютс€ следующие научные методы:

а) структурно-функциональный

б) биографический

в) семиотический

г) психологический

д)математический

 

√лава 2

 ультура как предмет культурологии, еЄ структура и функции

 

1  ультура как пон€тие и феномен

 

Ђ„то такое культура? Ц задавал вопрос великий гуманист ’’ века јльберт Ўвейцер (1875-1965) и удивл€лс€. Ц Ётот вопрос должен был бы давно волновать человечество, считающее себ€ культурным человечеством. Ќо, как ни странно, в мировой литературе никто до сих пор не ставил такого вопроса и тем более не пыталс€ ответить на него. —читалось, что незачем определ€ть существо культуры, поскольку она сама налицо.  огда же этот вопрос всЄ-таки затрагивалс€, то его со ссылкой на историю и современность объ€вл€ли уже давно решЄнным. ќднако сегодн€, когда сами событи€ с неумолимостью ведут нас к сознанию того, что мы живЄм в услови€х опасного смешени€ элементов культуры и бескультурь€, нам надлежит - хотим мы того или нет Ц попытатьс€ определить сущность культурыї1.

Ќа сегодн€, пожалуй, нет другого такого €влени€, которое так часто обсуждаетс€ учеными и философами, как культура. ¬ научной литературе насчитываетс€ множество определений пон€ти€ УкультураФ. »х даже трудно все перечислить. ƒл€ того, чтобы справитьс€ с естественной растер€нностью, знаком€сь с этими определени€ми, следует сначала усвоить, что слово и пон€тие различаютс€ между собой. —лово лишь называет предмет или €вление, а пон€тие содержит в себе наиболее общее свойство, его идею. ѕри этом пон€тие всегда одно, а сущностных качеств у него может быть несколько или даже много. Ёто происходит потому, что ученые используют (как мы это вы€снили в первой главе) различные подходы к рассматриваемому €влению, а значит, и по-разному понимают его сущность. ѕоэтому нас не должно смущать множество определений такого многообразного €влени€ как культура.

ƒаже в обыденной жизни каждый из нас понимает нечто своЄ под этим словом, ведь культура выражает глубину и неизмеримость человеческого быти€, и в той же мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. ѕопробуйте сейчас, ещЄ до прочтени€ текста учебного пособи€, вспомнить, в каких смыслах и в каких словосочетани€х вам встречалось слово Ђкультураї, и вы удивитесь широте и частоте его использовани€.

„аще всего в разговорном русском €зыке с этим пон€тием св€зываютс€ такие качества, как образованность, воспитанность, нравственность. ћногие из нас закрепл€ют в своем сознании за словом Ђкультураї определенные сферы человеческой де€тельности Ц искусство, религию, науку, образование. Ётому во многом способствуют укрепившиес€ в речи словосочетани€ Ђкультурные учреждени€ї (театры, библиотеки, филармонии, учебные заведени€), Ђкультурные меропри€ти€ї (концерты, спектакли, лекции, киносеансы).

—оциальный феномен культуры полифоничен, но из всего этого многообрази€ (если исключить сельскохоз€йственную и естественно-научную терминологию, например, Ђзлаковые культурыї, Ђкультура микробовї) можно выделить четыре основных смысла слова Ђкультураї:

1) обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развити€ человечества;

2) совокупность достижений и творчества, свойственных какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду (например, мы говорим о культуре башкирского или татарского народов, о культуре эпохи ¬озрождени€ или о культуре ћосковской –уси);

3) уровень, ступень развити€ какой-либо отрасли хоз€йства или умственной де€тельности (например, культура речи, культура труда или быта);

4) обозначение форм и продуктов интеллектуальной, прежде всего, художественной де€тельности: музыка, литература, живопись, театр, кино и т.д. ѕожалуй, именно этот смысл слова Ђкультураї наиболее распространен среди широкой публики.

 ак научный термин слово Ђкультураї примен€етс€ ещЄ более разнообразно.  онечно, в основном его используют гуманитарные науки, кажда€ из которых выдел€ет в качестве доминанты дл€ культуры нечто, представл€ющее наибольший интерес дл€ учЄных этого направлени€. Ќапример, дл€ этнографии культура какого-либо племени Ц это система характерных дл€ него обычаев, норм поведени€, общественных св€зей, трудовых навыков, религиозных представлений и обр€дов. ƒл€ археологии Ђкультураї - вс€ совокупность археологических находок, сделанных в какой-нибудь местности и относимых к определенному историческому периоду, приписываемых какому-либо виду людей или племени.

¬ разных значени€х используетс€ пон€тие Ђкультураї в социологии, что зависит от принадлежности социолога к той или иной школе.  ак правило, дл€ социолога Ђкультураї - это определЄнные общественные структуры, выполн€ющие те ли иные социальные функции: система образовани€, воспитани€, культурно-просветительные учреждени€ и т.п.

“акие базовые пон€ти€, которые сами по себе €вл€ютс€ предельно общими, и характеризуютс€ тыс€чами разных признаков, приходитс€ определ€ть, обраща€сь к истории и этимологии (происхождению) самого пон€ти€, описыва€ область €влений, которое оно обозначает. ј поскольку культуру, как мы уже знаем, изучают не только культурологи, но и философы, социологи, антропологи, историки и многие другие специалисты, то перед нами непроста€ задача вы€вить самый общий взгл€д на это €вление.

ѕон€тие культура происходит из латинского €зыка, €зыка древних римл€н. ѕервоначально слово cultura, происходившее от colere,означало Ђобработка, возделывание, уход, улучшениеї. ќно также было близким по происхождению и значению слову Ђкультї (cultus), указывавшему на почитание богов, религию.   пон€тию культуры близок и термин Ђоккультизмї (occultis Ц тайный, сокровенный). ƒуховный, сокровенный, тайный аспект пон€ти€ культуры предполагал наличие обр€дов, совокупности действий, имеющих целью нагл€дно выразить религиозное преклонение или привлечь божественные силы на помощь или в наказание.

ќдновременно противопоставленным и взаимодополн€ющим дл€ слова Ђкультураї в античной философии было пон€тие Ђнатураї, Ђприродаї (от Ђnaturaї), т.е. природное, дикое, естественное противосто€ло искусственному, созданному ценой человеческих усилий, установленных человеком законов и норм морали.

¬ ƒревнем –име слово Ђкультураї ещЄ не употребл€лось самосто€тельно, а только в св€зке с другими: agricultura Ц возделывание земли, cultura literaturum Ц совершенствование письменности, cultura juris- выработка правил или законов поведени€. –имский государственный де€тель и писатель ћарк ѕорций  атон во II в. до н.э. в своЄм трактате, название которого можно перевести как Ђјгрикультураї, утверждал, например, что возделывание почвы невозможно без особого душевного настро€. Ѕез предельного интереса к земле не будет и культуры, иначе говор€, должного возделывани€.

¬ I в. до н.э. римский оратор и философ ÷ицерон использовал переносное выражение cultura animi, что можно перевести как Ђобработка, совершенствование душиї. Ђ ак плодоносное поле без возделывани€ не дает урожа€, - писал ÷ицерон,- так и душа. ¬озделывание души Ц это и есть философи€: она выпалывает в душе пороки, приготовл€ет души к прин€тию посева и ввер€ет ей Ц сеет, так сказать,- только те семена, которые, вызрев, принос€т обильный урожайї.

јнтичность знаменует начало европейской культурной традиции: слово Ђкультураї начинает надолго обозначать воспитание, образование, почитание, развитие и т.п. —редневековье продолжило эту традицию, но преимущественное внимание удел€лось Ђкультуї, как способности человека открыть свой творческий потенциал в любви к Ѕогу. — религиозной точки зрени€ культура воспринималась и воспринимаетс€ как данный свыше совокупный пор€док быти€.

¬ эпоху ¬озрождени€ воскрешаетс€ античное представление о культуре, котора€ в большей мере стала св€зыватьс€ с соответствием гуманистическому идеалу человека, с его т€гой к возвышенному, гармоничному развитию. ќднако вплоть до XVIII в. слово Ђкультураї как определЄнный, общепризнанный термин не употребл€лось, а использовалось как синоним близких пон€тий.

¬ современном значении слово Ђкультураї стало употребл€тьс€ в XVIII в., в качестве самосто€тельного оно впервые по€вилось в трудах немецкого историка и юриста —. ѕуфендорфа (1632-1694). ѕредставители европейского ѕросвещени€ (XVIII в.) рассматривали культуру как духовную эволюцию человечества, постепенное совершенствование €зыка, обычаев, государственного устройства, научного знани€, искусства, религии.

¬ последующие века многие, очень многие философы, великие умы и замечательные гуманисты Ц ». ант, ¬.¬индельбанд, Ё. ассирер, √.√егель, ќ.Ўпенглер, Ќ.ј.Ѕерд€ев, ј.Ўвейцер и др.- пытались ответить на вопрос, что же такое культура. ћожно сказать, что распространенные в ≈ропе представлени€ о культуре так или иначе носили религиозный характер. ќни сводились к пониманию культуры как преодолени€ в Ђестественном человекеї природного, чувственного начала преимущественно силой Ђразумаї (¬ольтер), силой внутреннего Ђнравственного законаї ( ант), эстетической, художественно-творческой де€тельностью (Ўеллинг). ‘илософское пон€тие Ђкультураї фиксирует общее отличие человека, его жизнеде€тельности, созданного человеком мира искусственных вещей и €влений от природы.

 ультура представл€лась развивающейс€ по непрерывной и притом восход€щей линии, подчин€€сь общему закону эволюции и прогресса. ¬ традици€х философии культуру рассматривали главным образом как область духовной свободы человека, а всЄ разнообразие культурных процессов сводилось к духовному производству, и высшим из них считалось творчество в сфере искусства.

≈сли отвлечьс€ от философских и научных определений, то можно выделить несколько аспектов культуры как способа или сферы человеческого быти€, неоднократно отмечаемые многими исследовател€ми:

1.  ультура по€вл€етс€ там и тогда, где и когда люди, обрета€ человеческие черты, выход€т за пределы природной необходимости и станов€тс€ творцами своей жизни.

2.  ультура возникает и формируетс€ как совокупность ответов на множество вопросов и проблемных ситуаций социальной и природной жизни людей. Ёто Ч обща€ Ђкладова€ї знаний, средств и технологий, выработанных людьми дл€ решени€ общезначимых проблем.

3.  ультура есть способ и результат символического и ценностно-нормативного конструировани€ реальности, ее возделывани€ по законам прекрасного или безобразного, нравственного или аморального, истинного или ложного и пр.

4  ультура есть способ и результат самопорождени€ и самопостижени€ человека, наличный мир его способностей и родовых сил. „еловек становитс€ человеком благодар€ культуре и посредством нее.

5  ультура есть способ и результат Ђпроникновени€ї человека в иные миры Ч мир природы, мир божественного, миры других людей, народов и общностей, в рамках которых он себ€ осуществл€ет.

ћожно продолжить перечисление характеристик и качеств культуры, так и не исчерпав до конца все богатство ее содержани€. ѕоэтому не перестаЄшь удивл€тьс€, сколь полнее научных определений могут быть поэтические строки. ѕожалуй, не скажешь лучше русского поэта Ќ. «аболоцкого (1903-1958):

 

 

ƒва мира есть у человека:

ќдин, который нас творил,

ƒругой, который мы от века

“ворим по мере наших сил.

 

“аким образом, пон€ть сущность культуры можно только через призму де€тельности человека, человечества. ¬ самом широком, обобщЄнном смысле мы можем сказать: культура Ц это всЄ, что создано человеком. ѕод это наиболее общее определение так или иначе подход€т и все остальные (их около 600), имеющиес€ в современных словар€х. Ќапример:

- культура Ц это созидательна€ де€тельность человека по преобразованию природы и общества и еЄ результаты;

- культура Ц это воспроизводство и развитие человека как субъекта де€тельности;

- культура Ц это система материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми;

- культура Ц это знакова€ система, созданна€ человеком в силу присущей только ему способности к символизации.1

Ёти определени€ даютс€ представител€ми разных научных дисциплин, занимающихс€ изучением культуры. ¬ каждой из этих наук, как мы уже знаем, свой пон€тийный аппарат, сво€ фактологическа€ и теоретическа€ база, свои традиции и организационные структуры. ѕоэтому изучение культуры и интерпретаци€ самого пон€ти€ Ђкультураї столь существенно отличаютс€ в философии, истории, этнографии, социологии, антропологии культуры, искусствоведении и других гуманитарных науках. ¬ сравнительно новой области научного знани€ Ц в культурологии Ц предпринимаетс€ попытка интегрировать, обобщить большинство методологических и дисциплинарных подходов к исследованию культуры.

 онечно, мы привели самый приблизительный обзор истории слова и значени€ Ђкультураї. „тобы провести полный анализ, пришлось бы рассматривать всю культурную историю человечества и знакомитьс€ с другими, близкими по значению терминами. ≈сли же обобщить всЄ выше сказанное, то можно дать следующее определение: культура Ц это специфический способ организации и развити€ человеческой жизнеде€тельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценност€х, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

ƒаже такое определение не означает, что мы раскрыли всю универсальную сущность культуры как феноменального €влени€ и раскрыли все еЄ грани. ƒл€ того, чтобы раскрыть эти задачи, будет крайне важно проследить за тем, что представл€ет собой структура культуры и каковы еЄ функции.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2479 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕольшинство людей упускают по€вившуюс€ возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © “омас Ёдисон
==> читать все изречени€...

758 - | 585 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.