Самая знаменитая страховая компания в мире «Ллойд» в Лондоне нажила бесчисленные миллионы на склонности людей беспокоиться о том, что случается очень редко. Лондонская компания «Ллойд» держит пари с людьми, которые к ней обращаются, что несчастья, о которых они беспокоятся, никогда не произойдут. Однако фирма не называет это держать пари. Она называет это страхованием. Но на самом деле она действительно держит пари, исходя из закона больших чисел.
Эта огромная страховая компания процветает Уже двести лет. И если не изменится человеческая натура, компания будет существовать и процветать еще пятьдесят веков, занимаясь страхованием обуви и кораблей от несчастных случаев, которые по закону больших чисел происходят совсем не так часто, как мы воображаем. Если мы ознакомимся с законом больших чисел, о часто будем поражены фактами, которые обнаружим. Например, если бы я знал, что в те-
чение следующих пяти лет мне придется сражаться в такой же кровавой битве, как битва при Геттисберге, я пришел бы в ужас. Я бы написал завещание и привел бы все свои земные дела в порядок. Я бы подумал: «По всей вероятности, я не переживу эту битву, и поэтому мне следует прожить оставшиеся несколько лет наилучшим образом».
Однако факты, в соответствии с законом больших чисел, говорят, что попытаться прожить от возраста пятидесяти лет до пятидесяти пяти е мирное время столь же опасно и столь же чревато роковым исходом, как и сражаться в битве при Геттисберге. Я имею в виду следующее: е мирное время на каждые тысячу человек в возрасте от пятидесяти до пятидесяти пяти лет умирает столько же, сколько было убито на тысячу среди 163 000 солдат, сражавшихся npv Геттисберге.
«По закону больших чисел этого не случится» — эта фраза устранила девяносто процентов моего беспокойства и дала мне возможность прожить последние двадцать лет спокойно и счастливо сверх моих самых радужных ожиданий». Когда я оглядываюсь на прошедшие десятиле тия, я понимаю, что большая часть моего беспо
Немчинов B.C. Статистика как наука // Вопросы экономики. 1952. № 10. С. 105.
Крупные индустриальные и постиндустриальные державы, равно как и древние империи, представляют собой материализацию статистических закономерностей, и для них верен закон больших чисел.
Те, кто онтологизирует закон больших чисел, утверждают, что чем меньше будет человеческая популяция, тем хуже будет выполняться в ней закон больших чисел и менее предсказуемым станет поведение ее членов. И наоборот: поступки отдельных людей могут варьироваться, но популяция в целом будет вести себя вполне предсказуемо. На языке математической теории вероятностей это означает, что статистическое различие между маленькой человеческой популяцией и крупной (10 000 человек и больше) состоит в том, что поведение маленькой популяции не предсказуемо точно, а поведение крупной подчиняется динамическим закономерностям и может быть предсказано практически однозначно16.
Таким образом, в гносеологическом смысле закон больших чисел применяют к поведению цифр, а в онтологическом — к поведению людей. Сторонники его онтологизации заявляют: в социумах, достигших численности населения выше критической величины (обычно порог устанавливается выше 10 000 человек), начинает действовать статистический закон больших чисел. В таком понимании этот закон приложим не только к обществам, но и к социальным группам внутри них. Так, моряков сотни тысяч, а космонавтов десятки. Следовательно, к первым закон применим, а ко вторым нет.
Онтологическую интерпретацию закона больших чисел можно назвать реи-фекацией, т.е. овеществлением идеальных сущностей. На основе такого подхода некоторые авторы утверждают, что роль личности в истории пренебрежимо мала.
койства создавалась воображением. Джим Грант рассказал мне, что он тоже пережил это. Он является владельцем фирмы «Джеймс А. Грант» в Нью-Йорке. Его фирма занимается оптовой продажей апельсинов и грейпфрутов из Флориды. Джим Грант организует отправку из Флориды сразу от десяти до пятнадцати вагонов с фруктами. Он сказал мне, что раньше обычно терзал себя такими мыслями: «А вдруг произойдет крушение поезда? А что, если все мои фрукты разбросаны? А что, если рухнет мост, когда мои вагоны будут переезжать через него?» Конечно, фрукты были застрахованы. Но он беспокоился, что если они не будут вовремя доставлены, то он потеряет свой рынок сбыта. Он так беспокоился, что стал подозревать у себя язву желудка и обратился к врачу. Врач не нашел у него никаких болезней, за исключением расшатанных нервов. «Вдруг меня осенило, — рассказывал он, — и я стал задавать себе вопросы. Я сказал себе: "Послушай, Джим Грант, сколько вагонов с фруктами ты доставил за все эти годы?" Ответ был: "Около двадцати пяти тысяч". Затем я задал себе вопрос: "Сколько вагонов пострадало от крушений?" Ответ был: "Возможно, пять". Тогда я сказал сам себе: "Только пять
из двадцати пяти тысяч? Ты знаешь, что это значит? Отношение: пять тысяч к одному! Другими словами, по закону больших чисел, основанному на опыте, шансы, что один из твоих вагонов пострадает, составляют пять тысяч к одному. Так о чем же тебе беспокоиться?"
Затем я сказал себе: "Но ведь мост может рухнуть!" Тогда я спросил себя: "В самом деле, сколько вагонов ты потерял из-за того, что рухнул мост?" Ответ был: "Ни одного". Тогда я сказал себе: "Неужели тебе не стыдно доводить себя до язвы желудка беспокойством из-за моста, который никогда не обрушивался. А что касается железнодорожной катастрофы, то шансы составляют пять тысяч против одного!"
Клягин Н.В. Происхождение цивилизации (социально-философский аспект). М., 1996.