"Но вы, полковник, ничего не знаете о громадной и мутной волне псевдонауки, поднявшейся во всех странах. Чего только нет - и особые способы питания упражнения глаз, чтобы обходиться без очков в старости, какие-то магнитные волны, дианетика - психическое воспитание человека с материнской утробы, псевдойога на всякие лады, хиропрактика - особый массаж, вправляющий какие-то несуществующие элементы скелета, - разве все перечислишь". Иван Ефремов "Лезвие бритвы " ". |
"Все дело в том, что в приключенческую рамку пришлось оправить апокриф - вещи, о которых не принято было у нас говорить, а при Сталине просто - 10 лет в Сибирь: о йоге, о духовном могуществе человека, о самовоспитании - все это также впервые явилось в нашей литературе, в результате чего появились легенды, что я якобы посвященный йог, проведший сколько-то лет в Тибете и Индии, мудрец, вскрывающий тайны". Иван Ефремов. Из комментариев к книге "Лезвие бритвы" в личной переписке. |
Здесь я собираюсь вкратце изложить наиболее детально разработанную теорию эмоций, которая была создана не психологами и не признана в научном мире. Именно потому, что она была наиболее детально разработана, я ее излагаю первой из подобных, и в первых главах ей будет уделено много внимания. Здесь эта теория рассмотрена на общих основаниях, как один из путей исследования, вовсе не как истинна в последней инстанции, но и не как "мальчик для битья". В числе прочих, я привожу здесь эту теорию для того, чтобы выделить в ней рациональное зерно. И на общих основаниях, я высказываю по отношению к ней свое собственное мнение, как в плане критических замечаний, так и в плане выделения интересных мыслей и разработок.
Согласно этой теории, эмоции являются индикатором вашего отношения к окружающим вещам, людям, животным, ситуациям. Отчасти, отношение человека к различным вещам отражает то, насколько человек ощущает себя причиной и насколько человек ощущает себя следствием в общении с ними, отражает его оценку готовности общаться с этими вещами. Эта готовность может быть выше или ниже и образует непрерывную шкалу, на которую можно нанести различные состояния в порядке ее увеличения или уменьшения. В зависимости от готовности к общению человек избирает стратегию своего поведения. Например, испытывая симпатию, человек стремится к объекту, а, испытывая страх, то есть, оценивая объект как источник опасности, стремится от него удалиться.
В качестве критерия совместимости человека с окружающими объектами предлагается принять по его готовность находиться с этим объектом в одном пространстве. Не общаться, а именно находиться с ним в одном пространстве. Важно также и то, в каком качестве, и то, насколько близко и как долго человек готов находиться в одном пространстве с некоторым объектом. Это общая, более универсальная характеристика, чем просто готовность к общению. В самом верху этой шкалы должно находиться состояние абсолютной готовности к контакту со всем и всеми в этом мире, а внизу полное разрушение как разумного существа, его неготовность быть где-либо и чем-либо.
Эта шкала непрерывна и любое изменение состояния происходит постепенно, даже если очень быстро. В качестве примера такого постепенного изменения эмоций, я рассмотрю изменение отношения ребенка к подаренной ему игрушке. Однако, все сказанное будет верно для других самых разных вещей.
Итак, ребенку дарят новую игрушку. Присмотревшись и ознакомившись с ней, он берет ее в руки и начинает с энтузиазмом с ней играть. Он активно изучает этот объект и активно преобразует его. В энтузиазме человек управляет объектом или объектами, на которые направленно его внимание.
Проходит некоторое время, и отношение ребенка к игрушке меняется. Это понятно, все детали известны и известны большинство их сочетаний. Потребность исследовать игрушку постепенно падает, ведь ребенок ее уже хорошо знает. Ребенок перестает ее изучать и начинает ощущать себя причиной по отношению к ней. По отношению к игрушке ребенок будет испытывать ровное веселое настроение.
Проходит еще некоторое время, и игрушка оказывается поврежденной, поцарапанной. Когда ребенок это обнаруживает, его настроение несколько портится, и он принимает решение обратить больше внимания на игрушку и не допустить дальнейшей порчи. В таком состоянии человек испытывает консерватизм.
Дальнейшее падение по эмоциональной шкале, приведет к еще большей потере интереса к игрушке. Ребенок будет воспринимать игрушку, но желание что-нибудь с ним делать уменьшиться. Ребенок будет пассивен, и будет испытывать скуку по отношению к игрушке.
Затем, ребенок положит игрушку на полку, и будет просто обладать им. Это будет его вещь, которой он иногда будет пользоваться. Однако если кто-либо попытается ее у ребенка, то обнаружится, что ребенок очень недоволен такой перспективой и испытывает антагонизм. Он будет спорить, доказывать свою правоту и опровергать противоположную точку зрения.
Если его эмоциональный тон упадет еще сильнее, то дальнейшие попытки забрать у ребенка игрушку, вызовут у него злость или гнев. В гневе человек плохо воспринимает информацию. Его действия направлены на то, чтобы преодолеть препятствие и стать причиной, чтобы вернуть себе контроль над ситуацией.
Если же, и это не поможет, ребенок опустится еще ниже по тону, и будет испытывать страх, он будет бояться, что у него отнимут и не вернут игрушку. В этом состоянии он и воспринимает угрозу, и планирует способы ее устранения. Но конечно, при страхе человек считает себя по большей части следствием и его исходящая коммуникация направлена на то, чтобы избежать прямого контакта.
Неспособность избежать потери своей игрушки и своей свободы воли, вызовет у ребенка горе. Ребенок может расплакаться. В горе человек достаточно пассивен по отношению к объекту, вызвавшему эту эмоцию. Он воспринимает свою потерю.
Еще ниже по тону, человек впадает в апатию по отношению к игрушке. Он признает свой проигрыш, свою неспособность повлиять на ситуацию и готов смириться с этим фактом. Внешне, в этом состоянии человек пассивен, и его действия, пусть даже неосознанно, направлены только на изменения себя. Он обнаруживает мир, в котором некий объект и внешние обстоятельства оказывается важнее его желаний и личного мнения.
Конечно, в реальной жизни, с множеством самых разнообразных внешних факторов, движение по шкале эмоций не будет столь линейным и не обязательно должно так фатально идти вниз.
Кроме того, по моему мнению, описанная выше последовательность эмоций, это просто концептуальная и сильно упрощенная зарисовка, которая не учитывает множества факторов.
Кроме указанных выше ключевых тонов шкалы эмоций,на ней существуют еще промежуточные тона. Шкала непрерывна и при движении по ней изменение эмоций происходит постепенно от точки к точке и между двумя любыми тонами есть полутона. Некоторые из них имеют свои названия. Существует ряд опубликованных редакций этой шкалы тонов, более или менее подробных, но в большинстве из этих редакций присутствуют следующие тона: