Заказчики интеллектуальной продукции — тема для особого разговора. Именно клиенты диктуют условия развития социологического рынка. Российский рынок исследований — это прежде всего рынок покупателя. Он платит за исследование, с его интересами связана активизация либо стагнация научного рынка.
По данным «Маркетинговых исследований в России», среди заказчиков маркетинговых исследований в Москве около половины (47%) являются российскими фирмами. По мнению А. Семченко («Глас народа»), западные компании не теряют интереса к нашей стране, особенно те, которые пришли сюда
впервые. Западные коммерческие компании, говорит Ф. Шереги (Центр социального прогнозирования), поддерживают отношения с западными исследователями, которые гарантируют честность и до стоверность данных. Бурный всплеск в развитии рынка маркетинговых исследований приходится на середину 1990-х гг., точнее сказать на 1996 г. Именно с этого времени аналитики ESOMAR стали учитывать в своих расчетах новые европейские рынки, в число которых вошла и Россия, которая показала наибольший рост маркетинговых исследований в этом году (139%)4. По заявлению Е. Петренко (ФОМ), после 1996 г. федеральная власть стала более внимательной к общественному мнению. С этого времени Администрация Президента превратилась в постоянного заказчика измерений общественного мнения, проводимым ФОМ. Кроме нее в числе основных заказчиков выступали иностранные клиенты, прощупывавшие изменчивость настроений российских граждан. Среди ведомств лидируют Министерство образования, Миграционная служба и Налоговая служба. Кроме того, исследования часто проводятся на деньги международных организаций: ЕБРР, Мирового банка, различных фондов. Тради-
4 См.: Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 6.
ционными заказчиками грантовых исследований выступают иностранные образовательные учреждения, крупные университеты, а также ведущие специалисты по России в США, Великобритании и странах Европы.
Сотрудничество с исследовательскими центрами иногда не приносит удовлетворения заказчикам, что вызывает отказ от дальнейшего сотрудничества. Если пользоваться данными «Маркетинговых исследований в России», то для более чем половины социологических служб клиенты назвали от одной до нескольких причин отказа от дальнейших контактов.
Заказчиками было определено 6 групп причин: высокие цены, неквалифицированные исполнители, недостоверные данные, непонимание основных проблем клиента, неоперативность в выполнении заказа, практика собственных исследований.
Основной причиной, приведшей к отказу от дальнейшего обращения, были названы высокие цены. Второй причиной отказа было названо получение недостоверных данных на выходе, т.е. плохое качество сбора и обработки социологической информации. От услуг РОМИР отказывались вследствие выполнения исследовательских работ неквалифицированным персоналом, завышенных расценок, получения на выходе недостоверных данных и неоперативности выполнения заказа.
Такая же картина сложилась и с Комкон-2. Клиенты получили недостоверные данные за высокую цену. От дальнейшей работы с GfK отказались по тем же соображениям, что и в случае с Комкон-2. На отказ от услуг Фонда «ОМ» повлияло непонимание его специалистами основных проблем заказчика. Клиенты были почти единодушны в причинах отказа от сотрудничества с Gallup Media — высокие цены. ВЦИОМ обвиняют в неквалифицированности исполнителей и непонимании проблем заказчика. Исследования ЦЕССИ стоят слишком дорого. Специалисты Маркетингового информационного центра долго выполняют заказ, при этом существует вероятность получить недостоверные данные. Только исследования Validata не побуждали клиентов к отказу от дальнейшего сотрудничества.