Центры различаются по количеству предлагаемых ими услуг. И здесь опять возникают многофункциональные фабрики, специализирующиеся на нескольких видах исследований, такие как ВЦИОМ, РОМИР, Центр социального прогнозирования. Или фирмы, которые специализируются на одном виде исследований, — Комкон, ФОМ, ГфК. Среди них есть организации с большим штатом, которые перечислены выше, атакже небольшие компании («Глас народа»).
Исследователей различает предметная специализация. К примеру, в социологии образования монополистом выступает Центр социального прогнозирования, который организовал совместно с Министерством образования самостоятельный научный центр. На изучении коррупции в России главным образом специализируется центр «Индем» (рук. Г. Сатаров), который собрал под своей крышей авторитетных специалистов: А. Баранова, Ю. Благовещенского, М. Краснова, М. Левина, Н. Попова, В. Римского и др. «Циркон» давно и успешно исследует инвестиционное поведение российских граждан.
Надо сказать, что по сравнению даже с 1999 г. специализация центров в отдельных областях стала более осмысленной и конструктивной. Так, специалисты ФОМ отказались от проведения маркетинговых исследований и изучения рекламы, так как пока нашли постоянного заказчика на мониторинга общественного мнения. Генеральный заказчик 90% исследований ФОМ — Администрация президента. Центр «Опинио» С. Туманова также отказался от проведения маркетинговых исследований. Ситуация начала и середины 1990-х, когда социолог занимался всем, за что платили, медленно меняется, на ее место приходит более узкая специализация даже по нескольким видам исследований и, как следствие, более продолжительные отношения с определенным кругом клиентов.
Исследовательские центры могут заниматься самостоятельной деятельностью и свободно играть на рынке или быть внутренними структурами других организаций: научных институтов, вузов, министерств как выше названный социологический центр при Министерстве образования или информационно-аналитический центр при Мэрии и т.д.
Стоит особо выделить академические структуры, чьи исследования финансируются при помощи грантов. У них иной стиль работы. «Мы проводим исследования, связанные с электоральным поведением не для того, чтобы выявить рейтинги и определить, кто победит, — говоритМ. Косолапое, руководитель лаборатории в Институте социологии РАН. — А для того, чтобы действительно изучить электоральное поведение. Все наши исследования в общем академические». У такого рода исследований свои заказчики и источники финансирования. Конкуренция есть и в этой среде, но она во многом специфична по сравнению с открытым рынком.
Рынок исследовательских услуг характеризуется разветвленной структурой, а участники отличаются по многим критериям, и в каждой классификации есть свои подтверждения и исключения. В целом, это говорит о противоречивости рынка, отсутствии применимых для всех и одобряемых всеми правил. Рынок — во многом стихийное явление и не предоставляет одинаковых условий для развития такого большого числа участников.